РП География 5

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе:

Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31
декабря 2015 г.)

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта основного общего образования (2004 г. ) на основе примерной программы основного общего образования
по предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011г.), с учетом авторской программы по географии
(Программа курса «География». 5-9 классы ), авт. – сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.


Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин
2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).


Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.


Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ
Школы-интерната.


Учебного плана МБОУ Школы-интерната на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л.
Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что курс географии 5 класса открывает
пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из
курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю), практических работ – 5.
Рабочая программа имеет целью: формирование системы географических знаний как
компонента научной картины мира и способствует решению следующих задач изучения:
 ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
 формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
 формирование умения пользоваться источниками географической информации, прежде всего географические карты;
 сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
 формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных
(местных) до глобальных.
Данная программа составлена для реализации курса «География. Введение в географию», который является частью географии и
разработан по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Ключевая идея курса заключается в формировании у учащихся знания о географической целостности и неоднородности Земли как
планете людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения
растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний
страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих,
об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел – «Наука география» - знакомит учащихся с историей и
содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела – «Земля и ее изображения» - не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и
размерах Земли, а также о способах ее изображения, но носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел – «История географических исследований» - знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не
преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на
конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без
внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей
Четвертый раздел – «Путешествие по планете Земля» - призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и
океанов.
Пятый раздел учебника – «Природа земли» - знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и
биосферой.
Особая роль курса географии 5 класс заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично
развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
В рабочей программе увеличено количество практических работ, с целью формирования умений и навыков работы с картой, а так же
изучения и запоминания географических объектов, поэтому в теме 3 «История географических открытий» авторской программой
предусмотрено 3 практические работы; в теме 4 «Путешествие по планете Земля» предусмотрено -2 работы (работы на контурной карте).

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий
обучения: деятельностный подход в обучении; проблемно-диалогическое обучение; элементы игровых технологий; развивающее обучение;
личностно-ориентированное обучение и т.д.
Для проверки знаний используются: тематические тесты, географические диктанты, практические работы.
Контроль уровня обученности:

Дата

Тема

Тематический

Практические работы

контроль
1 четверть

Наука география.
Земля и ее изображение.

1

История географических
открытий.

1

2 четверть

История географических
открытий.

1

3 четверть

История географических
открытий.

1

Путешествие по планете
Земля.
4 четверть

1

1

Путешествие по планете
Земля.

1

Природа Земли.

1

1

Требования к уровню освоения обучающимися
Личностные УУД

 понимать смысл своей действительности;
 определять роль результатов выдающихся географических открытий;
 использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и
техногенных явлений;
 приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Метапредметные УУД
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности выбирать тему проекта;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
 работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
 осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
 составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другую
(таблицу в тексте и пр.)
 выделять все уровни текстовой информации;
 уметь определять возможные источники необходимых сведений и производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг
другом и т.д.)
Предметные результаты
 объяснять роль различных источников географической информации;
 объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;








формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
определять по карте местоположение географических объектов.

Содержание программы
(34 часа)

Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы: География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический.
Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия: география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии: Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи
 География – древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и
природы.
 География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умения объяснять:
 специфику географии как науки;
 специфику методов географических исследований.
Умение определять:
 отличительные особенности географических методов исследования;
 рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Практические работы
1. Составление схемы наук о природе
2. Составление описания учебного кабинета
3. Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы: Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и
движение земли. Глобус – модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки.
Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия: плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, суточное (осевое движение Земли, годовое
(орбитальное движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности,
аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии: Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи
 представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
 форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
 картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
 особенности формы и размеров Земли;
 свойства географической карты и плана местности;
 географические следствия вращения Земли.
Умение определять:
 отличительные особенности изображений земной поверхности;
 направления на карте и плане;
 стороны горизонта.

