РП Биология 7 - 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7 классов разработана на основании:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ.
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерстваобразования и науки РФ от 17 декабря 2010
г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)
3.Приказа Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесѐнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312,
от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.).
4. Примерной программы основного общего образования «Биология. Естествознание» .
(Стандарты второго поколения) М.: «Просвещение» 2010 г. Программы. Биология. 5-11
классы. / Авторы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С.
Сухова, Л.В. Симонова, М.: «Вентана – Граф», 2014 г.
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).
6. Учебного плана МБОУ Школы-интерната на 2021-2022 учебный год.
7. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
основного общего образования.
8. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока и дополнений к ней.
9. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ Школы-интерната.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение
предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено
на достижение следующих целей:
- овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений
живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии
и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью
и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной

ценностью на земле;
- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей
среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Задачами курса биология в 7 классе являются:
Обучающие: создать условия для формирования у учащихся предметных и учебноисследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 7 классе в соответствии с
новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости биологических знаний,
формирование общенаучных знаний).
Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной
сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.
Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.

Место курса биологии в учебном плане
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии,
анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии,
палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту
и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного
мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю
развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма
как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о
том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные
связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных
имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического
развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что
для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и
смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое
значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного
мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение
ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов - 2 ч в неделю. 34 учебные недели. Преподавание ведется по учебнику «Биология» для учащихся класса общеобразоват.
учреждений / В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С.; под ред. В. М. Константинова. М.
:Вентана-Граф, 2019.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные работы. Курс включает 10 лабораторных работ способствующих развитию любознательности и интереса к предмету и 4 экскурсии.

Резервное учебное время, предусмотренное авторской программой, в объеме 2 часа
распределено по темам «Обобщение и систематизация знаний по темам 8–13 (1 час), «Обобщение и систематизация знаний по теме 3» (1час).
Планируемые результаты изучения курса биологии в 7 классе
Ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить
наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и
объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых
организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и
размножения культурных растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы
в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса биологии в 7 классе
Требования к результатам освоения курса биологии 7 класса определяются ключевыми задачами общего образования, отражающие индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Курс «Биология 7 класс» предназначен для изучения живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Является логическим продолжением курса биологии 6 класса.
Уровень образованности учащихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной
(умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).
Изучение биологии в 7 классе дает возможность достичь следующих личностных
результатов:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на

базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и
общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре других народов;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, включая взрослые
и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и др. видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил поведения; формирование экологической культуры; бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- развитие творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметныерезультаты изучения курса биологии 7 класса:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации; находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей.в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменившейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать и отстаивать
свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ - компетенций.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса «Биология», формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
·Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
·Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
·Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
·Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического
деления (на основе отрицания).
·Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
·Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
·Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). · Вычитывать все уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты освоения биологии в 7 классе:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, для
формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях. Об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов;
- формирование основ экологической грамотности; способности оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в
природе, родства и эволюции растений и животных;

- овладение методами биологической науки; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей;
- освоения приемов выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними

Содержание учебного предмета
Тема 1. Общие сведения о мире животных. (5 ч.)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие
животных, их распространение. Дикие и домашние животные.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных
сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические
ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.
Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.
Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство,
подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Тема 2. Строение тела животных. (2 ч.)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Тема 3. Подцарство Простейшие. (4 ч.)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений.
Колониальные жгутиконосцы.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. (2 ч.)
Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и
поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в
природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.
Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Тема 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 ч.)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей.
Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы
чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их
строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее
строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Тема 6. Тип Моллюски. (4 ч.)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в
природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания.
Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах
и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Тема 7. Тип Членистоногие. (7 ч.)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ
жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Пауккрестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения
и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты
от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности
строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого
крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые,
наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые
– переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение.
Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борь-

бы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Тема 8. Тип Хордовые. (33 ч.)
Краткая характеристика типа хордовых.
Подтип Бесчерепные.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы.
Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой
рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его
значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы
осетровых рыб и меры по их восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в
зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство
рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная
форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб.
Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (4 ч.)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный
образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие
лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки,
жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 ч.)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц).
Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл
жизни. Размножение и развитие.
Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий).
Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Тема 11. Класс Птицы. (9 ч.)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутрен-

него строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего
строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве.
Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц.
Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение
птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное
использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы.
 Внешнее строение птиц. Строение перьев.
 Строение скелета птиц.
 Яйцо птицы.
Экскурсия. Знакомство с птицами леса.
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. (10 ч.)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной,
кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с
пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл
и сезонные явления.
Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных
ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей.
Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (6 ч.)
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат
эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития
природы и общества.
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни
организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Кол.
час.

1

Инструктаж по технике
безопасности на рабочем
месте. Зоология — наука о
животных

1

2

Животные и окружающая
среда

1

3

Классификация животных
и основные систематические группы.

1

4

Значение животных в
природе и жизни человека.Влияние человека на
животных
Краткая история развития
зоологии. Обобщение знаний по теме "Общие сведения о мире животных»
Экскурсия
«Разнообразие животных
в природе»

1

5

6

1

1

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)
предметные
метапредметные
Общие сведения о мире животных (6 ч)
Знать признаки различия исходства
Познавательные УУД:
животных и
осуществлять поиск необходимой
Растений.
информации для выполнения
Уметь приводить примерыпредставиучебных заданий
телей царстваЖивотные.
с использованием учебной литературы.Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Знать понятия: "среда жизни", "среда
обитания", "место обитания".
Регулятивные УУД:
Описывать и сравнивать царства орга- Следовать установленным правилам в планировании и контроле
нического мира. Классифицировать
способа решения.
животных.Уметь описывать влияние
экологических факторов на животКоммуникативные УУД:
ных.Определять понятия: «систематика», «зоология», «систематические ка- Владеть диалоговой формой коммуникации, формулировать собтегории».
ственное мнение и позицию; задаЗнать значение животных. Обосновывать вопросы.
вать необходимость рационального
использования животного мира и его
Личностные УУД:
охраны.
Учебно-познавательный интерес к
Знать пути развития зоологии, роль
К.Линнея, Ч.Дарвина и отечественных новому учебному материалу и способам решения новой задачи
ученых.
Знать представителей животных.
Уметь фиксировать результаты наблюдений, делать выводы
2. Строение тела животных (2 ч.)

дата
личностные

Ориентация вмежличностных
отношениях. Умениевыделять
нравственныйаспект поведения.
Самоопределение. Учебнопознавательный интерес к новому
учебному материалу и способам
решения новой задачи
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

7

Клетка

1

8

Ткани, органы и системы
органов

1

9

Общая характеристика
подцарства Простейшие.
Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые
Тип Саркодовые и жгутиконосцы.
Класс Жгутиконосцы
Тип Инфузории.
Инструктаж по ТБ,
Лабораторная работа № 1
«Строение и передвижение инфузории-туфельки»
Многообразие простейших. Обобщение и систематизация знаний по теме
«Подцарство Простейшие,
или Одноклеточные»

1

10

11

12

1

1

1

Знать: процессы жизнедеятельности
клетки, уметь объяснять их

Познавательные УУД:
Умение структурировать учебный
материал, выделять в нем главное.
Систематизировать материал по
Знать особенности строения разных
теме, используя форму таблицы
типов тканей животных. Умение устаЛичностные УУД:
навливать взаимосвязь строения и
Умение соблюдать дисциплину на
функций тканей, давать определение
уроке, уважительно относиться к
ткани.
учителю и одноклассникам.
учителя, работать в группах.
Регулятивные УУД:
умение организовать выполнение
заданий учителя, сделать выводы
по результатам работы.
Коммуникативные УУД:
Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)
Знать характерные признаки подцарПознавательные УУД:
ства. Уметь распознавать представите- Проводить сравнение, классификалей класса
цию изученных объектов по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
Постановка учебной задачи на осУметь распознавать представителей
нове соотнесения того, что уже
класса, характеризовать среду обитаизвестно и усвоено учащимися, и
ния
того, что еще неизвестно приниЗнать характерные признаки типа.
мать и сохранять учебную задачу.
Уметь наблюдать простейших под
микроскопом, фиксировать результаты Коммуникативные УУД:
Слушать и вступать в диалог;
наблюдений.
участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Знать необходимость выполнения саЛичностные:
нитарно-гигиенических норм в целях
Учебно-познавательный интерес к
профилактики заболеваний, вызываеновому учебному материалу, связи
мых простейшими. Уметь распознаватьпредставителе й на микропрепара- теоретических знаний с практическими навыками, самоопределетах, рисунках, фотографиях.

