РП Музыка 7 - 2022

1. Пояснительная записка
1.1.
Место учебного предмета в учебном плане (количество учебных часов, на которые
рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком,
обоснование увеличения количества учебных часов (при необходимости).
Рабочая учебная программа по музыке для 7-го класса разработана на основе учебной программы
«Музыка», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2011. Программа
составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего
образования 2004 года и в соответствии с основными положениями художественно-педагогической
концепции Д. Б. Кабалевского и концепции «Преемственность четырехлетней начальной школы в системе
непрерывного образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия
деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении
содержания и новые технологии общего музыкального образования.

1.2.
Используемый учебно-методического комплект, включая электронные ресурсы, а
также дополнительно используемые информационные ресурсы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
• Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. 7 класс»: Учебник - тетрадь для учащихся 7
класса, М., Просвещение, 2011.
• Хрестоматия музыкального материала к учебнику
«Музыка»: 7 кл.:
Пособие дляучителя
/Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. - М., Просвещение, 2011
• Фонохрестоматии музыкального материала к
учебнику «Музыка. 7
класс» (CD
mp3,М.,Просвещение, 2009)
• Методика работы с учебниками «Музыка».5-8
классы. Пособие
для учителя. - М.,
Просвещение, 2004.
Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.
Цель программы — ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить
музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их
духовной культуры. Цель достигается решением трех ведущих взаимосвязанных задач, реализующихся на
основе развития музыкального восприятия учащихся.
Первая задача — формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.
Необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, пробуждать активное стремление к
усвоению знаний, приобретению умений и навыков, желание слушать и исполнять музыку.
Вторая задача — формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт
осознанного восприятия произведений, уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и
понимать характер музыкальных образов, логику их развития.
Третья задача — развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебнотворческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения
произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной
музыки, современного музыкального творчества.
Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоциональнонравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как
проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и
понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности;
освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;
овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое
пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация);
воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству,
профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Общая характеристика учебного предмета. В планировании уделено внимание реализации таких
требований стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической

музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом включены: драматизация музыкальных произведений, пластические
движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационнокоммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты
музыкального
образования.
Особое внимание уделено повышению роли музыкального образования в формировании духовнонравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурноисторических и
национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в
патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений.
Выдвигаются задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного
творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт-терапевтических и
коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным
группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.
Г лавная цель преподавания музыки в школе - формирование и развитие музыкальной культуры
учащихся как одной из составных частей общей культуры личности. Достижение данной цели
предусматривает:
• Формирование и развитие Культуры музыкального восприятия у младших школьников
• Формирование и развитие музыкально исполнительской культуры учащихся
• Формирование и развитие музыкально - творческой культуры личности
• Формирование и развитие музыкально- релаксационной культуры
Одной из главных особенностей данной программы и учебников, разработанных на ее основе, является
поликонтекстный подход к общему музыкальному образованию. Он заключается в том, что содержание
музыкально - образовательного процесса разработано одновременно в нескольких контекстах: художественноэстетическом, аксиологическом,психолого-педагогическом,
семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арттерапевтическом.
Художественно - эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами
музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их
эстетического вкуса и других составляющих художественно - эстетической культуры личности.
Аксиологический (ценностный) контекст является фактором преодоления в процессе музыкального
образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности
ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике, современной культурноинформационной среде. Данный контекст программы призван способствовать вытеснению из сознания
ребенка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны
культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами
отечественной культуры.
Содержание основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных
персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений,
рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовнонравственные ценности, как
любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни.
В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образыидеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость,
находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость
и т. д.
Психологический контекст позволяет осуществлять психологическую диагностику личности ребенка в
условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на
музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.
Семантический контекст, заключающийся в акцентировании внимания на значениях и смыслах
музыкальных текстов, обеспечивает существенное обновление и систематизацию традиционного
семантического пространства уроков музыки. В данном пространстве выделены приоритетные значения,
смыслы и образы музыкального искусства, обладающие высоким социализирующим и психолого-

педагогическим потенциалом. Семантическими "узлами" целостного музыкально-развивающего пространства
становятся:
- музыкальные образы природы, семьи, детей и детства, родного дома, Родины; музыкальные образы
сказочных героев, обладающих теми или иными добродетелями; музыкальные темы и образы, отражающие
наиболее важные для воспитания, обучения, развития и оздоровления современных школьников способы
взаимодействия человека с природой, другими людьми и искусством.
В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития
младших школьников положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального
искусства формировать у детей образную картину окружающего мира в его многообразных
измерениях
и проявлениях.
В эту систему включены следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке;
музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке; музыкальные предметы и
предметный мир в музыке.
Исторический контекст разработки программного содержания позволяет показать взаимосвязь
историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох,
цивилизаций, народов и стран. Средствами музыкального искусства у детей формируются как интерес к
музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других стран, так и
представления о музыке старинной и современной, классической и народной.
Культурологический и этнокультурный контексты обеспечивают формирование у детей
первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений и
музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах. Для этого
предусмотрено "вживание" детей в конкретные музыкально-бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на
улицах города, в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, цирке и т. д.).
Информациологический контекст предполагает формирование у детей первоначальных представлений
о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения,
радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации.
Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у школьников средствами
музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также
о роли человека в его сохранении и защите.
Художественно-эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами
музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их
эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности.
Арт-терапевтический контекст дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкальнорелаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими
видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной
тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует
современная статистика. Использованы различные виды арт-терапии: музыкальная терапия (вокальная и
дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с
музыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия и драматерапия.
Еще одной важной особенностью программы и учебников является то, что их содержание можно
варьировать и адаптировать применительно к конкретным условиям музыкально-образовательного процесса в
той или иной локальной социокультурной и этнокультурной среде.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы: сотворчество,
сотрудничество, личностно-ориентированный подход, творческие проекты, дифференцированные
обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Так же предусмотрены различные сочетания
инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный
поиск, интеграция различных видов художественно - творческой и художественно-познавательной
деятельности учащихся.
Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного
искусства на основе:
• Выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;
• Общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;
Общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

