РП Музыка 8 - 2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
1. Пояснительная записка
1.1.
Место учебного предмета в учебном плане (количество учебных часов, на которые
рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком,
обоснование увеличения количества учебных часов (при необходимости).
Рабочая учебная программа по музыке для 8-го класса разработана на основе учебной программы
«Музыка», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. Программа
составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего
образования 2004 года и в соответствии с основными положениями художественно-педагогической
концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе
непрерывного образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия
деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении
содержания и новые технологии общего музыкального образования.

1.2.
Используемый учебно-методического комплект, включая электронные ресурсы, а
также дополнительно используемые информационные ресурсы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
• Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 8 класс»: Учебник - тетрадь для учащихся 8
класса, М., Просвещение, 2011.
• Хрестоматия музыкального материала к учебнику
«Музыка»: 8 кл.:
Пособие дляучителя
/Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. - М., Просвещение, 2011
• Фонохрестоматии музыкального материала к
учебнику «Музыка.8
класс» (CD
mp3,М.,Просвещение, 2009)
• Методика работы с учебниками «Музыка».5-8
классы. Пособие
для учителя. - М.,
Просвещение, 2004.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.
Цель программы — ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить
музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их
духовной культуры. Цель достигается решением трех ведущих взаимосвязанных задач, реализующихся на
основе развития музыкального восприятия учащихся.
Первая задача — формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
Необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, пробуждать активное стремление к
усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку.
Вторая задача — формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт
осознанного восприятия произведений, уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и
понимать характер музыкальных образов, логику их развития.
Третья задача — развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебнотворческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве,
постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального
фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества.
Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоциональнонравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как
проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и
понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности;
освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;
овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое
пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация);
воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству,
профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Общая характеристика учебного предмета. В планировании уделено внимание реализации таких
требований стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической
музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом включены: драматизация музыкальных произведений, пластические
движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационнокоммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты
музыкального
образования.
Особое внимание уделено повышению роли музыкального образования в формировании духовнонравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурноисторических и
национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в
патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений.
Выдвигаются задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного
творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и
коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным
группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.
Г лавная цель преподавания музыки в школе - формирование и развитие музыкальной культуры
учащихся как одной из составных частей общей культуры личности. Достижение данной цели
предусматривает:
• Формирование и развитие Культуры музыкального восприятия у младших школьников
• Формирование и развитие музыкально исполнительской культуры учащихся
• Формирование и развитие музыкально - творческой культуры личности
• Формирование и развитие музыкально- релаксационной культуры
Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе, является
поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание
музыкально - образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественноэстетическом, аксиологическом,психолого-педагогическом,
семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арттерапевтическом.
Художественно - эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами
музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их
эстетического вкуса и других составляющих художественно - эстетической культуры личности.
Аксиологический (ценностный) контекст является фактором преодоления в процессе музыкального
образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности
ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике, современной культурноинформационной среде. Данный контекст программы призван способствовать вытеснению из сознания
ребенка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны
культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами
отечественной культуры.
Содержание основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных
персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений,
рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовнонравственные ценности, как
любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни.
В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образыидеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость,
находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость
и т. д.
Психологический контекст позволяет осуществлять психологическую диагностику личности ребенка в
условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на
музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.
Семантический контекст, заключающийся в акцентировании внимания на значениях и смыслах
музыкальных текстов, обеспечивает существенное обновление и систематизацию традиционного