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.
Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы)

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.)
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.
Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы)
Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Общая характеристика
типа Кишечнополостные.
Строение, жизнедеятельность и значение кишечнополостных
Разнообразие кишечнополостных. Обобщение знаний по теме «Многоклеточные животные. Тип
Кишечнополостные»

1

15

Тип Плоские черви.
Общая характеристика

1

16

Разнообразие плоских
червей: сосальщики и
цепни. Класс Сосальщики

1

17

Тип Круглые черви, общая характеристика.
Класс Нематоды.

1

13

14

1

ние,нравственно-этическое оценивание.
Подцарство Многоклеточные.
Тип Кишечнополостные. (2 ч)
Знать характерные признаки подцарПознавательные УУД:
ства, представителей типа, черты стро- Умение давать определения поняения. Уметь характеризовать признаки тиям, классифицировать объекты.
организации.
Личностные УУД:
Умение соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно относиться к
Знать отличительные признаки класучителю и одноклассникам.
сов. Уметь устанавливать взаимосвязь
строения, образа жизни и функции ки- Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение
шечнополостных.Систематизировать
заданий учителя. Развитие навыков
знания при заполнении таблицы «Хасамооценки и самоанализа.
рактерные черты строения КишечноКоммуникативные УУД:
полостных».
Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы
учителя

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.
Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).

Типы Червей: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч)
Знать основные признаки типа, основных представителей класса, уметь
устанавливать взаимосвязь строения и
функций систем органов, узнавать на
рисунках представителей разных типов
и классов, наблюдать за объектами,
сравнивать их.
Знать характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, среду
обитания, уметь распознавать их.

Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте,
грамотно формулировать вопросы,
работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять
результаты работы.

Знать характерные черты строения,
функции организма, образа жизни
круглых червей, уметь распознавать
их

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

18

Тип Кольчатые черви,
общая характеристика.
Класс Многощетинковые
черви

1

Знать черты усложнения строения систем внутренних органов.

19

Тип Кольчатые черви.
Общая характеристика.
Класс Малощетинковые
черви
Лабораторная работа №2
«Изучение внешнего
строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями
на раздражение».

1

Знать роль червей в почвообразовании,
уметь распознавать представителей
класса, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений

20

Общая характеристика
типа Моллюски. Происхождение моллюсков и их
значение в природе и
жизни человека.

1

21

Класс Брюхоногие моллюски.

1

Знать особенности строения представителей, черты сходства и различия
внутреннего строения моллюсков и
кольчатых червей. Уметь устанавливать взаимосвязь образа жизни моллюсков и их организации
Знать черты организации класса.
Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих
групп.

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения).
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой

Тип Моллюски (4 ч)

22

23

Класс Двустворчатые
моллюски.
Л. р. № 3 «Изучение
строения раковин моллюсков».
Класс Головоногие моллюски. Обобщение и систематизация знаний по
теме «Тип Моллюски»

1

1

Знать черты организации класса.
Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.
Знать черты организации класса.
Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Познавательные УУД:
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал.
Личностные УУД:
потребность в справедливом оценивании своей работы и работы
одноклассников.
Регулятивные УУД:
умение организовать выполнение
заданий учителя.
Коммуникативные УУД:
умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.
Ориентация в межличностных отношениях

24

25

26

27

28

29

Общая характеристика
типа Членистоногие.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в
природе и жизни человека.
Класс Паукообразные.
Особенности строения и
жизнедеятельности паукообразных, их значение в
природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых.
Л. р. № 4 «Изучение
внешнего строения насекомого».
Типы развития и многообразие насекомых. Видовое
разнообразие на территории Северной Осетии.

