Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Биология» для 9 класса разработана и составлена на
основе ФГОС основного общего образования № 1577 в редакции от 31.12.2015 г. (5-9 классы),
Примерной программы основного общего образования по биологии, основной образовательной
программы МБОУ Школы-интерната г.Моздока, программы Биология: 5-11 классы: программы
курса И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.. - М.:Вентана-Граф, 2015.-400с.,
учебника для общеобразовательных организаций: Биология: 9 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – 4-е изд., перераб. - М.:
Вентана-Граф, 2017.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных
учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов – 2 часа в неделю.
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать
полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика»,
«Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,
«Литература» и др.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию;
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта
общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию
процесса диалога, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом).
Межпредметные понятия
При изучении биологии обучающиеся усовершенствуют приобретенные на навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных
и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов).
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы.
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы
представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный
и
нехудожественный
–
учебный,
научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие
другого фактора.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для
организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер
профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения
осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических
объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека,
сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
(клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и
тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их
результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об
организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.
Содержание курса "Человек и его здоровье"
Введение в науки о человеке
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для
самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные
методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место
человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности
человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический
состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их
строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь,
лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны,
нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга.
Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития
головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной
системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые
железы. Регуляция функций эндокринных желез.
Опора и движение
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост.
Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая
помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав
крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови.
Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на
иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль
прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы:
строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца.
Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений,
приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в
легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение
распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом.
Пищеварение
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль
ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и
слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение
в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание
питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в
изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые
рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания
первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его
регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост
и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи.
Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их
профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы)
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции.
Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и
колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа
слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса.
Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А.
Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная
деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна.
Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия,
словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в
поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.
Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье
(гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.
Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм
труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в
окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности
собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Лабораторные и практические работы
1. Строение клеток и тканей
2. Строение и функции спинного и головного мозга
3. Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия
плоскостопия.
4. Микроскопическое строение крови лягушки и человека
5. Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
6. Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.
7. Строение и работа органа зрения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Дата
Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)
предметные
Раздел 1 Введение 2 ч.
личностные
Биология – наука о жизни
Методы исследования в
биологии
биология как наука оживой
природе; профессии,
связанные с
биологией; уровневая
организация живойприроды
Познавательные :
формирование приемов
работы с разными
источниками информации:
текстом учебника, научнопопулярной литературой,
словарями и
справочниками.
Регулятивные находить
биологическую
информацию в различных
источниках,
анализировать и
оценивать информацию.
Коммуникативные
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую форму.
Чувство гордости за
российскую
биологическую науку.
Сущностьжизни и
свойства живого
биология как наука оживой
природе; профессии,
связанные с
биологией; уровневая
организация живойприроды
Познавательные УУД:
формирование приемовработы
с разными источниками
информации: текстом
учебника, научно-популярной
литературой, словарями и
справочниками.
Чувство гордости за
российскую
биологическую науку.
1
2
метапредметные
1
Коммуникативные УУД:
находить биологическую
информацию вразличных
источниках, анализировать и
оценивать информацию.
Регулятивные УУД:
преобразовывать информацию
из однойформы в другую
форму.
Раздел 2 Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень 10 часов
Уровни организации живой
молекулярный уровень
Регулятивные УУД:
природы.Молекулярный
организацииживого.
овладение способами
уровень
самоорганизации учебной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
ставитьцели, задачи и
планировать личную учебную
деятельность.
Познавательные УУД:
оцениватьсобственный вклад в
деятельность группы;
проводить самооценку личных
учебных
достижений.
Углеводы
2
состав, строение и функции
органических веществ
(углеводов,липидов),
входящихв состав живых
организмов
Регулятивные УУД:
овладение способами
самоорганизации учебной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
ставитьцели, задачи и
планировать личную учебную
деятельность.
Овладение
интеллектуальными
умениями: доказывать,
строить рассуждения,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы.
Овладение
интеллектуальными
умениями: доказывать,
строить рассуждения,
анализировать, делать
выводы.
Липиды
состав, строение ифункции
органических веществ
( липидов), входящих в
состав живых организмов.
Состав и строение белков
состав, строение
белков, входящих всостав
живого.
