РП Биология 5 - 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г.)

Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011.-54 с. (Стандарты второго поколения)

Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова.
Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к
использованию в образовательном процессе в ОУ в 2018-2019 уч. г., авторской программы
по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н.
Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9
классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 304 с.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).

Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
Школы-интерната г.Моздока.

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ Школы-интерната.

Учебного плана МБОУ Школы-интерната на 2020-2021 учебный год.


В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени
основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом
формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 4-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и
повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на
формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание
уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса
направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости
жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в си-

стеме биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является
самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством
И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев,
О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Особенности развития детей с нарушением слуха. Слабослышащие дети представляют собой неоднородную группу по степени, характеру, времени снижения слуха, уровню общего и речевого развития, наличию (отсутствию) дополнительных нарушений.
Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности,
большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового
восприятия, педагогическими условиями, в которых находился ребёнок после появления
нарушения слуха; его индивидуальными особенностями. Отмечается прямая взаимосвязь
между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребёнка. Внимание детей с нарушением слуха характеризуется рядом особенностей: сниженным объемом, меньшей устойчивостью, высокой утомляемостью, низким
темпом переключения, трудностями в распределении внимания (школьник с сохранным
слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушением слуха при этом испытывает серьезные затруднения).
Формирование памяти у детей с нарушенным слухом зависит от специфики мыслительной деятельности. Как правило, у детей данной категории образная память развита
лучше, чем словесная, уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного
запаса ребенка (им требуется гораздо больше времени на запоминание, чем нормально
развивающемуся сверстнику).
Мышление человека неразрывно связано с речью. У слабослышащих детей, которые
овладевают словесной речью гораздо позже слышащих мыслительная деятельность характеризуется стереотипностью мышления при решении задач различного вида, преобладанием наглядно- образного мышления. При создании определенных образовательных
условий, дети с ОВЗ способны овладеть программой основной общеобразовательной школы. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить учащихся к непосредственному включению в жизнь. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим

Методы и приемы:
• Наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТОО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.
• Практические методы.
• Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
• Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь ее решения).
• Частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
• Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Большое значение имеет сочетание разных методов на различных этапах урока. Методы, выбранные соответственно содержанию, возрасту, особенностям познавательной деятельности учащихся с нарушениями речи обеспечивают эффективное обучение. Под этим
понимается непросто овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и развитие
и коррекция их личности.
Специальными педагогическими условиями являются:
Коррекционная работа по нормализации познавательной деятельности обучающихся
данной категории осуществляется на всех уроках химии. Организуется система внеклассной
работы, направленной на повышение уровня развития обучающихся, развитие познавательного интереса, преодоления трудностей усвоения материала по химии. Создается благоприятная обстановка на уроках, щадящий режим через акцентирование внимания на хороших
оценках; ориентировку более на позитивное, чем негативное; использование вербальных поощрений.
Обучение в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно- практической, учебной путем изменения способов подачи информации, особой подачи предъявления учебных заданий. Для снятия усталости и напряжения необходимо чередовать занятия
и физкультурные паузы.
Обязательным условием урока является четкое обобщение каждого его этапа (проверка
выполнения задания, объяснение нового, закрепление материала и т.д.). Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя и инструкции должны быть
сформулированы четко и ясно. Необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником. Формировать навыки последовательного выполнения практических и
умственных действий, необходимых для усвоения знаний: поэтапно разъяснять; учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции; осуществлять поэтапную проверку задач, примеров, упражнений. Значительное время необходимо отводить на обучение выполнять инструкцию с несколькими заданиями.
У детей с ОВЗ может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо
приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить,
что следует делать. Учитывая индивидуальный темп выполнения заданий предоставлять дополнительное время для завершения задания; предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания.
Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий, с разработанным
дидактическим материалом различной степени трудности и с различным объемом помощи:
задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения; задания тренировочного характера, аналогичные образцу; задания контрольного характера и т.д.
Специальные педагогические средства для слабослышащих и позднооглохших
учащихся (вариант 2.1)
• условия обучения, обеспечивающие деловую и эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся,
формированию активного сотрудничества детей в разных видах учебной деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе,
имеющими нормальный слух;

