Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе
Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)
Примерной программы по учебным предметам. Технология. 1-4 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.-54 с. (Стандарты второго
поколения)
Авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту
учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2012)Федерального перечня учебников, рекомендованных
(допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10
«Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в
Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ Школы-интерната.
Учебного плана МБОУ Школы-интерната на учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
В первом классе главные задачи – развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни и первичное освоение
художественных материалов.
Основные принципы программы:
- программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных
видов искусств;
- принцип «от жизни через искусство к жизни»;
- принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
- принцип единства восприятия и созидания;
- проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта;
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их
бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
Основные задачи:
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов
создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет,
колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с
историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
2.Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать
поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства
цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –
вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей
сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Методическая основа преподавания предмета:
-опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
-подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные
изменения;
-проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
-активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Всего 33 часа в год
Содержание программы
1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму( изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа.
Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе
тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения,
впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей
изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления:
вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм,
настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных
цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из
вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами:
карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
1.
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание
цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на
основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между
звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых
форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
2.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художникиживописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная
оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и
эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея.
Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам
увиденного.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результатырезультатами обучения являются:
-целостное, гармоничное развитие мира;
-интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
-умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
-способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
-способность различать звуки окружающего мира;
-представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
-умение доводить работу до конца;
-способность предвидеть результат своей деятельности;
-способность работать в коллективе;
-способность работать индивидуально и в малых группах;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
-адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметнымирезультатами обучения являются:
-постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
-принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении
других общеобразовательных дисциплин;
-умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
-умение проводить самостоятельные исследования;
-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-умение находить нужную информацию в Интернете;
-участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
-понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
-умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между
ними;
-умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
-обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать
связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
-сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения
эмоционального содержания;
1
2
Кто такой художник?
№
п\п
Наиме
нован
ие
Тема урока
раздел
а
прогр
аммы
Ко
лво
час
ов
Результаты освоения учебного предмета
Предметные
Личностные,
метапредметные
Чем работает
художник?
1
Использование в
индивидуальной и
коллективной деятельности
различных художественных
техник и материалов: акварель.
Рисование осеннего дерева
Знать материалы и
инструменты художника.
Работать кистью и
акварельными красками.
Понимать значение слова
«форма», использовать это
понимание в практической
деятельности.
Формирование мотивации к
деятельности
Палитра
1
Основы изобразительного языка:
рисунок, цвет, композиция,
пропорции. Формирование
элементарных представлений о
ритме в узоре.
Знакомство с отдельными
произведениями выдающихся
художников:
К. Бритов В мае, А. Герасимов
После дождя, К. Моне Стог сена
Знать, что такое палитра?
Названия главных и составных
цветов.
Рисование картин осени.
Умение самостоятельно
работать по образцу.
Освоение способов
творческого и поискового
характера
Формирование умения с
помощью формы
передавать характер
предмета.
Умение организовать
рабочее место, работать
красками.
Как появилось
изобразительное
искусство?
1
4
Гуашь
1
5
Кисть в руке
художника
1
3
Элементы содержания
Знать, что такое наскальный
рисунок или наскальная
живопись.
Уметь увидеть, как художник
передаёт звуки окружающего
мира в своей картине.
Рисование пейзажных мотивом
на основе прослушанной
музыки
Передача настроения в
Правилам работы с гуашевыми
творческой работе с помощью
красками; название главных и
цвета, композиции.
составных цветов.
Рисование радуги.
Технике передачи в рисунке
формы, очертания и цвета
изображаемых предметов.
Освоение основ смешивания
Выполнять кистью простейшие
двух цветов, передача настроения элементы растительного узора.
с помощью цвета.
Знакомство с отдельными
произведениями выдающихся
Смыслообразова-ние,
формирование целостного
взгляда на мир,
Овладение навыками
технического исполнения
рисунка.
Формулирование
познавательной
цели,развитие эстетических
чувств,доброжелательностии
Дата
6
Искусство видеть и творить.
7
8
9
10
Придумываем,
сочиняем,
творим.
1
Художник живописец
1
Художник график
1
Фломастеры
1
Придумываем,
сочиняем,
творим.
1
художников: А. Саврасова Зима,
Э. Дега Танцовщицы, Ф.
Малявин Вихрь.
Рисование картины-фантазии
(гуашь).
Как смешиваются музыка и
стихи? Передача звуков
красками. Рисование музыки.
Ознакомление с
произведениями художников –
живописцев: В. Ван Гог Куст, А.
Венецианов Вот-те и батькин
обед.
Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в рисунке.
Рисование осеннего парка.
Передача настроения в
творческой работе с помощью
графических линий.
Техника работы с карандашом.
рисование графических
узоров.(карандаш)
Виды и жанры изобразительного
искусства.
Рисование открытки.(фломастер)
Вспомнить сказки с известными
сказочными героями,
охарактеризовать их, нарисовать
этих героев, максимально
передавая их характер (групповая
работа)
эмоциональнонравственной
отзывчивости.