1

Общественные насекомые
— пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Значение насекомых в природе
и сельскохозяйственной
деятельности человека.
Насекомые — вредители
культурных растений и
переносчики заболеваний

1

Тип Членистоногие (7 ч)
Знать особенности строения предстаПознавательные УУД:
вителей типа. Уметь устанавливать
умение давать определения понявзаимосвязь строе-ния и среды обитатиям, классифицировать объекты.
ния речного рака.
Личностные УУД:
умение соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам.
Знать черты организации класса.
Уметь распознавать и сравнивать стро- Регулятивные УУД:
умение организовать выполнение
ение представителей класса.
заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать информацию
на слух, отвечать на вопросы учителя. Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и
малых группах

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, делать
обобщения и выводы).

1

Знать черты организации класса.
Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой

1

Знать типы развития насекомых, принципы классификации насекомых.
Уметь устанавливать систематическую
принадлежность насекомых.

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

1

Знать типы развития насекомых, принципы классификации насекомых.
Уметь устанавливать систематическую
принадлежность насекомых

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

1

Знать насекомых, приносящих вред,
последствия воздействия вредных для
человека насекомых на его организм,

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Само-

человека

30

Обобщение и систематизация знаний по теме
«Тип Членистоногие»

Уметь устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности
жизнедеятельности насекомых

определение.
Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

1

Тип Хордовые (33 ч)
Бесчерепные. Черепные. Рыбы (6 ч)
Знать принципы деления типа на подПознавательные УУД:
типы, особенности внутреннего строе- освоение элементарных навыков
ния. Уметь выделять основные призна- исследовательской деятельности.
ки хордовых.
Знать особенности внешнего строения Личностные УУД:
умение соблюдать дисциплину на
рыб. Уметь наблюдать и описывать
внешнее строение и особенности пере- уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам.
движения рыб.

31

Общая характеристика
типа Хордовых. Подтип
Бесчерепные. Ланцетник.

1

32

Подтип Черепные, или
Позвоночные. Общая характеристика надкласса
Рыбы. Места обитания и
внешнее строение рыб. Л.
р. № 5 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»
Особенности внутреннего
строения и процессов
жизнедеятельности у рыб
в связи с водным образом
жизни. Л. р. № 6 «Изучение внутреннего строения
рыб»
Размножение и развитие и
миграция рыб в природе.

1

1

Знать особенности размножения рыб,
роль миграций в жизни рыб. Уметь
описывать поведение рыб при появлении потомства черты приспособленности к его сохранению.

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).

Основные систематиче-

1

Знать принципы классификации рыб,

Формирование познавательных

33

34

35

1

Знать взаимосвязь строения отдельных
частей скелета рыб и их функций.
Уметь выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к
обитанию в воде

Регулятивные УУД:
умение организовать выполнение
заданий учителя, оценить качество
выполнения работы.
Коммуникативные УУД:
умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.
Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

ские группы рыб

36

Промысловые рыбы. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

1

37

Общая характеристика
класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных.
Особенности внешнего
строения в связи с образом жизни.
Внутреннее строение земноводных.

1

39

Годовой жизненный
цикл земноводных. Происхождение земноводных.

1

40

Многообразие современных земноводных и их
охрана. Значение земноводных в природе и жизни
человека.
Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные»

1

38

1

признаки организации хрящевых и
костных рыб. Уметь распознавать
представителей классов, устанавливать
систематическую принадлежность
рыб.
Знать основные группы промысловых
рыб, причины разнообразия рыб.
Уметь обосновывать роль рыб в экосистемах.
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Знать характерные черты внешнего
Познавательные УУД: умение
строения, прогрессивные черты строе- выделять главное в тексте, струкния скелета, опорно-двигательной ситурировать учебный материал,
стемы по сравнению с рыбами Уметь
грамотно формулировать вопросы,
характеризовать признаки приспособ- работать с различными источникаленности к жизни на суше и в воде.
ми информации, готовить сообщения и презентации, представлять
результаты работы классу.
Знать строение внутренних органов и
систем органов.
Личностные УУД: умение оцениУметь определять черты организации
вать уровень опасности ситуации
земноводных
для здоровья, понимание важности
сохранения здоровья.
Знать развитие амфибий, влияние сезонных изменений на жизненный цикл.
Регулятивные УУД: умение оргаУметь сравнивать, находить черты
низовать выполнение заданий учисходства размножения земноводных и
теля. Развитие навыков самооценрыб.
Знать роль амфибий в природных био- ки и самоанализа
ценозах и в жизни человека. Уметь
определять и классифицировать амфи- Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих
бий по рисункам, фотографиям, натугрупп.
ральным объектам.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 ч)

интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.
Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).