• постановка и реализация на общеобразовательных уроках целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
• учёт специфики восприятия и переработки информации, овладения учебным материалом при организации обучения и оценке достижений;
• обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации
и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления,
наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей;
• целенаправленное и систематическое развитие словесной речи (в устной и письменной формах), формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение,
обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.);
не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. в учебной деятельности использовать зрительный опор на (картины, схемы,
таблицы). учитель не должен забывать об особенностях таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить
равномерные включения в урок динамических пауз (примерно через 10 минут). необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки,
наклейки и др.). Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию. создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности. темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов. все приемы и методы должны
соответствовать возможностям детей и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах. необходимо осуществлять
индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во
время специальных занятий.
ЦЕЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и
способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее
продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее
общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования
являются:
 социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носи-

теля её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром
живой природы;
 приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
 ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой
природе;
 развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения
природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
 овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной,
ценностно-смысловой, коммуникативной;
 формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с
учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической
культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни
и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности
научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения
межпредметного анализа учебных задач.
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ Школы-интерната курсу биологии на ступени основного общего образования продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для
систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Приоритетным направлением при разработке программы являлось создание условий
для деятельностного подхода в изучении живой природы, проведению наблюдений, постановке опытов, описанию окружающей среды и навыков оценивания ее состояния.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУ Пом.) для
ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается в 5 классе 35
часов (1 ч. в неделю).
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих
биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непре-

рывного биологического образования иявляется основой для последующей уровневой и
профильной дифференциации.
В связи с модульной системой уроки объединены по темам. Поэтому на изучение практически каждого раздела было добавлено по 1 часу на систематизацию и контроль разделов
«Многообразие живых организмов» и «Жизнь живых организмов на планете Земля» добавлено по 1 часу за счет сокращения времени на изучение темы «Человек на планете Земля»,
на которую в рабочей программе выделено 4 часа. Резервное время (3 часа) может быть использовано на закрепление и повторение знаний через проведение экскурсии «Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира».
Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Итого:
1.
2.
3.
4.

Название раздела
Биология – наука о живой природе
Многообразие живых организмов
Жизнь организмов на планете Земля.
Человек на планете Земля
Резерв

Количество часов /программа
Пономарёвой/
8
11
7
6
2
33 ч

Количество часов
/рабочая программа/
9
12
7
6
1
34 ч

Лабораторные работы:
«Изучение строения увеличительных приборов»
«Знакомство с клетками растений».
«Знакомство с внешним строением растения»
«Наблюдение за передвижением животных»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ
Личностные результаты: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению
и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме.
Личностными результаты: изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность
и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты: включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практи-

ке, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса «Биология», формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
 средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
 осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
 выстраивать логические рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
 составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
 вычитывать все уровни текстовой информации;
 уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результатывключают освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения вводного курса биологии ученик должен

знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

знать основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности,
включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу),
условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел живой природы;

использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать
на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных
устных сообщениях (на 2-3 минуты);

следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными
и другими культурными растениями, домашними животными.


