Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29
декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении
СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер
19993).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов
МБОУ Школы-интерната.
Учебного плана МБОУ Школы-интерната на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа по ИЗО для 6 классов составлена в соответствии требованиям ФГОС второго поколения (стандартов
2004 года).
Курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю).
Планирование ориентировано на использование УМК по Б. М. Неменскому.
Образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит Целью курса
формирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации
художественно-творческого потенциала.
Задачи курса:
- развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения
личности;
- гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования
целостного представления о мире;
- на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории.
Изучение изобразительного искусства направлено на формирование морально-нравственных ценностей,
представление о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально - логическим типом мышления преобладающим
в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся.
Ведущими подходами являются деятельностный и проблемный.
Обучение изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов:
Личностные результаты:
в целостно – ориентационной сфере:
- Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем
многообразии их видов и жанров;
- Принятие мультикультурной картины мира;
В трудовой сфере:
- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;
В познавательной сфере:
- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты:
В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного
восприятия мира;
В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти;
В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных
умений.
Предметных результатов:
В познавательной сфере:
- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в
жизни человека и общества;
- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов
изобразительного искусства;
- Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- Различать изученные виды пластических искусств;
- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную
терминологию, давать определения изученных понятий;
В целостно – ориентационной сфере:
- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих
ценностей;
- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем
многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства;
- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно –
нравственный потенциал,
аккумулированный в
произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,
представленных в произведениях искусства;
В коммуникативной сфере:
- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
В эстетической сфере:
- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять
самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и
интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового
изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой
культуры; формировать эстетический кругозор;
В трудовой сфере:
- Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества
– главный смысловой стержень программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представления о значении
искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности
является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,
скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают
классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами и
сложным многоголосием современного искусства.
Разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению,
объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных
материалах.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные
контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок
за уроком по ступенькам познания личных человеческих связей со всем художественно-эмоционнальным миром.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности
пространственных искусств: конструктивной, изобразительной и декоративной. Что в свою очередь является
основанием для деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует на переносе внимания не только на произведение
искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей и искусством в процессе ежедневной жизни.
Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический
смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени
раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой
атмосферы, ограниченной как народными формами, так и декоративными функциям искусства в современной жизни.
Основные требования
к уровню подготовки в соответствии с ФГОС учащихся 6 классов
учащиеся должны знать:
Истоки и специфику образного языка изобразительного искусства;
учащиеся должны уметь:
Различать по стилистическим особенностям виды ИЗО;
Различать по материалу, технике исполнения виды ИЗО;
учащиеся должны:Умело выстраивать композиции на основе изобразительных элементов.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс
№
урока
Тема урока
1четверть
Введение. ИЗО в
семье
пластических
искусств.
2
Планируемые результаты:
Кол.
час.
Дата
П-предметные
М-метапредметные
Л-личностные
1
П- Эмоциональноценностное отношение
к искусству и жизни..
Л-Осмысленное
восприятие визуальных
образов реальности
Рисунок – основа
изобразительного
искусства.
1
П- Восприятие мира,
человека с эстетических
позиций.
М- Формирование
активного отношения к
традициям культуры как
смысловой личностно
значимой ценности.
М- Воспитание уважения к
искусству и культуре своей
Родины, выраженной в её
архитектуре.
3
Пятно как
средство
выражения.
1
П- Понимание роли и
места искусства в
жизни человека и
общества.
М- Воспитание уважения к
искусству в национальных
образах предметноматериальной среды и
понимание красоты
человеком.
4
Композиция как
ритм пятен.
1
М- Получения опыта
восприятия произведений
искусства как основы
формирования навыков.
5
Открытка для
учителя.
1
П- Применять
различные
художественные
материалы, техники
художественной
выразительности.
П- Восприятие и
интерпретация темы и
1
М- Умение эстетически
подходить к любому виду
Л- Освоение
художественной культуры
как сферы материального
выражения духовных
ценностей.
Л- Воспитание
художественного вкуса
как способности
эстетически
воспринимать,
чувствовать явления
окружающего мира.
Л- Развитие способности
воспринимать,
анализировать и
наблюдать реальный мир.
Л- Воспитание
художественного вкуса,
содержание
произведений
изобразительного
искусства
деятельности.
М- Умение воспринимать
культуру своего народа.
6
Цвет. Основы
цветоведения.
1
П- Активное отношение
к традициям культуры.
7
Цвет в
произведениях
живописи.
1
8
Объёмные
изображения в
скульптуре.
1
9
Основы языка
изображения.
1
П- Умение находить
М- Развитие фантазии,
необходимую
воображения. Умение
информацию по
воспринимать культуру
культуре в книгах по
своего народа
искусству
П- Умение находить
М- Развитие фантазии,
необходимую
воображения. Умение
информацию по
воспринимать культуру
культуре в книгах по
своего народа
искусству
П- Активное отношение М- Уважение к искусству и
к традициям культуры. культуре своей Родины.
2четверть
Натюрморт.
Художественное
познание:
реальность и
фантазия.
1
П- Применять
различные
художественные
материалы, техники
художественной
выразительности.
М- Развитие фантазии,
воображения, визуальной
памяти.
Изображение
1
П- Восприятие мира,
М- Формирование
10/1
11/2
овладение основами
культуры практической
творческой работы,
различными
художественными
материалами.
Л- Овладение средствами
художественного
изображения.
Л- Воспитание
художественного вкуса,
эстетически воспринимать
народное творчество.
Л- Воспитание
художественного вкуса,
эстетически воспринимать
народное творчество.
Л- Способность
наблюдать реальный мир,
анализировать идеальный
образ русского народа.