3
4
Познавательные УУД:
формирование приемов работы
с разными источниками
информации: текстомучебника,
научно-популярной
литературой, словарями и
справочниками; находить
биологическую
информацию в различных
источниках.
Регулятивные УУД:
овладение способами
самоорганизации учебной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
ставитьцели, задачи и
планировать личную учебную
деятельность.
Познавательные УУД:
формирование приемов работы
с разными источниками
информации: текстом
учебника, научнопопулярной литературой,
словарями и
справочниками.
Познавательные УУД:
овладение способами
самоорганизации учебной
деятельности, чтовключает
в себя умения.
Регулятивные УУД: ставить
цели, задачи и планировать
Овладение
интеллектуальными
умениями: доказывать,
строить рассуждения,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы.
Овладение
интеллектуальными
умениями:
доказывать, строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать, делать
Функциибелков
Знать состав, строение и
функциибелков, входящих в
состав живого.
Нуклеиновыекислоты
Состав, строение ифункции
нуклеиновых кислот, входящих
в составживого.
личную учебную
деятельность. Соотносить
правильность выбора и
результата
действия.
Коммуникативные УУД:
оцениватьсобственный вклад
в деятельность группы;
проводить самооценку
личных учебных
достижений.
Познавательные УУД:
овладение способами
самоорганизации учебной
деятельности, чтовключает
в себя умения.
Регулятивные УУД: ставить
цели, задачи и планировать
личную учебную
деятельность. Соотносить
правильность выбора и
результата
действия.
Коммуникативные УУД:
оцениватьсобственный вклад
в деятельность группы;
проводить самооценку
личных учебных
достижений.
Регулятивные УУД:
формирование приемов
работы с разными
источниками информации:
выводы. Находить выход
из спорныхситуаций.
Овладение
интеллектуальными
умениями:
доказывать, строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы. Находить
выход из спорных
ситуаций.
Овладение
интеллектуальными
умениями: доказывать,
строить рассуждения,
АТФ и другие
органические соединения
клетки
состав, строение ифункции
органических веществ
(АТФ), входящих в состав
живого.
текстом
учебника,
научнопопулярной
литературой,
словарями и
справочниками.
Познавательные
УУД: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию,
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую форму.
Коммуникативные УУД:
координировать и принимать
различные позиции во
взаимодействии, ставить цели,
задачи и планировать личную
учебную деятельность.
Коммуникативные УУД:
умение адекватно
использовать речевые
средства для дискуссиии
аргументации своей позиции.
РегулятивныеУУД:
сравнивать разные точки
зрения, аргументировать
свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Познавательные УУД:
анализировать,
сравнивать, делать
выводы.
Овладение
интеллектуальными
умениями: доказывать,
строить рассуждения,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы.
Биологические
катализаторы
Несложные
биологические
эксперименты для изучения
свойств органических
веществ и функций
ферментов как
биологических
катализаторов.
Вирусы
Вирусы как неклеточная
формажизни.
овладение ИКТ
компетентностями для
получения дополнительной
информации при оформлении
результатов научноисследовательской
деятельности в виде
презентации
Коммуникативные УУД:
формирование приемов работы
с разными источниками
информации: текстом учебника,
научно-популярной
литературой, словарями и
справочниками.
Познавательные УУД: находить
биологическую информацию в
различных источниках,
анализировать и оценивать
информацию.
Регулятивные УУД:
преобразовывать информацию
из одной формы в другую
форму.
Коммуникативные УУД:
формирование приемов
работы с разными
источниками
информации: текстом
учебника, научнопопулярной
литературой, словарями
и справочниками.
Познавательные УУД:
Овладение
интеллектуальными
умениями: доказывать,
строить рассуждения,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы.
Овладение
интеллектуальными
умениями: доказывать,
строить рассуждения,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы.
Контрольно–обобщающий
1
Основные
положения
состав, строение и функции
органических веществ,
входящих всостав живого.
находить
биологическую
информацию в
различных источниках,
анализировать и
оценивать информацию.
Регулятивные УУД:
преобразовывать информацию
из однойформы в другую
форму.
Коммуникативные УУД:
формирование приемов
работы с разными
источниками
информации: текстом
учебника, научнопопулярной
литературой, словарями
и справочниками.
Познавательные УУД:
находить
биологическую
информацию в
различных источниках,
анализировать и
оценивать информацию.