Важными формами деятельности учащихся являются:
 практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и
преобразовании окружающей среды;
 развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для
младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании вводного курса биология используются следующие формы работы
с учащимися:
 работа в малых группах (2-5 человек);
 проектная работа;
 подготовка сообщений/ рефератов;
 исследовательская деятельность;
 информационно-поисковая деятельность;
 выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения
 Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению
наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
 Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе
с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями,
научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
 Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных
закономерностей;
 Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
 Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

 Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
 Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
 Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и
иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного
выступления);
 Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
 Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка
уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Биология – наука о животном мире.(9 ч)
Биология — наука о живой природе. Свойства живого.Признаки живых организмов:
клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.
Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки: неорганические и
органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках
растений. Процессы жизнедеятельности клетки.
Демонстрации
1. Приборы и оборудование.
2. Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений
3. Схемы и видеоматериалы о делении клетки
4. Микропрепараты различных растительных тканей
Лабораторные работы
1. Изучение строения увеличительных приборов.
2. Знакомство с клетками растений.
Экскурсия
Осенние явления в жизни растений и животных.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Тема 2. Многообразие живых организмов (12 часов)
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника ‒ наука о растениях. Царство животные. Общая характеристика животного
царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие животных, их
связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охрана животных. Грибы, их общая
характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.
Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой
помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты.
Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания,
вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в
природе и жизни человека.

Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Микропрепараты.
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
1.
Знакомство с внешним строением растения.
2.
Наблюдение за передвижением животных.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов)
Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания.
Условия (факторы) среды обитания.
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.
Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существования.
Тема 4 . Человек на планете Земля (6 часа ).
Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник - неандерталец. Наш
непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.
История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их
решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др. )
Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов, природные
и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза
для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатство живого мира.
Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной
книги.
Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ. 5 КЛАСС» (34 Ч)

№
п/п

Тема урока

Кол.
час

1.

Наука о живой при- 1
роде.

2.

Отличительные
признаки живых
организмов

3.

Методы изучения 1
природы.

1

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)
предметные

метапредметные

РАЗДЕЛ 1. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ. 9 ЧАСОВ.
Знание объектов изучения
Познавательные УУД: умение работать с
естественных наук и основных текстом, выделять в нем главное.
правил работы и ТБ в кабинете Личностные УУД: умение соблюдать
биологии.
дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать
учителя и отвечать на вопросы
Выделение отличительных при- Познавательные УУД: умение выделять
знаков живых организмов.
главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных
исследованиях.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать
в составе творческих групп.
Ознакомление с методами ис- Познавательные УУД: умение проводить
следования живой природы и элементарные исследования, работать с
приобретение элементарных
различными источниками информации.
навыков их использования
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать

личностные
Познавательный интерес к естественным наукам

Умение доказывать единство
строения растительных и животных организмов.

Пониманиезначимости
научного исследования природы

Дата
проведения

4.

Увеличительные
1
приборы. Л/р№ 1 по
теме:
«Изучение
устройства увеличительных приборов».

Освоение
основных правил работы с микроскопом

5.

Строение
клетки. 1
Ткани. Л/р № 2
«Знакомство
с
клетками
растений».

Знание и различение на таблицах основных частей клеток
(ядра, оболочки, цитоплазмы).

6.

Химический состав 1
клетки.

Знание роли химических веществ в жизнедеятельности
клетки.

выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух
Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать
в группах, обмениваться информацией с
одноклассниками.
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в
ней главное.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать
в группах, обмениваться информацией с
одноклассниками.
Познавательные УУД: умение выделять
главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из
одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.

Соблюдение правил работы с
биологическими приборами и
инструментами

Представление о единстве живой
природы на основании знаний о
клеточном строении всех живых
организмов.

Понимание единства происхождения всех живых организмов.

7.

Процессы жизнеде- 1
ятельности клетки

8.

Великие естество- 1
испытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме 1 «Биология –
наука о живом мире»

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить
эффективное взаимодействие с одноклассниками
Обмен веществ, деление клет- Познавательные УУД: умение выделять
ки, клетка
главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить
эффективное взаимодействие с одноклассниками
Знание и оценка вклада ученых- Познавательные УУД: умение выделять
биологов в
главное в тексте, грамотно формулироразвитие науки
вать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.
Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных
исследованиях.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Представление о размножение
клетки и обменные процессы в
клетке

Пониманиероли исследований и
открытий ученых ‒ биологов в
развитии представлений о живой
природе

9.

