РП Биология 6 - 2020

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ;
- Примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по
биологии;
- Программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С.
Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский
центр Вентана-Граф, 2012);
- Учебным планом МБОУ Школы-интената г.Моздока на 2020 – 2021 учебный
год;
- Оновной образовательной программы основного общего образования МБОУ
Школы-интената г.Моздока.
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного,
личностного и познавательного развития учащихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-х
классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у
обучающихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства
живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении
многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое
внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В
рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций.
На основании примерных программ Министерства Образования РФ,
содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6-х классах
реализуется базовый уровень. Курс биологии 6 класса продолжает пятилетний цикл
изучения биологии в основной школе.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о
ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. отбор содержания
проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся
должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной
и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные
предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности
научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5-м и 6-м классах) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов
этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания
жизни на планете.
Место курса биологии в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По
отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе
его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных,
грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.
Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом,
содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса биологии 6 класса
Личностными результатами являются следующие умения:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в
организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов
друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметными результатами являются формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- определять роль растений в природе и жизни человека;
- объяснять роль растений в круговороте веществ;
- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания
и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;
- перечислять отличительные свойства растений;
- различать основные группы растений;
- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;
- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления
и изучения препаратов;
- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые растения Смоленской области.
Содержание курса биологии в 6 классе
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотиче-

скому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых
систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как
основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать
приобретенные знания в практической деятельности.
Наука о растениях – ботаника (4 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и
жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные
формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление
клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Экскурсия
«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».
Органы растений (9 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и
двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о
жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней.
Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение
корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.
Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по
стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище,
клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление.
Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их
многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление.
Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторные работы
«Строение семени фасоли»
«Строение вегетативных и генеративных почек»
«Внешнее строение листьев»
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»
«Изучение строения соцветий»

Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений.
Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у
цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные
изменения в жизни растений.
Практические работы
«Черенкование комнатных растений»
«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»
Многообразие и развитие растительного мира (9 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические
категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений.
Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в
сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как
продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в
промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных),
Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика
семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход
растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их
приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
«Изучение внешнего строения мхов»
Природные сообщества (3 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом
фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»
Учебно-тематическое планирование
№

Модуль (глава)

Количество часов

1.

Наука о растениях - ботаника

4

2.

Органы растений

9

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

4.

Многообразие и развитие растительного мира

9

5.

Природные сообщества

3

6.

Итоговое повторение
Итоговый контроль
Итого

3
34

Планируемые результаты изучения курса биологии
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных
в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
По окончанию 6 класса обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить
наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и
объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека
в природе.
По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения
культурных растений;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Литература
1.
И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.:
издательство «Вентана-Граф», 2016
2.
И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
3.
М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005
4.
Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006
5.
О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 611 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011
6.
Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград. издательство «Учитель», 2013
7.
В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011
Интернет-ресурсы:
1. http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
2. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
3. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
4. . www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
5. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно
о
ботанике.
Жизнь
растений.

Календарно-тематическое планирование
Дата

№
урока

Тема урока

личностные

Планируемые результаты
метапредметные

Наука о растениях – ботаника – 4 часа

1.

Царство Растения. Об- Ориентация в межличностных
щая характеристика рас- отношениях.
тений.
Умение выделять нравственный аспект поведения.
Самоопределение

2.

Разнообразие растений. Ориентация в межличностных
Особенности внешнего отношениях.
строения растений.
Умение выделять нравственный аспект поведения.
Самоопределение

3.

Клеточное строение рас- Сформированность
познаватений. Свойства расти- тельных интересов и мотивов к
тельной клетки.
изучению биологии

Различать царства живой природы.
Характеризовать различных представителей царства Растения.
Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития
науки о растениях.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
сообщения о роли растений в природе, об истории использования
растений человеком (П) Умение
слушать и вступать в диалог (К)
Характеризовать внешнее строение
растений.
Объяснять отличие вегетативных
органов от генеративных.
Умение слушать и вступать в диалог(К)
Осваивать приёмы работы с определителем растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
сообщения о роли растений в природе, об истории использования
растений человеком (П)
Приводить примеры одноклеточных
и многоклеточных растений.
Различать и называть органоиды
клеток растений.
Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

предметные
Знать правила работы в кабинете
биологии, технику безопасности при
работе с биологическими объектами и
лабораторным оборудованием. Царства живой природы. Места обитания
растений. История использования и
изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях —
ботаника

Внешнее строение, органы растения.
Вегетативные и генеративные органы.
Семенные и споровые растения.
Представление о жизненных формах
растений, примеры. Характеристика
отличительных свойств наиболее
крупных категорий жизненных форм
растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Клетка как основная структурная
единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка,
ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки. Деление
клетки. Клетка как живая система.