41

42

43

44

45

46

Общая характеристика
класса Пресмыкающиеся.
Места обитания, особенности внешнего строения
пресмыкающихся.
Особенности внутреннего
строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся.

1

Разнообразие пресмыкающихся. Видовое разнообразие класса Пресмыкающихся на территории
республики Северная Осетия.
Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и
жизни человека. Обобщение знаний по теме «Класс
Пресмыкающиеся»

1

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и
особенности внешнего
строения птиц.
Л. р. № 7 «Изучение
внешнего строения и перьевого покрова птиц».
Опорно-двигательная система птиц. Л. р. № 8

1

1

1

1

Знать признаки внешнего строения
рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше. Уметь
находить отличия скелета рептилий от
скелета амфибий.
Знать строение внутренних органов и
систем органов, их функций, среды
обитания. Уметь определять черты организации земноводных, характеризовать процессы размножения и развития
детенышей
Знать отличительные признаки представителей разных групп рептилий,
меры предосторожности в природе.
Уметь определять и классифицировать
пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.
Знать роль рептилий в биоценозах, их
значение в жизни человека. Уметь
устанавливать взаимосвязь строения и
жизнедеятельности рептилий со средой
обитания

Познавательные УУД: умение
сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение
давать определения понятиям, работать с различными источниками
информации, самостоятельно
оформлять конспект урока в тетради.
Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.
Регулятивные УУД: развитие
умения планировать свою работу
при выполнении заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение
слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Класс Птицы (9 ч)
Знать особенности внешнего строения Познавательные УУД: умение
птиц, строение и функции перьевого
сравнивать и анализировать инпокрова птиц. Уметь устанавливать
формацию, делать выводы. Умение
черты сходства и различия покровов
давать определения понятиям, раптиц и рептилий.
ботать с различными источниками
информации, самостоятельно
оформлять конспект урока в тетради.
Знать строение и функции мышечной
Личностные УУД: знание основсистемы птиц, взаимосвязь внешнего

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой
Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифи-

«Строение скелета птицы».

строения и строения скелета в связи с
приспособленностью к полету. Уметь
изучать и описывать строение скелета
птицы.
Знать строение и функции систем
внутренних органов, обмен веществ.
Уметь выявлять черты организации,
устанавливать взаимосвязь строения и
функций систем внутренних органов
птиц.
Знать особенности строения органов
размножения и причины их возникновения, строение и этапы формирования
яйца, развитие в нем зародыша. Уметь
распознавать выводковых и гнездовых
птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Знать черты приспособленности птиц к
сезонным изменениям, поведение птиц
в период размножения. Уметь объяснять роль гнездостроения, причины
кочевок и миграций птиц

ных составляющих здорового образа жизни.
Регулятивные УУД: развитие
умения планировать свою работу
при выполнении заданий учителя.

цировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).

Особенности внутреннего
строения и жизнедеятельности птиц

1

48

Размножение и развитие
птиц.

1

49

Годовой жизненный цикл
и сезонные явления в
жизни птиц.

1

50

Разнообразие птиц. Экологические группы птиц.
Видовое разнообразие
класса Птиц на территории республики Северная
Осетия.
Классификация птиц по
местам обитания.

1

Знать разнообразие птиц, признаки
выделения экологических групп.
Уметь приводить примеры экологических групп птиц по типу и местам обитания

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой

1

Знать принципы классификации птиц.
Уметь приводить примеры классификации птиц по типу и местам обитания

Происхождение птиц.
Значение птиц в природе
и жизни человека. Охрана

1

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи).
Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Само-

47

51

52

Коммуникативные УУД: умение
слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).

