ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, внесенной в реестр образовательных программ
(одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) по географии и
программы Е.М. Домогацких Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост.Е.М. Домогацких.- М: ООО «Русское слово – учебник», 2015.128 с. – (Иновационная школа)
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10
«Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в
Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ Школы-интерната.
Учебного плана МБОУ Школы-интерната на 2020 - 2021 учебный год.
Рабочая программа разработана в соответствии с Программой по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2 издание. – М.:
ОО «ТИД «Русское слово-РС», 2010. -56 с. Автор Домогацких Е.М.,«География. Начальный курс», 6 класс, страницы 3-10
Программа рассчитана на 34 учебных недели, 34 часа в год.
Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный
компонент основного общего образования по географии в 6 классе.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до
глобальных.
Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также
содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории
географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества,
чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются
межпредметные связи с историей.
Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел,
входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал
данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам
ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при
изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой,
гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно
насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о
воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с
биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются
в последующих классах.
Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них
единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы
составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с
курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном
существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера, а также до глобальной безопасности
жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
4
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья:Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.
Реки:Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера.
Результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических
принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации,
житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их
исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
5
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание
собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить
классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и
пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.).
6
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» 6 класса являются следующие умения:
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
• использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
• использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
• понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных
явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Учебно-тематический план
Наименование
разделов и тем
Количество часов
Введение
1. Земля как планета
1
1
7
в т.ч. практических работ
(обязательных/тренировочных)
1
2. Географическая карта
3. Литосфера
4. Атмосфера
5. Гидросфера
6. Биосфера
7. Почва и геосфера
Всего
Итого
8
6
8
4
3
3
34
4
1
1
7
34
Перечень обязательных практических работ
Введение
Раздел,
тема
Практическая работа, форма ее выполнения
Практическая работа №1 Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями
Литосфера
Географическая
карта
Практическая работа №2. Топографический диктант
Практическая работа №3 Ориентирование на местности
Практическая работа №4 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
Практическая работа №5 Обучение определению направлений по карте, определению географических координат по глобусу и карте
Практическая работа №6 Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа
8
Гидросфера
Практическая работа №7. Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озёра,
водохранилища (по выбору)
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
1. письменные
тесты
ответы на вопросы
правильный ответ – 1 балл
0-49% - «2»
50-69% - «3»
70-89% - «4»
90-100% - «5»
2. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить
свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
3. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5" Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся
работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для
проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в
оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4" Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от
необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при
характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из
9
приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение
умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на
"отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся
показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими
материалами, географическими инструментами.
Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не
позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой
подготовки учащегося.
4. Оценка умений работать с картой и другими
источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение
логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на
основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в
оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное
оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в
оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Список литературы
УМК учебника Е.М.Домогацких,, Н.И.Алексеевский, «География. Физическая география» 6 класс, Москва, Русское слово, 2008
1. Географический атлас 6 класс, М. Дрофа, 2008
2. Комплект контурных карт.
УМК учителя
1. Домогацких Е.М., Программы по географии 6-11 класс, - М.: Русское слово, 2008 год.
2. Образовательный стандарт основного общего образования по географии.
10
3. Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, «География. Физическая география» 6 класс, Москва, Русское слово, 2008
4. Географический атлас 6 класс, М. Дрофа, 2008
5. Комплект контурных карт.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дополнительная литература
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География. Начальный курс, 6 кл., м. , «Дрофа», 2008 год.
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География, 6 кл., «Дрофа», 2008 год.
Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя,- М первое сентября 2000.
Петрова Л Е Дидактические карточки задания по географии 6 класс М Экзамен 2005
Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы.-М.: Дрофа 2001.
Романова А. Ф., Нестандартные уроки в школе. География, 6 класс, Волгоград, Учитель, 2003.
Шатных А. В. Современный урок географии. Часть1. Методические разработки уроков географии 6 класс. М.: Школьная пресса, 2002.
Календарно-тематическое планирование
дата
№
урока
Тема урока
1
Что такое
география?
Из истории
географическ
их открытий
Цель, содержание
Развитие
географических
знаний о Земле.
Представления о
мире в древности.
Планируемые результаты
Характерист предметные метапредмет личностны
ика
ные
е
основных
видов
деятельност
и
обучающихс
я
Работа с
Знать:
картой
основные
географичес
кие понятия
и термины
11
Формы
организации
учебнопознаватель
ной
деятельност
и. Методы
обучения
Практическ Домашнее
ие работы задание
Вводная
беседа
Работа с
картой,
индивидуаль
§1
№1
Организац
ия и
§1
обучение
приёмам
2
3-4
Планеты
Солнечной
системы
Форма.
