РП Биология 9 - 2020

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Биология» для 9 класса разработана и составлена на основе
ФГОС основного общего образования № 1577 в редакции от 31.12.2015 г. (5-9 классы), Примерной
программы основного общего образования по биологии, основной образовательной программы
МБОУ Школы-интерната г.Моздока, программы Биология: 5-11 классы: программы курса И.Н.
Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.. - М.:Вентана-Граф, 2015.-400с., учебника для
общеобразовательных организаций: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений
РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов – 2 часа в неделю.
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе,
развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного
отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных,
гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют
научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями
формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать
полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно
использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные
результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных
связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию;
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и

достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения,
готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога, процедур,
готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом).
Межпредметные понятия
При изучении биологии обучающиеся усовершенствуют приобретенные на навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных
фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в
наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе
и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный
результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и
составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов).
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов
и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и требований.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и
имеющихся средств, различая результат и способы действий.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные
причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинноследственный анализ.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных
характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать
текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный,
текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого
фактора.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали
продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать
контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих
мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
 использовать
компьютерные
технологии
(включая
выбор
адекватных
задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения
информационных и коммуникационных
 учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;




использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Выпускник научится:



















Предметные результаты

выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для
организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических
объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность
процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки,
ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки
биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:



объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;



находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;









ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об
организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на
здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.

Содержание курса "Человек и его здоровье"
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для
самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные
методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в
системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как
социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав,
жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и
функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая
жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы,
нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг.
Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга
человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их
предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических
функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа,
надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций
эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост.
Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и
трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и
мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорнодвигательного аппарата.
Кровь и кровообращение

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови.
Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор.
Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение
работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с
инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции.
Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс.
Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой
помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и
тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение
распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении
угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов
в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы.
Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике.
Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ.
Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения.
Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и
меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания.
Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за
кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи
при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его
регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и
развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ,
профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и
зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения
зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы
равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем.
Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и
П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга.
Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений
сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление,
способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные
особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение
человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное
питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитноприспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение,
употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.
Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда.
Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в
опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость
здоровья человека от состояния окружающей среды.
Лабораторные и практические работы
1. Строение клеток и тканей
2. Строение и функции спинного и головного мозга
3. Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия
плоскостопия.
4. Микроскопическое строение крови лягушки и человека
5. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
6. Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.
7. Строение и работа органа зрения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

1

Науки, изучающие организм
человека

2

Место человека в живой природе.
Происхождение. Расы.

1

Клетка – основа строения,
жизнедеятельности и развития
организмов.
Строение, химический состав,
жизненные
свойства клетки.

Дата

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)
предметные
метапредметные
Раздел 1 Введение в науки о человеке 2 ч.
Значение знаний об особенностях Познавательные УУД: умение
строения и жизнедеятельности
структурировать учебный материал,
организма
выделять в нем главное.
человека для самопознания и
Регулятивные УУД. умение
сохранения здоровья. Комплекс
организовать выполнение заданий
наук, изучающих
учителя, сделать выводы по
организм человека. Научные
результатам работы.
методы изучения человеческого
Коммуникативные УУД. умение
организма
воспринимать информацию на слух,
(наблюдение, измерение,
отвечать на вопросы учителя,
эксперимент). Место человека в
работать в группах
системе животного мира.
Сходства и отличия человека и
животных. Особенности человека
как социального существа.
Происхождение
современного человека. Расы.
Раздел 2 Общие свойства организма человека – 4 часа
Клетка – основа строения,
Познавательные: умение
жизнедеятельности и развития
структурировать знания;
организмов. Строение,
умение осознанно и произвольно
химический состав, жизненные
строить речевое высказывание в
свойства клетки. Ткани, органы и устной и письменной форме;
системы органов организма
установление причинночеловека, их строение и
следственных связей, построение
функции. Организм человека как
логической цепи
биосистема. Внутренняя среда
рассуждений, умение
организма (кровь, лимфа,
структурировать
тканевая жидкость).
знания

личностные
умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться к
учителю и
одноклассникам.

формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире.

2

Ткани, органы и системы органов
организма человека, их строение
и функции. Лабораторная работа
№1 "Строение клеток и тканей"

3

Организм человека как
биосистема. Внутренняя среда
организма (кровь, лимфа,
тканевая жидкость).

