РП Литература 7 класс

Пояснительная записка.
Общая характеристика программы.

Количество часов: 2 часа в неделю (68 часов)
Уровень: базовый
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе следующих нормативно
– правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.
№ 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644; от
31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.
№253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576; от
28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. №38).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
5. Авторской программы по литературе к учебнику для 7 класса общеобразовательной
школы авторов В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин (М., Просвещение,
2014 г.).
6. Устав МБОУ школы-интерната им. З.К. Тигеева г. Моздока.
7. Учебный план МБОУ школы-интерната им. З.К. Тигеева г. Моздока на 2021-2022
учебный год.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:
жанры фольклора: предания; былины; пословицы, поговорки (развитие
представлений); летопись (развитие представлений);
роды литературы: эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений);
литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения
(начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как
средство характеристики; автобиографическое художественное произведение
(развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие
представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные
представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие
понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола
(развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы
комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений);
мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные
традиции.















Учащиеся должны уметь:
видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных
жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов
выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических
произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя
произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить
аналог в собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами
представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену
интонаций в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения,
монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий;
формулировать вопросы к произведению;
аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного
произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать
позицию писателя в пределах произведения;
выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно
прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести,
пьесы;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки
зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Содержание учебного предмета.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историкохронологического и проблемно-тематического принципов.
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие
аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие.
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы,
однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и
систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов,
связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох,
направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление
диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.:
Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические
материалы по литературе: 7
класс. - М.: Просвещение, 2006.
3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост.
В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
5. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.
6. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.:
Просвещение, 2004.
Для учителя:
1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.:
Дрофа, 2007.
4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение,

1971.
10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение,
2001.
11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.:
Русское слово, 2003.

Тематическое планирование.

№ Тема
П.
п

1

К
ол
.
ча
с.

Введение
(1).Изображение 1
человека
как
важнейшая
идейно-нравственная проблема
литературы.

Литература. 7 КЛАСС.

Планируемые результаты

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь пользоваться справочным
разделом, составлять план и
тезисы
прочитанного,
рассказывать о писателях и
книгах, прочитанных за лето, о
героях, давать им оценку.

Осваивать взаимосвязь характеров
и обстоятельств в художественном
произведении. Личность автора,
его труд, позиция и отношение к
героям.

Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

уметь
пересказывать
текст, Осваивать исторические события в
объяснять особенности жанра преданиях «Воцарение Ивана
предания.
Грозного»,
«Сороки-ведьмы»,
«Петр и плотник». Предание как
жанр
фольклора
(начальное
представление)
Уметь
составлять Находить нужную информацию в
характеристику
героя, учебнике, слушая учителя.
определять
художественные
особенности былинного жанра и
его отличие от сказки.

Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Устное народное творчество (4+1).
2

Предания как поэтическая 1
автобиография народа.

3

Былины. «Вольга и Микула 1
Селянинович». Образ главного
героя
как
отражение
нравственных
идеалов
русского народа.

4

Былина «Садко». Своеобразие 1
былины. Поэтичность.

5

Р.р.

Классное

сочинение(1). 1

Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Уметь
воспринимать
и Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
анализировать поэтику былин.
учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.
Уметь при составлении своей Развитие умений рассуждать, Принимать учебную задачу.
6

Написание своей былины.

6

Карело-финский
эпос, 1
французский.
Изображение
жизни народа, его традиций,
обычаев.

былины
соблюдать
жанр, анализировать.
Осуществлять
решение
составить
план,
определить
учебной
задачи
под
идею, подобрать выразительные
руководством учителя.
средства,
характерные
для
былины.
Уметь выразительно читать Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
текст,
учебнике, слушая учителя
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
определять,
какое
развитие
руководством учителя.
получили
фольклорные
традиции в мировой литературе.

Из древнерусской литературы (2).
7

«Повесть временных лет». «Из 1
похвалы князю Ярославу и
книгам».
«Поучение
Владимира
Мономаха»
(отрывок).
Нравственные
заветы Древней Руси.

Уметь
текст,

8

«Повесть о Петре и Февронии 1
Муромских» -гимн любви и
верности.