семантического пространства уроков музыки. В данном пространстве выделены приоритетные значения,
смыслы и образы музыкального искусства, обладающие высоким социализирующим и психологопедагогическим потенциалом. Семантическими "узлами" целостного музыкально-развивающего пространства
становятся:
- музыкальные образы природы, семьи, детей и детства, родного дома, Родины; музыкальные образы
сказочных героев, обладающих теми или иными добродетелями; музыкальные темы и образы, отражающие
наиболее важные для воспитания, обучения, развития и оздоровления современных школьников способы
взаимодействия человека с природой, другими людьми и искусством.
В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития
младших школьников положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального
искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных
измерениях и
проявлениях.
В эту систему включены следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке;
музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке; музыкальные предметы и
предметный мир в музыке.
Исторический контекст разработки программного содержания позволяет показать взаимосвязь
историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох,
цивилизаций, народов и стран. Средствами музыкального искусства у детей формируются как интерес к
музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других стран, так и
представления о музыке старинной и современной, классической и народной.
Культурологический и этнокультурный контексты обеспечивают формирование у детей
первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений и
музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах. Для этого
предусмотрено "вживание" детей в конкретные музыкально-бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на
улицах города, в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, цирке и т. д.).
Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений
о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения,
радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации.
Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников средствами
музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также
о роли человека в его сохранении и защите.
Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами
музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их
эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности.
Арт-терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкальнорелаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими
видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной
тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует
современная статистика. Использованы различные виды арт-терапии: музыкальная терапия (вокальная и
дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с
музыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия и драматерапия.
Еще одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно
варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально-образовательного процесса в
той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы: сотворчество,
сотрудничество, личностно-ориентированный подход, творческие проекты, дифференцированные
обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Так же предусмотрены различные сочетания
инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный
поиск, интеграция различных видов художественно - творческой и художественно-познавательной
деятельности учащихся.
Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного
искусства на основе:

• Выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;
• Общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;
Общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.
1.3.
Планируемые результаты освоения изучения учебного предмета в соответствии с
примерными основными образовательными программами общего образования и образовательными
программами образовательной организации.
Планируемые результаты (личностные и метапредметные):
Познавательные УУД раскрываются в осуществлении и решении учебных задач операций анализа,
синтеза, сравнения, классификации, установлении причинно-следственных связей, высказывании
обобщений и выводов.
Регулятивные УУД выглядят как волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.
Коммуникативные УУД - это потребность в общении с учителем, а также умение слушать и
вступать в диалог.
Личностные УУД способствуют формированию социальной роли ученика и положительному
отношения к учению.
•

освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
• развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
• побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
• развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным
содержанием, определение их характера и настроения;
• формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь),
пластике, а также, мимике;
• развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона,
кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
• развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического
интонирования, драматизация пьес программного характера.
• формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
• освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 8 класса
обучающиеся должны уметь:
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Учащийся научится раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и
стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития
музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об
основной идее и форме её воплощения; понимать специфику и особенности музыкального языка,
закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального
произведения в размышлении, пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании,
поэтическом слове, изобразительной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность,
участвуя в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при
организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.;
посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной
художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов,

театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.
Музыка в современном мире: традиции и новаторство, музыка «легкая» и «серьезная», вечное и
современное
Учащийся научится:
ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине
современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной
культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи);
определять
стилевое
своеобразие
классической,
народной,
религиозной,
современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства
разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа
XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• • применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой
деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в
процессе музицирования (на различных, в том числе электронных, музыкальных инструментах) и поиска
информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Учащийся должен уметь:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных
ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и
современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей
действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

1.4.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
Оценивание обучающихся производится согласно «Положению о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», «Положению о порядке
выставления текущих, четвертных, полугодовых, годовых и итоговых отметок» в виде устных и письменных
индивидуальных опросов, проверки слуховой подготовки и творческих групповых заданий.

3.

2. Содержание учебного предмета
Основное содержание музыкального образования в рабочей программе представлено следующими
содержательными линиями: «Классика и современность»,«Традиции и новаторство в музыке».
Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об
музыкальном искусстве. Народное искусство как культурноисторическая память предшествующих
поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как
закономерность и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние
образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства,
взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое
переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и
особенности региональных традиций

4.

Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с предметом
«Музыка» для начальной школы.

5.

Музыка как вид искусства. Интонация — носитель образного смысла. Многообразие интонационнообразных построений. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и
средоточие смысла. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной,
симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и

трёхчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и
развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические,
роман тические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Программная музыка. Многообразие
связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре.
Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Взаимодействие музыки и различных
видов и жанров изобразительного искусства в музыкальном театре. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы музыке и изобразительном искусстве. Символика
скульптуры, архитектуры, музыки.
6.

Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их
традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство
исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

7.

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей
культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной и инструментальной музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Русская
народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры,
темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.

8.

Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных
обрядов. Этническая музыка. Знакомство с разнообразными явлениями музыкальной культуры,
народным и профессиональным музыкальным творчеством своего региона.

9.

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное).

10. Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Роль фольклора в становлении
профессионального музыкального искусства. Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как
основа древнерусской храмовой музыки. Музыка религиозной традиции русских композиторов. Русская
музыка XVII—XVIII вв., русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные
черты, специфика русской национальной школы). Взаимодействие музыкальных образов,
драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской музыки от эпохи
Средневековья до рубежа XIX—XX вв. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами
искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Родство зрительных, музыкальных и
литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
11. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв. Роль фольклора в становлении
профессионального зарубежного музыкального искусства. Духовная музыка западноевропейских
композиторов. Григорианский хорал как основа западноевропейской религиозной музыки. Музыка
религиозной традиции зарубежных композиторов.
Зарубежная музыка XVII—XVIII вв., зарубежная музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры
и характерные черты, специфика национальных школ). Взаимодействие и взаимосвязь музыки с
другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино
12. Родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие
выразительных средств разных видов искусства.
13. Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв. Творчество русских и зарубежных
композиторов XX—XXI вв. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стилевое многообразие
музыки XX—XXI вв. (импрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Музыкальное творчество
русских и зарубежных композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная
популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолкрок, арт- рок), мюзикл, диско-музыка, эстрадная музыка.

3. Поурочно-тематическое планирование
К
ол-во
№ п/п
Тема урока
часов

1

2

3

Жанровое
многообразие
музыки
Песня - самый
демократичный жанр
музыкального
искусства
Особенности
песенной музыки

Тип/форма
урока

6

урок открытия
новых знаний

Танец сквозь века

8

Танцевальная музыка
прошлого и
настоящего

9

Развитие
танцевальной

опрос
Познавательные
Личностные

урок
развивающего
контроля

слуховой
контроль
викторина

Регулятивные
беседа
урок рефлексии

1
1

7

беседа

урок открытия
новых знаний

1

Виды и формы
контроля

Коммуникативные

1

Многообразие жанров
народного песенного
искусства
Духовное и светское
песенное искусство
Песня вчера, сегодня,
завтра

УУД

урок рефлексии

1
5

Освоение предметных
знаний

Познавательные

1

1
4

Планируемые результаты обучения

урок открытия
новых знаний
урок
развивающего
контроля

1

Познавательные
Познавательные

урок открытия
новых знаний

контроль
опрос

Коммуникативные

урок рефлексии

1

слуховой

беседа
Личностные

слуховой
контроль

Прим
ечание

музыки
1
10

Танец, его значение в
жизни человека

урок
общеметодолог
ической
направленност
и

1
11

12
13
14
15

16

17
18

Особенности
маршевой музыки.
Многообразие жанров
Развитие жанра марша
в истории
музыкальной
культуры
Марш, его значение в
жизни человека
Жанровое
многообразие
музыки.
Обобщающий урок
Музыкальный
стиль
Музыка эпохи
Возрождения

урок рефлексии

1

1

21

Романтизм

Познавательные
Коммуникативные

беседа

Личностные

опрос
Коммуникативные

викторина

Личностные

1

урок рефлексии

1

урок открытия
новых знаний
урок
развивающего
контроля
урок
общеметодолог
ической
направленност
и

1
Классицизм

викторина

урок открытия
новых знаний

Барокко

20

урок рефлексии

1

1
19

урок
общеметодолог
ической
направленност
и

Регулятивные

1

урок рефлексии

Познавательные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные

беседа
опрос
слуховой
контроль

Регулятивные
викторина

Познавательные
Коммуникативные

беседа

22

Реализм

1

урок рефлексии

Коммуникативные

1
23

Импрессионизм

24

Неоклассицизм и
классический
авангард

урок
развивающего
контроля
1

Джаз

26

Рок-н-ролл

27

Кантри и фолк-рок,
этническая музыка

28

Арт-рок

урок
развивающего
контроля
1
1

1

урок рефлексии
урок
развивающего
контроля
урок открытия
новых знаний

1
29

Хард-рок и хевиметал

30

Рэп. Эстрада

31

32
34

Авторская песня

Стилизация и
полистилистика
Обобщающий урок

1
1

урок рефлексии
урок
общеметодолог
ической
направленност
и
урок открытия
новых знаний

контроль

Личностные
беседа
Познавательные
Коммуникативные

слуховой
контроль

Личностные

викторина

Регулятивные
беседа
Познавательные
Коммуникативные

беседа

Личностные

урок
общеметодолог
ической
направленност
и
1
1

слуховой

опрос

урок открытия
новых знаний
1

25

Личностные

опрос

Коммуникативные
Личностные

викторина
слуховой
контроль

Познавательные
Коммуникативные

беседа

Коммуникативные

опрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».