РП Литература 5 класс

Пояснительная записка.
Общая характеристика программы.

Количество часов: 3 часа в неделю (102 часа)
Уровень: базовый
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными
законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России
от 29.12.2014 г. № 1644; от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. №
576; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
5. Авторской программы по литературе к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв,
В.И. Коровин (М., Просвещение, 2014 г.).
6. Устав МБОУ школы-интерната им. З.К. Тигеева г. Моздока.
7. Учебный план МБОУ школы-интерната им. З.К. Тигеева г. Моздока на 2021-2022 учебный год.

Планируемые результаты
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству,
уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным
миром авторов и судьбами их героев.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на
основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих
требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное
обучение на следующей ступени общего образования.
Литература:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги
(обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и
работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная
природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора.
Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель
житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной
сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты
родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с
Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки
фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой
силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности
сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и
песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий
народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского
«Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха
и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной.
Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев.
Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет.
Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения.
Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.
Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий,
сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир
детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство,
сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы,
облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две
разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор
ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот
летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное
чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской
земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести.
Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления
героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми
ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление
к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных
сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении –
жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах.
Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через
испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.
Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема
произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; ДонАминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для
детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым
возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники
Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера»(отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты
характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.
Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных
обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.

Тема урока

Книга и ее роль в
духовной жизни
человека и
общества

Колво
часов

Планируемые результаты
Личностные

Метапредметные:

Дата
Предметные:

умение работать с текстом,
выделять в нём главное.

знать и понимать цели и
задачи предмета, структуру
учебника-хрестоматии

находить отличительные черты пословиц и
поговорок, выделять тематику пословиц и
поговорок, понятие афористичности

определять критерии для
сравнения понятий,
выслушивать и объективно
оценивать другого; уметь
вести диалог

понимание принципов построения или создания
произведений каждого жанра; создание считалки,
небылицы, загадки.

овладение умением
составлять малые жанры
фольклора, находить их черты
их сходства и различия.

понимание жанровых особенностей, видов
сказок; традиционных персонажей волшебных
сказок, присказки -небылицы, характерные для
сказок обороты речи (постоянные эпитеты,
сказочные зачины и концовки);

определение характерных для
сказок обороты речи в
самостоятельно прочитанных
сказках, использование при
сказывании сказок,
сопоставление эпизоды сказок,
сказочных героев с их
изображением в живописи и
графике.
сопоставление иллюстраций
художников с текстом сказки,
овладение умением
составлять план

знать малые фольклорные
жанры, их отличительные
особенности; причины
возникновения и цель
создания малых жанров
фольклора
знать малые фольклорные
жанры, их отличительные
особенности; причины
возникновения и цель
создания малых жанров
фольклора
давать определение
понятию, делать вывод об
основных чертах жанра.

:
выделять специфику художественной
литературы и содержание. Работать с
учебником.

1

(в соответствии с ФГОС)

Устное народное творчество - 10 ч.

2.

Русский фольклор.
Малые жанры
фольклора.

1

Детский
фольклор
3.

4.

1

Сказка как особый
жанр фольклора

1

5.

6.

«Царевналягушка» встреча с
волшебной
сказкой

Народная мораль
в характерах и
поступках героев.

понимание общего движения сюжета, идеи
сказки и характеров ее героев; что такое
художественный пересказ, нахождение отличий
в вариантах сказки; умение определять
особенности фольклорной волшебной сказки,
истолковывать смысл «необычайных ситуаций»,
читать волшебную сказку, пересказывать ее,
сохраняя напевность сказки,

1

умение формулировать мораль сказки, находить
отраженные в ней народные идеалы, развивать
воображение, мотивировать ответ.
1

умение работать с
текстовым материалом,
овладение умением
выразительного чтения

знание жанровых
особенностей сказки; умение
охарактеризовать героев
сказки,
знать схему построения
волшебной сказки; умение
отличать виды сказок.
знание жанровых
особенностей сказки; умение
охарактеризовать героев
сказки,
знать схему построения

7.

Иван-царевич –
победитель
житейских
невзгод.
Животныепомощники.

1

Изобразительный
характер формул
волшебной сказки.
8.

9.

10.

11.

12.

1
«Иван –
крестьянский сын
и чудо-юдо».
Волшебная
богатырская
сказка героич.
содерж.

Особенности
сюжета сказки.
Нравственное
превосходство
главного героя.
Сказка о
животных
«Журавль и
цапля». Бытовая
сказка
«Солдатская
шинель»

1

понимание тайны сказочной поэтики, народной
мудрости, переданной в сказке, как совокупность
художественных приемов и изобразительновыразительных средств помогают раскрыть и
воплотить замысел сказки; характеры героев

умение работать с
текстовым материалом,
овладение умением
выразительного пересказа,
сопоставление иллюстраций
художников с текста ми сказки

понимание тайны сказочной поэтики, народной
мудрости, переданной в сказке, как совокупность
художественных приемов и изобразительновыразительных средств помогают раскрыть и
воплотить замысел сказки; характеры героев

умение работать со статьёй
учебника, знание основных
этапов жизни и творчество
художников.

понимание общего движения сюжета, идеи
сказки и характеров ее героев; что такое
художественный пересказ; умение определять
особенности фольклорной волшебной сказки,
истолковывать смысл «необычайных ситуаций»,
читать волшебную сказку, пересказывать ее,
сохраняя напевность сказки,

сопоставление иллюстраций
художников с текстом сказки,
овладение умением пересказа
текста.

знание жанровых
особенностей сказки; умение
охарактеризовать героев
сказки,
знать схему построения
волшебной сказки; умение
отличать виды сказок.

понимание особенностей сюжета сказки;
умение видеть нравственное превосходство
главного героя; составлять план; устно
описывать иллюстрацию

овладение умением пересказа
текста, умение составлять
план по предложенному
тексту.

