РП География 9

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:


Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31
декабря 2015 г.)

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, внесенной в реестр образовательных
программ (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №
1/15) по географии и программы Е.М. Домогацких Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост.Е.М. Домогацких.- М: ООО
«Русское слово – учебник», 2015.- 128 с. – (Иновационная школа)

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин
2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).


Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.


Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ
Школы-интерната.


Учебного плана МБОУ Школы-интерната на 2020 - 2021 учебный год.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования —
формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих
взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей
методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка
на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и
социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин
Российской Федерации, житель своего региона);
 осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
 осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их, исторических судеб;
 осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов
и стран;
 осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам
современности;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
 патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
 любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
 гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
 уважение к природе, истории, культуре России, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения.
Основными целями изучения предмета является:
 формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
 познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального
до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
 познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных
процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
 понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны
окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и
мира;

понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социальноэкономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий
проживания;
 выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них
отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
 формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками
информации;
 формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
 формирование географическую культуру личности и обучение географическому языку;
 формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
 применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, происходящих на территории
своей местности.


Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения географии обучающие 9 класса должны:
знать (понимать):
 географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
 причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
 связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
 факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
 основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
 крупнейшие городские агломерации нашей страны;
 причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
 географию народов, населяющих нашу страну.
уметь:
 анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; демографические показатели, предусмотренные
программой; факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
 выдвигать на основе статистических данных гипотезы динамики численности населения России;
 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации географических явлений и процессов на территории
России; критерии для сравнения, сопоставления, места России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;



















выявлять противоречивую информацию при работе с несколькими источниками географической информации; тенденции в
изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
делать прогнозы изменения географических систем и комплексов;
использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о
демографических показателях, характеризующих население России, для решения практико-ориентированных задач в контексте
реальной жизни; знания о факторах и особенностях размещения предприятий отраслей хозяйства России для решения практикоориентированных задач;
моделировать географические объекты и протекание явлений с использованием компьютерной техники;
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
обосновывать гипотезы о динамике численности населения России и других демографических показателях; гипотезы от изменении
структуры хозяйства страны; пути социально-экономического развития России;
объяснять особенности компонентов природы России и её отдельных частей; особенности населения России и её отдельных
регионов; особенности структуры хозяйства России и её отдельных регионов; роль России в решении глобальных проблем
человечества;
описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь хозяйственную
деятельность человека; возможные изменения географического положения России; особенности взаимодействия природы и общества
в пределах регионов России; природные условия и ресурсообеспеченость страны в целом и отдельных территорий в частности;
возможные последствия изменений природы отдельных территорий страны; изменение ситуации на рынке труда; районы России по
природным, социально-экономическим, экологическим показателям; социально-экономическое положение страны в целом и
отдельных её регионов; место и роль России в мире по социально-экономическим показателям; социально-экономические
перспективы развития России;
представлять в различных формах географическую информацию;
проводить по разным источникам информации социально-экономические и физико-географические исследования, связанные с
изучением России и её регионов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и отдельных её регионов;
демографические процессы и явления населения России и её отдельных регионов; показатели, характеризующие структуру хозяйства;
сравнивать качественные и количественные показател, характеризующие географические объекты, процессы и явления; особенности
природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; социально-экономические показатели России с мировыми показателями
и показателями других стран;






создавать простейшие географические карты различного содержания; текстовые и устные сообщения об особенностях природы,
населения и хозяйства России и её регионов;
сопровождать выступление об особенностях природы, населения и хозяйства России презентацией;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений; комплексные географические характеристики районов разного
ранга;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Содержание
Введение (1 час)
Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.
Учебные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс.
Основные образовательные идеи:
 Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации населения и хозяйства.
 В отличие от природного, хозяйственный комплекс может целенаправленно управляться человеком.
Метапредметные умения:
 ставить учебную задачу под руководством учителя,
 планировать свою деятельность под руководством учителя,
 выявлять причинно-следственные связи,
 определять критерии для сравнения фактов, явлений,
 анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов,
 выслушивать и объективно оценивать другого,
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
 специфику предмета изучения экономической и социальной географии;
 отличия природного и хозяйственного комплексов.
Умение определять:
 отличия природного и хозяйственного комплексов.
Тема 1. Россия на карте (6 часов и 1 ч рез. вр.)