Воспринимать и анализировать Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
древнерусский текст, учитывая учебнике, слушая учителя
Осуществлять
решение
особую
стилистику
учебной
задачи
под
произведений, отмечая красоту и
руководством учителя.
силу главных героев.

9

Из русской литературы 18 в. (2).
М.В. Ломоносов. Личность и 1
судьба гениального человека.
Литературное
творчество
М.В.Ломоносова.

выразительно

читать Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
учебнике, слушая учителя
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
определять,
какое
развитие
руководством учителя.
получили
фольклорные
традиции
в
древнерусской
литературе.

Уметь выразительно читать и
анализировать
поэтический
текст, определять особенности
жанра оды (высокий слог,
эмоциональность,
торжественность, использование
ораторских приемов).

Осваивать слово о поэте и ученом.
Теория «трех штилей». «К статуе
Петра Великого», «Ода на день
восшествия на всероссийский
престол ее Величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны
1747 года» (отрывок). Мысли
автора о Родине, призыв к миру.

Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

7

10

11

12

13

14

Г.Р.Державин
поэт
и 1
гражданин.
Своеобразие
поэзии Г.Р.Державина.

Жанр
оды
(начальное
представление)
Осваивать
биографические
сведения о поэте. Новаторство в
стихотворческой
деятельности.
«Река
времен
в
своем
стремленье...»,
«На
птичку»,
«Признание».
Философские
рассуждения о смысле жизни и
свободе творчества.

Уметь
определять
идею
Принимать учебную задачу.
стихотворений,
объяснять
Осуществлять
решение
новаторство
Державина
в
учебной
задачи
под
поэзии, отличие в принципах
руководством учителя.
работы Г.Р. Державина и М.В.
Ломоносова (смешение лексики
разных стилей, отказ от строгого
деления на три «штиля»).
Из русской литературы 19 в. (27+4)
А. С. Пушкин. Краткий 1
Уметь
создавать Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
рассказ о поэте.
монологическую речь
учебнике, слушая учителя
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.
Мастерство
Пушкина
в 1
Уметь
воспринимать
и Осваивать
художественное Принимать учебную задачу.
изображении
Полтавской
анализировать
поэтический воспроизведение боя и доблести Осуществлять
решение
битвы.
текст, давать сравнительную русских
воинов.
Смысл учебной
задачи
под
характеристику героев.
сопоставления Петра и Карла. руководством учителя.
Особенности
композиции,
своеобразие языка.
«Медный
всадник». 1
Уметь
воспринимать
и Осваивать
художественное Принимать учебную задачу.
Историческая основа поэмы.
анализировать поэтический текст воспроизведение быта Петербурга. Осуществлять
решение
Образ Петра I.
находить
средства Смысл
прославления
деяний учебной
задачи
под
художественной
Петра. Особенности композиции, руководством учителя.
выразительности.
своеобразие языка. Понятие о
жанре
поэмы
(развитие
представлений)
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем 1
Уметь
воспринимать
и Осваивать
Художественное Принимать учебную задачу.
Олеге» и её летописный
анализировать
поэтический воспроизведение быта и нравов Осуществлять
решение
источник. Тема судьбы в
текст, давать сравнительную Древней
Руси.
Смысл учебной
задачи
под
балладе.
характеристику
героев, сопоставления Олега и волхва. руководством учителя.
определять особенности жанра Особенности
композиции
баллады, находить средства «Песни…», своеобразие языка.
художественной
Понятие
о
жанре
баллады
8

15

Пушкин- драматург. «Борис 1
Годунов» (отрывок). Образ
летописца Пимена.

16

Проза А.С. Пушкина.

1

«Станционный смотритель» повесть
о
«маленьком»
человеке.

17

Р.р. Классное сочинение (2). 1
«Образ Самсона Вырина в
повести».

18

М.Ю. Лермонтов.

1

Душа и лира поэта.

19

М.Ю. Лермонтов «Песня про 1
царя
Ивана
Васильевича,

выразительности.
Уметь анализировать варианты
написания
текста
драмы,
динамику авторской позиции,
подбирать иллюстрации к сцене
«В келье Пимена».

(развитие представлений)
Осваивать историю Смутного
времени. Изображение Пимена и
Григория.
Драма
как
род
литературы.
(развитие
представлений).