53

54

55

56

57

58

птиц. Птицеводство.
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы»

определение.
Умение выделять нравственный
аспект поведения. Самоопределение.

1

Уметь систематизировать знания по
теме «Класс Птиц»

Класс Млекопитающие.
Общая характеристика.
Особенности внешнего
строения, скелета и мускулатуры млекопитающих.
Органы полости тела.
Нервная система иповедение млекопитающих, рассудочное поведение. Л. р.
№ 9 «Изучение внешнего
строения, скелета и зубной системы млекопитающих».
Размножение и развитие
млекопитающих. Годовой
жизненный цикл.

1

Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Знать характерные признаки класса.
Познавательные УУД: освоение
Уметь характеризовать функции и роль элементарных навыков исследоважелез млекопитающих
тельской деятельности.

Происхождение и многообразие млекопитающих.
Видовое разнообразие
класса Млекопитающих
на территории республики
Северная Осетия.
Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищ-

1

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

1

Знать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной
системы. Уметь проводить наблюдения
Регулятивные УУД: умение оргаи фиксировать их результаты.
низовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения
работы.

1

Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности. Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного
цикла и сезонных изменений
Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий. Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, в природе, устанавливать
систематическую принадлежность.

1

Знать принципы классификации млекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отря-

Коммуникативные УУД: умение
работать в группах, обмениваться
информацией с одноклассниками

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать
обобщения и выводы).
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать

59

ные.
Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и
китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

1

60

Высшие, или плацентарные, звери: приматы. Экологические группы млекопитающих.

1

61

Млекопитающие – переносчики возбудителей
опасных заболеваний.
Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при
укусах животных.
Происхождение и значение млекопитающих.
Охрана млекопитающих.

1

63

Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие»

1

64

Доказательства эволюции
животного мира. Учение
Ч. Дарвина об эволюции.

1

62

1

дов, находить сходство и различия.
Знать принципы классификациимлекопитающих. Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности
представителей различных отрядов,
находить сходство и различия

обобщения и выводы).
Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

Знать характерные черты строения
приматов, черты сходства строения
человекообразных обезьян и человека.
Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях.
Знать меры борьбы с грызунами, умение оказать первую помощь при укусах
животных

Овладение интеллектуальными
умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи).

Знать происхождение млекопитающих,
основные направления животноводства, особенности строения и образа
жизни предков домашних животных,
законы по охране животных
Обобщить и систематизировать знания
об особенности строения представителей класса Млекопитающие. Уметь
устанавливать взаимосвязь строения и
функций систем органов млекопитающих.
Развитие животного мира на Земле (6 ч)
Знать принципы классификации жиПознавательные УУД: умение
вотных, стадии зародышевого развивыделять главное в тексте, структия, основные положения учения Ч.
турировать учебный материал,
Дарвина. Уметь приводить примеры
грамотно формулировать вопросы,
многообразия животных.
работать с различными источника-

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

65

Развитие животного мира
на Земле.

1

Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных. Уметь устанавливать взаимосвязь живых организмов в экосистемах. Анализировать палеонтологические,сравнительно анатомические и
эмбриологические доказательства эволюции животных. Описывать и характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы.

Уровни организации жизни. Биосфера.

1

Обобщение знаний по теме «Развитие живого мира»
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

1

1

Уметь систематизировать знания по
темам раздела "Животные".

69

Экскурсия «Разнообразие
птиц и млекопитающих
местности проживания»

1

Знать экологические группы животных. Уметь характеризовать признаки
животных экологической группы.

70

Резерв

1

66

67
68

Знать характерные признаки уровней
организации жизни на Земле, понятия "
экосистема", "биогеоценоз", "биосфера". Уметь составлять цепи питания,
схемы круговорота веществ в природе.
Систематизировать и
обобщать знания, делать выводы

ми информации, готовить сообщения и презентации, представлять
результаты работы классу.

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации
для здоровья, понимание важности
сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих
групп
Систематизировать знания по темам раздела «Животные»
Применять основные виды деятельности при формулировке ответов к итог.заданиям.
Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии, соблюдать правила поведения на
улице.