Регулятивные УУД:
преобразовывать
информацию из одной
формы в другую форму.
Раздел 3 Клеточныйуровень 14 часов
Основные методыизучения
Познавательные УУД:
Овладение
интеллектуальными
умениями: доказывать,
строить рассуждения,
анализировать,
сравнивать, делать
выводы
объяснять
клеточной теории
клетки; основные положения
клеточной теории; меть
представление о клеточном
уровне организации
живого.
2
Общие сведения о
клетках.
Клеточная мембрана
формирование приемовработы с
разными источниками
информации: текстом учебника,
научно-популярной
литературой, находить
биологическую информацию в
различных источниках.
Коммуникативные УУД:
анализировать и оценивать
информацию,преобразовывать
информацию из одной формыв
другую форму.
Регулятивные УУД:
сравнивать разные точки
зрения,аргументировать свою
точку зрения, отстаивать свою
позицию.
Познавательные УУД:
формирование приемовработы
с разными источниками
информации: текстом
учебника, научно-популярной
литературой.
Регулятивные УУД: находить
биологическую
информацию в различных
источниках,
анализировать и
оценивать информацию.
Коммуникативные УУД:
координировать и
принимать различные
позиции во
взаимодействии,
необходимость знаний о
клеточнойтеории для
понимания единства
строения и
функционирования
органического мира.
объяснять
необходимость знанийо
строении и
многообразии клеток.
Особенности строения
клетки;функции
органоидов клетки.
Ядро клетки. Хромосомный
набор клетки
Эндоплазматическая сеть.
Рибосомы.Комплекс
Гольджи
Особенности строения
клетки;функции
органоидов клетки
анализировать и
оценивать информацию,
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую форму.
Познавательные УУД:
формирование приемов
работы с разными
источниками информации:
текстом учебника, научнопопулярной литературой,
словарями и справочниками;
находить биологическую
информацию в различных
источниках, анализировать и
оценивать информацию.
Регулятивные УУД: умение
устанавливать соответствие
полученного результата
поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
ставить цели,задачи и
планировать личную учебную
деятельность.
Познавательные УУД:
формирование приемов
работы с разными
источниками информации:
текстом учебника, научнопопулярной литературой,
словарями и справочниками;
находить биологическую
информацию в различных
доказывать, строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,делать
выводы.
доказывать, строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,делать
выводы.
3
Лизосомы. Митохондрии.
Пластиды.
Клеточныйцентр.
Органоидыдвижения.
Клеточныевключения
Органоиды
движения, функции,
особенности строения клетки:
митохондрии, пластиды,
клеточный центр,
органоидов клетки
Особенности строения
клеток эукариот и прокариот
Особенности строения
клеткиэукариот и
прокариот
источниках, анализировать и
оценивать информацию.
Регулятивные УУД: умение
устанавливать соответствие
полученного результата
поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
ставить цели,задачи и
планировать личную
учебную деятельность.
Познавательные УУД:
овладение способами
самоорганизации учебной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
уменияставить цели, задачи и
планировать личную учебную
деятельность.
Регулятивные УУД: оценивать
собственный вклад в
деятельность группы;
проводить самооценку
личных учебных
достижений.
Познавательные УУД:
овладение способами
самоорганизации учебной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
уменияставить цели, задачи и
планировать личную учебную
деятельность. Регулятивные
УУД: оценивать собственный
Доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы.
Овладение
интеллектуальными
умениями.
Личностные:
доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы.
Овладение
интеллектуальными
Ассимиляция и
диссимиляция. Метаболизм
Энергетическийобмен в
клетке
Лекция
Типы питания клетки
Способы питания
организмов.
4
5
вклад в
деятельность группы;
проводить самооценку
личных учебных
достижений.
Познавательные УУД:
овладение способами
самоорганизации учебной
деятельности.
Коммуникативные УУД:
уменияставить цели, задачи и
планировать личную учебную
деятельность.
Регулятивные УУД: оценивать
собственный вклад в
деятельность группы;
проводить самооценку
личных учебных
достижений.
Коммуникативные УУД:
развитие коммуникативных
умений и овладение опытом
межличностной
коммуникации, корректное
ведение диалога и участие в
дискуссии, участие в работе
группы в соответствии с
обозначенной ролью; умение
адекватно использовать
речевые средства для
дискуссии и аргументации
своей
позиции.
умениями.
Доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы.