Практические работы
4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы: Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг
Африки. География древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие марко Поло. Хождение за три
моря. Жизнь и деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские
путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха Великих географических открытий, часть
света, кругосветное плавание, Неизвестная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии: Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий
Никитин, Генрих мореплаватель, Баротоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан
Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торесс, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков,
Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Мтхаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи
 изучение поверхности Земли – результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
 результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
 влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
 причины и следствия географических путешествий и открытий;
 маршруты путешествий.
Практические работы
6. Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.
7. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий Христофора Колумба, обозначение

географических объектов.
8. Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана Магеллана,
обозначение географических объектов.
9.Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте
мира».
Тема 4. Путешествия по планете Земля (10 часов)
Содержание темы: Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения
материков Земли.
Учебные понятия: Мировой океан, море, залив, пролив; окраинное, внутреннее и межостровное море; волна, течение, условия обитания,
среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научноисследовательская станция.
Основные образовательные идеи
 Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
 природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
 географические особенности природы и населения материков;
 особенности взаимодействия океана и суши;
 значение Мирового океана.
Умение определять:
 специфику природы и населения материков;
 характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практические работы
10. Обозначение на контурной карте материков и океанов.
11. Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии.

12. Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка.
13. Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка.
14. Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк.
Тема 5. Природа Земли (3 часа)
Содержание темы: Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и её части: литосфера, атмосфера, гидросфера
и биосфера.
Учебные понятия: природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи
 природа Земли – сложное сочетание разнообразных природных объектов.
 природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
 особенности оболочек Земли;
 специфику географической оболочки.
Умение определять:
 отличия природных объектов;
 отличия оболочек Земли.
Практическая работа
15. Организация фенологических наблюдений в природе.

№ п/п

Наименование разделов
и тем

Всего часов

практические
работы

1

Наука география

2

2

Земля и её изображение

5

3

История географических
открытий

14

3

4

Путешествие по планете.

10

2

5

Природа Земли.

3

Итого

34

5

Учебно-тематический план
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Основная литература для учителя:
1. Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л.
Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. Касьянова Н.В. Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Введение в географию. 5 класс»: контрольно-измерительные
материалы / Н.В. Касьянова. -2-е изд. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013.
3. Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. М.: Просвещение, 2012.
4. Бургасова Н.Е., Банников С.В., Кошевой В.А. География. 5-6 класс. Программно-диагностический материал по курсу. Учебное
пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2012.

5. В.Г. Чернова. География в таблицах и схемах. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2013.
Основная литература для ученика:
1. Домогацких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких,
Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. Молодцов Д.В. Тетрадь-практикум к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в
географию». 5 класс / Д.В. Молодцов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
3. Атлас
Дополнительная литература для ученика:
1.Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
3. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? – М.: Граф-пресс, 2003.
4. Губарев В.К – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
5. Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
6. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.- М.: Илекса, 2008.
7. Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
8. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
9. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
10. Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
11. Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
Интернет-ресурсы.
1. http: //www.gao.spb.ru/russian
2. http: //www.fmm.ru
3. http: //www.mchs.gov.ru
4. http: //www.national-geographic.ru
5. http: //www.nature.com
6. http: //www.ocean.ru
7. http: //www.pogoda.ru
8. http: //www.sgm.ru/rus
9. http: //www.unknowplanet.ru
10. http: //www.weather.com

Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Календарно-тематическое планирование
Дата

№
урока

Тема урока

Цель, содержание
урока

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся

Планируемые
результаты:
Л - личностные
М - метапредметные

Формы организации
учебнопознавательной
деятельности. Методы
обучения.

Домашнее
задание

П - предметные
1

Что такое география

Формирование
представлений
о
естественных науках,
процессах, объектах и
явлениях, изучением
которых
они
занимаются

Работа с текстом: Л-Учебно-попреобразование и знавательный интерес
к географии
интерпретация
М-Умение работать с
информации
текстом, выделять в
нем главное
П- Выявлять и знать
объекты изучения
естественных наук, в
том числе геохрафии.
Знать
основные
правила работы в
кабинете географии

2

Работа

с

текстом: §1

преобразование

и

интерпретация
информации.
Самостоятельное
выделение
и
формулирование
познавательной цели.
Логические действия:
анализ объектов с
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных)

Методы
географи- Изучение осоРабота с текстом: Л-Понимание
Работа с текстом: §2
бенностей
различных
ческих исследований.
преобразование и значимости научного преобразование
и
методов исследования
исследования

и правил их
использования при
изучении географических
объектов и явлений

интерпретация
информации

природы, населения и интерпретация
хозяйства. Понимание информации.
роли и значения геоСамостоятельное
графических знаний

выделение
и
формулирование
познавательной цели.