понимать жанровые особенности сказки о
животных, иносказательный смысл бытовых
сказок (сюжеты, реальная основа)

овладение умением
выразительного чтения
текста, умение находить в
тексте ответы на поставлен
ные вопросы.

закрепить понятие о
литературной сказке,
развивать навыки пересказа
текста, выразительного
чтения, знать содержание
сказки, владеть начальными
навыками литературоведч.
анализа
умение объяснять отличие
сказки о животных
(животные не помощники, а
главные герои) и бытовой
сказки (отражен быт),
повседневная жизнь) от
волшебной, умение
сопоставлять разные виды
сказок.

1

1

Древнерусская литература
2 ч.
знать определение понятия «летопись»;
понимать, когда возникла древнерусская
литература; основную мысль «Повести
временных лет», одной из ее частей «Подвиг
отрока…».

Возникновение
древнерусской
литературы.
«Повесть
временных лет».
1

волшебной сказки; умение
отличать виды сказок.
иметь представление о
системе образов сказки и
приемах ее создания; умение
составлять рассказ о
сказочном герое (портрет,
речь, поступки, поведение,
отношение к окружающим)
умение находить отличия в
вариантах сказки.

умение сжато передать
содержание статьи учебника,
овладение умением
выразительного чтения
текста, умением
сопоставлять текст с
репродукциями картин.

умение объяснять жанровые
особенности летописи
(краткость, напевность,
отношение автора к героям),

13.

«Подвиг отрокакиевлянина и
хитрость
воеводы
Претича».

умение определять черты фольклора в
летописи.
1
Литература 18 века
1 ч.

14.

понимание значимости личности
М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было
«утверждение наук в отечестве».

М.В.Ломоносов
«Случились
вместе два
Астронома в
пиру…»

овладение умением
выразительного чтения
стихотворений

знать определение
теоретико-литературных
понятий: роды литературы
(эпос, лирика, драма),
литературные жанры;
умение оперировать ими в
речи, объяснять смысл
прочитанного
стихотворения (чему
противо поставлен
житейский, практический
опыт простого человека

умение выразительно читать

умение определять, к какому
роду литературы относятся
басни, находить жанровые
особенности басни,
объяснять отличие басни от
сказки, знать жанровые
особенности басни
знать жанровые особенности
басни

1

15.

Литература 19 века
39 ч.
знать определение понятий «басня», «мораль»,
«аллегория», «олицетворение», истоки
басенного жанра (имена родоначальников
басенного жанра, имена отечественных
баснописцев)

Русские басни.
Басня как
литературный
жанр
1

16.

17.

И.А.Крылов. Слово
о баснописце.
Басня «Волк на
псарне»

1

знать творческую историю басни, понимать ее
драматический конфликт, исторический
контекст и мораль басни

понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их
общую интонацию, их смысл, находить
аллегорию, мораль, объяснять их, использовать
поговорки, пословицы, афоризмы из басен
Крылова в речи

И.А.Крылов. Басни
«Ворона и
Лисица», «Свинья
под дубом»

умение выразительно
читать, при помощи
интонации выражать чувства
героев (лицемерие Волка,
мудрость Ловчего),
установление ассоциативных
связей с произведениями
живописи
уметь устанавливать
ассоциативные связи с
произведениями живописи,
сопоставлять басни Крылова с
баснями других авторов

знать жанровые
особенности басни

1

18.

Р/р Жанр басни.
Повествование и
мораль в басне

1

на основе морали басни доказать ее
сатирические истоки, приводя цитаты из текс
та, включать авторское отношение к героям,
высказывая свою точку зрения. Использовать в
речи понятия морали, аллегории,
олицетворения.

умение выразительно читать

знать художественные
особенности басни; уметь на
основе морали одной из басен
сочинить свою, выбрать
сюжет, действующие лица,
включить диалог между ними,
раскрыть в диалоге
стремления героев, их

19.

20.

21.

22.

В/ч Басенный мир
Ивана Андреевича
Крылова

В.А.Жуковский –
сказочник. Сказка
«Спящая царевна»

«Спящая
царевна».
Сходные и
различные черты
сказки Жуковского
и народной сказки.
Баллада
В.А.Жуковского
«Кубок»

знание основных мотивов творчества Крылова

умение выразительно читать

знать сведения о поэте, историю создания
сказки

умение работать с разными
источника ми, планировать
свою деятельность под
руководством учителя,
установление ассоциативных
связей с произведениями
живописи
овладение умением
составления таблицы,
выявление общих и
отличитель ных черт

1

1

понимание роли и значения сказок в жизни
человека

1

1

знать историю создания баллады, определение
понятия «баллада»,

вырабатывать умение
выразительного чтения

характеры, использовать
олицетворение, аллегорию,
создавая басню; понимать,
что басня не только
эпический, но и сатирический
жанр
понимание близости басни к
УНТ, ее иносказательный и
обобщенный смысл,
анализировать басни с
одинаковым сюжетом,
отмечая в них общее и
различное; умение
оценивать отношение
автора к героям,
увлекательность и
сценичность басенного
сюжета, разговорную
интонацию стихотворного
повествования, мастерство
антитезы и
афористичность речи;
сравнивать басни
прозаические и поэтические,
использовать пословицы,
афоризмы из басен Крылова в
собственной речи
знать сюжет и героев;
умение сопоставлять
литературную и
фольклорную сказки.

знание сюжета и героев
литературной сказки;
выявление отличий сказки
литературной от народной;
умение сопоставлять
литературную и
фольклорную сказки
знать жанровые
особенности; понимать
поступки героев, определять
реальные события и
фантастические, отношение
автора к героям

23.

24.

25.

26.

27.