Овладение
интеллектуальными
умениям.
Доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы.
Овладение
интеллектуальными
умениям.
Обмен веществ и
превращение энергии как
основе
жизнедеятельностиклетки.
6
Фотосинтез ихемосинтез
Познавательные УУД:
умение применять и
представлять
информацию
умение,
адекватно использовать
речевые
средства для дискуссии и
аргументации своейпозиции,
сравнивать разные точки
зрения. Регулятивные
УУД: умение
устанавливать
соответствие
полученногорезультата
поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
развитие коммуникативных
умений и овладение опытом
межличностной
коммуникации, корректное
ведение диалога и участие в
дискуссии, участие в работе
группы в соответствии с
обозначенной ролью; умение
адекватно использовать
речевые средства для
дискуссиии аргументации
своей позиции.
Познавательные УУД: умение
применять и представлять
информацию умение,
адекватно использовать
речевые
Синтез белков вклетке.
Генетическийкод.
Транскрипция
представление огене,
кодоне, антикодоне,
триплете, особенности
процессов трансляции и
транскрипции.
Синтез белков вклетке
ТранспортныеРНК,
Трансляция
Особенности процессов
трансляции и
транскрипции.
Деление клетки.Митоз
Представление офазах
митоза, процессе
редупликации,
жизненном цикле клетки,
интерфазе.
7
8
средства для дискуссии и
аргументации своейпозиции,
сравнивать разные точки
зрения.
Регулятивные УУД:
умение устанавливать
соответствие
полученного результата
поставленной цели.
Регулятивные УУД: уметь
структурироватьматериал.
Коммуникативные УУД:
давать определения
понятиям.
Познавательные УУД:
работать с различными
источниками информации
и работать в группах.
Регулятивные УУД: уметь
структурироватьматериал.
Коммуникативные УУД:
давать определения
понятиям.
Познавательные УУД:
работать с различными
источниками информации
и работать в группах
Регулятивные УУД:
самостоятельно ставить
учебные задачи в
сотрудничестве с
учителем.
Коммуникативные УУД:
доказывать, строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,делать
доказывать, строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,делать
объяснять
необходимость знаний
о митозе для понимания
размножения клеток
живых организмов.
Контрольно–обобщающий
адекватноиспользовать речь
для планирования и
регуляции своей
деятельности.
Познавательные УУД:
предвидеть уровень усвоения
знаний.Вести устный и
письменный диалог.
особенности строения клетки;
Познавательные УУД:
функции органоидовклетки.
освоение приемов
исследовательской
деятельности.
Коммуникативные УУД:
умениядавать определения
понятиям, делать выводы и
заключения, объяснять,
доказывать.
Регулятивные УУД:
составлениеплана решения
задач, фиксирование
результатов, формулировка
выводов по результатам
решения.
Раздел 4 Организменный уровень 15 часов
доказывать, строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,делать
выводы.
1
2
3
4
5
6
Движение лимфы по сосудам.
Движение крови по сосудам.
Пульс. Давление крови.
Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с
Личностные:
формирование личного,
7
8
1
2
3
4
5
Практическая работа№2
«Подсчет пульса в разных
условиях и измерение
артериального давления»
Регуляция работы органов
кровеносной системы
Виды кровотечений. Гигиена
сердечно-сосудистой системы.
Профилактика ССЗ.
Дыхательная система:
строение и функции
Строение лёгких. Газообмен в
лёгких и тканях
Этапы дыхания. Легочные
объемы. Регуляция дыхания
Практическая работа №3
«Дыхательные движения.
Измерение жизненной емкости
легких»
Предупреждение
распространения
инфекционных заболеваний.
Гигиена дыхания.
Вред табакокурения
Первая помощь при остановке
Раздел 5 Дыхание - 5 часов
Дыхательная система: строение и
функции. Этапы дыхания.
Легочные объемы. Газообмен в
легких и тканях. Регуляция
дыхания. Гигиена дыхания.
Вред табакокурения.
Предупреждение распространения
инфекционных
заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты
собственного организма. Первая
помощь при остановке дыхания,
спасении утопающего, отравлении
угарным газом.
поставленной задачей и условиями
её решения, в том
числе, во внутреннем плане,
Познавательные: умение
структурировать знания;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной
и письменной форме; установление
причинно-следственных
связей, построение логической
цепи рассуждений, умение
структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире.
Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её решения, в том числе, во
внутреннем плане,
Познавательные: умение
структурировать знания;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
установление
причинно-следственных
связей, построение логической
цепи рассуждений, умение
структурировать знания
Коммуникативные: умения с
формирование личного,
эмоционального,
позитивного
отношения к себе и
окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире
дыхания, спасении утопающего,
отравлении угарным газом.
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
Питание. Пищеварение.
Значение пищи и ее состав
Пищеварительная система:
строение и функции.
Зубы и уход за ними
Ферменты, роль ферментов.
Обработка пищи в ротовой
полости. Слюна и слюнные
железы. Глотание. Пищеварение в
желудке.
Желудочный сок
Пищеварение в тонком и толстом
кишечнике. Роль печени и
поджелудочной железы.
Всасывание питательных
веществ.
Вклад Павлова И. П. в изучение
пищеварения
Гигиена питания,
предотвращение
желудочно-кишечных
заболеваний.
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Питание»
Обмен веществ и превращение
энергии.
Обмен органических и
неорганических веществ.
Энергетический обмен и питание.
Пищевые рационы. Нормы
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Раздел 6 Пищеварение – 8 часов
Питание. Пищеварение.
Регулятивные: планировать свои
Пищеварительная система:
действия в соответствии с
строение и функции. Ферменты,
поставленной задачей и условиями
роль ферментов в пищеварении.
её решения, в том числе, во
Обработка пищи в ротовой
внутреннем плане,
полости. Зубы и уход за ними.
Познавательные:
Слюна и слюнные железы.
умение структурировать знания;
Глотание. Пищеварение в желудке. умение осознанно и произвольно
Желудочный
строить речевое высказывание в
сок. Аппетит. Пищеварение в
устной и письменной форме;
тонком кишечнике. Роль печени и установление причинноподжелудочной железы в
следственных связей, построение
пищеварении. Всасывание
логической цепи
питательных веществ.
рассуждений, умение
Особенности пищеварения в
структурировать знания
толстом кишечнике. Вклад
Коммуникативные: умения с
Павлова И. П. в изучение
достаточной полнотой и точностью
пищеварения. Гигиена питания,
выражать свои мысли в
предотвращение желудочносоответствии с задачами и
кишечных заболеваний.
условиями коммуникации;
Раздел 7 Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и превращение
энергии. Две стороны обмена
веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических
веществ. Витамины. Проявление
гиповитаминозов и авитаминозов,
– 3 часа
Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её решения, в том числе, во
внутреннем плане,
Познавательные: умение
формирование личного,
эмоционального,
позитивного
отношения к себе и
окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире
формирование личного,
эмоционального,
позитивного
отношения к себе и
окружающему миру
и осознание своей роли в
питания. Регуляция
обмена веществ.
3
Витамины. Проявление
гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их
предупреждения
и меры их
предупреждения. Энергетический
обмен и питание. Пищевые
рационы. Нормы питания.
Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела.
Терморегуляция при разных
условиях среды.
структурировать знания;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
установление причинноследственных связей, построение
логической цепи
рассуждений, умение
структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
окружающем мире
Раздел 8 Выделение – 2 часа
1
2
Мочевыделительная система:
строение и функции. Процесс
образования и выделения
мочи, его регуляция.
Заболевания органов
мочевыделительной системы и
Мочевыделительная система:
строение и функции. Процесс
образования и выделения мочи,
его регуляция. Заболевания
органов мочевыделительной
системы и меры их
предупреждения.
Регулятивные: планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями
её решения, в том числе, во
внутреннем плане,
Познавательные:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
установление причинноследственных связей, построение
логической цепи рассуждений,
умение структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
Личностные:
Личностные:
формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире
меры их предупреждения
1
2
3
1
2
3
Покровы тела. Уход за кожей,
волосами, ногтями.
Роль кожи в процессах
терморегуляции. Поддержание
температуры тела.
Приемы оказания первой помощи
при травмах, ожогах,
обморожениях и их профилактика
Железы и их классификация.
Эндокринная система. Железы
смешанной секреции.
Гормоны, их роль. Железы
внутренней секреции. Регуляция
функций эндокринных желез.
Регуляция функций организма.
Механизмы регуляции.