Уметь придумать загадку
(словесный образ) и нарисовать
к ней отгадку (художественный
образ)
Технике передачи в рисунке
формы, очертания и цвета
изображаемых предметов.
Смыслообразова-ние,
формирование целостного
взгляда на мир,
Овладение навыками
технического исполнения
рисунка.
Формирование умения
планировать,
контролировать,
контролировать и оценивать
учебные действия.
Технике передачи в рисунке
формы, очертания и цвета
изображаемых предметов,
последовательно вести
линейный рисунок на тему.
Овладение практическими
умениями и навыками в
восприятии, анализе и
оценке своей деятельности.
Знать, что такое штрих и
штриховка;
Уметь правильно штриховать
рисунок.
Умение работать
самостоятельно.
Формирование умения
планировать,
контролировать,
контролировать и оценивать
учебные действия.
Умение сотрудничать в
группе.
11
12
Художник скульптор
1
Знакомство с работами
известных скульпторов: И.
Савенкова Всадник, Ф.
Каменского Мальчик-скульптор
Передача настроения в
творческой работе с помощью
объёма и композиции.
Изготовление различных
гипсовых фигурок.
Знакомство с особенностями
пластилина и глины, с правилами
лепки.
Знать отличия скульптуры, из
чего делают скульптуры.
Формирование основ
эстетического отношения к
миру, понимание красоты
как ценности, потребности
в художественном
творчестве.
Пластилин и
глина.
1
Правилам работы с
пластилином.
Лепить животных по памяти и
по представлению.
Формирование основ
художественной культуры
на материале родного края,
родной природы.
Аппликация.
1
Использование различных
художественных техник и
материалов: аппликация.
Формирование основ
художественной культуры
на материале родного края,
родной природы
1
Создание моделей зданий.
Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в рисунке.
Изготовление макета дома для
своей игрушки (из бросового
материала)
Познакомить с народными
промыслами, народными
мастерами:
Городецкая игрушка, Дымковская
игрушка, Филимоновская
игрушка, Богородская игрушка.
Изготовление из глины
Дымковской игрушки.
Правилам работы при
изготовлении аппликации.
Самостоятельно компоновать
сюжетный рисунок.
Технике безопасности при
работе с ножницами.
Технике выполнения
аппликации.
Последовательно наклеивать
элементы композиции.
Правилам и технике
выполнения архитектурного
проекта.
Уметь использовать подручные
материалы для
конструирования.
Художник архитектор.
Знать места народных
промыслов,отличия одной
игрушки от другой;
Знать, что такое композиция;
Уметь вылепить из пластилина
любую игрушку народного
промысла.
Формирование основ
художественной культуры
на материале родного края,
родной природы
13
14
15
Художник прикладник
1
Формирование основ
художественной культуры
на материале родного края,
родной природы
Делаем игрушки
сами.
1
картины
16
Пейзаж
1
Портрет
1
19
Сюжет
1
20
Натюрморт
1
18
Какие бывают картины?
17
Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в изделии. Передача
настроения в творческой работе
с помощью композиции, объёма.
Изготовление из пластилина
игрушек.
Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в рисунке. Передача
настроения в творческой работе
с помощью цвета, композиции,
объёма.
Знакомство с картинами
художников – пейзажистов: В.
Курдюмов Зима в любимее; П.
Сезан Дом с красной крышей.
Экскурсия в парк.
Рисование зимнего пейзажа.
Виды и жанры изобразительного
искусства: портрет.
Знакомство с картинами
художников – портретистов: А.
Венецианов Портрет
Венециановой, К. Петров-Водкин
Мать.
Особенности изображения
человеческого лица.
Рисование портрета своего
близкого человека.
Представление о богатстве и
разнообразии художественной
культуры России и мира.
Знакомство с произведениями
художника В. Васнецова.
Передавать в изделии формы,
очертания и цвета
изображаемых предметов;
изображать форму, общее
пространственное
расположение, пропорции, цвет.
Знакомство с особенностями
пластилина, с правилами лепки.
Знать, что такое пейзаж;
Элементарным правилам
работы с гуашью.
Изображать форму, общее
пространственное
расположение, пропорции, цвет.
Формирование основ
художественной культуры
на материале родного края,
родной природы
Знать, что такое портрет и его
особенности;
Уметь соблюдать пропорции
при изображении лица
человека.
Формирование установки
на безопасный , здоровый
образ жизни, наличие
мотивации к творческому
труду, работе на результат,
бережному отношению к
материальным и духовным
ценностям
Передавать в рисунке
смысловые сюжетные связи
между предметами; выражать
свои чувства, настроение с
помощью цвета, насыщенности
оттенков.
Дать толкование понятия
Знать отличие натюрморта от
Формирование
эстетических потребностей,
ценностей и чувств.
Овладение практическими
умениями располагать
изображение на листе
бумаги
Овладение практическими
Формулирование проблемы,
самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
«натюрморт»
других жанров
Знакомство с произведениями
изобразительного искусства;
художников: П. Сезан Фрукты, А. Уметь изображать натюрморт.
Матисс красные рыбки.
Иллюстрация:
рисунок в книге.
1
Акварель.
1
Рассказываем
сказку с
помощью линий.