4

Обобщение и систематизация
знаний по теме «Общие свойства

Клетка – основа строения,
жизнедеятельности и развития
организмов. Строение,
химический состав, жизненные
свойства клетки. Ткани, органы и
системы органов организма
человека, их строение и
функции. Организм человека как
биосистема. Внутренняя среда
организма (кровь, лимфа,
тканевая жидкость).
Клетка – основа строения,
жизнедеятельности и развития
организмов. Строение,
химический состав, жизненные
свойства клетки. Ткани, органы и
системы органов организма
человека, их строение и
функции. Организм человека как
биосистема. Внутренняя среда
организма (кровь, лимфа,
тканевая жидкость).
Клетка – основа строения,
жизнедеятельности и развития

Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её решения, в том
числе, во внутреннем плане,
целеполагание, контроль, оценка,
планирование.
Познавательные УУД: умение
структурировать учебный материал,
выделять в нем главное.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя, сделать выводы по
результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение
воспринимать информацию на слух,
отвечать на вопросы учителя,
работать в
группах.

умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться к
учителю и
одноклассникам.

организма человека»

1
2

3

4
5
6

7

Опорно-двигательная система:
строение, функции. Кость:
химический состав, строение,
рост. Соединение костей.
Скелет головы и туловища.
Скелет конечностей. Особенности
скелета
человека, связанные с
прямохождением и
трудовой деятельностью.
Первая помощь при травмах
опорно-двигательного аппарата.
Профилактика
травматизма.
Мышцы и их функции.
Работа мышц. Значение
физических упражнений для
правильного формирования
скелета и мышц.
Нарушение осанки и
плоскостопие. Гиподинамия.
Практическая работа
№1"Определение гармоничности
физического развития. Выявление
нарушений осанки и наличия
плоскостопия"

организмов. Строение,
химический состав, жизненные
свойства клетки. Ткани, органы и
системы органов организма
человека, их строение и
функции. Организм человека как
биосистема. Внутренняя среда
организма (кровь, лимфа,
тканевая жидкость).
Раздел 3 Опора и движение – 8 часов
Опорно-двигательная система:
Познавательные УУД: умение
строение, функции. Кость:
структурировать учебный материал,
химический состав, строение,
выделять в нем главное.
рост. Соединение костей. Скелет
Регулятивные УУД. умение
человека. Особенности скелета
организовать выполнение заданий
человека, связанные с
учителя, сделать выводы по
прямохождением и трудовой
результатам работы.
деятельностью. Влияние факторов Коммуникативные УУД. умение
окружающей среды и образа жизни воспринимать информацию на слух,
на развитие скелета. Мышцы и
отвечать на вопросы учителя,
их функции. Значение физических работать в
упражнений для правильного
группах.
формирования скелета и мышц.
Гиподинамия. Профилактика
травматизма. Первая помощь при
травмах опорно-двигательного
аппарата.

умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться к
учителю и
одноклассникам.

8

1

2

3

4
5

6

7

8

Влияние факторов окружающей
среды и
образа жизни на развитие скелета.
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Опора и
движение»
Состав и функции крови
Гомеостаз. Лабораторная работа
№2 «Микроскопическое строение
крови лягушки и человека»
Иммунитет. Факторы, влияющие
на иммунитет. Роль прививок в
борьбе с инфекционными
заболеваниями.
Группы крови. Резус-фактор.
Переливание крови. Свертывание
крови.
Строение и работа сердца.
Строение сосудов. Сердечный
цикл. Круги кровообращения
Движение лимфы по сосудам.
Движение крови по сосудам.
Пульс. Давление крови.
Практическая работа№2
«Подсчет пульса в разных
условиях и измерение
артериального давления»
Регуляция работы органов
кровеносной системы
Виды кровотечений. Гигиена
сердечно-сосудистой системы.
Профилактика ССЗ.