Роберт Льюис
Стивенсон.
Баллада
«Вересковый мед»

1

А.С.Пушкин. Слово
о поэте.
Стихотворение
«Няне». «У
лукоморья…»

Помощники
царевны.
Народная мораль,
нравственность

вырабатывать умение вырази
тельного чтения, умение
работать с различными
источниками, выделять
главное в текс-те, отвечать
на поставленные вопросы

понимать, какие черты
характера прославляет
автор; уметь находить
признаки жанра баллады в
«Вересковом меде»
Р.Л.Стивенсона

знать сведения о детстве и детских
впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок
няни

отработка умения
выразительно читать
стихотворение

знать историю рождения сюжета сказки

ставить учебную задачу под
руководством учителя,
отработка умения
выразительно читать
стихотворение

знать определение понятий ритм, рифма
(перекрестная, парная, опоясывающая), строфа

ставить учебную задачу под
руковод ством учителя,
определять критерии для
сравнение понятий,
выслушивать и объективно
оценивать другого

понимание роли сказки в жизни человека

выразительно читать сказку,
художественно пересказывать
эпизоды, объяснять выбор
сцены для иллюстрации,
определять критерии для
сравнения произведений

оценивать отношение поэта
к няне, определять роль
эпитетов и метафор в
создании словесной картины,
доказывать принадлежность
стихотворения к лирике как
роду литературы
знать особенности
стихотворной сказки;
понимать систему образов,
основные мотивы (добро и
зло, противостояние
красоты внешней и красоты
душевной); уметь отбирать
материал для
характеристики героев
понимать отличие речи
прозаической и
стихотворной,
аргументировать свой
ответ конкретными
примерами из изученных
произведений, объяснить
ритмическую и смысловую
роль рифмы в стихотворном
произведении; уметь,
используя текст
прозаической сказки и сказки
А.С.Пушкина, показать
разницу между прозаической и
стихотворной речью
отработать умение делать
сравнительную
характеристику персонажей,
определять сходство и
отличия русской народной и
литературной сказок,
сопоставлять
литературные сказки со
сходным сюжетом,
объяснять отношение
автора к изображаемому

1

А.С.Пушкин.
«Сказка о
мертвой царевне
и о семи
богатырях».
Борьба добрых и
злых сил
Р/р
Стихотворная и
прозаическая
речь. Ритм,
рифма, строфа.

знать сведения о жизни писателя, события, о
которых рассказывается в балладе
.

1

1

1

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Р/р Королевич
Елисей. Победа
добра над злом.

1

В/ч Сказки
А.С.Пушкина.
Поэма «Руслан и
Людмила»

2

Антоний
Погорельский.
Страницы
биографии. Сказка
«Черная курица,
или Подземные
жители»
Фантастическое
и достовернореальное в сказке
Нравоучительное
содержание

1

1

выработать умение
восстанавливать
деформированный текст,
чувствовать логику текста
выработать умение
восстанавливать
деформированный текст,
чувствовать логику текста

овладеть сведениями о жизни писателя, что
такое псевдоним

умение работать с учебником,
выделять главное в тексте,
отвечать на поставленный
вопрос

выработать умение
разбивать большие абзацы
на более маленькие отрывки,
правильно интонировать,
верно понимать смысловые
отрывки

знать, что такое сюжет, причудливый сюжет;

отработать умение
выразительного чтения,
краткого пересказа текста

умение находить
фантастическое и
достоверно-реальное в
сказке, находить абзацы,
имеющие нравоучительный
характер

знать отдельные факты биографии поэта,
условия, в которых формировался его характер,
историческую основу стихотворения; понимать
его героическую направленность, отношение
автора к родине;

умение работать с учебником,
выделять главное в тексте,
отвечать на поставленный
вопрос, установление
ассоциативных связей с
иллюстрацией
выработать умение
выразительно читать,
сопоставлять текст
произведе ния с
иллюстрациями, Бородинского
сражения

умение передать сюжет
стихотворения, объяснить,
почему Лермонтов построил
стихотворение как диалог.

уметь использовать текст
повести, сопоставляя свои
впечатления и изображенное
на репродукциях картин
А.И.Куинджи и И..Репина

иметь представ ление о
жанре повести;
анализировать своеобразие
языка произведения

ставить учебную задачу под
руководством учителя,
выработать умение
выразительного чтения,
установление ассоциативных
связей с произведениями живописи

уметь определять роль
понятий в повести,
выделять смысловые части
художественного текста,
составлять план,
пересказывать по плану,
характеризовать речь
рассказчика, объяснять, как
Гоголь сочетает в повести
обыденное и

умение объяснять, какие чувства объединяют
героев, автора и читателей, какие
изобразительно-вырази тельные средства
использует автор, описывая батальные сцены,
через чтение передать патриотический пафос
стихотворения, почувствовать слияние
эпического и лично-стного («мы» и «я») в
речевом и образном строе стихотворения

1

Н.В.Гоголь. Слово
о поэте. Сюжет
повести
«Заколдованное
место»
Реальное и
фантастическое
в сюжете повести

выработать умение
выразительно читать,
ставить учебную задачу под
руководством учителя,
выработать умение
выразительно читать,
ставить учебную задачу под
руководством учителя,

1

М.Ю.Лермонтов.
Слово о поэте.
Стихотворение
«Бородино»
Образ простого
солдата –
защитника
Родины в
стихотворении
«Бородино»

выработать умение работать с лексикой и
ритмом сказки, проводить работу по
стилистике сказки, определять музыкальность
пушкинской сказки
выработать умение работать с лексикой и
ритмом сказки, проводить работу по
стилистике сказки, определять музыкальность
пушкинской сказки

1

1

знать факты жизни писателя, связанные с
историей создания сборника «Вечера на
хуторе…», сюжет повести «Заколдованное
место», представлять обстановку и место
действия, обычаи украинского народа;
знать определение теоретических понятий:
юмор, фантастика

при помощи устного
словесного рисования
воспроизвести портреты
героев, наблюдать над
речью рассказчика и
определять роль звукописи в
описании событий

36.

Н.В.Гоголь
«Вечера на
хуторе близ
Диканьки»

37.

Контрольная
работа № 1по
произведениям 1ой половины 19
века

38.

39.