Уметь
объяснять
способы
выражения авторской позиции
(эпиграф, имя главного героя,
роль символической детали в
описании жилища станционного
смотрителя
и
т.д.),
анализировать художественный
текст, выражать свое отношение
к прочитанному, сопоставлять
эпизоды, сравнивать героев,
объяснять
композиционную
емкость
повести,
роль
рассказчика.
Уметь при написании сочинения
составить
план,
соблюдать
композицию,
использовать
цитаты.
уметь анализировать лирическое
произведение,
особенности
стихотворения
«Молитва»
(исчезновение «Я» лирического
героя,
завершение
стихотворения
безличными
глаголами); воспринимать и
анализировать
поэтический
текст.
Уметь
отмечать
в
ней
фольклорные
элементы,

Осваивать
историю
Самсона
Вырина
и
его
дочери.
Изображение
«маленького»
человека,
его
положения
в
обществе. Судьба Дуни и притча о
блудном сыне. Повесть как жанр
эпоса
(развитие
представлений,выразительность и
лаконизм пушкинской прозы.
Значение повести «Станционный
смотритель» в истории русской
литературы).

Принимать учебную задачу
(составление
словаря,
характерного
для
речи
Пимена).
Осуществлять
решение учебной задачи под
руководством учителя.
Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Развитие умений
анализировать.

рассуждать, Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.
Читать
наизусть,
читать Принимать учебную задачу.
выразительно.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Осваивать картины быта России Принимать учебную задачу.
XVI века, их значение для Осуществлять
решение
9

молодого опричника и удалого
купца Калашникова» - поэма
об историческом прошлом
России.
20

Картины быта 16 века. Их 1
значение
для
понимания
характеров.
Нравственный
поединок героев поэмы.

21

Особенности сюжета поэмы. 1
Авторское
отношение
к
героям.

22

Р.р.

1

Классное сочинение (3) по
«Песне...».

23

Вн.чт.
А.Толстой
«Князь 1
Серебряный».
Историческое
прошлое в поэме Лермонтова и
в романе.

24

Н.В.

Гоголь.

Страницы 1

отражение народной сказовой
манеры повествования, находить
исторические детали и объяснять
их
художественную
роль,
анализировать
текст,
язык
поэмы.
Уметь
составлять
характеристику литературного
героя,
сравнивать
главных
героев, объяснять роль пейзажа,
определять
изобразительные
средства, отношение автора к
изображаемому, оценку морали
и поведения героев поэтом и
народом.

понимания характеров и идеи
поэмы.
Особенности
сюжета
поэмы. Эпические и лирические
черты
произведения
и
их
художественная
роль.
Фольклорные традиции в поэме.
Освоить
смысл
столкновения
Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном
Грозным.
Степан
Калашников - носитель лучших
качеств русского национального
характера. Защита человеческого
достоинства, сила и цельность
характера
Калашникова.
Авторское
отношение
к
изображаемому. Язык поэмы.
Уметь определять отношение Освоить смысл использования
автора к изображаемому.
выразительных
средств
для
раскрытия авторского отношения к
героям.
Уметь
самостоятельно
анализировать текст, создавать
собственное
высказывание,
раскрывать тему сочинения, его
идею, оценивать героев и
события,
подкреплять
свои
выводы цитатами.
Уметь
сопоставлять
прочитанное, по предложенным
характеристикам
героев
определять
персонажей(вымышленных
и
исторических).
Уметь сопоставлять прочитанное

Развитие умений
анализировать.

учебной
задачи
руководством учителя.

под

Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Принимать учебную задачу
(составление
цитатного
плана).
Осуществлять
решение учебной задачи под
руководством учителя.
рассуждать, Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Находить нужную информацию Принимать учебную задачу
(пейзаж, портрет).
(составление сравнительной
таблицы по текстам «Песни»
и романа). Осуществлять
решение учебной задачи под
руководством учителя.
Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
10

биографии. «Тарас Бульба».
Историческая и фольклорная
основа повести

с увиденным на картине, учебнике, слушая учителя.
составлять план учебной статьи,
выделять главное.

25

Тарас Бульба и его сыновья.

26

Запорожская Сечь, её нравы и 1
обычаи.

27

Р.р. Анализ эпизода «Осада 1
польского города Дубно».

28

Прославление
боевого 1
товарищества,
прославление
товарищества (главы 7 - 8).

