РП ИЗО 1А Савенкова

Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе
Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)

Примерной программы по учебным предметам. Технология. 1-4 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.-54 с. (Стандарты второго
поколения)

Авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту
учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2012)Федерального перечня учебников, рекомендованных
(допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10
«Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в
Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ Школы-интерната.

Учебного плана МБОУ Школы-интерната на учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
В первом классе главные задачи – развивать наблюдательность детей, способность живо откликаться на события жизни и первичное освоение
художественных материалов.
Основные принципы программы:
- программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных
видов искусств;
- принцип «от жизни через искусство к жизни»;
- принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
- принцип единства восприятия и созидания;
- проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта;
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их
бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
Основные задачи:
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов
создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет,
колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с
историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.



2.Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать
поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства
цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления –
вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей
сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.
Методическая основа преподавания предмета:
-опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
-подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные
изменения;
-проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
-активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 1 классе отводится 1 час в неделю. Всего 33 часа в год
Содержание программы
1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму( изобразительное искусство и окружающий мир).
Наблюдение окружающего предметного мира и природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа.
Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе
тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения,
впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей
изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления:
вертикального, горизонтального, наклонного. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм,
настроения в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Получение сложных
цветов путем смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из
вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе-ниже, дальше-выше. Овладение графическими материалами:
карандашом, фломастером. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
1.
Развитие фантазии и воображения.
Импровизация в свете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание
цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача настроения и движения в рисунке. Создание творческих работ по фотоматериалов и на
основе собственных наблюдений. Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между
звуками в музыкальном произведении. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых
форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиций по мотивам литературных произведений.
2.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем: «Какие бывают художникиживописцы, скульпторы, графики?». Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная
оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и
эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Роль и значение музея.
Комментирование видеофильмов, книг по искусству. Выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам

увиденного.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результатырезультатами обучения являются:
-целостное, гармоничное развитие мира;
-интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
-умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
-способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
-способность различать звуки окружающего мира;
-представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
-умение доводить работу до конца;
-способность предвидеть результат своей деятельности;
-способность работать в коллективе;
-способность работать индивидуально и в малых группах;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
-адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметнымирезультатами обучения являются:
-постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
-принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
-самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
-самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении
других общеобразовательных дисциплин;
-умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
-умение проводить самостоятельные исследования;
-умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
-умение находить нужную информацию в Интернете;
-участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
-умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
-понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
-умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между
ними;
-умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
-обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать
связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Предметными результатами обучения являются:
-сформулировать представления об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснять это на доступном возрасту уровне
-умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которые они вызывают, элементарно оценить их с точки зрения
эмоционального содержания;

1

2

Кто такой художник?

№
п\п

Наиме
нован
ие
Тема урока
раздел
а
прогр
аммы

Ко
лво
час
ов

Результаты освоения учебного предмета

Предметные

Личностные,
метапредметные

Чем работает
художник?

1

Использование в
индивидуальной и
коллективной деятельности
различных художественных
техник и материалов: акварель.
Рисование осеннего дерева

Знать материалы и
инструменты художника.
Работать кистью и
акварельными красками.

Понимать значение слова
«форма», использовать это
понимание в практической
деятельности.
Формирование мотивации к
деятельности

Палитра

1

Основы изобразительного языка:
рисунок, цвет, композиция,
пропорции. Формирование
элементарных представлений о
ритме в узоре.
Знакомство с отдельными
произведениями выдающихся
художников:
К. Бритов В мае, А. Герасимов
После дождя, К. Моне Стог сена

Знать, что такое палитра?
Названия главных и составных
цветов.
Рисование картин осени.

Умение самостоятельно
работать по образцу.
Освоение способов
творческого и поискового
характера
Формирование умения с
помощью формы
передавать характер
предмета.
Умение организовать
рабочее место, работать
красками.

Как появилось
изобразительное
искусство?