«Есть женщины в
русских
селеньях…» отрывок из поэмы
«Мороз, Красный
нос»

1

знать, какие еще повести входят в сборник
«Вечера на хуторе близ Диканьки»

умение работать с учебником,
выделять главное в тексте,
отвечать на поставленный
вопрос, установление
ассоциативных связей с
иллюстрацией

1

знать содержание изученных произведений,
определения теоретико-литературных
понятий;

умение отвечать на
поставленный вопрос

знать историю создания поэмы «Мороз, Красный
нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы»,
способы рифмовки

ставить учебную задачу под
руководством учителя,
выработать умение
выразительного чтения,
установление ассоциативных
связей с произведениями живописи
ставить учебную задачу под
руководством учителя,
выработать умение
выразительного чтения,
установление ассоциативных
связей с произведениями живописи

1

Мир детства в
стихотворении
«Крестьянские
дети»

знать содержание стихотворения

1

40.

41.

И.С.Тургенев.
Слово о писателе.
История создания
рассказа «Муму».
История
отношений
Герасима и
Татьяны. Герасим
и его окружение

1

1

соотносить описания быта и нравов
крепостнической России в рассказе со знаниями
об этом периоде из истории

ставить учебную задачу под
руководст-вом учителя,
умение выборочного пересказа,
уметь отвечать на вопросы

значение понятий крепостного права,
крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на
человека барства и рабства.

комментировать
художественный текст,
устанавливать
ассоциативные связи с
произведениями живописи.
Выборочно пересказывать
эпизоды, составлять
цитатный план.

фантастическое, страшное
и смешное
иметь общее представление
об их содержании,
художественном
своеобразии; уметь строить
монологическое
высказывание,
пересказывать эпизоды
уметь определять в тексте
изобразительновыразительные средства,
отличать речь прозаическую
и стихотворную,
использовать
первоначальные
представления о
стихосложении (ритм,
рифма, строфа) при выборе
ответа.
уметь находить в тексте
примеры используемых видов
рифм

уметь определять
авторскую позицию, роль
эпитетов и сравнений в
поэтическом описании
крестьянских детей,
выделять события, которые
происходят в настоящем
времени и в прошлом,
объяснять, почему рассказ
поэта об эпических событиях
прерывается его
лирическими воспоминаниями
Знать содержание рассказа
Тургенева, уметь
определять тему
произведения, выделять
проблемы
знать сюжет рассказа,
понимать духовные и
нравственные качества
Герасима; уметь
сопоставлять главного
героя с его окружением,
давать характеристику
героя по его поступкам,
поведению, использовать

42.

Герасим и Муму.
Счастливый год.

1

43.

Осада каморки
Герасима.
Прощание с Муму.

1

44.

45.

46.

47.

Р/р Духовные и
нравственные
качества
Герасима – сила,
достоинство,
сострадание,
великодушие, трудолюбие.
Р/р Анализ
сочинений.
Работа над
ошибками
А.А.Фет. Слово о
поэте.
Стихотворение
«Весенний дождь»

Л.Н.Толстой.
Рассказ-быль
«Кавказский
пленник». Сюжет
рассказа.

сопоставлять главного героя с окружающими,
составлять его характеристику, использовать
цитаты из текста в связном ответе.

знать содержание произведения, как безмерно
горе главного героя и как велико чувство
радости только при мысли о возможности
совершить самостоятельный поступок, в чем
превосходство Герасима над такими же
крепостными, как и он;

1

1

1

1

знать сюжет рассказа, понимать духовные и
нравственные качества Герасима, определение
понятий: портрет, пейзаж, литературный
герой;

Умение выполнять работу над ошибками,
выделять в отдельные случаи группы
фактических, стилистических, речевых и
грамматических ошибок
знать биографические сведения о Фете,
содержание его стихотворения

знать автора, биографические факты жизни
писателя, связанные с войной на Кавказе,
историю создания рассказа «Кавказский
пленник»; определение понятий: «рассказ-быль»,
«сюжет», «фабула», «литературный герой»

комментировать
художественный текст,
устанавливать
ассоциативные связи с
произведениями живописи.
Выборочно пересказывать
эпизоды, составлять
цитатный план.
уметь проводить частичный
анализ центральных эпизодов
текста, проследить за
изменениями, произошедшими
в главном герое
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
выборочного пересказа, уметь
отвечать на вопросы

планировать свою
деятельность под руковод
ством учителя, выработать
умение выразительного
чтения, умение работать с
учебником, отвечать на
поставленный вопрос

планировать свою
деятельность под руководством учителя, умение
работать с материалом
учебника, определять
критерии для сравнения
произведений

цитаты из текста в связном
ответе, составлять план
характеристики героя
знать, уметь
охарактеризовать героев
повести, давать оценку их
поступкам,
определять и
формулировать роль
пейзажа, сравнений; знать
композицию.
знать, уметь
охарактеризовать героев
повести, давать оценку их
поступкам, определять и
формулировать роль
пейзажа, сравнений; знать
композицию.
уметь сопоставлять
главного героя с его
окружением, давать
характеристику героя по его
поступкам, поведению,
использовать цитаты из
текста в связном ответе,
составлять план
характеристики героя

уметь определять, какие
художественные приемы
использует автор для
описания природы,
анализировать лирическое
произведение, выразительно
читать, передавать при
помощи интонации
впечатления от быстро
меняющихся картин и
состояний природы;
понимать авторское
отношение к природе.
уметь оперировать
понятиями при анализе
произведения, определять
главных сюжетных героев, их
роль в произведении,
специфику жанра; понимать
различие между былью
Н.В.Гоголя и былью
Л.Н.Толстого

48.

Жилин и
Костылин – два
разных характера,
две разные судьбы

1

Знать понятия «герой», «сопоставление»,
«противопоставление», средства раскрытия
характеров действующих лиц (поступки,
портрет, пейзаж, авторская оценка)

планировать свою
деятельность под руководством учителя, умение
работать с материалом
учебника, определять
критерии для сравнения
произведений

умение оперировать
понятиями при создании
сравнительной
характеристики, выявлять
авторскую позицию,
составлять рассказ от лица
героя

49.

Странная дружба
Жилина и Дины.