М- Слуховое восприятие текстов.Умение работать с
Логические действия:
различными
источниками
анализ объектов с
информации
целью
выделения
П-Давать определение
понятию картография.
Называть методы
географических исследований Земли.
Распознавать отличия
методов географических исследований. Выявлять
источники географических знаний.
Выделять существенные признаки и
особенности тематического материала.
Знать правила работы
с контрольноизмерительными

признаков
(существенных,
несущественных)

материалами по географии
3

От плоской Земли к Формирование
земному шару
представлений
форме Земли

Работа с текстом: Л-Осознание значения

о оценка информации географии в развитии
представлений о
форме Земли
М- Умение работать с

различными источниками информации,
структурировать
учебный материал

П-Определять, какую

форму имеет Земля.
Объяснять эволюцию
знаний о форме
Земли. Приводить
доказательства
шарообразности
Земли

Работа

с

текстом: §3

оценка информации
Самостоятельное
выделение
и
формулирование
познавательной цели.
поиск и выделение
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
Смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
Логические действия:

анализ объектов с
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
подведение
под
понятие,
выведение
следствий;
установление
причинноследственных связей;
доказательство;
выдвижение гипотез и
их обоснование
4

Форма, размеры
движения Земли

и Формирование
представлений о
форме Земли,
движениях Земли и
их географических
следствиях

Работа с текстом: Л- Понимание

Смысловое чтение.

оценка информации

извлечение
необходимой
информации.

влияния движений
Земли
на протекание
природных явлений
М- Умение работать с
различными источниками информации.
Слуховое и визуальное восприятие
информации, умение
выделять главное в
различных источниках информации
П-Давать определение

Логические действия:
анализ объектов с
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
подведение
под
понятие,
выведение
следствий;

§4

понятиям: полюс,
экватор. Объяснять, в
каких видах движения
участвует Земля и
каковы географические следствия этих движений.
Знать, кто такой
Исаак Ньютон и какой
вклад в географическую науку он
внес. Знать размеры
Земли
5

Глобус и карта

Формирование
представлений об
изображениях земной
поверхности

Работа с текстом: Л- Осознание
оценка информации

многообразия видов
изображения земной
поверхности
М- Овладение умением читать
изображения земной
поверхности, находить черты их
сходства и отличия
П-Делать вывод об отличиях географической карты от
глобуса. Давать определение глобусу как

установление
причинноследственных связей;
доказательство;
выдвижение гипотез и
их обоснование

Анализ объектов с §5
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
подведение
под
понятие,
выведение
следствий;
установление
причинноследственных связей;
доказательство;
выдвижение гипотез и
их обоснование

модели Земли и
объяснять, каковы его
особенности.
Выявлять особенности различных
фотографических
изображений поверхности Земли
6

Ориентирование
местности

на Формирование
представлений об
ориентировании на
местности, умений
пользования
измерительными
приборами

Работа с текстом: Л- Умение работать с

Смысловое чтение.

оценка информации

извлечение
необходимой
информации.

измерительными приборами
М- Давать

определение понятию:
ориентирование.
Объяснять, что такое
стороны горизонта и
какие они бывают.
Делать вывод о назначении компаса.
Формулировать алгоритм работы с ним
П- Ориентирование,

стороны горизонта,
основные стороны
горизонта,
промежуточные
стороны горизонта,

Логические действия:
анализ объектов с
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
подведение
под
понятие,
выведение
следствий;
установление
причинноследственных связей;
доказательство;
выдвижение гипотез и

§6

румб, компас
7

Урок обобщения,
контроля и коррекции
знаний по теме
«Земля и её
изображение»

Формирование
навыков и умений
обобщения, работы с
различными
контрольноизмерительными
материалами

их обоснование

Работа с текстом: Л- Понимание роли и

Смысловое чтение.

оценка информации

извлечение
необходимой
информации.

значения географических знаний

М- Умение работать с

различными контрольно-измерительными
материалами

П-Выделять сущест-

венные признаки и
особенности географических объектов и
явлений по теме
раздела. Объяснять
особенности формы и
размеров Земли,
свойства географической карты и плана
местности, географические
следствия вращений
Земли. Определять
отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на

Логические действия:
анализ объектов с
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных);
подведение
под
понятие,
выведение
следствий;
установление
причинноследственных связей;
доказательство;
выдвижение гипотез и
их обоснование

Повторить §§16

карте и плане,
стороны горизонта
8

По следам путешественников каменного
века

Формирование
представлений о
возможностях
совершения
путешествий
древними людьми

В процессе работы с
одним или
несколькими
источниками
выявлять
содержащуюся в
них
противоречивую,
конфликтную
информацию

