Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29
декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении
СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер
19993).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов
МБОУ Школы-интерната.
Учебного плана МБОУ Школы-интерната на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа по ИЗО для 5 классов составлена в соответствии требованиям ФГОС второго поколения (стандартов
2004 года).
Курс рассчитан на 34 часа (1час в неделю).
Планирование ориентировано на использование УМК по Б. М. Неменскому.
Образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит Целью курса
формирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации
художественно-творческого потенциала.
Задачи курса:
- развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения
личности;
- гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования
целостного представления о мире;
- на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной
траектории.
Изучение изобразительного искусства направлено на формирование морально-нравственных ценностей,
представление о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально - логическим типом мышления преобладающим
в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся.
Ведущими подходами являются деятельностный и проблемный.
Обучение изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов:
Личностные результаты:
в целостно – ориентационной сфере:
- Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем
многообразии их видов и жанров;
- Принятие мультикультурной картины мира;
В трудовой сфере:
- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;
В познавательной сфере:
- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты:
В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного
восприятия мира;
В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти;
В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по
отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных
умений.
Предметных результатов:
В познавательной сфере:
- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в
жизни человека и общества;
- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов
изобразительного искусства;
- Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- Различать изученные виды пластических искусств;
- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную
терминологию, давать определения изученных понятий;
В целостно – ориентационной сфере:
- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих
ценностей;
- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем
многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства;
- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно –
нравственный потенциал,
аккумулированный в
произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,
представленных в произведениях искусства;
В коммуникативной сфере:
- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;
- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
В эстетической сфере:
- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять
самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и
интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового
изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой
культуры; формировать эстетический кругозор;
В трудовой сфере:
- Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества
– главный смысловой стержень программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представления о значении
искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из
окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности
является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,
скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают
классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами и
сложным многоголосием современного искусства.
Разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению,
объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных
материалах.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные
контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок
за уроком по ступенькам познания личных человеческих связей со всем художественно-эмоционнальным миром.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности
пространственных искусств: конструктивной, изобразительной и декоративной. Что в свою очередь является
основанием для деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует на переносе внимания не только на произведение
искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей и искусством в процессе ежедневной жизни.
Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический
смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени
раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой
атмосферы, ограниченной как народными формами, так и декоративными функциям искусства в современной жизни.
Основные требования
к уровню подготовки в соответствии с ФГОС учащихся 5 классов
учащиеся должны знать:
Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало,
масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов,
мотивов, сюжетов);
Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться
приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов Майдан, Жостово).
учащиеся должны уметь:
Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта,
Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.);
Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное
стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)связь
конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
учащиеся должны:
Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой
(предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).
№
урока
Тема урока
1четве
рть
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
5 класс
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека
Кол.
Планируемые результаты:
Дата
час.
П-предметные
М-метапредметные
Л-личностные
Древние корни народного
искусства.
Древние образы в
народном искусстве
1
П- Эмоциональноценностное отношение к
искусству и жизни
Л-Осмысленное
восприятие визуальных
образов реальности.
2
Дом космос. Единство
конструкции и декора в
народном жилище
1
П- Восприятие мира,
человека с эстетических
позиций.
М- Формирование
активного отношения к
традициям культуры как
смысловой личностно
значимой ценности.
М- Воспитание уважения к
искусству и культуре своей
Родины, выраженной в её
архитектуре.
3
Интерьер крестьянского
дома
1
П- Понимание роли и
места искусства в жизни
человека и общества.
М- Воспитание уважения к
искусству в национальных
образах предметноматериальной среды и
понимание красоты
человеком.
4
Конструкция и декор
предметов народного быта
1
П- Применять различные
художественные
материалы, техники
художественной
выразительности.
М- Получения опыта
восприятия произведений
искусства как основы
формирования навыков.
5
Русский народный
орнамент
1
П- Восприятие и
интерпретация темы и
М- Умение эстетически
подходить к любому виду
1
Л- Освоение
художественной культуры
как сферы материального
выражения духовных
ценностей.
Л- Воспитание
художественного вкуса
как способности
эстетически
воспринимать,
чувствовать явления
окружающего мира.
Л- Развитие способности
воспринимать,
анализировать и
наблюдать реальный мир.
Л- Воспитание
художественного вкуса,
содержание
произведений
изобразительного
искусства
деятельности.
6
Внутреннее убранство
крестьянского дома
1
П- Активное отношение
к традициям культуры.
М- Умение воспринимать
культуру своего народа.
7,8
Народная праздничная
одежда
2
М- Развитие фантазии,
воображения. Умение
воспринимать культуру
своего народа
9
Праздничные народные
гуляния
1
П- Умение находить
необходимую
информацию по
культуре в книгах по
искусству
П- Активное отношение
к традициям культуры.
2четве
рть
Связь времен в народном
искусстве Древние образы
в современных и
народных игрушках
1
11
Единство формы и декора
1
12,13
Народные промыслы, их
истоки и современное
2
10
овладение основами
культуры практической
творческой работы,
различными
художественными
материалами.
Л- Овладение средствами
художественного
изображения.