Л- Овладение
практической творческой
работы, так же
различными
художественными
материалами и
инструментами.
Л- Овладение средствами
12/3
предметного
мира
–
натюрморт.
Понятие формы.
Многообразие
формы
окружающего
мира.
1
13/4
Изображение
предмета на
плоскости и
линейная
перспектива.
1
14/5
Освещение. Свет
и тень.
1
15/6
Натюрморт в
графике. Цвет в
натюрморте.
1
16/7
Выразительные
возможности
натюрморта.
Портрет. Образ
человека –
главная тема
искусства.
1
3
четверть
17/1
1
окружающих явлений с
эстетических позиций.
художественного
восприятия мира.
художественного
изображения.
П- Применять
различные
художественные
материалы, техники
художественной
выразительности.
П- Применять
различные
художественные
материалы, техники
художественной
выразительности.
П- Применять
различные
художественные
материалы, техники
художественной
выразительности.
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
П- Умение находить
необходимую
информацию по
культуре в книгах по
искусству
М- Получения опыта
восприятия произведений
искусства как основы
формирования навыков.
Л- Развитие способности
воспринимать,
анализировать и
наблюдать реальный мир.
М- Получения опыта
восприятия произведений
искусства как основы
формирования навыков.
Л- Развитие способности
воспринимать,
анализировать и
наблюдать реальный мир.
М- Получения опыта
восприятия произведений
искусства как основы
формирования навыков.
Л- Развитие способности
воспринимать,
анализировать и
наблюдать реальный мир.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
Л- Восприятие образов и
произведений искусства.
М- Развитие фантазии,
воображения.
Л- Воспитание
художественного вкуса,
эстетически воспринимать
творчество народов мира.
Л- Восприятие образов и
произведений искусства.
18/2
Конструкция
головы человека
и её пропорции.
1
19/3
Изображение
головы человека
в пространстве.
1
20/4
Графический
портретный
рисунок и
выразительность
образа человека.
Портрет в
скульптуре.
1
22/6
Сатирические
образы человека.
1
23/7
Образные
возможности
освещения в
портрете.
1
24/8
Портрет в
1
21/5
1
П- Умение находить
необходимую
информацию по
культуре в книгах по
искусству
П- Понимание основ
изобразительной
грамоты, умение
использовать образный
язык.
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
М- Развитие фантазии,
воображения
Л- Воспитание
художественного вкуса,
эстетически воспринимать
творчество народов мира.
М- Развитие
художественно-образного
мышления
Л- Овладение основами
культуры, воспитание
художественного вкуса.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
Л- Овладение средствами
художественного
изображения.
П- Понимание основ
изобразительной
грамоты, умение
использовать образный
язык.
П- Художественное
познание мира,
понимание роли в
жизни человека и
общества.
П- Художественное
познание мира,
понимание роли в
жизни человека и
общества.
М- Развитие
художественно-образного
мышления
Л- Овладение основами
культуры, воспитание
художественного вкуса.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
Л- Оценивать
окружающий мир
искусства.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
Л- Оценивать
окружающий мир
искусства.
П- Умение находить
М- Развитие фантазии,
Л- Воспитание
живописи.
25/9
Роль цвета в
портрете.
1
26/10
Великие
портретисты.
Обобщение темы.
1
4
четверть
27/1
Жанры в
изобразительном
искусстве.
1
28/2
Изображение
пространства.
1
29/3
Правила
линейной и
воздушной
перспективы.
Правила
линейной и
воздушной
перспективы.
Пейзаж –
большой мир.
Организация
изображаемого
пространства.
1
30/4
31/5
необходимую
информацию по
культуре в книгах по
искусству
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
П- Понимание основ
изобразительной
грамоты, умение
использовать образный
язык.
П- Понимание основ
изобразительной
грамоты, умение
использовать образный
язык.
П- Восприятие мира с
эстетических позиций.
воображения. Умение
воспринимать культуру
своего народа
художественного вкуса,
эстетически воспринимать
народное творчество.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
М- Развитие
художественно-образного
мышления.
Л- Восприятие образов и
произведений искусства.
М- Развитие
художественно-образного
мышления
Л- Овладение основами
культуры, воспитание
художественного вкуса.
М- Воспитание уважения к
искусству и культуре
народов мира.
Л- Овладение средствами
художественного
изображения.
Л- Восприятие образов и
произведений искусства.
Л- Овладение основами
культуры, воспитание
художественного вкуса.
1
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
Л- Восприятие образов и
произведений искусства.
1
П- Художественное
познание мира,
понимание роли места
искусства в жизни
человека и общества.
М- Обретение
самостоятельного
творческого опыта в
различных учебных
жизненных ситуациях.
Л- Овладение основами
культуры практической
творческой работы
различными
художественными
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
32/6
Пейзаж –
настроение.
Природа и
художник.
1
П- Художественное
познание мира,
понимание роли места
искусства в жизни
человека и общества.
М- Обретение
самостоятельного
творческого опыта в
различных учебных
жизненных ситуациях.
33/7
Городской пейзаж.
1
П- Художественное
познание мира,
понимание роли места
искусства в жизни
человека и общества.
М- Обретение
самостоятельного
творческого опыта в
различных учебных
жизненных ситуациях.
34/8
Выразительные
возможности ИЗО.
Язык и смысл.
1
П- Художественное
познание мира,
понимание роли места
искусства в жизни
человека и общества.
М- Обретение
самостоятельного
творческого опыта в
различных учебных
жизненных ситуациях.
материалами и
инструментами.
Л- Овладение основами
культуры практической
творческой работы
различными
художественными
материалами и
инструментами.
Л- Овладение основами
культуры практической
творческой работы
различными
художественными
материалами и
инструментами.
Л- Овладение основами
культуры практической
творческой работы
различными
художественными
материалами и
инструментами.