Л- Понимание роли

путешествий в
формировании знаний
о Земле
М- Умение работать с

различными источниками информации, выделять
главное в тексте,
структурировать
учебный материал,
готовить сообщения и
презентации
П-Объяснять результа-

ты выдающихся географических открытий и путешествий, а
также влияние путешествий на развитие географических
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий. Определять

Поиск и выделение §7
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинно-

9

Путешественники

Формирование

древности

представлений о
возможности
совершения
длительных
путешествий
в древности

В процессе работы с
одним или
несколькими
источниками
выявлять
содержащуюся в
них
противоречивую,
конфликтную
информацию

и показывать на карте
маршруты
путешествий.
Описывать ход путешествия

следственных связей.

Л- Понимание роли

Поиск и выделение §8
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.

путешествий в
формировании знаний
о Земле
М- Умение работать с
различными источниками
информации,
выделять главное в
тексте, структурировать учебный
материал, готовить
сообщения и
презентации
П-Выявлять причины
и следствия географических путешествий и открытий,
умение работать с
картографическими
источниками географической информации. Описывать
ход

осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности

10

Путешествия морских Формирование
народов
представлений о
возможности
совершения
длительных
путешествий
морскими народами

В процессе работы с
одним или
несколькими
источниками
выявлять
содержащуюся в
них
противоречивую,
конфликтную
информацию

путешествия финикийцев. Составлять
рассказ об основателе
географической науки
в древности.
Объяснять причины,
следствия и ход
путешествия Пифея

Логические действия:

Л- Понимание роли

Поиск и выделение §9
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.

путешествий в
формировании знаний
о Земле
М-Ставить учебную
задачу под руководством учителя.
Планировать свою
деятельность под
руководством учителя.
Выявлять причинноследственные связи.
Определять критерии
для сравнения фактов,
явлений.
Выслушивать и
объективно оценивать
другого.
Уметь вести диалог,
вырабатывая общее

установление
причинноследственных связей.

осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка

решение
П-Объяснять
результаты
выдающихся географических открытий и путешествий, а
также влияние путешествий на развитие географических
знаний. Определять
причины и следствия
географических
путешествий и
открытий. Определять
и показывать на карте
маршруты
путешествий.
Описывать географические открытия,
совершенные викингами.
Выявлять особенности природы, характерные для Исландии и Гренландии.
Объяснять, почему
викингов не считают
первооткрывателями
Америки
11

Первые европейцы на

Формирование

В процессе работы с

Л- Понимание роли

процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.

Поиск

и

выделение §10

краю Азии

представлений о
возможности
совершения
европейцами
путешествий
в Азию

одним или
несколькими
источниками
выявлять
содержащуюся в
них
противоречивую,
конфликтную
информацию

путешествий в
формировании знаний о
Земле
М- Ставить учебную
задачу под руководством учителя.
Планировать свою
деятельность под руководством учителя.
П- Объяснять результаты выдающихся географических открытий и
путешествий, влияние
путешествий на
развитие географических знаний.

необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.

12

Хождение за три моря Формирование
представлений о
вкладе русских
путешественников в
изучении регионов
мира на примере
путешествия Афанасия Никитина

В процессе работы с
одним или
несколькими
источниками
выявлять
содержащуюся в
них
противоречивую,
конфликтную
информацию

Л- Понимание роли

путешествий в
формировании знаний
о Земле
М- Умение работать с

различными источниками информации, выделять
главное в тексте,
структурировать
учебный материал,
готовить сообщения и
презентации
П-Объяснять результа-

ты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий
на развитие географических знаний.
Определять причины
и следствия
географических
путешествий и
открытий. Определять
и показывать на карте
маршруты
путешествий. Со-

Поиск и выделение §11
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.

ставлять описание о
жизни и деятельности
Афанасия Никитина.
Выявлять и
показывать на карте
географические
объекты, связанные с
путешествием
Афанасия Никитина.
Объяснять причины
путешествия Афанасия Никитина в
Индию
13

Морской путь в Индию

Формирование
представлений об
эпохе Великих
географических
открытий как
периоде интенсивного освоения
территории Земли

В процессе работы с
одним или
несколькими
источниками
выявлять
содержащуюся в
них
противоречивую,
конфликтную
информацию

Л- Понимание роли

путешествий в
формировании знаний
о Земле
М- Умение работать с
различными источниками
информации.
Выделять главное в
тексте, структурировать учебный
материал. Готовить
сообщения и
презентации

Поиск и выделение §12
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой

П-Объяснять результа-

ты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий
на развитие географических знаний.
Определять причины
и следствия
географических
путешествий и
открытий. Определять
и показывать на карте
маршруты
путешествий. Давать
определение понятию
«эпоха Великих
географических
открытий». Объяснять
значение прокладки
морского пути в
Индию. Составлять
описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко
да Гама. Выявлять
роль португальского
принца Генриха
Мореплавателя в

информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.