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений.
Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество
Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к
морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое
положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административнотерриториальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные
образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и
многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и
обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Учебные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политикогеографическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район,
районирование, специализация.
Тема 2. Природа и человек (5 часов)
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая.
Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность
природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию
территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва
и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы.
Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и
населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли.
Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Учебные понятия: природные условия, адаптация, природные ресурсы.
Тема 3. Население России (9 часов и 1 ч. р. вр.)
Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы.
Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды
миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского
расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов.
Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные
конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.
Учебные понятия: демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись населения, естественный прирост,
воспроизводство населения, демографический кризис, плотность населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения),
зона Севера, миграции, внутренние и внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение, городское и сельское
расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения, кочевая

форма расселения, город, урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, города-миллионеры городская
агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной
состав, трудовые ресурсы, рынок труда, безработица.
Тема 4. Отрасли хозяйства России (19 часов и 1 ч р. вр.)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной
экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный,
водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их
хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС.
Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат
полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей
цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое
машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия
органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и
лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по
территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой
промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и
воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Учебные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения
производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.
Тема 5. Природно-хозяйственная характеристика России (21 час и 1 ч р.вр.)
Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный
сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа
хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.

Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад
— транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор
развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. СанктПетербург — многофункциональный центр района.
Калининградская область — самая западная территория России.
Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.
Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения.
Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона.
Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.
Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по
числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль
сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный
район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех»
страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и
богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство —
огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные
условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС —
крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по
площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части
страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.
Заключение (1 час)
Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.

Календарно-тематическое планирование
Раздел, тема урока.
Соответствие ФГОС

Колво

Характеристика деятельности учащихся, УУД

Практическая

Дата

часов
1.

Введение.
Экономическая и социальная
география.

1

Россия на карте мира (5 часов)
2.

Экономико- и политикогеографическое положение
России

1

3.

Формирование территории
России

2

4.

Административнотерриториальное устройство
России

3

5.

Районирование территории
России

4

6.

Урок обобщения, контроля и
коррекции

5

работа
Личностные: Уважать Отечество, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознавать свою
этническую принадлежность, знать историю, культуру своего
народа, своего края, основы культурного наследия народов
России и человечества; усваивать гуманистические,
демократические
и
традиционные
ценности
многонационального российского общества; воспитывать
чувство ответственности и долга перед Родиной;
ответственно относиться к учению, готовность и способность
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанный выбор и построение
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
обладать целостным мировоззрением, соответствующим
современному уровню развития науки и общественной
практики; гражданской позицией к ценностям народов
России, готовностью и способностью вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Регулятивные: Формировать новые цели. Анализировать
условия достижения цели. Планировать пути, выделять
эффективные способы достижения цели. Контролировать свое
время. Осуществлять контроль по результату и по способу
действия. Самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия. Прогнозировать будущие события.
Коммуникативные: работать в группе, сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации. Формулировать
собственное мнение и позицию. Устанавливать и сравнивать
разные точки зрения.
Осуществлять взаимный контроль. Владеть устной и
письменной речью. Следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и сотрудничества.

Практическая
работа №1
Характеристика
ЭГП России.

Природа и человек( 4 часа)
7.

Природные условия России

1.

8.

Природные ресурсы

2.

9.

Хозяйственная деятельность
3.
человека и изменение природной

Познавательные: Анализировать карты и стат. материалы
позволяющие
выявлять
различные
аспекты,
характеризующие место России в мире. Анализировать схему
административно-территориального
деления
страны.
Выявлять специфику административно-территориального
устройства Российской Федерации.
Обозначать на контурной карте объекты, характеризующие
географическое
положение
России.
Сравнивать
географического положения России и других стран.
Определять границы РФ и приграничные государства по
физической и политической картам, обозначать их на
контурной карте.
Анализировать
карты,
выявление
и
оценивание
благоприятных и неблагоприятных особенностей разных
видов географического положения России на макро-, мезо и
микроуровнях. Выявлять и оценивать изменения в различных
видах положения России на разных исторических этапах на
протяжении 20 столетия
Выявлять природные и экономические факторы развития
хозяйства страны, связанные с обширностью российской
зоны Севера. Обсуждать различные точки зрения по оценке
государственной территории России
Личностные: Обладать целостным мировоззрением,
соответствующим современному уровню развития науки и
общественной практики; гражданской позицией к ценностям
народов России, готовностью и способностью вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Регулятивные: Формировать новые цели. Анализировать
условия достижения цели. Планировать пути, выделять