1.3.
Планируемые результаты освоения изучения учебного предмета в соответствии с
примерными основными образовательными программами общего образования и образовательными
программами образовательной организации.
Планируемые результаты (личностные и метапредметные):
Познавательные УУД раскрываются в осуществлении и решении учебных задач операций анализа,
синтеза, сравнения, классификации, установлении причинно-следственных связей, высказывании
обобщений и выводов.
Регулятивные УУД выглядят как волевая саморегуляция и способность к волевому усилию.
Коммуникативные УУД - это потребность в общении с учителем, а также умение слушать и
вступать в диалог.
Личностные УУД способствуют формированию социальной роли ученика и положительному
отношения к учению.
•

освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
• развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
• побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
• развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным
содержанием, определение их характера и настроения;
• формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь),
пластике, а также, мимике;
• развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона,
кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
• развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического
интонирования, драматизация пьес программного характера.
• формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
• освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 7 класса
обучающиеся должны уметь:
Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Учащийся научится раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и
стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития
музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об
основной идее и форме её воплощения; понимать специфику и особенности музыкального языка,
закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального
произведения в размышлении, пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании,
поэтическом слове, изобразительной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность,
участвуя в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при
организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.;
посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной
художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов,
театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.
Музыка в современном мире: традиции и новаторство, музыка «легкая» и «серьезная», вечное и
современное
Учащийся научится:

ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине
современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной
культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и
зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать
стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи
Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• • применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой
деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в
процессе музицирования (на различных, в том числе электронных, музыкальных инструментах) и поиска
информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Учащийся должен уметь:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных
ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и
современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей
действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

1.4.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
Оценивание обучающихся производится согласно «Положению о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся», «Положению о порядке
выставления текущих, четвертных, полугодовых, годовых и итоговых отметок» в виде устных и письменных
индивидуальных опросов, проверки слуховой подготовки и творческих групповых заданий.

2. Содержание учебного предмета
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в

их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии),
изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,)
театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и
изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с
музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко
проявляется на страницах учебника и творческой тетради.
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема I полугодия: “Музыка и литература”
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие
жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности
программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых
получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на
страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или
народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой.
Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной,
религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств
художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских
композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о
музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на
телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания
музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и
литературы.
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех
искусств - музыки, литературы, изобразительного искусства - наиболее ярко раскрывается при знакомстве с
такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного
искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить
ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в
своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и
способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические
события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ
музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические
события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль
дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура —
застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника.
Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных
образ.

3. Поурочно-тематическое планирование

№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока
«Классика и
современность»
«Опера. Опера «Иван
Сусанин» »
«Опера «Князь Игорь»
»

К
ол-во
часов
1
2
2
2

«Балет
«Ярославна» »
«Галерея
героических
образов»
«Порги и Бесс»

13
14

2

1
2

«Рок-опера «ИисусХристос - суперзвезда
2

15
16

17
18

«Музыканты извечные маги»
«Г оголь-сюита»
«Духовная музыка,

урок рефлексии
урок открытия
новых знаний
урок открытия
новых знаний
урок
развивающего
контроля

Планируемые результаты обучения
Освоение предметных
знаний

УУД
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные

Виды и формы
контроля
беседа
опрос
слуховой
контроль
викторина

Регулятивные
беседа

11

12

урока

1

1
«Опера «Кармен» »
«Всенощное
бдение»

Тип/форма

1
2

урок рефлексии
урок открытия
новых знаний
урок
развивающего
контроля
урок рефлексии
урок открытия
новых знаний
урок
общеметодолог
ической
направленност
и
урок рефлексии
урок

Познавательные
Познавательные

слуховой
контроль
опрос

Коммуникативные
Личностные

беседа
слуховой
контроль

Регулятивные
викторина

Познавательные
Коммуникативные
Личностные

беседа

Прим
ечание

19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

светская музыка»

«Камерная
инструментальная
музыка»
«Циклические
формы
инструментальной
музыки»

общеметодолог
ической
направленност
и
2

Коммуникативные

Личностные

2
урок открытия
новых знаний

«Симфоническая

Познавательные
Коммуникативные
урок рефлексии

музыка»

беседа

Познавательные

3
урок открытия
новых знаний
2

«Музыка народов
мира»
Обобщающий урок

викторина

урок рефлексии

5

«Симфоническая
картина.
Инструментальный
концерт»

опрос

1

урок
развивающего
контроля

опрос
Личностные

слуховой
контроль

Коммуникативные

опрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».