организации морских
путешествий
14

Открытие Америки

Формирование
представлений о
причинах и
следствиях открытия
Америки

В процессе работы с
одним или
несколькими
источниками
выявлять
содержащуюся в
них
противоречивую,
конфликтную
информацию

Л- Понимание роли

путешествий в
формировании знаний
о Земле
М- Умение работать с

различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации
П-Объяснять результа-

ты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий
на развитие географических знаний.
Определять причины
и следствия
географических
путешествий и
открытий. Определять

Поиск и выделение §13
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинно-

следственных связей.
и наносить на карту
маршруты путешествий Христофора Колумба.
Формулировать вывод
о значении открытия
Америки. Составлять
описание жизни и деятельности Христофора Колумба и
Америго Веспуччи.
Объяснять, чем индейцы отличаются от
индийцев
15

Первое кругосветное
плавание

Формирование
представлений о
возможности
совершения и о
географических
следствиях первого
кругосветного путешествия

с Л- Понимание роли

1.Работа
текстом:

поиск путешествий в

информации

и

понимание
прочитанного

2.
Использовать
полученный опыт
восприятия
информационных

формировании знаний
о Земле
М- Умение работать с

различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации

Поиск и выделение §14
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение

объектов для

П- Объяснять

результаты
выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий
на развитие географических знаний.
Определять причины
и следствия
географических
путешествий и
открытий. Определять
и показывать на карте
маршруты
путешествий.

обогащения
чувственного
опыта,
высказывать
оценочные
суждения и свою
точку зрения о
полученном
сообщении
(прочитанном
тексте).

необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем

16

Открытие Южного
материка

Формирование
представлений об
открытии Австралии

1.Работа
текстом:
информации
понимание
прочитанного

с Л- Понимание роли

поиск путешествий в
и

формировании знаний
о Земле
М-Умение работать с
различными источниками

Поиск и выделение §15
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное

и

2.
Использовать
полученный опыт
восприятия
информационных
объектов для
обогащения
чувственного
опыта,
высказывать
оценочные
суждения и свою
точку зрения о
полученном
сообщении
(прочитанном
тексте).

информации.
Выделять главное в
тексте. Структурировать учебный
материал. Готовить
сообщения и
презентации
П- Объяснять

результаты
выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий
на развитие географических знаний.
Определять причины
и следствия
географических
путешествий и
открытий. Определять
и показывать на карте
маршруты
путешествий. Формулировать высказывания о причинах
использования
названия «Неизвестная Южная Земля».

произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем

Объяснять, почему
Австралия долгое
время оставалась
неизвестной землей.
Составлять описание
открытия Австралии и
особенностей
животного мира
материка
17

Поиски Южной земли
продолжаются

Формирование
представлений об
освоении и изучении
Земли в XVII веке

с Л- Понимание роли

1.Работа
текстом:

поиск путешествий в

информации

и

понимание
прочитанного

2.
Использовать
полученный опыт
восприятия
информационных
объектов для
обогащения
чувственного
опыта,

формировании знаний
о Земле
М- Умение работать с

различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации
П-Объяснять
результаты
выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий

Поиск и выделение §16
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,

на развитие географических знаний.
Определять причины
и следствия
географических
путешествий и
открытий. Определять
и показывать на карте
маршруты
путешествий. Составлять описание
жизни и деятельности
Джеймса Кука.
Объяснять причины
невозможности достижения Антарктиды
Джеймсом Куком.
Формулировать высказывания о целях и
ходе экспедиций
Джеймса Кука

высказывать
оценочные
суждения и свою
точку зрения о
полученном
сообщении
(прочитанном
тексте).