1

Способность передавать содержание
прочитанного текста; владение монологической
и диалогичес кой речью.

комментировать
художественный текст,
устанавливать
ассоциативные связи с
произведениями живописи.
Выборочно пересказывать
эпизоды, установление
ассоциативных связей с произведениями живописи

50.

Р/р Краткость и
выразительность
языка рассказа.

1

совершенствовать навыки устного и
письменного высказывания

находить ответ на
поставленный вопрос,
выслушивать и объективно
оценивать другого
установление ассоциативных
связей с произведениями живописи

уметь давать
характеристику героя,
отбирать материал из
художественного
произведения, определять
отношение автора к Дине и
Жилину, их дружбе, выражать
свое мнение; понимать
движение картин, эпизодов,
интонаций в рассказе Л.
Толстого (от войны и
вражды к милосердию и
духовной близости)
понимать простоту и
динамику языка «Кавказского
пленника»; сдержанную
эмоциональность
«внутренней» речи Жилина,
при анализе отмечать
сопричастность автора
герою рассказа как
своеобразие стилистики,
определять роль,
символический смысл
поэтических картин природы.

51.

Р/р Как работать
над сочинением
«Жилин и
Костылин: разные
судьбы»

1

Умение работать над типом речи
рассуждением, над композицией сочинения

52.

А.П.Чехов. Слово о
писателе.
«Хирургия»

знать автора и биографические сведения о нем;
уметь составить рассказ о писателе на основе
прочитанного
1

умение работать с учебником,
выделять главное в тексте,
установление ассоциативных
связей с иллюстрацией

передавать содержание
рассказа, акцентируя
внимание на речь героя, на
его действиях; понимать, на
чем основан юмор рассказа,
определять, какими
средствами писатель
создает юмористические
ситуации

53.

В/ч Юмор и
сатира в
творчестве
А.П.Чехова

умение определять такие приемы юмористи
ческой и сатирической оценки героев в рассказах
Чехова, как говорящие фамилии, грустный
взгляд сквозь веселый смех, отсутствие
пейзажа как средства характеристики героя,
выразительность, яркость художественной
детали, контрастность образов, сценичность
диалога, динамичность повествования,
индивидуальность речи

1

умение вступать в речевое
общение, участвовать в
диалоге; понимать точку
зрения собеседника, познавать
право на иное мнение.

характеризовать
особенности сюжета,
композиции, изобразительновыразительных средств;
выявлять авторскую
позицию.

владеть навыками анализа
поэтического произведения
(уметь определять тему,
идею, значение заголовка,
находить средства
художественной выразитель
ности, понимать их роль в
стихотворении, особенность
звукового оформления,
рифму, определять
настроение, которым
проникнуто стихотворение).
уметь работать над
выразительным чтением
стихотворения,
анализировать текст

Русские поэты 19 века о Родине - 2 ч.
54.

Образы природы в
русской поэзии.
Образ весны.
Ф.И.Тютчев,
А.Н.Плещеев.
Образ лета.
И.С.Никитин,
Ф.И.Тютчев

1

знать основные сведения из биографии поэтов;

выработать умение
выразительно читать стихи,
анализировать

55.

Р/р Образы
русской природы в
поэзии. Рифма,
ритм. Анализ
стихотворения

1

знать план анализа лирического произведения

ставить учебную задачу под
руковод ством учителя,
отрабатывать навыки
выразительного чтения

1

Русская литература 20 века
23 ч.
знать факты жизни писателя, положенные в
основу рассказа «Косцы»; понимать авторское
отношение к описываемым событиям;

56.

И.А.Бунин:
страницы
биографии.
Рассказ «Косцы»

57.

В.Г.Короленко.
Слово о писателе.
«В дурном
обществе»

знать факты жизни писателя, сюжет повести,
основных героев в их взаимосвязи; понимать, в
какое время происходят события
1

планировать свою
деятельность под руковдством учителя, умение
работать с учебником,
отвечать на поставленный
вопрос, выслушивать и
объективно оценивать другого

планировать свою
деятельность под руковдством учителя, умение
работать с учебником,
отвечать на поставленный
вопрос, выслушивать и
объективно оценивать другого

уметь сравнить
произведение Бунина со
стихотворениями русских
поэтов о родной природе и
родине; объяснить, что их
сближает, сопоставить
произведение
художественное с
живописным полотном,
проникнуться особым
сочувствием к косцам,
понимать их удаль и свободу,
их чувство любви к родной
стороне
наблюдать за художествен
ными средствами,
создающими образ одинокого
ребенка; уметь объяснять
роль пейзажа, портрета,
сравнения в описании Васи,
причины отчуждения между
Васей и его отцом, характер

58.

Повесть. Сюжет
и композиция
повести
«В
дурном
обществе»

знать определение понятий «композиция»;
«сюжет»; «повесть»; виды эпических
произведений;
1

планировать свою
деятельность под руковдством учителя, умение
работать с учебником,
отвечать на поставленный
вопрос, выслушивать и
объективно оценивать другого
планировать свою
деятельность под руковдством учителя, умение
работать с учебником,
отвечать на поставленный
вопрос, выслушивать и
объективно оценивать
другого, выработать умение
пересказывать текст

59.

Путь Васи к
правде и добру

1

знать определение понятия «композиция»;

60.

Глава «Кукла» кульминация
повести.
Простота и
выразительность
языка повести

1

Владеть монологической и диалогичес кой речью;
выбирать и использовать выразительные
средства языка.

планировать свою
деятельность под руковдством учителя, умение
работать с учебником,
отвечать на поставленный
вопрос, выслушивать и
объективно оце-нивать
другого, выработать умение
пересказывать текст

61.

Р/р Путь Васи к
правде и добру.
Обучение работе
над сочинением

1

Работать над сочинением по конкретной теме,
выбранной самостоятельно, формулировать
идею, подбирать цитатный материал,
аргументировать собственную точку зрения,
редактировать написанное сочинение. Свободно
работать с текстом изученного произведения.

ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
структурировать учебный
материал

С.А.Есенин. Слово
о поэте. Образ

1

знать основные события жизни С.Есенина,
факты его жизни

выработать умение
выразительно читать стихи,

62.

Васи, его чуткую душу,
попытки разорвать круг
одиночества
уметь выделять границы
эпизодов повести, различать
виды эпических произведений,
определять особенности
композиции произведения
уметь объяснять роль
противопоставления образов
в повести, причины
различных отношений между
родителями и детьми,
характе-ризовать
литературного героя на
основании его поступков,
определять роль портрета и
пейзажа в понимании характе
-ров героев, позицию автора
и его отношение к изображае
-мому, к героям, в первую
очередь к Васе, определять
особенности композиции
произведения
умение определять границы
эпизода в произведении,
пересказать его кратко,
назвать его тему,
озаглавить, обосновать:
насколько эпизод важен в
раскрытии темы всего
произведения, его роль в
композиции; дать
характеристику персона жам, действующим в эпизоде,
проследить динамику (развитие) их чувств, поведения,
оценить их речь, выявить
авторское отношение;
сформулировать общий
вывод о роли эпизода в
произведении
выработать умение
охарактеризовать героев
повести, давать оценку их
поступкам, определять и
формулировать роль
пейзажа, сравнений; знать
композицию
уметь объяснять, почему в
одном стихотворении ритм

родного дома в
стихах Есенина

63.

64.

65.

анализировать

Р/р
Стихотворение
«С добрым
утром!».
Самостоятельная
работа
«Картинки из
моего детства»

подробно анализировать
текст стихотворения,
определять стихотворный
размер, выразительно читать,
создавать небольшую
зарисовку (воспоминание о
природе)

знать факты жизни и творчества писателя,
жанр сказа

ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
структурировать учебный
материал, отрабатывать
умения пересказа текста
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,

1

П.П.Бажов.
Рассказ о жизни и
творчестве
писателя.
«Медной горы
Хозяйка»
Язык сказа.
Реальность и
фантастика в
сказе.

понимание роли поэзии в жизни человека

1

знать язык сказа;
1

знать произведения П.П.Бажова;
66.

В/ч «Малахитовая
шкатулка». Сказы
П.П.Бажова

67.

К.Г.Паустовский:
страницы
биографии. Сказка
«Теплый хлеб».
Герои сказки

68.

Нравственные
уроки сказки
«Теплый хлеб».

1

знать автора, факты его жизни, сюжет сказки;
героев сказки
1

1

знать содержа ние сказки, отличие народной
сказки от литературной

быстрый, динамичный, в
другом – размеренный,
неторопливый; понимать,
каким настроением
окрашены стихотворения,
уметь передавать это
настроение в процессе
выразительного чтения
умение владеть навыками
анализа поэтического
произведения (уметь опреде
лять тему, идею, значение
заголовка, находить
средства художественной
выразительности, понимать
их роль в стихотворении,
особенность звукового
оформления, рифму,
определять настроение,
которым проникнуто
стихотворение).
умение отличать сказ от
сказки; пересказывать сказ,
аналитически читать

уметь находить в сказе
реальное и фантастическое,
давать характеристику
Степану

умение работать в группе;
развивать творческие
способности учащихся

умение объяснять смысл
названия сказки

умение отличать народную
сказку от литературной

69.

70.

71.

72.

73.

74.

К.Г.Паустовский.
Рассказ «Заячьи
лапы»

знать сюжет рассказа
1

Р/р Умение
видеть необычное
в обычном. Лиризм
описаний.
К.Г.Паустовского
«Теплый хлеб»

строить устные и письменные высказывания в
связи с изученным произведе нием
1

С.Я.Маршак.
Слово о писателе.
Пьеса-сказка
С.Я.Маршака
«Двенадцать
месяцев»
Положительные и
отрицательные
герои.
Художественные
особенности
пьесы-сказки

Роды и жанры
литературы.
Герои пьесысказки.

А.П.Платонов.
Слово о писателе.
Маленький
мечтатель
Андрея
Платонова в

1

знать автора, факты его жизни, определение
понятия «драма», понимать особенности пьесы
как особого рода художественного произведения,
своеобразие пьесы-сказки (заимствование
сюжета, образов, создание собственной
оригинальной сказки)
знать сюжет сказки

1

знать роды и жанры литературы;
1

знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа

1

вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
пере-сказа текста
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы,
определять критерии для
сравнения

ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы
ставить учебную задачу под
руководст вом учителя,
умение работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и

понимать взаимоотношения
героев; уметь объяснять
смысл названия рассказа,
роль зайца в судьбе внука
деда Лариона, роль описания
природы в пони -мании
событий, изображенных в
рассказе
умение видеть необычное в
обычном, выразительность и
красочность языка, лиризм
описаний, находить эпитеты
и сравнения в сказке,
анализировать текст
умение отличать пьесу от
других произведений, читать
драматическое произведение

уметь характеризовать
героев, их характеры,
изменение их поведения в
зависимости от ситуации;
понимать гуманистическую
идею сказки, ее связь с
русским фольклором, уметь
объяснять, что достигает
автор сочетанием
фантастического и
реального в пьесе,
сопоставлять сказку
Маршака с народными
сказками, со «Снежной
королевой» Г.Х. Андерсена
знать понятия
сопоставление,
противопостав ление»;
средства раскрытия
характеров действующих
лиц (поступки, портрет,
пейзаж, авторская оценка)
понимать поведение
главного героя, общение его
с окружающим миром
природы, простоту и
человечность рассказа, его
диалогичность,

рассказе
«Никита»

75.

76.

Жизнь как борьба
добра и зла. Тема
человеческого
труда в рассказе
«Никита».
В.П.Астафьев:
детство
писателя.
«Васюткино
озеро» Сюжет
рассказа, его
герои

отличать язык Платонова от языка других
писателей
1
знать автора, факты его жизни, судьбу
рассказа «Васюткино озеро», его содержание,
сюжет, героев;

1

понимать роль природы в жизни человека
77.