Нервная система: центральная и
периферическая, соматическая и
формирование личного,
эмоционального, позитивного
отношения к себе и окружающему
миру и осознание своей роли в
окружающем мире
Раздел 9 Покровы тела – 3 часа
Покровы тела. Уход за кожей,
Регулятивные: планировать свои
волосами, ногтями. Роль кожи в
действия в соответствии с
процессах терморегуляции.
поставленной задачей и условиями
Приемы оказания первой помощи
её решения, в том числе, во
при травмах, ожогах,
внутреннем плане,
обморожениях и их
Познавательные:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
установление причинноследственных связей, построение
логической цепи рассуждений,
умение структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Раздел 10 Нейрогуморальная регуляция функций организма – 6 часов
Регуляция функций организма,
Регулятивные: планировать свои
способы регуляции. Механизмы
действия в соответствии с
регуляции функций. Нервная
поставленной задачей и условиями
система: центральная и
её решения, в том числе, во
периферическая, соматическая и
внутреннем плане,
вегетативная. Нейроны, нервы,
Познавательные:
нервные узлы. Рефлекторный
умение структурировать знания;
принцип работы нервной системы.
умение осознанно и произвольно
Рефлекторная дуга. Спинной мозг.
строить речевое высказывание в
Головной мозг. Большие
устной и письменной форме;
формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире
формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире;
4
5
6
1
2
3
4
5
вегетативная.
Нейроны, нервы, нервные узлы.
Рефлекторный принцип работы.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг
Головной мозг Большие
полушария головного мозга.
Практическая работа № 4
«Строение и функции спинного и
головного мозга»
Особенности развития головного
мозга человека. Нарушения
деятельности нервной системы и
их предупреждение
Органы чувств и их значение в
жизни человека. Сенсорные
системы, их строение и функции.
Глаз и зрение. Оптическая
система глаза. Сетчатка.
Зрительные рецепторы: палочки и
колбочки. Практическая
работа №5«Строение и работа
органа зрения»
Нарушения зрения и их
предупреждение
Ухо и слух. Строение и функции
органа слуха. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного
чувства, осязания, обоняния и
вкуса. Взаимодействие сенсорных
систем. Влияние экологических
факторов на органы чувств.
полушария головного мозга.
установление причинноОсобенности развития головного
следственных связей, построение
мозга человека и его
логической цепи рассуждений,
функциональная асимметрия.
умение структурировать знания
Нарушения деятельности нервной
Коммуникативные: умения с
системы и их предупреждение.
достаточной полнотой и точностью
Железы и их классификация.
выражать свои мысли в
Эндокринная система. Гормоны, их соответствии с задачами и
роль в регуляции физиологических условиями коммуникации;
функций организма. Железы
внутренней секреции: гипофиз,
эпифиз, щитовидная железа,
надпочечники. Железы смешанной
секреции: поджелудочная и
половые железы. Регуляция
функций эндокринных желез.
Раздел 11 Сенсорные системы (анализаторы) – 5 часов
Органы чувств и их значение в
Регулятивные: планировать свои
жизни человека. Сенсорные
действия в соответствии с
системы, их строение и функции.
поставленной задачей и условиями
Глаз и зрение. Оптическая система
её решения, в том числе, во
глаза. Сетчатка. Зрительные
внутреннем плане, Познавательные:
рецепторы: палочки и колбочки.
умение структурировать знания;
Нарушения зрения и их
умение осознанно и произвольно
предупреждение. Ухо и слух.
строить речевое высказывание в
Строение и функции органа слуха.
устной и письменной форме;
Гигиена слуха. Органы равновесия, установление причинномышечного чувства, осязания,
следственных связей, построение
обоняния и вкуса. Взаимодействие
логической цепи рассуждений,
сенсорных систем. Влияние
умение структурировать знания
экологических факторов на органы Коммуникативные: умения с
чувств.
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Раздел 12 Высшая нервная деятельность –8 часов
формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
Высшая нервная деятельность
человека, работы И. М. Сеченова,
И. П. Павлова,А. А. Ухтомского и
П. К. Анохина.
Безусловные и условные
рефлексы, их значение.
Познавательная деятельность
мозга. Эмоции, память,
мышление, речь.
Сложная психическая
деятельность: речь, память,
мышление
Сон и бодрствование. Значение
сна. Предупреждение
нарушений сна.
Особенности психики человека.
Индивидуальные особенности
личности. Психология и
поведение человека.