18

Русские
путешественники

Формирование
представлений о роли
русских путешественников в освоении и
изучении территории
Земли

1.Работа
текстом:

с Л- Понимание роли

поиск путешествий в

информации
понимание
прочитанного

2.
Использовать

и

формировании знаний
о Земле
М-Умение работать с
различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать

контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем

Поиск и выделение §17
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого

полученный опыт
восприятия
информационных
объектов для
обогащения
чувственного
опыта,
высказывать
оценочные
суждения и свою
точку зрения о
полученном
сообщении
(прочитанном
тексте).

учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации.
Преобразовывать
текстовую
информацию в форму
таблицы
П- Объяснять

результаты
выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий
на развитие географических знаний.
Определять причины
и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать
на карте маршруты
путешествий.
Формулировать вывод
о роли русских
путешественников в
исследовании Земли.
Составлять описания
территорий, открытых
русскими

высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем

путешественниками.
Составлять описание
жизни и деятельности
Семена Дежнёва,
Витуса Беринга и
Алексея Чирикова
19

Вокруг света под
русским флагом

Формирование
представлений о роли
русских путешественников в открытии
Антарктиды

с Л- Понимание роли

1.Работа
текстом:

поиск путешествий в

информации

и

понимание
прочитанного

2.
Использовать
полученный опыт
восприятия
информационных
объектов для
обогащения
чувственного
опыта,
высказывать
оценочные

формировании знаний
о Земле
М- Умение работать с

различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации
П- Объяснять

результаты
выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий
на развитие гео-

Поиск и выделение §18
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов

суждения и свою

графических знаний.
Определять причины
и следствия географических путешествий и
открытий. Определять
и описывать по карте
маршруты
путешествий. Составлять описание
жизни и деятельности
Ивана Крузенштерна,
Юрия Лисянского,
Фаддея
Беллинсгаузена,
Михаила Лазарева

точку зрения о
полученном
сообщении
(прочитанном
тексте).

20

Урок обобщения и
контроля знаний по
теме раздела

Формирование
навыков и умений
обобщения тематического материала,
работы с различными
контрольно-измерительными
материалами

с Л- Понимание роли

1.Работа
текстом:

поиск путешествий в

информации

и

понимание
прочитанного

формировании знаний
о Земле. Понимание
роли и значения географических знаний

деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем
Поиск и выделение Повторить §§7необходимой
18
информации;
применение методов
информационного
поиска.

М- Умение работать с

восприятия

различными контрольно-измерительными
материалами

осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.

информационных

П-Объяснять результа-

смысловое чтение.

2.
Использовать
полученный опыт

объектов для

ты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий
на развитие географических знаний.
Определять причины
и следствия
географических
путешествий и
открытий. Определять
и показывать на карте
маршруты
путешествий

обогащения
чувственного
опыта,
высказывать
оценочные
суждения и свою
точку зрения о
полученном
сообщении
(прочитанном

извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:

тексте).

Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем
21

Урок коррекции
знаний по теме раздела

Коррекция навыков и
умений обобщения
тематического материала, работы с
различными
контрольно--

1.Работа
текстом:
информации
понимание

с Л- Понимание роли

поиск путешествий в
и

формировании знаний
о Земле. Понимание
роли и значения гео-

Поиск и выделение
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.

измерительными
материалами

прочитанного

2.

графических знаний
М- Умение работать с

восприятия

различными контрольно-измерительными
материалами

информационных

П-Объяснять результа-

Использовать
полученный опыт

объектов для
обогащения
чувственного
опыта,
высказывать
оценочные
суждения и свою
точку зрения о
полученном
сообщении
(прочитанном
тексте).

ты выдающихся географических открытий и путешествий,
влияние путешествий
на развитие географических знаний.
Определять причины
и следствия
географических
путешествий и
открытий. Определять
и показывать на карте
маршруты
путешествий

осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Логические действия:
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов

решения проблем
22

Мировой океан и его
части

Формирование
представлений о
Мировом океане и его
составных частях

1.Поиск
информации и
понимание
прочитанного.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
прочитанного

Л- Понимание

специфических
свойств Мирового
океана и его
составных частей
М- Умение работать с
различными источниками
информации.
Выделять главное в
тексте. Структурировать учебный
материал. Готовить
сообщения и
презентации
П- Объяснять геогра-

фические особенности
природы Мирового
океана. Определять
специфику природы
Мирового океана. Давать определение
понятий по теме
урока. Выделять составные части Мирового океана и оп-

Поиск и выделение §19
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение

23

Значение Мирового
океана для природы и
человека

Формирование
представлений о
значении Мирового
океана для природы и
человека

1.Поиск
информации и
понимание
прочитанного.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
прочитанного

ределять их
отличительные черты.
Показывать на карте
составные части
Мирового океана.
Объяснять специфику
распределения
солености, температуры поверхностных
вод Мирового океана.
Формулировать
высказывания о
причинах движения
воды в Мировом
океане

проблемы:

Л- Осознание роли

Поиск и выделение §20
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.