78.

79.

Человек и природа
в рассказе

Р/р Сочинение «
Тайга, наша
кормилица,
хлипких не
любит».

Поэтическая
летопись Великой
Отечественной
войны.
А.Т.Твардовский.
«Рассказ

1

1

1

Личностные: работать над сочинением по
конкретной теме, выбранной самостоятельно,
формулировать идею, подбирать цитатный
материал, аргументировать собственную точку
зрения, редактировать написанное сочинение.
Свободно работать с текстом изученного
произведения.

Поэты о Вов (1941 - 1945)
3 ч.
знать поэтическую летопись Великой
Отечественной войны, факты из биографии
А.Т.Твардовского, жанровые особенности
баллады; уметь переживать события,
рассказанные в стихотворении, усваивать его
интонацию и ритм

ответа на вопросы,
установление ассоциативных
связей с произведениями
живописи
ставить учебную задачу под
руковод ством учителя,
умение выделять в тексте
главное, структурировать
учебный материал, готовить
пересказ
умение сжато передать
содержание статьи учебника,
овладение умением
выразительного чтения
текста, ответа на вопросы,
умение комментировать
текст, установление
ассоциативных связей с
произведением живописи
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
выделять в тексте главное,
структурировать учебный
материал, готовить пересказ,
отвечать на вопросы

ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
выделять в тексте главное,
структурировать учебный
материал, готовить пересказ
умение составлять сложный
план; уметь концентрировать
внимание «здесь» и «сейчас»,
мобилизовывать свою
творческую энергию

подробно анализировать
текст стихотворения,
определять стихотворный
размер, выразительно читать,
создавать небольшую
зарисовку (воспоминание о
войне)

трогательный образ
фантазера Никиты,
фантастический мир
детской души
уметь выделять в
содержании главное и делать
выводы, находить ключевые
фразы, проводить
сравнительный анализ
произведений
уметь охарактеризовать
чувства и поведение
мальчика, его состояние,
используя авто- рскую
лексику; понимать смысл
заглавия, значение картин
природы
понимать отношение
Васютки к окружающему
миру; умение объяснять:
поведение героя в лесу, какие
качества характера
помогают ему бороться со
страхом, как меняется
отношение мальчика к
природе на протя жении
всего повествования, каково
авторское отношение к
изображаемому (роль
пейзажа, метафор, сравнений
в понимании характера
Васютки)выработать умение
охарактеризовать героев
повести, давать оценку их
поступкам, определять и
формулировать роль
пейзажа, сравнений; знать
композицию

умение владеть навыками
анализа поэтического
произведения (уметь опреде
лять тему, идею, значение
заголовка, находить
средства художественной
выразительности, понимать

танкиста»

80

81.

Подвиг бойцов
крепости-героя
Бреста.
К.М.Симонов.
«Майор привез
мальчишку на
лафете…».

Р/р Великая
Отечественная
война в жизни
моей семьи

1

знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты
из жизни поэта

подробно анализировать
текст стихотворения,
определять стихотворный
размер, выразительно читать,
создавать небольшую
зарисовку (воспоминание о
войне)

понимание роли поэзии в жизни человека

подробно анализировать
текст стихотворения,
определять стихотворный
размер, выразительно читать,
создавать небольшую
зарисовку (воспоминание о
войне)

1

Писатели и поэты 20 века
3 ч.
знать автора стихотворения

82.

83.

Стихотворения
И.А.Бунина.
«Помню – долгий
зимний вечер…»

Картина
В.М.Васнецова
«Аленушка».
А.А.Прокофьев
«Аленушка»
(«Пруд заглохший
весь в зеленой
ряске…»).
Д.Б.Кедрин
«Аленушка»

о Родине -

1

понимание роли поэзии в жизни человека

1

их роль в стихотворении,
особенность звукового
оформления, рифму,
определять настроение,
которым проникнуто
стихотворение)
умение владеть навыками
анализа поэтического
произведения (уметь опреде
лять тему, идею, значение
заголовка, находить
средства художественной
выразительности, понимать
их роль в стихотворении,
особенность звукового
оформления, рифму,
определять настроение,
которым проникнуто
стихотворение)
умение владеть навыками
анализа поэтического
произведения (уметь опреде
лять тему, идею, значение
заголовка, находить
средства художественной
выразительности, понимать
их роль в стихотворении,
особенность звукового
оформления, рифму,
определять настроение,
которым проникнуто
стихотворение).

подробно анализировать
текст стихотворения,
определять стихотворный
размер, выразительно читать,
создавать небольшую
зарисовку (воспоминание о
природе)
подробно анализировать
текст стихотворения,
определять стихотворный
размер, выразительно читать,
создавать небольшую
зарисовку (воспоминание о
войне)

уметь выразительно читать
стихотворения, зрительно
представлять картины,
которые воссоздают поэты,
находить художественные
средства, помогающие
авторам передать свое
настроение, уметь
определить их роль
умение владеть навыками
анализа поэтического
произведения (уметь опреде
лять тему, идею, значение
заголовка, находить
средства художественной
выразительности, понимать
их роль в стихотворении,
особенность звукового
оформления, рифму,

84.

(«Стойбище
осеннего
тумана..»)
Н.М.Рубцов.
«Родная деревня».
Дон-Аминадо.
«Города и годы»

1

понимание роли поэзии в жизни человека

Писатели улыбаются

85.

86.

87,88

Саша Черный.
Рассказы
«Кавказский
пленник», «ИгорьРобинзон». Юмор
В/ч
Стихотворенияшутки. Ю.Ч. Ким.
«Рыба-кит».

Даниэль Дефо.
Слово о писателе.
«Робинзон Крузо»

Х.К.Андерсен и его

подробно анализировать
текст стихотворения,
определять стихотворный
размер, выразительно читать,
создавать небольшую
зарисовку

2 ч.