Раздел 4 Кровь и кровообращение – 8 часов
Функции крови и лимфы.
Познавательные УУД: умение
Поддержание постоянства
структурировать учебный материал,
внутренней среды. Гомеостаз.
выделять в нем главное.
Состав крови. Форменные
Регулятивные УУД. умение
элементы крови: эритроциты,
организовать выполнение заданий
лейкоциты, тромбоциты.
учителя, сделать выводы по
Группы крови. Резус-фактор.
результатам работы.
Переливание крови. Свертывание
Коммуникативные УУД. умение
крови. Иммунитет. Факторы,
воспринимать информацию на слух,
влияющие на иммунитет.
отвечать на вопросы учителя,
Значение работ Л.Пастера и И.И.
работать в
Мечникова в области иммунитета. группах.
Роль прививок
в борьбе с инфекционными
заболеваниями. Кровеносная и
лимфатическая системы: строение,
Регулятивные: планировать свои
функции. Строение сосудов.
действия в соответствии с
Движение крови по сосудам.
поставленной задачей и условиями
Строение и работа
её решения, в том
сердца. Сердечный цикл. Пульс.
числе, во внутреннем плане,
Давление крови. Движение
Познавательные: умение
лимфы по сосудам. Гигиена
структурировать знания;
сердечно-сосудистой системы.
умение осознанно и произвольно
Профилактика сердечностроить речевое высказывание в
сосудистых заболеваний. Виды
устной
кровотечений, приемы оказания
первой помощи при кровотечениях. и письменной форме; установление
причинно-следственных
связей, построение логической
цепи рассуждений, умение

умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.

Личностные:
формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире.

1
2

3

4

5

1
2
3
4

Дыхательная система:
строение и функции
Строение лёгких. Газообмен в
лёгких и тканях
Этапы дыхания. Легочные
объемы. Регуляция дыхания
Практическая работа №3
«Дыхательные движения.
Измерение жизненной емкости
легких»
Предупреждение
распространения
инфекционных заболеваний.
Гигиена дыхания.
Вред табакокурения
Первая помощь при остановке
дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом.
Питание. Пищеварение.
Значение пищи и ее состав
Пищеварительная система:
строение и функции.
Зубы и уход за ними
Ферменты, роль ферментов.
Обработка пищи в ротовой

Раздел 5 Дыхание - 5 часов
Дыхательная система: строение и
функции. Этапы дыхания.
Легочные объемы. Газообмен в
легких и тканях. Регуляция
дыхания. Гигиена дыхания.
Вред табакокурения.
Предупреждение распространения
инфекционных
заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты
собственного организма. Первая
помощь при остановке дыхания,
спасении утопающего, отравлении
угарным газом.

структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации

Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её решения, в том числе, во
внутреннем плане,
Познавательные: умение
структурировать знания;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
установление
причинно-следственных
связей, построение логической
цепи рассуждений, умение
структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Раздел 6 Пищеварение – 8 часов
Питание. Пищеварение.
Регулятивные: планировать свои
Пищеварительная система:
действия в соответствии с
строение и функции. Ферменты,
поставленной задачей и условиями
роль ферментов в пищеварении.
её решения, в том числе, во
Обработка пищи в ротовой
внутреннем плане,
полости. Зубы и уход за ними.
Познавательные:
Слюна и слюнные железы.
умение структурировать знания;

формирование личного,
эмоционального,
позитивного
отношения к себе и
окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире

формирование личного,
эмоционального,
позитивного
отношения к себе и
окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире

5

6

7

8

1

2

3

полости. Слюна и слюнные
железы. Глотание. Пищеварение в
желудке.
Желудочный сок
Пищеварение в тонком и толстом
кишечнике. Роль печени и
поджелудочной железы.
Всасывание питательных
веществ.
Вклад Павлова И. П. в изучение
пищеварения
Гигиена питания,
предотвращение
желудочно-кишечных
заболеваний.
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Питание»
Обмен веществ и превращение
энергии.
Обмен органических и
неорганических веществ.
Энергетический обмен и питание.
Пищевые рационы. Нормы
питания. Регуляция
обмена веществ.

Витамины. Проявление
гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их
предупреждения

Глотание. Пищеварение в желудке.
Желудочный
сок. Аппетит. Пищеварение в
тонком кишечнике. Роль печени и
поджелудочной железы в
пищеварении. Всасывание
питательных веществ.
Особенности пищеварения в
толстом кишечнике. Вклад
Павлова И. П. в изучение
пищеварения. Гигиена питания,
предотвращение желудочнокишечных заболеваний.

умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
установление причинноследственных связей, построение
логической цепи
рассуждений, умение
структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;

Раздел 7 Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение
энергии. Две стороны обмена
веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических
веществ. Витамины. Проявление
гиповитаминозов и авитаминозов,
и меры их
предупреждения. Энергетический
обмен и питание. Пищевые
рационы. Нормы питания.
Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела.
Терморегуляция при разных
условиях среды.

– 3 часа
Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её решения, в том числе, во
внутреннем плане,
Познавательные: умение
структурировать знания;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
установление причинноследственных связей, построение
логической цепи
рассуждений, умение
структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в

формирование личного,
эмоционального,
позитивного
отношения к себе и
окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире

Раздел 8 Выделение – 2 часа

1

2

1
2
3

Мочевыделительная система:
строение и функции. Процесс
образования и выделения
мочи, его регуляция.