1

4

Гуашь

1

5

Кисть в руке
художника

1

3

Элементы содержания

Знать, что такое наскальный
рисунок или наскальная
живопись.
Уметь увидеть, как художник
передаёт звуки окружающего
мира в своей картине.
Рисование пейзажных мотивом
на основе прослушанной
музыки
Передача настроения в
Правилам работы с гуашевыми
творческой работе с помощью
красками; название главных и
цвета, композиции.
составных цветов.
Рисование радуги.
Технике передачи в рисунке
формы, очертания и цвета
изображаемых предметов.
Освоение основ смешивания
Выполнять кистью простейшие
двух цветов, передача настроения элементы растительного узора.
с помощью цвета.
Знакомство с отдельными
произведениями выдающихся

Смыслообразова-ние,
формирование целостного
взгляда на мир,
Овладение навыками
технического исполнения
рисунка.
Формулирование
познавательной
цели,развитие эстетических
чувств,доброжелательностии

Дата

6

Искусство видеть и творить.

7

8

9

10

Придумываем,
сочиняем,
творим.

1

Художник живописец

1

Художник график

1

Фломастеры

1

Придумываем,
сочиняем,
творим.

1

художников: А. Саврасова Зима,
Э. Дега Танцовщицы, Ф.
Малявин Вихрь.
Рисование картины-фантазии
(гуашь).
Как смешиваются музыка и
стихи? Передача звуков
красками. Рисование музыки.

Ознакомление с
произведениями художников –
живописцев: В. Ван Гог Куст, А.
Венецианов Вот-те и батькин
обед.
Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в рисунке.
Рисование осеннего парка.
Передача настроения в
творческой работе с помощью
графических линий.
Техника работы с карандашом.
рисование графических
узоров.(карандаш)
Виды и жанры изобразительного
искусства.
Рисование открытки.(фломастер)
Вспомнить сказки с известными
сказочными героями,
охарактеризовать их, нарисовать
этих героев, максимально
передавая их характер (групповая
работа)

эмоциональнонравственной
отзывчивости.
Уметь придумать загадку
(словесный образ) и нарисовать
к ней отгадку (художественный
образ)
Технике передачи в рисунке
формы, очертания и цвета
изображаемых предметов.

Смыслообразова-ние,
формирование целостного
взгляда на мир,
Овладение навыками
технического исполнения
рисунка.
Формирование умения
планировать,
контролировать,
контролировать и оценивать
учебные действия.

Технике передачи в рисунке
формы, очертания и цвета
изображаемых предметов,
последовательно вести
линейный рисунок на тему.

Овладение практическими
умениями и навыками в
восприятии, анализе и
оценке своей деятельности.

Знать, что такое штрих и
штриховка;
Уметь правильно штриховать
рисунок.

Умение работать
самостоятельно.
Формирование умения
планировать,
контролировать,
контролировать и оценивать
учебные действия.
Умение сотрудничать в
группе.

11

12

Художник скульптор

1

Знакомство с работами
известных скульпторов: И.
Савенкова Всадник, Ф.
Каменского Мальчик-скульптор
Передача настроения в
творческой работе с помощью
объёма и композиции.
Изготовление различных
гипсовых фигурок.
Знакомство с особенностями
пластилина и глины, с правилами
лепки.

Знать отличия скульптуры, из
чего делают скульптуры.

Формирование основ
эстетического отношения к
миру, понимание красоты
как ценности, потребности
в художественном
творчестве.

Пластилин и
глина.

1

Правилам работы с
пластилином.
Лепить животных по памяти и
по представлению.

Формирование основ
художественной культуры
на материале родного края,
родной природы.

Аппликация.

1

Использование различных
художественных техник и
материалов: аппликация.

Формирование основ
художественной культуры
на материале родного края,
родной природы

1

Создание моделей зданий.
Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в рисунке.
Изготовление макета дома для
своей игрушки (из бросового
материала)
Познакомить с народными
промыслами, народными
мастерами:
Городецкая игрушка, Дымковская
игрушка, Филимоновская
игрушка, Богородская игрушка.
Изготовление из глины
Дымковской игрушки.

Правилам работы при
изготовлении аппликации.
Самостоятельно компоновать
сюжетный рисунок.
Технике безопасности при
работе с ножницами.
Технике выполнения
аппликации.
Последовательно наклеивать
элементы композиции.
Правилам и технике
выполнения архитектурного
проекта.
Уметь использовать подручные
материалы для
конструирования.