29

Р.Р.
Характеристика 1
литературного
героя.
Противопоставление
Остапа
Андрию.

30

1

(Домашнее сочинение (1).
Вн.чт. Н.В.Гоголь «Страшная 1

Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Уметь отбирать материал для
сравнительной характеристики
героев, отмечая, как в ней
сочетаются черты собственно
личные,
национальные
и
исторические.
Уметь
отбирать
материал
описания природы и Сечи,
оценивать нравы и
поступки
запорожцев.

Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Уметь отбирать материал для
индивидуальной характеристики
героев (таблица), оценивать их
поступки,
делать
выводы,
проводить
наблюдения
над
языком.
Уметь отбирать материал для
индивидуальной характеристики
героев, оценивать их поступки,
делать
выводы,
проводить
наблюдения над языком.
уметь
составить
план,
сформулировать
идею,
подобрать цитатный материал,
редактировать написанное.

Развитие умений
анализировать

Уметь

составлять

Развитие умений
анализировать.

рассуждать, Адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации.
рассуждать, Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Развитие
умений
анализировать

рассуждать, Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Развитие умений
анализировать

рассуждать, Адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации

таблицу Находить нужную информацию.

Адекватно

оценивать
11

месть». Патриотический пафос
и
фантастические
образы
повести.

31

32

И.С. Тургенев. Цикл рассказов 1
«Записки охотника» и их
гуманистический
пафос.
«Бирюк» как произведение о
бесправных и обездоленных.
И.С. Тургенев. Стихотворения 1
в прозе. История создания
цикла.

33

Н.А.
Некрасов.
Поэма 1
«Русские женщины»: «Княгиня
Трубецкая». Величие духа
русской женщины.

34

H.A. Некрасов «Размышления 1
у парадного подъезда». Боль
поэта за судьбу народа.

35

А.К. Толстой. Исторические

1

«Описание интерьера в повестях
правильность
выполнения
«Тарас Бульба» и «Страшная
действия
и
вносить
месть» (гл.3), сопоставлять речь
необходимые коррективы в
Тараса о товариществе с речью
исполнения по ходу его
Данила о казацком сердце,
реализации.
анализировать
выразительные
средства
в
предложенном
отрывке «Чуден Днепр при
тихой погоде».
Уметь определять основную Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
тему,
идею
рассказа,
его учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
конфликт, видеть авторскую
учебной
задачи
под
позицию в тексте.
руководством учителя.
Уметь
определять
специфические черты жанра,
анализировать стихотворения в
прозе,
уметь
грамотно
формулировать основную мысль
и тему стихотворения в прозе.
Уметь определять тему и идею
поэмы, жанровые особенности
произведения,
давать
характеристику
генералу
и
княгине, объяснять позицию
автора.
Уметь
воспринимать
и
анализировать
поэтический
текст, объяснять композицию,
развитие сюжета.

Выразительно читать.

Осваивать
в
процессе
выразительного чтения предельное
напряжение диалога генерала и
княгини,
нравственную
силу
героини.
Выразительно читать.

Уметь
анализировать Развитие умений
поэтический текст, определять анализировать
нравственную
проблематику

Адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
рассуждать, Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
12

баллады «Василий
Шибанов» и «Михайло
36

37

Репнин».
М.
Салтыков-Щедрин. 1
«Повесть о том, как один
мужик
двух
генералов
прокормил».
Страшная сила сатиры.
Вн.чт.
1
М.Е.
Салтыков-Щедрин
«Дикий помещик». Обличение
нравственных
пороков
общества.

38
39

Л.Н.
Толстой
(главы).
взаимоотношений
взрослых.

«Детство» 2
Сложность
детей и

40

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая 1
картина
нравов.
Смысл
названия произведения.

41

Два лица России в рассказе 1
А.П.
Чехова
«Злоумышленник».

42

Поэтическое
изображение 1
родной природы и выражение

произведений,
баллад.

композиции

руководством учителя.

уметь: составить рассказ о
писателе, анализировать текст с
учетом
специфики
жанра,
оценивать поступки героев,
определять фольклорные мотивы
в повествовании,

Освоить сатиру и юмор. Гротеск
(начальное
представление).
Элементы народной сказки в
повествовании.