Контрольная работа 1
№1 по теме: «Живой организм: строение и изучение».

10.

Царство
природы

11.

Бактерии: строение 1
и
жизнедеятельность

живой 1

Коммуникативные УУД: умение работать
в составе творческих групп
Применение полученных зна- Познавательные УУД: устанавливать Познавательный интерес к
ний в практической работе.
причинно-следственные связи, владеть естественным наукам
навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с
поставленной целью.
РАЗДЕЛ 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 12 ЧАСОВ
Знание основных систематиче- Познавательные УУД: умение давать Пониманиенаучного
значения
ских единиц в классификации определения понятиям, классифицировать классификации живых организживых организмов. Понимание объекты.
мов
принципов современной клас- Личностные УУД: умение соблюдать
сификации организмов
дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на
вопросы учителя
Выделение существенных осо- Познавательные УУД: умение работать с Представление о строение и жизбенностей
различными источниками информации, недеятельности бактерий
строения и функционирования преобразовывать ее из одной формы в
бактериальных клеток.
другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить

12.

Бактерии. Много- 1
образие бактерий.
Бактерии - возбудители заболеваний.
Меры профилактики. Роль бактерий

Знание правил, позволяющих
избежать заражения болезнетворными бактериями

13.

Растения. Многооб- 1
разие
растений.
Значение растений
в природе и в жизни
человека. РК Растения РСО-Алания

Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных
систематических единиц царства Растения

эффективное взаимодействие с одноклассниками.
Познавательные УУД: определение цели
своего обучения; структуирование информации.
Установление
причинноследственных связей строения и свойств
организмов и их роли в природе и жизни
человека
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на
позицию партнера. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации. Задавать вопросы
Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения.
Регулятивные
УУД:
целеполагание.Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона
Познавательные УУД: умение выделять
главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из
одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа.

Реализовать установки здорового
образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций

Осознание важности растений в
природе и жизни человека

14.

Методы изучения 1
живых организмов:
наблюдение, измерение, эксперимент.
Л/р№3
«Знакомство с
внешним строением
растений».

Определение
существенных
признаков семенных растений;
формирование умения работать
с биологическими приборами и
инструментами

15.

Животные
1
РК
Животные
РСО-Алания

Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли
в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека;

Коммуникативные УУД: умение строить
эффективное взаимодействие с одноклассниками
Познавательные УУД: умение выделять
главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из
одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить
эффективное взаимодействие с одноклассниками
Познавательные УУД: определение цели
своего обучения. Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов,
единства происхождения. Выдвижение
гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.Умение работать
индивидуально
Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения Построение системы
нравственных ценностей.

Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и
значении различных видов побегов

Формирование эстетического отношения к живой природе при
знакомстве с различными животными.

16.

Методы изучения 1
живых организмов:
наблюдение, измерение, эксперимент.
Л/р№3
«Наблюдение за
передвижением
животных».

Развитие умения сравнивать
биологические объекты, делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения; овладение
методами биологической науки
(наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии.

17.

Грибы.
РК Грибы
Алания

Выделение существенных особенностей
представителей царства Грибы.
Знание правил
оказания первой помощи при
отравлении
ядовитыми грибами

РСО-

1

Регулятивные
УУД:целеполагание.Умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование
Познавательные УУД: умение выделять
главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать
вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения
и презентации, представлять результаты
работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать
в составе творческих групп
Познавательные УУД: умение выделять
главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать
вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения
и презентации, представлять результаты
работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья,
понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать

Формирование познавательных
интересов в ходе наблюдении за
животными, сравнения их способов передвижения, выводы о зависимости способа передвижения
от среды обитания;

Понимание роли представителей
царства Грибы в
природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания
экстреннойпомощи при отравленииядовитыми грибами

18.

Многообразие и
значение грибов.

1

Выделение существенных признаков грибов, значение грибов
в круговороте веществ, в жизни
человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и
ядовитых грибов; мер профилактики грибковых заболеваний.