Цели и мотивы деятельности.
Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических
потребностей. Роль обучения.
Половая система: строение и
функции. Оплодотворение и
внутриутробное развитие.
Роды. Рост и развитие ребенка.
Половое созревание.
Заболевания, передаваемые
половым путём. СПИД
Наследование признаков у
человека. Наследственные
болезни, их причины и
Высшая нервная деятельность
Регулятивные: планировать свои
человека, работы И. М. Сеченова,
действия в соответствии с
И. П. Павлова,А. А. Ухтомского и
поставленной задачей и условиями
П. К. Анохина. Безусловные и
её решения, в том числе, во
условные рефлексы, их значение.
внутреннем плане,
Познавательная деятельность
Познавательные:
мозга. Эмоции, память, мышление, умение структурировать знания;
речь. Сон и бодрствование.
умение осознанно и произвольно
Значение сна. Предупреждение
строить речевое высказывание в
нарушений сна. Особенности
устной и письменной форме;
психики человека: осмысленность
установление причинновосприятия, словесно-логическое
следственных связей, построение
мышление, способность к
логической цепи рассуждений,
накоплению и передаче из
умение структурировать знания
поколения в поколение
Коммуникативные: умения с
информации. Индивидуальные
достаточной полнотой и точностью
особенности личности:
выражать свои мысли в
способности, темперамент,
соответствии с задачами и
характер, одаренность. Психология условиями коммуникации
и поведение человека. Цели и
мотивы деятельности. Значение
интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Роль
обучения и воспитания в развитии
психики и поведения человека.
Раздел 13 Размножение и развитие – 7 часов
Половая система: строение и
Регулятивные: планировать свои
функции. Оплодотворение и
действия в соответствии с
внутриутробное развитие. Роды.
поставленной задачей и условиями
Рост и развитие ребенка. Половое
её решения, в том числе, во
созревание. Наследование
внутреннем плане,
признаков у человека.
Познавательные:
Наследственные болезни, их
умение структурировать знания;
причины и предупреждение. Роль
умение осознанно и произвольно
генетических знаний в
строить речевое высказывание в
планировании семьи. Забота о
устной и письменной форме;
формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире
формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире
5
6
7
1
предупреждение
Роль генетических знаний в
планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье.
Инфекции, передающиеся
половым путем и их
профилактика. ВИЧ,
профилактика СПИДа.
Обобщающий урок по теме
«Размножение и развитие»
Здоровье человека и его охрана
репродуктивном здоровье.
Инфекции, передающиеся половым
путем и их профилактика. ВИЧ,
профилактика СПИДа.
установление причинноследственных связей, построение
логической цепи рассуждений,
умение структурировать знания
Коммуникативные: умения с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
Раздел 14 Здоровье человека и его охрана -1час
Здоровье человека. Соблюдение
Регулятивные: планировать свои
санитарно-гигиенических норм и
действия в соответствии с
правил здорового образа жизни.
поставленной задачей и условиями
Укрепление здоровья: аутотренинг, её решения, в том числе, во
закаливание, двигательная
внутреннем плане,
активность, сбалансированное
Познавательные:
питание. Влияние физических
умение структурировать знания;
упражнений на органы и системы
умение осознанно и произвольно
органов. Защитностроить речевое высказывание в
приспособительные реакции
устной и письменной форме;
организма. Факторы, нарушающие
установление причинноздоровье (гиподинамия, курение,
следственных связей, построение
употребление алкоголя,
логической цепи рассуждений,
несбалансированное питание,
умение структурировать знания
стресс). Культура отношения к
Коммуникативные: умения с
собственному здоровью и здоровью достаточной полнотой и точностью
окружающих.
выражать свои мысли в
Человек и окружающая среда.
соответствии с задачами и
Значение окружающей среды как
условиями коммуникации
источника веществ и энергии.
Социальная и природная среда,
адаптации к ним. Краткая
характеристика основных форм
труда. Рациональная организация
труда и отдыха. Соблюдение
формирование личного,
эмоционального,
позитивного отношения к
себе и окружающему миру
и осознание своей роли в
окружающем мире
правил поведения в окружающей
среде, в опасных и чрезвычайных
ситуациях, как основа безопасности
собственной жизни. Зависимость
здоровья человека от состояния
окружающей среды.
Итоговый контроль знаний по
разделу «Человек и его
здоровье»