Художник архитектор.

Знать места народных
промыслов,отличия одной
игрушки от другой;
Знать, что такое композиция;
Уметь вылепить из пластилина
любую игрушку народного
промысла.

Формирование основ
художественной культуры
на материале родного края,
родной природы

13

14

15

Художник прикладник

1

Формирование основ
художественной культуры
на материале родного края,
родной природы

Делаем игрушки
сами.

1

картины

16

Пейзаж

1

Портрет

1

19

Сюжет

1

20

Натюрморт

1

18

Какие бывают картины?

17

Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в изделии. Передача
настроения в творческой работе
с помощью композиции, объёма.
Изготовление из пластилина
игрушек.
Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в рисунке. Передача
настроения в творческой работе
с помощью цвета, композиции,
объёма.
Знакомство с картинами
художников – пейзажистов: В.
Курдюмов Зима в любимее; П.
Сезан Дом с красной крышей.
Экскурсия в парк.
Рисование зимнего пейзажа.
Виды и жанры изобразительного
искусства: портрет.
Знакомство с картинами
художников – портретистов: А.
Венецианов Портрет
Венециановой, К. Петров-Водкин
Мать.
Особенности изображения
человеческого лица.
Рисование портрета своего
близкого человека.
Представление о богатстве и
разнообразии художественной
культуры России и мира.
Знакомство с произведениями
художника В. Васнецова.

Передавать в изделии формы,
очертания и цвета
изображаемых предметов;
изображать форму, общее
пространственное
расположение, пропорции, цвет.
Знакомство с особенностями
пластилина, с правилами лепки.
Знать, что такое пейзаж;
Элементарным правилам
работы с гуашью.
Изображать форму, общее
пространственное
расположение, пропорции, цвет.

Формирование основ
художественной культуры
на материале родного края,
родной природы

Знать, что такое портрет и его
особенности;
Уметь соблюдать пропорции
при изображении лица
человека.

Формирование установки
на безопасный , здоровый
образ жизни, наличие
мотивации к творческому
труду, работе на результат,
бережному отношению к
материальным и духовным
ценностям

Передавать в рисунке
смысловые сюжетные связи
между предметами; выражать
свои чувства, настроение с
помощью цвета, насыщенности
оттенков.

Дать толкование понятия

Знать отличие натюрморта от

Формирование
эстетических потребностей,
ценностей и чувств.
Овладение практическими
умениями располагать
изображение на листе
бумаги
Овладение практическими

Формулирование проблемы,
самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.

«натюрморт»
других жанров
Знакомство с произведениями
изобразительного искусства;
художников: П. Сезан Фрукты, А. Уметь изображать натюрморт.
Матисс красные рыбки.
Иллюстрация:
рисунок в книге.

1

Акварель.

1

Рассказываем
сказку с
помощью линий.

1

Рисуем
животных из
кляксы.

1

Лепим
животных.

1

21

23

24

25

Природа – великий художник.

22

Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в рисунке.

Понятию «иллюстрация»
Самостоятельно выполнять
композицию иллюстрации,
выделять главное в рисунке;
узнавать отдельные
произведения выдающихся
художников-иллюстраторов

Ознакомление с техникой
выполнения рисунка акварелью,
с приёмами работы «по –
сырому»

Знать особенности рисования
акварелью.
Уметь пользоваться
различными приёмами
рисования акварелью: всей
кистью, концом кисти,
примакиванием, приёмом
тычка.
Особенности зарисовки деревьев: Пониманию линии и пятна
выбор стиля, формы, цвета,
как художественно –
приёма.
выразительных средствах
Рисование деревьев
живописи.
Изображать внешнее строение
деревьев, красиво располагать
деревья на листе бумаги.
Передача настроения в
Уметь увидеть в обычном
творческой работе с помощью
необычное: клякса – рисунок.
цвета, тона, композиции,
пространства, пятна.
Рисование кота из кляксы
Выбор и применение
соразмерности для реализации

Передавать в изделии формы,
очертания и цвета

умениями располагать
изображение на листе
бумаги.
Освоение начальных форм
познавательной и
личностной рефлексии
Овладение практическими
умениями располагать
изображение на листе
бумаги.
Формирование умения
понимать причины
успеха/неуспеха учебной
деятельности и способов
конструктивно действовать
в различных ситуациях
Формирование основ
художественной культуры
на материале родной
природы. Овладение
практическими умениями
располагать изображение на
листе бумаги.
Овладение практическими
умениями и навыками в
различных видах
художественной
деятельности.
Развитие воображения и
фантазии.
Овладение практическими
умениями и навыками в
различных видах
художественной
деятельности.
Развитие воображения и
фантазии
Овладение практическими
умениями располагать

26

Наблюдаем за
птицами.