4.

1 (5)

Ткани растений

Семя, его строение и
значение. Условия прорастания семян

Обобщать знания и делать выводы о
взаимосвязи работы всех частей
клетки.
Выявлять отличительные признаки
растительной клетки
Сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
тельных интересов и мотивов к логично излагать материал; аналиизучению биологии
зировать текст, таблицу, рисунок и
на этой основе формулировать выводы

Органы растений – 9 часов

Сформированность
познавательных интересов и мотивов к
изучению биологии;
овладение интеллектуальными
умениями
(анализировать,
сравнивать, делать выводы).

Овладение учебными умениями:
работать с учебной и справочной
литературой, логично излагать материал;
овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений,
проводить презентацию полученных
знаний и опыта.

Особенности растительной клетки

Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и
функции тканей растений.
Устанавливать взаимосвязь строения
и функций тканей.
Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени.
Описывать строение зародыша растения.
Устанавливать сходство проростка с
зародышем семени.
Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных
растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о
роли семян в жизни человека.
Проводить наблюдения, фиксировать
их результаты во время выполнения
лабораторной работы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Характеризовать роль воды и воздуха
в прорастании семян.
Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян.

2 (6)

Корень, его строение и
значение

Овладение интеллектуальными
умениями (наблюдать, устанавливать
причинноследственные связи, делать
обобщения и выводы).

Овладение
исследовательскими
умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта.

3 (7)

Побег, его строение и
развитие

Сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
изучению биологии
литературой, логично излагать материал;
проводить анализ и обработку информации.

4 (8)

Лист, его строение и зна- Сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
чение
тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
изучению биологии
литературой, логично излагать материал;
проводить анализ и обработку информации.

5 (9)

Стебель, его строение и Сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
значение
тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
изучению биологии
литературой, логично излагать ма-

Объяснять зависимость прорастания
семян от температурных условий.
Прогнозировать сроки посева семян
отдельных культур
Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных
экземплярах, натуральных объектах.
Называть части корня.
Устанавливать взаимосвязь строения
и функций частей корня.
Объяснять особенности роста корня.
Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период
роста.
Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.
Называть части побега.
Определять типы почек на рисунках,
фотографиях, натуральных объектах.
Характеризовать почку как зачаток
нового побега.
Объяснять назначение вегетативных
и генеративных почек.
Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.
Определять части листа на гербарных
экземплярах, рисунках.
Различать простые и сложные листья.
Характеризовать внутреннее строение
листа, его части.
Устанавливать взаимосвязь строения
и функций листа.
Характеризовать видоизменения листьев растений.
Описывать внешнее строение стебля,
приводить примеры различных типов
стеблей.

6 (10)

«Внешнее строение кор- овладение интеллектуальными
невища, клубня, лукови- умениями (наблюдать, устанавцы»
ливать причинно-следственные
связи, делать обобщения и выводы).

7 (11)

Цветок, его строение и
значение. Соцветия.

Сформированность
познавательных интересов и мотивов к
изучению биологии

8 (12)

Плод. Разнообразие и
значение плодов

Сформированность
познавательных интересов и мотивов к
изучению биологии

териал;
Называть внутренние части стебля
проводить анализ и обработку ин- растений и их функции.
формации
Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Овладение учебными умениями: Изучать и описывать строение подработать с учебной и справочной земных побегов, отмечать их разлилитературой, логично излагать ма- чия.
териал;
Фиксировать результаты исследоваовладение исследовательскими уме- ний. Соблюдать правила работы в
ниями: определять цели лаборатор- кабинете, обращения с лабораторным
ной работы, осуществлять фиксиро- оборудованием
вание и анализ фактов или явлений,
проводить презентацию полученных
знаний и опыта
Овладение учебными умениями: Определять и называть части цветка
работать с учебной и справочной на рисунках, фотографиях, натуральлитературой, логично излагать ма- ных объектах.
териал;
Называть функции частей цветка.
овладение исследовательскими уме- Различать и называть типы соцветий
ниями: определять цели лаборатор- на рисунках и натуральных объектах.
ной работы, осуществлять фиксиро- Характеризовать значение соцветий.
вание и анализ фактов или явлений, Объяснять взаимосвязь опыления и
проводить презентацию полученных оплодотворения у цветковых растезнаний и опыта
ний. Характеризовать
типы
опыления
у
растений.
Устанавливать взаимосвязь функций
частей цветка и поведения животных
в период опыления
Овладение учебными умениями: Объяснять процесс образования плоработать с учебной и справочной да. Определять типы плодов и класлитературой, логично излагать ма- сифицировать их по рисункам, фототериал;
графиям, натуральным объектам.
овладение исследовательскими уме- Описывать способы распространения
ниями: определять цели лаборатор- плодов и семян на основе наблюденой работы, осуществлять фиксиро- ний.