Мирового океана для
природы и человека
М- Умение работать с
различными источниками
информации.
Выделять главное в
тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и

Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем

осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.

презентации
П- Объяснять особен-

ности взаимодействия
океана и суши,
значение Мирового
океана для природы и
человека. Определять
характер взаимного
влияния Мирового
океана и суши друг на
друга. Обозначать на
контурной карте материки и океаны Земли

извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем

24

Путешествие по Евразии

Формирование
представлений о
специфических
чертах природы, населения и хозяйства
Евразии

1.Поиск
информации и
понимание
прочитанного.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация

Л- Понимание

специфических черт
природы и населения
Евразии. Осознание
причин уникальности
природы и населения
материка

Поиск и выделение §21
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное

и

прочитанного

М- Умение работать с

различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации
П -Объяснять особен-

ности природы и
населения Евразии.
Определять специфику природы и населения Евразии по
тексту и картам. Называть и показывать
на карте географические объекты по
теме урока. Обозначать на контурной
карте государства

произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем

25

Путешествие по

Формирование

1.Поиск
информации и

Л- Понимание

Поиск и выделение §22
необходимой

Африке

представлений о
специфических
чертах природы, населения и хозяйства
Африки

понимание
прочитанного.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
прочитанного

специфических черт
природы и населения
Африки. Осознание
причин уникальности
природы и населения
материка
М- Умение работать с
различными источниками информации.
Выделять главное в
тексте. Структурировать учебный
материал. Готовить
сообщения и
презентации.
Преобразовывать
текстовую
информацию в
табличную
П- Объяснять особен-

ности природы и
населения Африки.
Определять
специфику природы и
населения Африки по
тексту и картам. Называть и показывать
на карте географические объекты по

информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.

26

Путешествие по Северной Америке

Формирование
представлений о
специфических
чертах природы, населения и хозяйства
Северной Америки

1.Поиск
информации и
понимание
прочитанного.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
прочитанного

теме урока. Выделять
специфические черты
природы материка

самостоятельное
создание
способов
решения проблем

Л- Понимание

Поиск и выделение §23
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.

специфических черт
природы и населения
Северной Америки.
Осознание причин
уникальности
природы и населения
материка
М- Умение работать с

различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации
П-Объяснять особен-

ности природы и
населения Северной
Америки. Определять
специфику природы и
населения Северной
Америки по тексту и

осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
установление
причинно-

27

Путешествие по
Южной Америке

Формирование
представлений о
специфических
чертах природы, населения и хозяйства
Южной Америки

1.Поиск
информации и
понимание
прочитанного.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
прочитанного

картам. Называть и
показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Обозначать на
контурной карте
государства

следственных связей.

Л- Понимание

Поиск и выделение §24
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.

специфических черт
природы и населения
Южной Америки.
Осознание причин
уникальности
природы и населения
материка
М- Умение работать с

различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации

Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем

осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,

П-Объяснять особен-

ности природы и
населения Южной
Америки. Определять
специфику природы и
населения Южной
Америки по тексту и
картам. Называть и
показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Обозначать на
контурной карте
государства

28

Путешествие по
Австралии

Формирование
представлений о
специфических
чертах природы, населения и хозяйства
Австралии

1.Поиск
информации и
понимание
прочитанного.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
прочитанного

Л- Понимание

специфических черт
природы и населения
Австралии. Осознание
причин уникальности
природы и населения
материка
М- Умение работать с

различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.

контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем
Поиск и выделение §25
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.

