Работа с отстающими

03.05.2023

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

           Происходящие социально – экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.

           При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, который отвечали бы особенностям их развития и были для них доступны, а самое главное интересны.

            Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а так же в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

              Для организации процесса обучения по математике с такими, особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти, речи, быть личностно значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

          Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний.

         

2. Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся

  1. Ученик может сказать в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
  2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, но делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятия текстов.
  3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
  4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
  5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
  6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

  • Наблюдение за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
  • Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
  • Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ получаем материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдать за работой учащихся, можно выслушать и отвечать на их вопросы, иногда помогать.

В нашей школе как и любых других школах ученики делятся на интересующиеся математикой, не заинтересованные математикой (равнодушные). Во втором случае у учащихся отсутствует мотивация. Для того чтобы повысить мотивацию ученика должна проводится систематическая работа (1. Диагностическая, 2. На устранение причин, 3. На повышение интереса) не только предметника, но и совместная

работа психолога, воспитательного завуча.

3. Цель и задачи

Цель: формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематичной работы по математике.

Задачи:

  1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
  2. Развитие групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.
  3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
  4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
  5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
  6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
  7. Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты для самого учителя

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

- предоставление возможности для участия слабоуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные компоненты при работе с отстающими учениками

  1. Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
  2. Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
  3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
  4. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни (то что происходит, имеется в реальной, окружающей нас повседневной жизни).

План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися

03.05.2023

1. Педагогическая и психологическая характеристика учащегося.

2. Тема и разделы, по которым ученик имеет пробелы. 

3. Методы и формы работы.

4. Число, месяц проведения занятий, к какому сроку, какая тема сдается. 

5. Оценка.

6. Связь с родителями.

7. Связь с классными руководителями, общественными организациями.

Памятка учителю в работе с отстающими учащимися

03.05.2023

Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учащимися:

1. если есть план индивидуальной работы с отстающими

2. если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах.

3. если ученик получает индивидуальное задание.

4. если ему оказывается помощь и консультацииХочу такой сайт

5. если ученик пересажен с последней парты к более сильному ученику

6. если у него проверяются все письменные работы

7. если ему рассказали и показали как надо учить уроки

8. если его спросили за четверть 5-6 раз.

Причины  неуспеваемости  учащихся. 

03.05.2023

 А. Первого порядка. 

1.  Недостатки  учебно – воспитательной  работы  и  взаимодействия  школы  и  

семьи. 

2.  Недостатки  внешкольных  влияний. 

3.  Отклонения  в  анатомо – физиологическом  развитии  школьника. 

 

Б. Второго  порядка. 

1.  Большие  проблемы  в  фактических  знаниях  ученика  и  его  умения. 

2.  Слабое  развитие  познавательных  процессов. 

3.  Слабое  развитие  навыков  учебного  труда. 

4.  Недостатки  воспитанности, недисциплинированность. 

5.  Отрицательное  отношение  к  учению.

Единые  требования  к  организации  индивидуальной  работы  с  учащимися

03.05.2023

1.  Своевременное  и  грамотное  изучение учащихся  с   помощью  имеющихся в школе  материалов и  выявления  пробелов  в  их  знаниях. 

2.  По  каждой  теме производить учет умений и  навыков, которыми должен овладевать учащийся. 

3.  Классификация  ошибок, допущенных  каждым  учеником  в  разных  видах  работ. 

4.  Систематическое, тщательно  спланированное  повторение  ранее  изученного  материала. 

5.  Своевременные  индивидуальные  задания  учащимся. 

6.  Учет  индивидуальных  заданий  и  своевременная  их  оценка. 

7.  Дополнительные  занятия  со  слабоуспевающимися учениками  во  внеурочное  время. 

8.  Организация  взаимной  помощи  среди  учащихся. 

Методы  изучения  причин  неуспеваемости

04.05.2023

1. Метод «Педагогического  консилиума». Суть : Наличие  единой  программы  изучения, комллективный  обмен. 

2.  Целенаправленное  наблюдение…… 

3.  Беседы  с  учащимися, родителями, активом  класса  по  определенной  программе. 

4.  Анализ  устных  ответов  и  письменных  работ  учащихся. 

5.  Проведение  специальных «диагностирующих» работ  и  сочинений. 

5.  Ознакомление  со  школьной  документацией (журнал, дневник, мед. карта).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».