Формирование познавательных
интересов и мотивов к изучению
биологии и общению с природой.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Методическое пособие для учителя:
1. Константинов, В. М. Биология. 7 класс [Текст] : учебник для учащихся общеобразоват.
учреждений / В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С.; под ред. В. М. Константинова. М.
:Вентана-Граф, 2015.
2. Константинов, В. М. Биология. Животные. 7 класс [Текст] : методическое пособие для]
учителя / В. М. Константинов. - М. :Вентана-Граф, 2010.
3. Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы [Текст] : программы / И. Н. Пономарева, Т. С. Сухова, И. М. Швец. - М. :Вентана-Граф, 2010.
4. Суматохин, С. В. Биология. 7 класс [Текст] : рабочая тетрадь № 1 и 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / С. В. Суматохин, В. С. Кучменко. - М. :Вентана-Граф, 2011.
Дополнительная литература для учителя:
1. Дидактические карточки-задания по биологии. Животные [Текст] / Е. Т. Бровкина, В. И.
Белых. - М. : Издательский дом «Генджер», 1997. - 56 с.
2. Дмитриева, Т. А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.
[Текст] : Вопросы. Задания. Задачи / Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин. - М. : Дрофа, 2002. 128 с. :
6 ил. - (Дидактические материалы).
3. Многообразие живой природы. Животные [Текст] / В. И. Сивоглазов. - М. : Дрофа, 2008.
(Темы школьного курса).
4. Никишов, А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 7 класс [Текст] / А. И.
Никишов. - М.: Дрофа. 2010.
5. Теремов, А. В. Занимательная зоология [Текст] : книга для учащихся, учителей и родителей/ А. В. Теремов. В. С. Рохлов. - М. : АСТ-Пресс, 2002. - 528 с. : ил. - (Занимательные уроки).
6. Фросин, В. Н. Готовимся к Единому государственному экзамену Биология. Животные
[Текст] / В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов. - М. : Дрофа, 2008.
7.Шапкин, В. А. Биология. Животные [Текст] : пособие для учителя / В. А. Шапкин. - М. :
Дрофа, 2001.-192 с.
8.Шарова, И. X. Зоология беспозвоночных [Текст] : кн. для учителя / И. X. Шарова. - М.:
Просвещение, 1999. - 304 с.
Х.Дольник, В. Р. Зоология [Текст] : учебник / В. Р. Дольник, М. А. Козлов. - СПб. : Специальная литература, 1999.
2. Животные [Текст] : иллюстрированная энциклопедия животных всего мира / пер. с англ.
М. Я. Беньковского [и др.]. - М. : АСТ : Астрель, 2003. - 624 с.: ил.
3. Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные [Текст]. - Волгоград : ООО «Издательство «Волгоград», 2004. - 172 с.
4. Оливан, М. П. Зоология. Позвоночные [Текст] : атлас : [пер. с исп.] / М. П. Оливан ; ред.
А. Жигарев. - М. :Росмэн, 1998. - 88 с.
5. Секреты природы. Удивительный мир животных и растений [Текст] : [пер. с англ.]. - М. :
АО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432 с.
6. Сладков, Н. Покажите мне их! Зоология для детей [Текст] / Н. Сладков ;худож. Р. Варшамов. - М. :Росмэн, 1994. - 183 с. : ил.
7. Старикович, С. Ф. Замечательные звери [Текст] : рассказы / С. Ф. Старикович ; худож.
.Варшамов. - М. :Росмэн, 1994. - 144 с. : ил.
8. Суматохин, С. В. Биология. Экология. Животные : сборник заданий и задач с ответами
[Текст] : пособие для учащихся основной школы / С. В. Суматохин, В. С. Кучменко. - М. : Мнемозина, 2000. - 206 с. : ил.
9. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология [Текст] / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М. : Авантаж+
1998. - 704 с. : ил.
10. Я познаю мир. Миграции животных [Текст] : детская энциклопедия / А. X. Тамбиев. - М.
: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Астрель», 1999. - 464 с. : ил.