размеры и
движение
Земли
Система
географическ
их координат
5
Времена года
6
Пояса
освещённости
7
Эпоха великих
географических
открытий.
Выдающиеся
географические
открытия и
исследования в
России и в мире.
Современные
научные
исследования
космического
пространства
Солнце – источник
жизни на земле.
Земля как одна из
планет Солнечной
системы; её
ближайшие соседи.
Луна- спутник
Земли, их
взаимодействие.
Влияние Космоса на
Землю и жизнь
людей
ный,
фронтальны
й опрос
Работа с
картой
Работа с
картой
Знать:
основные
географичес
кие понятия
и термины
Работа с
12
Уметь:
сопоставлят
ь
географичес
кие
следствия
движений
Земли,
географичес
кие явления
и процессы в
геосферах;
Выявлять
взаимосвяз
и между
географиче
скими
явлениями,
их
изменение
в
результате
деятельнос
ти
человека
учебной
работы:
наблюдени
я за
погодой,
фенологич
ескими
явлениям
и;
Вводная
беседа
§1
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
§1
Работа с
картой,
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
Работа с
Определени
§2
§3
§4
§5
Масштаб
карты
8
9
10
картой
Виды
условных
знаков
Стороны
горизонта
Изображение
рельефа на
карте
Изображение
поверхности Земли
на глобусе и карте.
План местности.
Географическая
карта. Масштаб,
градусная сеть на
глобусе, карте,
плане. способы
картографического
изображения.
Классификация карт.
Чтение и
использование карт.
Ориентирование на
местности.
Составление плана
местности
Работа с
картой
картой,
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
Работа с
картой,
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
Работа с
картой,
Уметь :
индивидуаль
определять
Знать:
читать
ный,
по плану
основные
план
фронтальны
географичес объекты
местности, й опрос
кие понятия местности,
использова Работа с
стороны
и термины,
ть план для картой,
горизонта по ориентиров индивидуаль
различия
плану,
плана,
ания на
ный,
компасу,
глобуса и
местности
фронтальны
Солнцу.;
карт по
й опрос
направления
масштабу,
, расстояния,
способам
картографич определять
особенности
еского
изображения рельефа по
карте и
плану
13
е сторон
горизонта
с помощью
компаса.
№2
Топограф
ический
диктант
№3
Ориентир
ование на
местности
§6
§7
№4
Определен
ие
объектов
местности
по плану,
направлен
ий и
расстояни
й
№5
§11
Определен
ие
направлен
ий и
расстояни
й по карте.
Определен
ие
географич
Работа с
картой
11
12
13
14
15
16
Строение
земного шара
Виды горных
пород
Литосфера: строение
земной коры.
Полезные
Геология.
ископаемые
Внутреннее строение
Земли. Состав
земной коры. Земная
Движения
кора и литосфера –
земной коры
каменные оболочки
Земли.
Выветривание Разнообразие форм
горных пород рельефа.
Движения земной
коры.
Главные формы
Рельеф суши
рельефа.
и дна океана
Рельеф дна океанов.
Человек и земная
кора
Работа с
текстом
учебника.
Работа с
картой
Работа с
текстом
учебника.
Работа с
картой
еских
координат
по глобусу
и карте
индивидуаль
ный,
Определени
фронтальны е свойств
й опрос
горных
пород.
индивидуаль
ный,
фронтальны
Уметь:
й опрос
называть и
индивидуаль №6
показывать
обозначен
Знать:
ный,
основные
основные
фронтальны ие на
географичес формы
контурной
й опрос
Использова индивидуаль карте
кие понятия рельефа,
ние
и термины,
горные
названных
ный,
минералов фронтальны объектов
географичес системы и
и горных
кие явления равнины
рельефа
й опрос
пород в
и процессы в мира,
индивидуаль
хозяйствен ный,
литосфере,
правильно
взаимосвязи подписывать ной и
фронтальны
повседневн й опрос
между ними, их на
ой жизни
изменения в контурной
индивидуаль
человека
результате
карте.
ный,
деятельност Уметь
фронтальны
объяснять,
и человека
й опрос
образование
гор, равнин,
влияние
рельефа на
жизнь
человека.
14
§12
§13
§14
§15
§16
§17
17
Строение
атмосферы
18
Температура
воздуха
19
Атмосферное
давление
20
Движение
воздуха
21
Вода в
атмосфере
22
Погода
23-24
Климат
Атмосфера: ветер,
осадки, образование
ветра и его
зависимость от
атмосферного
давления,
воздушные массы,
погода и климат.