Практическая
работа №2
Характеристика
Природноресурсного

среды
10.

Урок обобщения, контроля и
коррекции

4.

Население России ( 9 часов)
11.

Численность и естественный
прирост населения

1

12.

Размещение населения России

2

13.

Миграция населения

3

14.

Сельская форма расселения

4

15.

Городская форма расееления

5

16.

Этнический и религиозный

6

эффективные способы достижения цели. Контролировать свое потенциала
время. Осуществлять контроль по результату и по способу
России
действия. Самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия. Прогнозировать будущие события.
Коммуникативные: работать в группе, сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации. Формулировать
собственное мнение и позицию. Устанавливать и сравнивать
разные точки зрения.
Осуществлять взаимный контроль. Владеть устной и
письменной речью. Следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и сотрудничества.
Познавательные:
Анализировать
классификацию
природных ресурсов по их назначению и видам. Определять
уровень остроты экологических ситуаций и основных
экологических проблем различных регионов России
Личностные: Уважать Отечество, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознавать свою
этническую принадлежность, знать историю, культуру своего
народа, своего края, основы культурного наследия народов
России и человечества; усваивать гуманистические,
демократические
и
традиционные
ценности
многонационального российского общества; воспитывать
чувство ответственности и долга перед Родиной;
ответственно относиться к учению, готовность и способность
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанный выбор и построение
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
Обладать целостным мировоззрением, соответствующим
современному уровню развития науки и общественной

состав
17.

Трудовые ресурсы и рынок
труда

7

1819

Урок обобщения, контроля и
коррекции

8-9

практики; гражданской позицией к ценностям народов
России, готовностью и способностью вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Регулятивные: Формировать новые цели. Анализировать
условия достижения цели. Планировать пути, выделять
эффективные способы достижения цели. Контролировать свое
время. Осуществлять контроль по результату и по способу
действия. Самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия. Прогнозировать будущие события.
Коммуникативные: работать в группе, сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации. Формулировать
собственное мнение и позицию. Устанавливать и сравнивать
разные точки зрения.
Осуществлять взаимный контроль. Владеть устной и
письменной речью. Следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и сотрудничества.
Познавательные: Выявлять особенности формирования
государственной территории России, изменения ее границ,
заселения и хозяйственного освоения на разных
исторических этапах. Определять место России в мире по
численности населения на основе статистических данных.
Анализировать графики изменения численности населения
во времени с целью выявления тенденций в изменении
темпов роста населения России. Прогнозировать темпы роста
населения России и ее отдельных территорий на основе
статистических данных.. Определять половой состав
населения
России
по
статистическим
данным.
Анализировать и сравнивать половозрастные пирамиды
населения России для начала и конца 20 в., для разных
территорий России, для региона своего проживания.
Определять крупнейшие по численности народы России по

статистическим данным. Исследовать по картам особенности
языкового состава отдельных регионов России. Определять
современный религиозный состав населения России по
статистическим данным.
Составлять схемы разных видов миграций и вызывающих их
причин.
Определять виды городов в России по численности
населения, функциям, роли в жизни страны. Обозначать на
контурной карте крупнейшие города и городские
агломерации России. Выявлять особенности урбанизации в
России (темпов, уровня урбанизации) по статистическим
данным.
Обсуждать
современные
социальные
и
экономические проблем сельских поселений. Обозначать на
контурной
карте
основную
зону
расселения
и
хозяйственного освоения, зону Севера
Хозяйство России ( 19 часов)
20.

Национальная экономика

1

21.

Факторы размещения
производства

2

22.

ТЭК. Нефтяная и газовая
промышленность

3

23.