19.

Лишайники.
1
РК Многообразие
лишайников
в
РСО-Алания

Оценивать информацию о живых организмах, их расселению
и приспособлению к разным
природным условиям, получаемую из различных источников

в составе творческих групп
Познавательные УУД: определение целей
своего обучения и структурировать информацию. Самостоятельно искать информацию. Установление причинноследственных связей строения и свойств
организмов и их роли в природе и жизни
человека. Рефлексия способов и условий
действия в соответствии с решением
практических задач. Организация познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность.Контролировать
действия партнера
Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения.Личностное, жизненное самоопределение
Регулятивные
УУД:целеполагание.Умение соотносить
свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Осуществление
контроля своей деятельности в процессе
достижения результата. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона
Регулятивные УУД: планировать свои
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане
Познавательные УУД:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников (включая при возможности
электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. кон-

Реализация установок ЗОЖ при
изучении материала о значении
грибов в жизни человека.

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи

20.

Значение
живых 1
организмов в природе и жизни человека.
РК Полезные и
вредные
живые
организмы на территории
РСОАлания

21.

Контрольная работа 1
№2

тролируемом пространстве Интернета
Коммуникативные УУД:строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в
т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения
Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения.Личностное, жизненное самоопределение
Знание о существовании сортов Регулятивные УУД:выделение и осознакультурных растений и пород ние учащимися того, что уже усвоено и
животных.
что еще нужно усвоить, осознание качеОбъяснение роли биологии в ства и уровня усвоения
практической
Познавательные УУД:поиск и выделение
деятельности человека.
необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств
Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
Использовать знания учащихся Регулятивные УУД:выполнять учебные
об общих свойствах процессов
действия в устной, письменной речи, во
жизнедеятельности организмов. внутреннем плане.
Приводить примеры методов
Познавательные УУД: способствовать
изучения живого, использован- развитию познавательной активности
ных в ходе исследований в
учащихся, умения наблюдать, сравнивать,
классе и дома.
обобщать и делать выводы
Коммуникативные УУД:Осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопо-

Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека

способность к самооценке на основе критериев успешности
учебной деятельности;

мощь.Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

22.

Среды жизни пла- 1
неты Земля

23.

Экологические фак- 1
торы среды

РАЗДЕЛ 3. ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ 7 ЧАСОВ
Объяснять взаимосвязи между Регулятивные УУД: принимать и сохра- Учебно-познавательный интерес
организмами, между организ- нять учебную задачу
к новому учебному материалу,
мами и окружающей средой; Познавательные УУД: осуществлять по- связь теории и практики
понимать влияние деятельности иск необходимой информации для вычеловека на природу.
полнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников.
Коммуникативные УУД:устанавливать и
сравнивать различные точки зрения,
прежде чем принимать решение и делать
выбор.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Высказывать свою точку зре- Регулятивные УУД:следовать установ- Умение работать в группе, умения. Выделять и обращать осо- ленным правилам в планировании и ние оценивать свою работу и рабое внимание на главные поня- контроле способа решения
боту учащихся
тия и основные закономерности Познавательные УУД: умение работать с
живой природы.
различными источниками информации и
преобразовывать ее из одной формы в
другую, работать с текстом, выделять в
нем главное, структурировать учебный
материал.
Коммуникативные УУД:слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.
Потребность в справедливом оценивании
своей работы и работы одноклассников.

24.

Приспособление
1
организмов к условиям среды обитания

Приводить примеры приспособлений организмов к среде
обитания и объяснять их значение

25.

Природные зоны
1
РК Особенности
природной
зоны
РСО-Алания

Знание природных зон планеты
и
их основных
природных особенностей.
Умение находить природные
зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной
зоны.

26.

Жизнь на разных 1
материках

Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта.

Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: различать способ и
результат действия
Познавательные УУД: анализировать
изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УУД:устанавливать и
сравнивать различные точки зрения,
прежде чем принимать решение и делать
выбор.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Познавательные УУД: умение работать с
различными источниками
информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом,
выделять в нем главное, структурировать
учебный материал.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: развитие навыков
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать
учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Регулятивные УУД:выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД:анализировать изу-

Самоопределение, нравственноэтическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Представление о многообразии
растительного и животного мира
планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на
разных природных зонах.

Широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы

27.

Жизнь в морях и 1
океанах.

Знание роли Мирового океана в
формировании климата на планете. Различение на рисунках и
таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее
толще и живущих на дне

28.

Контрольная работа 1
№3 по теме: «Среда
обитания
живых
организмов».

Применение полученных знаний в практической работе.

чаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Познавательные УУД: умение работать с
текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать
определения понятиям, классифицировать
объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить
сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать
учителя и отвечать на вопросы, работать в
группах, обсуждать вопросы со сверстниками
Познавательные УУД: устанавливать
причинно-следственные связи, владеть
навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: составлять план ра-

Осознание роли Мирового океана
на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

Познавательный интерес к естественным наукам

29.

Как человек по- 1
явился на Земле.

30.

Как человек изме- 1
нил природу..

боты, выполнять задания в соответствии с
поставленной целью.
РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ. 6 ЧАСОВ.
Знание основных этапов антро- Познавательные УУД: использовать разпогенеза. Знание характерных нообразные приемы работы с информациособенностей предковых форм ей.
Человека разумного.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на
вопросы учителя.
Знание классификации эколо- Познавательные УУД: умение работать с
гических факторов. Понимание различными источниками информации,
значимости каждого абиотиче- готовить сообщения и презентации, выдеского фактора для живых орга- лять главное в тексте, структурировать
низмов
учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать
вопросы, работать в составе творческих
групп

Осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической
принадлежности к своему народу

Осознание влияния факторов
среды на живые организмы

31.

Важность охраны 1
живого мира планеты
РК Красная книга
РСО-Алания

Приведение
доказательств
необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в
природе

Познавательные УУД: умение работать с
различными источниками
информации, самостоятельно оформлять
конспект урока в тетради, сравнивать и
анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Личностные УУД: способность выбирать
целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к
живой природе.
Регулятивные УУД: умение планировать
свою работу при выполнении заданий
учителя, делать выводы по результатам
работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать
одноклассников и учителя, высказывать
свое мнение.

Осознание степени негативного
влияния человека на природу и
необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой
природе

32.

Сохраним богатство 1
животного мира.

Приведение
доказательств
необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в
природе

Познавательные УУД: умение работать с
различными источниками информации,
самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать
информацию, делать выводы, давать
определения понятиям.
Личностные УУД: способность выбирать
целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к
живой природе.
Регулятивные УУД: умение планировать
свою работу при выполнении заданий
учителя, делать выводы по результатам
работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать
одноклассников и учителя, высказывать
свое мнение.
Использовать знания учащихся Регулятивные УУД: выполнять учебные
об общих свойствах процессов действия в устной, письменной речи, во

Осознание степени негативного
влияния человека на природу и
необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой
природе.

33.

Итоговый контроль 1
знаний по курсу

способность к самооценке на основе
критериев
успешности

жизнедеятельности организмов.
Приводить примеры методов
изучения живых организмов.
Проверять правильность теоретических выводов.

34.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Задания на лето

внутреннем плане.
Познавательные УУД: способствовать
развитию познавательной активности
учащихся, умения наблюдать, сравнивать,
обобщать и делать выводы
Коммуникативные УУД: Осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь.Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Использовать свои знания о Регулятивные УУД: планировать свои
животных, приобретённые в действия в соответствии с поставленной
повседневной жизни
задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане.
Познавательные УУД: создать условия
для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути
её решения;
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. несовпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

учебной деятельности;

способность к самооценке на основе
критериев
успешности
учебной деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».