знать автора, факты его биографии, сюжет
рассказов, их героев, понятие «юмор»;
1
понимание роли поэзии в жизни человека
1

2

Зарубежная литература
8 ч.
знать автора, факты его биографии, сюжет
романа;

знать, в чем заключается своеобразие

определять настроение,
которым проникнуто
стихотворение).
умение владеть навыками
анализа поэтического
произведения (уметь опреде
лять тему, идею, значение
заголовка, находить
средства художественной
выразительности, понимать
их роль в стихотворении,
особенность звукового
оформления, рифму,
определять настроение,
которым проникнуто
стихотворение).

ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
выделять в тексте главное,
структурировать учебный
материал, готовить пересказ
подробно анализировать
текст стихотворения,
определять стихотворный
размер, выразительно читать,
создавать небольшую
зарисовку

уметь сжато
пересказывать,
инсценировать

ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы,
установление ассоциативных
связей с произведениями
живописи

уметь воспроизводить все
приключения и события в
жизни Робинзона; понимать
авторское отношение к
изображаемому, глубокое
уважение к человечес кому
труду, изображение труда
как основы жизни

ставить учебную задачу под

понимать сюжет сказки

умение владеть навыками
анализа поэтического
произведения (уметь опреде
лять тему, идею, значение
заголовка, находить
средства художественной
выразительности, понимать
их роль в стихотворении,
особенность звукового
оформления, рифму,
определять настроение,
которым проникнуто
стихотворение).

89.

сказочный мир.
Сказка «Снежная
королева»

90.

Два мира сказки
«Снежная
королева»

91.

В/ч Писателисказочники и их
герои

92.

1

1

уметь рассказывать интерес -ные события из
жизни Андерсе -на, называть признаки жанра
произведения Андерсена, определять
особенности автор ской сказки

1

знать сюжеты сказок, выбранных для
самостоятельного чтения, их авторов

Марк Твен. Слово
о писателе.
«Приключения
Тома Сойера».
Жизнь и заботы
Тома Сойера

знать автора, факты его биографии, сюжет
романа; понимать время и место действия
1

1
93.

Том Сойер и его
друзья

художественного мира Андерсена-сказочника,
определяемого эпохой, национальными
особенностями и личной судьбой писателя;
события его жизни, повлиявшие на выбор
замысла сказок

содержание романа

руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы,
установление ассоциативных
связей с произведениями
живописи
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы,
установление ассоциативных
связей с произведениями
живописи, определять
критерии для соспоставления

ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы,
установление ассоциативных
связей с произведениями
живописи, определять
критерии для сопоставления
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы
ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы,
определять критерии для
сравнения

«Снежная королева»,
особенности ее композиции,
деление на главы
(самостоятельность
сюжета каждой главы);
уметь выбирать эпизоды для
характеристики персонажей
доказывать, используя
примеры из текста, каким
Андерсен представляет мир,
который любит, какой мир
ему противопоставляет;
давать характеристику
героям с опорой на текст,
объяснять, какие черты
народной сказки использует
сказочник; выявлять общее и
отличительное при
сопоставлении сказки
Андерсе на со сказкой
Пушкина
уметь доказать, что сюжет
«бродя чий», объяснить
разницу между авторской
сказкой и народной (мир
литературной сказки
подчиняется разуму и
воображению их авторов,
которые черпают свое
вдохновение из фольклора)
уметь пересказывать текст,
составлять рассказ о Томе
(кто он такой, где живет,
кто его семья, каковы его
заботы, переживания),
оценивать его поступки,
сопоставлять текст с
иллюстрацией художника
уметь отобрать эпизоды,
помогающие ярче увидеть
характер Тома, его
взаимоотношения с
друзьями; проследить, как
мальчишеское озорство и
неуемная фантазия Тома
сменяются мужеством и
находчивостью перед лицом
смертельной опасности

94.

95.

96.

97 101

102.

Джек Лондон.
Трудная, но
интересная жизнь
(слово о
писателе).
«Сказание о
Кише»

Обобщение
изученного
материале за курс
5 кл.

Контрольная
работа
№
2 по курсу
литературы 20
века

Уроки
внеклассного
чтения

Подведение
итогов года.
Рекомендации на
лето.

1

знать автора, факты его биографии, сюжет
рассказа, его героев; понимать обычаи,
верования на рода, показанные писателем;
умение объяснять, почему Д. Лондон назвал
произведение сказанием, почему имя, деяния
Киша стали легендой

ставить учебную задачу под
руководством учителя, умение
работать с текстом,
выделять основное в тексте,
вырабатывать умения
выразительного чтения и
ответа на вопросы, умение
комментировать текст

умение охарактеризовать
героев, давать оценку их
поступкам, определять и
формулировать роль
пейзажа, сравнений; знать
композицию повести.

1

знать изученные литературоведческие
понятия, уметь применять их на практике;
знать биографию поэтов и писателей

планировать свою
деятельность под руковод
ством учителя, умение
работать с различными
источниками, выделять
главное в тексте,
структурировать учебный
материал
планировать свою
деятельность под руковод
ством учителя, умение
работать с различными
источниками, выделять
главное в тексте,
структурировать учебный
материал

уметь определять тему,
идею, проблематику
изученных произведений

знать содержание изученных произведений,
определения теоретико-литературных понятий
1

5

1

основные факты жизни и творческого пути
писателя, история создания произведения, его
содержание

Умение высказывать мнение о самостоятельно
прочитанных произведениях, аргументируя свой
ответ (определять жанр произведения, его
тему, идею, замысел автора, взаимоотно -шения
героев), защищать иллюстрации к любимым
произ -ведениям, уметь выбрать эпи -зод для
инсценирования и объянить его роль в
композиции художественного произведения

выразительно читать
фрагменты, владеть
различными видами пересказа;
участвовать в диалоге.

уметь определять в тексте
изобразительновыразительные средства,
отличать речь прозаическую
и стихотворную,
использовать
первоначальные представле ния о стихосложении (ритм,
рифма, строфа) при выборе
ответа.
умение охарактеризовать
героев, давать оценку их
поступкам, определять и
формулировать роль
пейзажа, сравнений; знать
композицию повести.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».