Угольная промышленность

4

24.

Электроэнергетика

5

Личностные: Уважать Отечество, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознавать свою
этническую принадлежность, знать историю, культуру своего
народа, своего края, основы культурного наследия народов
России и человечества; усваивать гуманистические,
демократические
и
традиционные
ценности
многонационального российского общества; воспитывать
чувство ответственности и долга перед Родиной;
ответственно относиться к учению, готовность и способность
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанный выбор и построение
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
Обладать целостным мировоззрением, соответствующим

Практическая
работа №3
Определение

25.

Металлургический комплекс.
Черная металлургия

6

26.

Цветная металлургия

7

2728

Машиностроительный комплекс

8-9

29.

Химическая промышленность

10

30.

Лесная промышленность

11

31.

АПК. Растениеводство

12

32.

Животноводство

13

33.

Зональная специализация
сельского хозяйства

14

34.

Пищевая и легкая
промышленность

15

35.

Транспортный комплекс

16

36.

Нематериальная сфера хозяйства

17

3738

Урок обобщения, контроля и
коррекции

18-19

современному уровню развития науки и общественной
практики; гражданской позицией к ценностям народов
России, готовностью и способностью вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Регулятивные: Формировать новые цели. Анализировать
условия достижения цели. Планировать пути, выделять
эффективные способы достижения цели. Контролировать свое
время. Осуществлять контроль по результату и по способу
действия. Самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия. Прогнозировать будущие события.
Коммуникативные: работать в группе, сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации. Формулировать
собственное мнение и позицию. Устанавливать и сравнивать
разные точки зрения.
Осуществлять взаимный контроль. Владеть устной и
письменной речью. Следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и сотрудничества.
Познавательные:
Анализировать
схему
«Состав
инфраструктурного комплекса», устанавливать звенья и роль
отдельных отраслей комплекса. Выявлять преимущества и
недостатки каждого вида транспорта. Устанавливать по
картам причины ведущей
роли
железнодорожного
транспорта в России. Определять по статистическим данным
доли морского и речного транспорта в транспортной работе
страны. Определять виды связи, достоинства и недостатки
каждого из них. Анализировать карты для определения
географических различий в уровне жизни населения

главных районов
трудоемкого и
металлоемкого
машиностроения
Практическая
работа №4
Составление
характеристики
угольных
бассейнов
Практическая
работа №5
Составление
характеристики
одной из
металлургических
баз по картам и
статистическим
материалам.
Практическая
работа №6
Определение по
картам главных
факторов
размещения
черной и цветной
металлургии
Практическая
работа №7
Составление

характеристики
одной из баз
химической
промышленности
по карте и
статистическим
материалам.
Практическая
работа №8
Определение по
картам основных
районов
размещения,
зерновых и
технических
культур и главных
районов
животноводства.

Природно-хозяйственная характеристика
России ( 20 час)

Личностные: Уважать Отечество, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознавать свою

Практическая
работа №9

39.

Европейский Север. Общие
сведения

1

40.

Европейский Север, Население,
природные ресурсы и хозяйство.

2

41.

Европеский Северо-Запад.
Общие сведения

3

42.

Европеский Северо-Запад.
4
Население, природные ресурсы и
хозяйство.

43.

Центральная Россия. Общие
сведения

5

44.

Центральная Россия. Население
и природные ресурсы.

6

45.

Центральная Россия. Хозяйство

7

46.

Европейский Юг. Общие
сведения

8

47.

Европейский Юг. Население,
природные ресурсы и хозяйство.

9

48.

Поволжье. Общие сведения

10

49.

Поволжье. Население,
природные ресурсы и хозяйство.