Работа с
текстом
учебника.
Работа с
картой
Работа с
текстом
учебника.
Работа с
картой, со
статистическ
ими
материалами
, данными
метеосводок
Уметь
описывать
горы по
типовому
плану
Знать:
основные
географичес
кие понятия
и термины,
географичес
кие явления
и процессы в
атмосфере,
взаимосвязи
между ними,
изменения в
результате
деятельност
и человека
15
Уметь
объяснять
причину
смену дня и
ночи,
времён года,
причины
образования
ветра,
атмосферны
х осадков
Уметь
определять
среднегодов
ые и
среднесуточ
ные
температуры
, годовые и
суточные
амплитуды
температур,
Уметь
строить
графики
хода
температур,
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
Определен
ие и
описание
погоды
своей
местности,
признаки
плохой и
хорошей
погоды,
зависимост
ь человека
от погоды
Построени
е графика
месячного
хода t0
воздуха и
индивидуаль розы
ветров.
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
§18
§19
§20
§21
§22
§23
§24
25
26
Единство
гидросферы
Мировой
океан
27
Воды суши:
реки и озёра
28
Воды суши:
подземные
воды и
природные
льды
29
Царства
живой
природы
Гидросфера: океан,
море, озеро, река,
мировой круговорот
воды, движение вод
в океане,
Мировой океан и его
роль в
формировании
состава атмосферы и
климатов Земли
Работа с
текстом
учебника.
Работа с
картой
Работа с
текстом
учебника.
осадков,
ветра
Уметь:
Знать:
определять
основные
географичес
географичес кое
кие понятия положение
и термины,
объектов
географичес гидросферы,
кие явления определять
и процессы в по карте
гидросфере, глубины
взаимосвязи морей и
между ними, океанов,
изменения в устанавлива
результате
ть
деятельност зависимость
и человека
направления
Состав
и характера
гидросферы, течения рек
составные
от рельефа,
части
Уметь
океана,
называть и
состав вод
показывать
суши,
океаны,
особенности моря,
рек, озёр,
заливы,
подземных
проливы,
вод,
острова,
полуострова,
течения,
реки, озёра
Знать:
Уметь
основные
объяснять
географичес неравномерн
16
Определен
ие
характерис
тик чистой
питьевой
воды, меры
по
экономии
чистой
воды, меры
по
сохранени
ю
водоёмов
Вводная
беседа
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
№7
Определен
ие
географич
еского
положения
объектов:
океаны,
моря,
заливы,
полуостро
ва, реки,
озёра,
водохрани
лища.
§25
Значение
растений и
животных
индивидуаль Экскурсия.
ный,
Ознакомле
фронтальны ние с
§29
§26
§27
§28
30
Биосфера и
охрана
природы
31
Взаимодейств
ие человека и
природы.
Стихийные
бедствия.
Виды
хозяйственно
й
деятельности
и степень их
воздействия
на природу.
32
Почва
33
Природный
комплекс
34
Природные
зоны
Работа с
картой
Биосфера:
распространение
растений и
животных на Земле,
взаимосвязь с
другими сферами
географической
оболочки. способы
адаптации растений
и животных к среде
обитания
Почва как особое
природное
образование и
условия
формирования почв
различного типа.
Природный
комплекс
(ландшафт),
природная зона,
широтная и
высотная
зональность, роль
климата и рельефа в
формировании
природных
комплексов,
Работа с
текстом
учебника.
Работа с
картой
кие понятия
и термины,
географичес
кие явления
и процессы в
биросфере,
взаимосвязи
между ними,
изменения в
результате
деятельност
и человека;
географичес
кую
зональность
и поясность
Знать:
основные
географичес
кие понятия
и термины,
географичес
кие явления
и процессы в
геосферах,
взаимосвязи
между ними,
изменения в
результате
деятельност
и человека;
17
ость
распределен
ия
организмов
по Земле,
Объяснять
воздействие
организмов
на живые
оболочки
Уметь
объяснять
различия в
особенностя
х почв
разных
природных
комплексов
в
хозяйствен
ной и
повседневн
ой жизни
человека
Значение
почвы для
хозяйствен
ной и
повседневн
ой жизни
человека
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
наиболее
распростр
анёнными
растениям
ии
животным
и своей
местности
.
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
индивидуаль
ный,
фронтальны
й опрос
Экскурсия.
Изучение
строения
почвы на
местности
.
§30
§31
§32
§33
§34
изменение
природных
комплексов под
влиянием
хозяйственной
деятельности
человека.
18
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)