1

собственного замысла в
изделии.
Передача настроения в
творческой работе с помощью
композиции, объёма.
Изготовление животного и его
детёныша.
Представление о богатстве и
разнообразии природы России
и мира.
Освоение приёмов складывания
из бумаги

изображаемых предметов;
изображать форму, общее
пространственное
расположение, пропорции, цвет.

изображение на листе
бумаги. Развитие
воображения и фантазии

Уметь выполнять простейшие
приёмы складывания из бумаги.

Развитие навыков
сотрудничества с
одноклассниками на уроке.
Развитие воображения и
фантазии

Ознакомление с техникой
оригами.

Предвосхищение
результата и уровня
усвоения, выбор способа
действий для достижения
задуманного результата.

27

Изготавливаем
птицу из бумаги.

28

Разноцветный
мир природы.

1

Представление о богатстве и
разнообразии художественной
культуры России и мира.

Самостоятельно выполнять
композицию иллюстрации,
выделять главное в рисунке;
узнавать отдельные
произведения выдающихся
художников-иллюстраторов
Узнавать холодные и тёплые
цвета; элементарным правилам
смешивания цветов

Разноцветный
мир природы.

1

30

Состояния
природы.

1

31

Деревья

1

Передача настроения в
творческой работе с помощью
тона, цвета, композиции,
пространства, линии, пятна,
объёма.
Рисование состояния природы
после дождя
Познакомить с временами года,
что модно изобразить в
конкретное время года?
Знакомство с произведениями
выдающихся художников:
А. Саврасов,
К, Юон.
Передача настроения в
творческой работе с помощью
цвета, композиции, объёма,

Передавать свои наблюдения
и переживания в рисунке;
рисовать на основе наблюдений
или по представлению;
передавать в рисунке
смысловые связи между
предметами
Передавать свои наблюдения
и переживания в рисунке;
рисовать на основе наблюдений
или по представлению;
передавать в рисунке
смысловые связи между
предметами
Самостоятельно выполнять
композицию иллюстрации,
выделять главное в рисунке;

29

1

Овладение практическими
умениями располагать
изображение на листе
бумаги. Развитие
воображения и фантазии
Развитие воображения и
фантазии и формирование
творческого начала на их
основе.

Овладение практическими
умениями и навыками в
восприятии, анализе и
оценке произведений
искусства
Выбор способов решения
поставленной задачи.
Формирование основ

32

Цветы.

1

Придумываем,
сочиняем,
творим.

1

материала.
Рисование берёзовой рощи.
Выбор и применение
выразительных средств для
реализации собственного
замысла в рисунке.
Рисовать с натуры
разнообразные цветы.
Коллективная работа:
«Скоро лето» (гуашь)

Выделять характерные
особенности изображения
цветов

Развитие навыков
сотрудничества с
одноклассниками на уроке.
Развитие воображения и
фантазии
-умения сравнивать описания, произведения искусства на одну тему; способность обосновывать свое суждения, подбирать слова для
характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
-умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации, рассказывать о воем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле,
книге;
-умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
-сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знание архитектурных памятников своего региона, их истории;
-активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
-понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природа как основы всей жизни человека;
-понимание зависимости народного искусства от природы и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями,
мировоззрение народа;
-умение объяснять чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
-умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства-словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
-умение развивать предложенную сюжетную линию;
-сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
-умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
-умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
-умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
-умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
33

-

Правилам работы с гуашью;
правилам смешивания цветов.

эстетического отношения к
миру.
Предвосхищение
результата и уровня
усвоения, выбор способа
действий для достижения
задуманного результата.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».