11

этническую принадлежность, знать историю, культуру своего
народа, своего края, основы культурного наследия народов
России и человечества; усваивать гуманистические,
демократические
и
традиционные
ценности
многонационального российского общества; воспитывать
чувство ответственности и долга перед Родиной;
ответственно относиться к учению, готовность и способность
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанный выбор и построение
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
Обладать целостным мировоззрением, соответствующим
современному уровню развития науки и общественной
практики; гражданской позицией к ценностям народов
России, готовностью и способностью вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Регулятивные: Формировать новые цели. Анализировать
условия достижения цели. Планировать пути, выделять
эффективные способы достижения цели. Контролировать свое
время. Осуществлять контроль по результату и по способу
действия. Самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия. Прогнозировать будущие события.
Коммуникативные: работать в группе, сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации. Формулировать
собственное мнение и позицию. Устанавливать и сравнивать
разные точки зрения.
Осуществлять взаимный контроль. Владеть устной и
письменной речью. Следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и сотрудничества.
Познавательные: Анализировать
тематические
физико-географические
карты
и
карты
населения,

Определение ЭГП
и состава
территории
Центрального
района.
Практическая
работа №10
Составление
схемы
производственных
связей
Центральной
России.
Практическая
работа №11
Оценка природноресурсного
потенциала
Европейского
Севера.
Практическая
работа
№12
Характеристика
одного
из
промышленных
узлов
(Самарский)

50.

Урал. Общие сведения

12

51.

Урал. Население, природные
ресурсы и хозяйство.

13

52.

Западная Сибирь. Общие
сведения

14

53.

Западная Сибирь. Население,
природные ресурсы и хозяйство.

15

54.

Восточная Сибирь. Общие
сведения

16

55.

Восточная Сибирь. Население,
природные ресурсы и хозяйство.

17

56.

Дальний Восток. Общие
сведения

18

57.

Дальний Восток. Население,
природные ресурсы и хозяйство.

19

58.

Урок обобщения, контроля и
коррекции

20

59.

Место России в мировой
экономике.

География РСО-Алания ( 9 часов)

1

устанавливать
причинноследственные
связи
и
закономерности размещения населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности. Составлять описание и
характеристику населения на основе анализа разных
источников информации, в том числе карт. Устанавливать
причинно-следственные связи и закономерности развития
хозяйства
и
размещение
хозяйственных
объектов.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные параметры
хозяйства и его структуру, формулирование выводов.
Определять район и его подрайоны по краткому описанию
(характеристике) природы, населения и хозяйства. Решать
практические и познавательные задачи, работа с системой
вопросов и заданий, контурными картами.

Личностные: Уважать Отечество, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознавать свою
этническую принадлежность, знать историю, культуру своего
народа, своего края, основы культурного наследия народов
России и человечества; усваивать гуманистические,
демократические
и
традиционные
ценности

Практическая
работа №13
Определение
отраслевой
специализации
крупнейших
промышленных
центров Урала.
Практическая
работа
№14
Выявление
внутренних
различий района
(Западной
Сибири
И Южной
Сибири.)

60.

ЭГП Республики Северная
Осетия-Алания

61.

Природно-ресурсный потенциал

62.

Население.

63.

Общая характеристика хозяйства

64.

Промышленность.

65.

Сельское хозяйство.

66.

Место РСО-А в экономике
России

67.

Место РСО-А в экономике
России. Перспективы и
проблемы развития.

68

Урок обобщения, контроля и
коррекции

многонационального российского общества; воспитывать
чувство ответственности и долга перед Родиной;
ответственно относиться к учению, готовность и способность
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанный выбор и построение
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
Обладать целостным мировоззрением, соответствующим
современному уровню развития науки и общественной
практики; гражданской позицией к ценностям народов
России, готовностью и способностью вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Регулятивные: Формировать новые цели. Анализировать
условия достижения цели. Планировать пути, выделять
эффективные способы достижения цели. Контролировать свое
время. Осуществлять контроль по результату и по способу
действия. Самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия. Прогнозировать будущие события.
Коммуникативные: работать в группе, сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации. Формулировать
собственное мнение и позицию. Устанавливать и сравнивать
разные точки зрения.
Осуществлять взаимный контроль. Владеть устной и
письменной речью. Следовать морально-этическим и
психологическим принципам общения и сотрудничества.
Познавательные: Анализировать схему «Состав
инфраструктурного комплекса», устанавливать звенья и роль
отдельных отраслей комплекса. Выявлять преимущества и
недостатки каждого вида транспорта. Устанавливать по
картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта
в России. Определять по статистическим данным доли
морского и речного транспорта в транспортной работе

страны. Определять виды связи, достоинства и недостатки
каждого из них. Анализировать карты для определения
географических различий в уровне жизни населения

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».