Работа с отстающими
03.05.2023
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально – экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, который отвечали бы особенностям их развития и были для них доступны, а самое главное интересны.
Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а так же в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.
Для организации процесса обучения по математике с такими, особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти, речи, быть личностно значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний.
2. Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
- Ученик может сказать в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, но делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятия текстов.
- Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
- Ученик не может воспроизвести определения понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
- Наблюдение за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- Вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- Обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ получаем материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдать за работой учащихся, можно выслушать и отвечать на их вопросы, иногда помогать.
В нашей школе как и любых других школах ученики делятся на интересующиеся математикой, не заинтересованные математикой (равнодушные). Во втором случае у учащихся отсутствует мотивация. Для того чтобы повысить мотивацию ученика должна проводится систематическая работа (1. Диагностическая, 2. На устранение причин, 3. На повышение интереса) не только предметника, но и совместная
работа психолога, воспитательного завуча.
3. Цель и задачи
Цель: формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематичной работы по математике.
Задачи:
- Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
- Развитие групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.
- Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).
- Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
- Расширение кругозора учащихся, их любознательности.
- Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.
- Активизация слабых учащихся.
Планируемые результаты для самого учителя
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
- предоставление возможности для участия слабоуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Основные компоненты при работе с отстающими учениками
- Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.
- Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.
- Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.
- Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни (то что происходит, имеется в реальной, окружающей нас повседневной жизни).
План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися
03.05.2023
1. Педагогическая и психологическая характеристика учащегося.
2. Тема и разделы, по которым ученик имеет пробелы.
3. Методы и формы работы.
4. Число, месяц проведения занятий, к какому сроку, какая тема сдается.
5. Оценка.
6. Связь с родителями.
7. Связь с классными руководителями, общественными организациями.
Памятка учителю в работе с отстающими учащимися
03.05.2023
Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учащимися:
1. если есть план индивидуальной работы с отстающими
2. если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах.
3. если ученик получает индивидуальное задание.
4. если ему оказывается помощь и консультации
5. если ученик пересажен с последней парты к более сильному ученику
6. если у него проверяются все письменные работы
7. если ему рассказали и показали как надо учить уроки
8. если его спросили за четверть 5-6 раз.
Причины неуспеваемости учащихся.
03.05.2023
А. Первого порядка.
1. Недостатки учебно – воспитательной работы и взаимодействия школы и
семьи.
2. Недостатки внешкольных влияний.
3. Отклонения в анатомо – физиологическом развитии школьника.
Б. Второго порядка.
1. Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.
2. Слабое развитие познавательных процессов.
3. Слабое развитие навыков учебного труда.
4. Недостатки воспитанности, недисциплинированность.
5. Отрицательное отношение к учению.
Единые требования к организации индивидуальной работы с учащимися
03.05.2023
1. Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе материалов и выявления пробелов в их знаниях.
2. По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
3. Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.
4. Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.
5. Своевременные индивидуальные задания учащимся.
6. Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.
7. Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.
8. Организация взаимной помощи среди учащихся.
Методы изучения причин неуспеваемости
04.05.2023
1. Метод «Педагогического консилиума». Суть : Наличие единой программы изучения, комллективный обмен.
2. Целенаправленное наблюдение……
3. Беседы с учащимися, родителями, активом класса по определенной программе.
4. Анализ устных ответов и письменных работ учащихся.
5. Проведение специальных «диагностирующих» работ и сочинений.
5. Ознакомление со школьной документацией (журнал, дневник, мед. карта).