извлечение
Структурировать
необходимой
учебный материал.
Готовить сообщения и информации.
презентации
П-Объяснять особен-

ности природы и
населения Австралии.
Определять
специфику природы и
населения Австралии
по тексту и картам.
Называть и показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Обозначать на
контурной карте
природные географические объекты

29

Путешествие по
Антарктиде

Формирование
представлений о
специфических
чертах природы, населения и хозяйства
Антарктиды

1.Поиск
информации и
понимание
прочитанного.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация

Л- Понимание

специфических черт
природы и населения
Антарктиды.
Осознание причин
уникальности
природы и населения

рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем
Поиск и выделение §26
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное

и

прочитанного

материка
М- Умение работать с
различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структуриро- вать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации
П- Объяснять особенности природы и
населения Антарктиды. Определять
специфику природы и
населения Антарктиды по тексту и
картам. Называть и
показывать на карте
географические
объекты по теме
урока. Группировать
географические
объекты

30

Урок обобщения и

Формирование

1.Поиск
информации и

Л- Понимание

произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем
Поиск и выделение Повторить
необходимой

контроля знаний по
теме раздела

навыков и умений
обобщения тематического материала,
работы с различными
контрольноизмерительными
материалами

понимание
прочитанного.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
прочитанного

специфических черт
природы и населения
материков. Осознание
причин уникальности
природы и населения
материка
М- Умение работать с
различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации
П- Объяснять особенности природы и
населения материков.
Определять
специфику природы и
населения материков
по тексту и картам.
Называть и
показывать на карте
географические
объекты

информации;
§§19-26
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
установление
причинноследственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.

самостоятельное
создание
способов
решения проблем
31

Урок коррекции
знаний по теме раздела

Коррекция навыков и
умений обобщения
тематического
материала, работы с
различными контрольно-измерительными
материалам

1.Поиск
информации и
понимание
прочитанного.
2. Работа с текстом:
преобразование и
интерпретация
прочитанного

Л- Понимание

специфических черт
природы и населения
материков. Осознание
причин уникальности
природы и населения
материка
М- Умение работать с

различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации
П- Объяснять особен-

ности природы и
населения материков.
Определять
специфику природы и
населения материков
по тексту и картам.
Называть и

Поиск и выделение Повторить
необходимой
§§19-26
информации;
применение методов
информационного
поиска.
осознанное
и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
смысловое чтение.
извлечение
необходимой
информации.
рефлексия способов и
условий
действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности,
установление
причинно-

показывать на карте
географические
объекты

следственных связей.
Постановка и решение
проблемы:
Формулирование
проблемы.
самостоятельное
создание
способов
решения проблем

32

Что такое природа

Формирование
представлений о
многообразии
природы Земли и
объектов, ее составляющих

Использовать
полученный опыт
восприятия
информационных
объектов для
обогащения
чувственного опыта

Л- Понимание

Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.

М- Умение работать с
различными источниками
информации.
Выделять главное в
тексте. Структурировать учебный
материал. Готовить
сообщения и
презентации.
Проводить
наблюдения (в том
числе инструменталь-

выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от
конкретных условий.

специфических черт
природы и видового
разнообразия природных объектов

анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных)

§27

ные)
П- Выделять, опреде-

лять и объяснять
отличия объектов
природы друг от
друга. Проводить
наблюдения за объектами природы и
природными явлениями (в том числе
инструментальные
33

Оболочки Земли.
Обобщение, контроль
и коррекция знаний
по теме раздела

Формирование
первичных
представлений об
оболочках Земли.
Формирование и коррекция навыков и
умений обобщения
тематического
материала, работы с
различными контрольно-измерительными
материалами

Использовать
полученный опыт
восприятия
информационных
объектов для
обогащения
чувственного опыта

Л- Понимание

специфических черт
оболочек Земли
М- Умение работать с

различными источниками информации. Выделять
главное в тексте.
Структурировать
учебный материал.
Готовить сообщения и
презентации
П-Объяснять особен-

ности оболочек
Земли, специфику

Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от
конкретных условий.
анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,
несущественных)

§28

географической
оболочки. Определять
отличия оболочек
Земли друг от друга.
Выделять существенные признаки
и особенности
тематического материала. Знать правила
работы с контрольноизмерительными
материалами по
географии
34

Урок обобщения и
контроля по курсу

Формирование
навыков и умений
обобщения тематического материала,
работы с различными
контрольно-измерительными
материалами

Использовать
полученный опыт
восприятия
информационных
объектов для
обогащения
чувственного опыта

Л- См. разделы курса

М- См. разделы курса
П- См. разделы курса

Осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в устной
и письменной форме.
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от
конкретных условий.
анализ объектов с
целью выделения
признаков
(существенных,

§1-28

несущественных)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».