Л- Воспитание
художественного вкуса,
эстетически воспринимать
народное творчество.
М- Уважение к искусству и
культуре своей Родины.
Л- Способность
наблюдать реальный мир,
анализировать идеальный
образ русского народа.
П- Применять различные
художественные
материалы, техники
художественной
выразительности.
М- Развитие фантазии,
воображения, визуальной
памяти
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
П- Применять различные
художественные
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
М- Получения опыта
восприятия произведений
. Л- Овладение
практической творческой
работы, так же
различными
художественными
материалами и
инструментами.
Л- Овладение средствами
художественного
изображения.
Л- Развитие способности
воспринимать,
развитие
14,15
Предметы народных
промыслов в нашей
повседневной жизни
2
16
Промыслы нашего края
1
3
четвер
ть
Декор: человек, общество,
время.
1
17
18
Украшение в жизни
древних обществ.
Украшение в жизни
древних обществ.
Декоративное искусство
древней Греции.
1
19
Украшение в жизни
древних обществ.
Греческая вазопись.
1
20
Что такое эмблемы, зачем
они людям?
1
21
Гербы и эмблемы
1
материалы, техники
художественной
выразительности.
искусства как основы
формирования навыков.
анализировать и
наблюдать реальный мир.
П- Применять различные
художественные
материалы, техники
художественной
выразительности.
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
П- Умение находить
необходимую
информацию по
культуре в книгах по
искусству
М- Получения опыта
восприятия произведений
искусства как основы
формирования навыков.
Л- Развитие способности
воспринимать,
анализировать и
наблюдать реальный мир.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
М- Развитие фантазии,
воображения. Умение
воспринимать культуру
народов мира.
Л- Восприятие образов и
произведений искусства.
Л- Воспитание
художественного вкуса,
эстетически воспринимать
творчество народов мира.
П- Умение находить
необходимую
информацию по
культуре в книгах по
искусству
П- Понимание основ
изобразительной
грамоты, умение
использовать образный
язык.
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
П- Понимание основ
М- Развитие фантазии,
воображения. Умение
воспринимать культуру
народов мира.
Л- Воспитание
художественного вкуса,
эстетически воспринимать
творчество народов мира.
М- Развитие
художественно-образного
мышления
Л- Овладение основами
культуры, воспитание
художественного вкуса.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
М- Развитие
Л- Овладение средствами
художественного
изображения.
Л- Овладение основами
22
Декоративное искусство
Западной Европы 17 века.
1
23
Выражения в одежде
принадлежности человека
к различным слоям
общества. Одежда
французского двора
второй половины 17 века.
Выражения в одежде
принадлежности человека
к различным слоям
общества.
1
25,26
Роль декоративного
искусства в жизни
общества.
2
4
четвер
ть
27
Декоративное искусство
Современное
повседневное и
выставочное декоративное
искусство.
Современное
декоративное искусство.
Витраж.
1
24
28
1
1
изобразительной
грамоты, умение
использовать образный
язык.
П- Художественное
познание мира,
понимание роли в жизни
человека и общества.
П- Художественное
познание мира,
понимание роли в жизни
человека и общества.
художественно-образного
мышления
культуры, воспитание
художественного вкуса.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
Л- Оценивать
окружающий мир
искусства в странах
Западной Европы.
Л- Оценивать
окружающий мир
искусства в странах
Западной Европы.
П- Умение находить
необходимую
информацию по
культуре в книгах по
искусству
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
М- Развитие фантазии,
воображения. Умение
воспринимать культуру
своего народа
Л- Воспитание
художественного вкуса,
эстетически воспринимать
народное творчество.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
Л- Восприятие образов и
произведений искусства.
П- Понимание основ
изобразительной
грамоты, умение
использовать образный
язык.
П- Понимание основ
изобразительной
грамоты, умение
использовать образный
язык.
М- Развитие
художественно-образного
мышления.
Л- Овладение основами
культуры, воспитание
художественного вкуса.
М- Развитие
художественно-образного
мышления
Л- Овладение основами
культуры, воспитание
художественного вкуса.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
29
Витраж.
1
П- Восприятие мира с
эстетических позиций.
30
Древние образы в
современном
декоративном искусстве
Создание коллективной
декоративной работы из
мозаики.
1
П- Восприятие мира,
окружающих явлений с
эстетических позиций.
П- Художественное
познание мира,
понимание роли места
искусства в жизни
человека и общества.
М- Воспитание уважения к
искусству и культуре
народов мира.
М- Формирование
художественного
восприятия мира.
М- Обретение
самостоятельного
творческого опыта в
различных учебных
жизненных ситуациях.
Создание коллективной
декоративной работы
3
П- Художественное
познание мира,
понимание роли места
искусства в жизни
человека и общества.
М- Обретение
самостоятельного
творческого опыта в
различных учебных
жизненных ситуациях.
31
32,
33,34
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
1
Л- Овладение средствами
художественного
изображения.
Л- Восприятие образов и
произведений искусства.
Л- Овладение основами
культуры практической
творческой работы
различными
художественными
материалами и
инструментами.
Л- Овладение основами
культуры практической
творческой работы
различными
художественными
материалами и
инструментами.