9 (13)

1 (14)

2 (15)

вание и анализ фактов или явлений,
проводить презентацию полученных
знаний и опыта;
умение работать с информацией:
самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета)
Обобщение и системати- Овладение интеллектуальными Обобщать и систематизировать зназация знаний по матери- умениями (делать обобщения и ния по теме, делать выводы.
алам темы «Органы рас- выводы)
овладение коммуникативными уметений»
ниями и опытом межличностных
коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о
роли плодов и семян в природе и
жизни человека.

Минеральное
растений

Объяснять роль корневых волосков в
механизме почвенного питания.
Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.
Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных
удобрений для растений.
Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий
внешней среды.

Основные процессы жизнедеятельности растений – 6 часов

питание Сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
изучению биологии
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации
Воздушное питание рас- Сформированность у учащихся Овладение учебными умениями:
тений — фотосинтез
ценностного отношения к при- работать с учебной и справочной
роде
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку ин-

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы,
выполнять задания

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.
Объяснять роль зелёных листьев в
фотосинтезе.
Приводить примеры организмов —
автотрофов и гетеротрофов, находить
различия в их питании.
Обосновывать космическую роль зелёных растений.

формации
3 (16)

Дыхание и обмен ве- сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
ществ у растений
тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
изучению биологии
литературой, логично излагать материал;
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных
коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

4 (17)

Размножение растений:
половое и бесполое

5 (18)

Вегетативное размноже- Сформированность у учащихся Осуществлять фиксирование и анание растений и его ис- ценностного отношения к при- лиз фактов или явлений, видеть пупользование человеком
роде
ти и способы решения исследуемой
проблемы

6 (19)

Рост и развитие расте- Сформированность

Сформированность
познавательных интересов и мотивов к
изучению биологии; овладение
интеллектуальными умениями
(анализировать,
сравнивать,
классифицировать, устанавливать
причинно-следственные
связи, делать обобщения и выводы).

Овладение учебными умениями:
работать с учебной и справочной
литературой, логично излагать материал

познава- Овладение

учебными

умениями:

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о
роли фотосинтеза на нашей планете
Характеризовать сущность процесса
дыхания у растений.
Устанавливать взаимосвязь процессов
дыхания и фотосинтеза, проводить их
сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как
важный признак жизни
Характеризовать значение размножения живых организмов.
Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры.
Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.
Объяснять биологическую сущность
полового размножения.
Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.
Называть основные особенности
оплодотворения у цветковых растений.
Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение»
применительно к цветковым растениям.
Называть характерные черты вегетативного размножения растений.
Сравнивать
различные
способы
и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.
Называть основные черты, характери-

ний. Обобщение знаний тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
по теме.
изучению биологии
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации.
Обобщать и систематизировать
знания по теме, делать выводы.
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных
коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

зующие рост растения.
Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.
Сравнивать процессы роста и развития.
Характеризовать этапы индивидуального развития растения.
Устанавливать зависимость роста и
развития растений от условий среды.
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы,
выполнять задания

Систематика растений, Сформированность
познаваеё значение для ботани- тельных интересов и мотивов к
ки. Водоросли, их мно- изучению биологии
гообразие в природе

Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать
растения
по
группам.
Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы
с определителем растений. Объяснять
значение систематики растений для
ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности
К. Линнея и роли его исследований в
биологии.
Выделять и описывать существенные
признаки водорослей.
Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей.
Распознавать водоросли на рисунках,
гербарных материалах.
Сравнивать водоросли с наземными

Многообразие и развитие растительного мира – 9 часов

1 (20)

Овладение учебными умениями:
работать с учебной и справочной
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации

2 (21)

Отдел Моховидные. Об- Сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
щая характеристика и тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
значение
изучению биологии
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации

3 (22)

Плауны. Хвощи, папо- Сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
ротники
тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
изучению биологии
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации

растениями и находить общие признаки.
Объяснять процессы размножения у
одноклеточных и многоклеточных
водорослей.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о
значении водорослей в природе и
жизни человека
Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать
выводы.
Называть существенные признаки
мхов.
Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.
Выделять признаки принадлежности
моховидных к высшим споровым
растениям.
Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их
особенности.
Устанавливать взаимосвязь строения
мхов и их воздействия на среду обитания.
Сравнивать особенности строения и
размножения мхов и папоротникообразных. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе.