11. Я познаю мир. Развитие жизни на Земле [Текст] : детская энциклопедия / И. Я. Павлинов. - ООО «Издательство АСТ» : 000 «Астрель», 2001. - 400 с. : ил.
12. Я познаю мир. Амфибии [Текст] : детская энциклопедия / Б. Ф. Сергеев. - М. : ООО «Издательство АСТ» : 000 «Астрель», 1999. - 480 с.: ил.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках
требований государственного стандарта по биологии.
Литература для учащихся:
1. Биология. 5 класс: учебник для учащихся для общеобразовательных учреждений / Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.- М: Вентана-Граф, 2013
Дополнительная литература для учащихся:
Х.Дольник, В. Р. Зоология [Текст] : учебник / В. Р. Дольник, М. А. Козлов. - СПб. : Специальная литература, 1999.
7. Животные [Текст] : иллюстрированная энциклопедия животных всего мира / пер. с англ.
М. Я. Беньковского [и др.]. - М. : АСТ : Астрель, 2003. - 624 с.: ил.
8. Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные [Текст]. - Волгоград : ООО «Издательство «Волгоград», 2004. - 172 с.
9. Оливан, М. П. Зоология. Позвоночные [Текст] : атлас : [пер. с исп.] / М. П. Оливан ; ред.
А. Жигарев. - М. :Росмэн, 1998. - 88 с.
10.Секреты природы. Удивительный мир животных и растений [Текст] : [пер. с англ.]. - М.
: АО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432 с.
11.Сладков, Н. Покажите мне их! Зоология для детей [Текст] / Н. Сладков ;худож. Р. Варшамов. - М. :Росмэн, 1994. - 183 с. : ил.
13.Старикович, С. Ф. Замечательные звери [Текст] : рассказы / С. Ф. Старикович ; худож.
.Варшамов. - М. :Росмэн, 1994. - 144 с. : ил.
14.Суматохин, С. В. Биология. Экология. Животные : сборник заданий и задач с ответами
[Текст] : пособие для учащихся основной школы / С. В. Суматохин, В. С. Кучменко. - М. : Мнемозина, 2000. - 206 с. : ил.
15.Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология [Текст] / гл. ред. М. Д. Аксенова. - М. : Авантаж+ 1998. - 704 с. : ил.
16. Я познаю мир. Миграции животных [Текст] : детская энциклопедия / А. X. Тамбиев. - М.
: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Астрель», 1999. - 464 с. : ил.
17. Я познаю мир. Развитие жизни на Земле [Текст] : детская энциклопедия / И. Я. Павлинов. - ООО «Издательство АСТ» : 000 «Астрель», 2001. - 400 с. : ил.
18. Я познаю мир. Амфибии [Текст] : детская энциклопедия / Б. Ф. Сергеев. - М. : ООО «Издательство АСТ» : 000 «Астрель», 1999. - 480 с.: ил.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках
требований государственного стандарта по биологии.
Научно-популярная литература естественнонаучного содержания:
1. Никишов А. И. Школьный практикум. Биология. Животные.
М.: Владос.2001.;
2. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999;
3. Серия «Эрудит». Мир животных. М.: «Издательство Мир книги», 2006.;
Справочные пособия:
·Заяц Р. Г., Бутвиловский В. Э., Давыдов В. В., Рачковская И. В., ЕГЭ. Биология в таблицах схемах
и рисунках.
·Щукин И. В. Экология — для студентов. Издательство «Феникс» 2008г.
·Л. А.Панфилова Хрестоматия по биологии. Человек. Издательство «Лицей» 2005 г.
·Г. И. Лернер Биология полный справочник для подготовки к ЕГЭ. АСТ Астрель Москва 2007 г.
·И. С. Акимушкин Занимательная биология. Смоленск «Русич» 2007г.
·С. Г. Мамонтов Биология для школьников старших классов. Дрофа. 2007 г.
Мультимедиа-поддержка курса «Биология. Животные»:

• 1С: Школа. Биология. Животные. 7 класс (2 СD);
• Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс : мультимедийное приложение к
учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина (СD).
• Биология. 6-11 классы : лабораторный практикум (СD).
• Интернет-ресурсы:
• http://bіо.1sерtеmbеr.ru - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);
• www. bіо.nature.ru – научные новости биологии;
• www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования;
• www.km.ru/edication - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».