Заболевания органов
мочевыделительной системы и
меры их предупреждения

Покровы тела. Уход за кожей,
волосами, ногтями.
Роль кожи в процессах
терморегуляции. Поддержание
температуры тела.
Приемы оказания первой помощи

Мочевыделительная система:
строение и функции. Процесс
образования и выделения мочи,
его регуляция. Заболевания
органов мочевыделительной
системы и меры их
предупреждения.

соответствии с задачами и
условиями коммуникации

Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её решения, в том числе, во
внутреннем плане,
Познавательные:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
установление причинноследственных связей, построение
логической цепи рассуждений,
умение структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
Личностные:
формирование личного,
эмоционального, позитивного
отношения к себе и окружающему
миру и осознание своей роли в
окружающем мире
Раздел 9 Покровы тела – 3 часа
Покровы тела. Уход за кожей,
Регулятивные: планировать свои
волосами, ногтями. Роль кожи в
действия в соответствии с
процессах терморегуляции.
поставленной задачей и условиями
Приемы оказания первой помощи
её решения, в том числе, во
при травмах, ожогах,
внутреннем плане,
обморожениях и их
Познавательные:

Личностные:
формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире

формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире

при травмах, ожогах,
обморожениях и их профилактика

1

2

3

4

5

6

Железы и их классификация.
Эндокринная система. Железы
смешанной секреции.
Гормоны, их роль. Железы
внутренней секреции. Регуляция
функций эндокринных желез.
Регуляция функций организма.
Механизмы регуляции.
Нервная система: центральная и
периферическая, соматическая и
вегетативная.
Нейроны, нервы, нервные узлы.
Рефлекторный принцип работы.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг
Головной мозг Большие
полушария головного мозга.
Практическая работа № 4
«Строение и функции спинного и
головного мозга»
Особенности развития головного
мозга человека. Нарушения
деятельности нервной системы и

умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
установление причинноследственных связей, построение
логической цепи рассуждений,
умение структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Раздел 10 Нейрогуморальная регуляция функций организма – 6 часов
Регуляция функций организма,
Регулятивные: планировать свои
способы регуляции. Механизмы
действия в соответствии с
регуляции функций. Нервная
поставленной задачей и условиями
система: центральная и
её решения, в том числе, во
периферическая, соматическая и
внутреннем плане,
вегетативная. Нейроны, нервы,
Познавательные:
нервные узлы. Рефлекторный
умение структурировать знания;
принцип работы нервной системы.
умение осознанно и произвольно
Рефлекторная дуга. Спинной мозг.
строить речевое высказывание в
Головной мозг. Большие
устной и письменной форме;
полушария головного мозга.
установление причинноОсобенности развития головного
следственных связей, построение
мозга человека и его
логической цепи рассуждений,
функциональная асимметрия.
умение структурировать знания
Нарушения деятельности нервной
Коммуникативные: умения с
системы и их предупреждение.
достаточной полнотой и точностью
Железы и их классификация.
выражать свои мысли в
Эндокринная система. Гормоны, их соответствии с задачами и
роль в регуляции физиологических условиями коммуникации;
функций организма. Железы
внутренней секреции: гипофиз,
эпифиз, щитовидная железа,

формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире;

их предупреждение

1

2

3
4

5

1

2
3

4

Органы чувств и их значение в
жизни человека. Сенсорные
системы, их строение и функции.
Глаз и зрение. Оптическая
система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы: палочки и
колбочки. Практическая
работа №5«Строение и работа
органа зрения»
Нарушения зрения и их
предупреждение
Ухо и слух. Строение и функции
органа слуха. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного
чувства, осязания, обоняния и
вкуса. Взаимодействие сенсорных
систем. Влияние экологических
факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность
человека, работы И. М. Сеченова,
И. П. Павлова,А. А. Ухтомского и
П. К. Анохина.
Безусловные и условные
рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность
мозга. Эмоции, память,
мышление, речь.
Сложная психическая
деятельность: речь, память,
мышление