4 (23)

Отдел
Голосеменные. Сформированность
познаваОбщая характеристика и тельных интересов и мотивов к
значение
изучению биологии и общению
с природой

Овладение учебными умениями:
работать с учебной и справочной
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации

5 (24)

Отдел
Покрытосемен- Сформированность
познаваные. Общая характери- тельных интересов и мотивов к
стика и значение.
изучению биологии и общению
с природой

Овладение учебными умениями:
работать с учебной и справочной
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации

6 (25)

Семейства класса Дву- Сформированность

познава- Овладение

учебными

умениями:

Выявлять общие черты строения и
развития семенных растений.
Осваивать приёмы работы с определителем растений.
Сравнивать строение споры и семени.
Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных.
Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для
жизни голосеменных.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
проекта о значении хвойных лесов
России
Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.
Сравнивать и находить признаки
сходства и различия в строении и
жизнедеятельности покрытосеменных
и голосеменных.
Применять приёмы работы с определителем растений.
Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к
условиям среды.
Выделять и сравнивать существенные
признаки строения однодольных и
двудольных растений.
Объяснять причины использования
покрытосеменных для выведения
культурных форм.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений
Выделять основные признаки класса

дольные

тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
изучению биологии и общению литературой, логично излагать мас природой
териал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации

7 (26)

Семейства класса Одно- Сформированность
познавадольные
тельных интересов и мотивов к
изучению биологии и общению
с природой

Овладение учебными умениями:
работать с учебной и справочной
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации

8 (27)

Историческое развитие Сформированность
познаварастительного мира. Раз- тельных интересов и мотивов к
нообразие и происхож- изучению биологии
дение культурных растений.

Овладение учебными умениями:
работать с учебной и справочной
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку ин-

Двудольные.
Описывать отличительные признаки
семейств Двудольных.
Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.
Применять приёмы работы с определителем растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека
Выделять признаки класса Однодольные.
Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на
семейства.
Описывать характерные черты семейств однодольных растений.
Применять
приёмы
работы
с определителем растений.
Приводить примеры охраняемых видов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные
Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.
Описывать основные этапы эволюции
организмов на Земле.
Выделять этапы развития растительного мира.
Называть черты приспособленности
растений к наземному образу жизни.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о

формации

9 (28)

редких и исчезающих видах растений.
Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.
Приводить примеры культурных растений своего региона.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации
сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.
Обобщение и системати- Овладение интеллектуальными Обобщать и систематизировать зна- Обобщать и систематизировать зназация знаний по матери- умениями (делать обобщения и ния по теме, делать выводы.
ния по теме, делать выводы
алам темы «Многообра- выводы)
овладение коммуникативными умезие и развитие растиниями и опытом межличностных
тельного мира»
коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Природные сообщества – 3 часа

1 (29)

Понятие о природном Сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
сообществе — биогеоце- тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
нозе и экосистеме
изучению биологии
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на
печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);
проводить анализ и обработку информации

2 (30)

Совместная жизнь орга- Сформированность у учащихся Овладение
исследовательскими
низмов в природном со- ценностного отношения к при- умениями: формулировать проблеобществе
роде, жизни
му исследования, определять цели,
гипотезу, этапы и задачи исследова-

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».
Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.
Оценивать роль круговорота веществ
и потока энергии в экосистемах.
Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.
Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о
природных сообществах России
Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений,
делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучае-

ния, самостоятельно моделировать и
проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ
фактов или явлений, видеть пути и
способы решения исследуемой проблемы
3 (31)

Смена природных сооб- Сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
ществ и её причины
тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
изучению биологии
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией

1 (32)
2 (33)

Итоговое повторение
Промежуточная
(годовая) аттестация: тест
Летние задания

3 (34)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Овладение интеллектуальными
умениями (делать обобщения и
выводы)
Сформированность
познава- Овладение учебными умениями:
тельных интересов и мотивов к работать с учебной и справочной
изучению биологии
литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией

мые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы
растений, отмечать весенние явления
в
природе.
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.
Соблюдать правила поведения в природе
Объяснять причины смены природных сообществ.
Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними
и внутренними причинами.
Объяснять причины неустойчивости
культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость
бережного отношения к природным
сообществам.
Выявление уровня сформированности
основных видов учебной деятельности.
Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране
растительного мира.
Выбирать задание на лето, анализировать его содержание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».