1
Рисуем
животных из
кляксы.
1
Лепим
животных.
1
21
23
24
25
Природа – великий художник.
22
Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в рисунке.
Понятию «иллюстрация»
Самостоятельно выполнять
композицию иллюстрации,
выделять главное в рисунке;
узнавать отдельные
произведения выдающихся
художников-иллюстраторов
Ознакомление с техникой
выполнения рисунка акварелью,
с приёмами работы «по –
сырому»
Знать особенности рисования
акварелью.
Уметь пользоваться
различными приёмами
рисования акварелью: всей
кистью, концом кисти,
примакиванием, приёмом
тычка.
Особенности зарисовки деревьев: Пониманию линии и пятна
выбор стиля, формы, цвета,
как художественно –
приёма.
выразительных средствах
Рисование деревьев
живописи.
Изображать внешнее строение
деревьев, красиво располагать
деревья на листе бумаги.
Передача настроения в
Уметь увидеть в обычном
творческой работе с помощью
необычное: клякса – рисунок.
цвета, тона, композиции,
пространства, пятна.
Рисование кота из кляксы
Выбор и применение
соразмерности для реализации
Передавать в изделии формы,
очертания и цвета
умениями располагать
изображение на листе
бумаги.
Освоение начальных форм
познавательной и
личностной рефлексии
Овладение практическими
умениями располагать
изображение на листе
бумаги.
Формирование умения
понимать причины
успеха/неуспеха учебной
деятельности и способов
конструктивно действовать
в различных ситуациях
Формирование основ
художественной культуры
на материале родной
природы. Овладение
практическими умениями
располагать изображение на
листе бумаги.
Овладение практическими
умениями и навыками в
различных видах
художественной
деятельности.
Развитие воображения и
фантазии.
Овладение практическими
умениями и навыками в
различных видах
художественной
деятельности.
Развитие воображения и
фантазии
Овладение практическими
умениями располагать
26
Наблюдаем за
птицами.
1
собственного замысла в
изделии.
Передача настроения в
творческой работе с помощью
композиции, объёма.
Изготовление животного и его
детёныша.
Представление о богатстве и
разнообразии природы России
и мира.
Освоение приёмов складывания
из бумаги
изображаемых предметов;
изображать форму, общее
пространственное
расположение, пропорции, цвет.
изображение на листе
бумаги. Развитие
воображения и фантазии
Уметь выполнять простейшие
приёмы складывания из бумаги.
Развитие навыков
сотрудничества с
одноклассниками на уроке.
Развитие воображения и
фантазии
Ознакомление с техникой
оригами.
Предвосхищение
результата и уровня
усвоения, выбор способа
действий для достижения
задуманного результата.
27
Изготавливаем
птицу из бумаги.
28
Разноцветный
мир природы.
1
Представление о богатстве и
разнообразии художественной
культуры России и мира.
Самостоятельно выполнять
композицию иллюстрации,
выделять главное в рисунке;
узнавать отдельные
произведения выдающихся
художников-иллюстраторов
Узнавать холодные и тёплые
цвета; элементарным правилам
смешивания цветов
Разноцветный
мир природы.
1
30
Состояния
природы.
1
31
Деревья
1
Передача настроения в
творческой работе с помощью
тона, цвета, композиции,
пространства, линии, пятна,
объёма.
Рисование состояния природы
после дождя
Познакомить с временами года,
что модно изобразить в
конкретное время года?
Знакомство с произведениями
выдающихся художников:
А. Саврасов,
К, Юон.
Передача настроения в
творческой работе с помощью
цвета, композиции, объёма,
Передавать свои наблюдения
и переживания в рисунке;
рисовать на основе наблюдений
или по представлению;
передавать в рисунке
смысловые связи между
предметами
Передавать свои наблюдения
и переживания в рисунке;
рисовать на основе наблюдений
или по представлению;
передавать в рисунке
смысловые связи между
предметами
Самостоятельно выполнять
композицию иллюстрации,
выделять главное в рисунке;
29
1
Овладение практическими
умениями располагать
изображение на листе
бумаги. Развитие
воображения и фантазии
Развитие воображения и
фантазии и формирование
творческого начала на их
основе.
Овладение практическими
умениями и навыками в
восприятии, анализе и
оценке произведений
искусства
Выбор способов решения
поставленной задачи.
Формирование основ
32
Цветы.
1
Придумываем,
сочиняем,
творим.
1
материала.
Рисование берёзовой рощи.
Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в рисунке.
Рисовать с натуры
разнообразные цветы.
Коллективная работа:
«Скоро лето» (гуашь)
Выделять характерные
особенности изображения
цветов
Развитие навыков
сотрудничества с
одноклассниками на уроке.
Развитие воображения и
фантазии
-умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для
характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
-умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле,
книге;
-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
-сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
-активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
-понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
-понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями,
мировоззрение народа;
-умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
-умение развивать предложенную сюжетную линию;
-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
-умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
33
-
Правилам работы с гуашью;
правилам смешивания цветов.
эстетического отношения к
миру.
Предвосхищение
результата и уровня
усвоения, выбор способа
действий для достижения
задуманного результата.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)