надпочечники. Железы смешанной
секреции: поджелудочная и
половые железы. Регуляция
функций эндокринных желез.
Раздел 11 Сенсорные системы (анализаторы) – 5 часов
Органы чувств и их значение в
Регулятивные: планировать свои
жизни человека. Сенсорные
действия в соответствии с
системы, их строение и функции.
поставленной задачей и условиями
Глаз и зрение. Оптическая система
её решения, в том числе, во
глаза. Сетчатка. Зрительные
внутреннем плане, Познавательные:
рецепторы: палочки и колбочки.
умение структурировать знания;
Нарушения зрения и их
умение осознанно и произвольно
предупреждение. Ухо и слух.
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
Строение и функции органа слуха.
Гигиена слуха. Органы равновесия, установление причинноследственных связей, построение
мышечного чувства, осязания,
логической цепи рассуждений,
обоняния и вкуса. Взаимодействие
умение структурировать знания
сенсорных систем. Влияние
экологических факторов на органы Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
чувств.
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Раздел 12 Высшая нервная деятельность –8 часов
Высшая нервная деятельность
Регулятивные: планировать свои
человека, работы И. М. Сеченова,
действия в соответствии с
И. П. Павлова,А. А. Ухтомского и
поставленной задачей и условиями
П. К. Анохина. Безусловные и
её решения, в том числе, во
условные рефлексы, их значение.
внутреннем плане,
Познавательная деятельность
Познавательные:
мозга. Эмоции, память, мышление, умение структурировать знания;
речь. Сон и бодрствование.
умение осознанно и произвольно
Значение сна. Предупреждение
строить речевое высказывание в
нарушений сна. Особенности
устной и письменной форме;
психики человека: осмысленность
установление причинновосприятия, словесно-логическое
следственных связей, построение

формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире

формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире

5
6
7

8

1
2
3

4

5

6

7
1

Сон и бодрствование. Значение
сна. Предупреждение
нарушений сна.
Особенности психики человека.
Индивидуальные особенности
личности. Психология и
поведение человека.
Цели и мотивы деятельности.
Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических
потребностей. Роль обучения.
Половая система: строение и
функции. Оплодотворение и
внутриутробное развитие.
Роды. Рост и развитие ребенка.
Половое созревание.
Заболевания, передаваемые
половым путём. СПИД
Наследование признаков у
человека. Наследственные
болезни, их причины и
предупреждение
Роль генетических знаний в
планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье.
Инфекции, передающиеся
половым путем и их
профилактика. ВИЧ,
профилактика СПИДа.
Обобщающий урок по теме
«Размножение и развитие»
Здоровье человека и его охрана

мышление, способность к
логической цепи рассуждений,
накоплению и передаче из
умение структурировать знания
поколения в поколение
Коммуникативные: умения с
информации. Индивидуальные
достаточной полнотой и точностью
особенности личности:
выражать свои мысли в
способности, темперамент,
соответствии с задачами и
характер, одаренность. Психология условиями коммуникации
и поведение человека. Цели и
мотивы деятельности. Значение
интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Роль
обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека.
Раздел 13 Размножение и развитие – 7 часов
Половая система: строение и
Регулятивные: планировать свои
функции. Оплодотворение и
действия в соответствии с
внутриутробное развитие. Роды.
поставленной задачей и условиями
Рост и развитие ребенка. Половое
её решения, в том числе, во
созревание. Наследование
внутреннем плане,
признаков у человека.
Познавательные:
Наследственные болезни, их
умение структурировать знания;
причины и предупреждение. Роль
умение осознанно и произвольно
генетических знаний в
строить речевое высказывание в
планировании семьи. Забота о
устной и письменной форме;
репродуктивном здоровье.
установление причинноИнфекции, передающиеся половым следственных связей, построение
путем и их профилактика. ВИЧ,
логической цепи рассуждений,
профилактика СПИДа.
умение структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
Раздел 14 Здоровье человека и его охрана -1час
Здоровье человека. Соблюдение
Регулятивные: планировать свои

формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире

формирование личного,

Итоговый контроль знаний по
разделу «Человек и его
здоровье»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни.
Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание, двигательная
активность, сбалансированное
питание. Влияние физических
упражнений на органы и системы
органов. Защитноприспособительные реакции
организма. Факторы, нарушающие
здоровье (гиподинамия, курение,
употребление алкоголя,
несбалансированное питание,
стресс). Культура отношения к
собственному здоровью и здоровью
окружающих.
Человек и окружающая среда.
Значение окружающей среды как
источника веществ и энергии.
Социальная и природная среда,
адаптации к ним. Краткая
характеристика основных форм
труда. Рациональная организация
труда и отдыха. Соблюдение
правил поведения в окружающей
среде, в опасных и чрезвычайных
ситуациях, как основа безопасности
собственной жизни. Зависимость
здоровья человека от состояния
окружающей среды.

действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её решения, в том числе, во
внутреннем плане,
Познавательные:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
установление причинноследственных связей, построение
логической цепи рассуждений,
умение структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации

эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».