Уметь находить в сказке черты
сатирического
произведения,
объяснять приемы иносказания,
отношение автора к героям,
событиям, определять реальное
и фантастическое в сказке.
Уметь анализировать отдельные
главы, вникая во внутренний
мир героя, передавая сложность
его чувств и переживаний.

Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Осваивать
история
создания
повести.
Автобиографический
характер произведения. Значение
эпохи детства в жизни героев
Толстого и самого писателя.
Уметь
оценивать
действия Находить нужную информацию в
героев,
объяснять
значение учебнике, слушая учителя.
диалога
и
художественной
детали в раскрытии характеров
героев.
Уметь
анализировать Выразительно читать, передавая
произведение, видеть «смех и при помощи интонации характер
слезы» автора, раскрывать роль героев,
комический
эффект
художественной
детали
и рассказа.
особенности речи.

Адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации

Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.
Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
Уметь
анализировать Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
поэтический текст по плану.
учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
13

авторского настроения.

учебной
задачи
руководством учителя.

Из русской литературы 20 века.

(20+1)

43

И.А.
Бунин.
Судьба
и 1
творчество писателя. Рассказ
«Цифры».
Сложность
взаимопонимания детей и
взрослых.

44

Вн.чт. И.А. Бунин

1

«Лапти». Нравственный
смысл рассказа.
45

М.Горький «Детство» (главы). 1
Автобиографический характер
повести.

46

«Яркое, здоровое, творческое в 1
русской
жизни».
Характеристика
положительных героев.
Р.р.
1

47

Анализ эпизода «Пожар» из
повести
М.
Горького
«Детство».
48

под

«Легенда о Данко» из рассказа 1
М.Горького
«Старуха
Изергиль». Подвиг во имя

Уметь составлять план рассказа, Находить нужную информацию в Адекватно
оценивать
оценивать
героев
по
их учебнике, слушая учителя.
правильность
выполнения
поступкам,
определять
действия
и
вносить
отношение рассказчика к героям
необходимые коррективы в
и описываемым событиям.
исполнения по ходу его
реализации
Уметь выделять смысловые Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
части художественного текста, учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
давать оценку поступкам героев,
учебной
задачи
под
строить
рассуждения
на
руководством учителя.
нравственно-этические темы.
Уметь делать художественный
пересказ
частей
сюжета,
выделять те события, которые
произвели на душу ребенка
(героя и читателя) особо тяжкие
впечатления.
Уметь
видеть
авторскую
позицию по отношению к
героям, давать характеристику
литературному герою по плану.
Уметь
определять
границы
эпизода, пересказывать его,
объяснять, насколько он важен в
раскрытии
идеи
всего
произведения.

Находить нужную информацию в Адекватно
оценивать
учебнике, слушая учителя.
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.
Обучить анализу эпизода. Портрет Адекватно
оценивать
как
средство
характеристики правильность
выполнения
героя.
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
Уметь
оценивать Выразительно читать.
Адекватно
оценивать
художественное
значение
правильность
выполнения
сюжетных несовпадений легенд.
действия
и
вносить
14

людей.
сочинение(2).

(Домашнее

49

В.В. Маяковский «Необычное 1
приключение,
бывшее
с
Владимиром
Маяковским
летом на даче».Роль поэзии в
жизни человека и общества.

Уметь выразительно читать Выразительно читать.
стихотворение,
выделять
смысловые
части
художественного.

50

В.В. Маяковский

Уметь видеть идейную позицию Выразительно читать.
автора,
способного
сопереживать,
сочувствовать;
определять
главную
мысль
стихотворения.

1

«Хорошее
отношение
к
лошадям». Два взгляда на мир.

51

1
Л.Н. Андреев «Кусака».
Нравственные проблемы

52

рассказа.
(Д.З. Письменный отзыв).
А. Платонов «Юшка». Призыв 1
к состраданию и уважению к
человеку.
(Д.З.
«Нужны ли в жизни
сочувствие и сострадание?»).

53

А. Платонов «В прекрасном и 1
яростном
мире».
Вечные
нравственные ценности.

54

Б. Пастернак. Своеобразие 1
картин природы в лирике.

необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
Уметь
сформулировать Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
собственное
отношение
к учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
событиям и героям, владеть
учебной
задачи
под
различными видами пересказа.
руководством учителя.

Уметь анализировать текст по Находить нужную информацию в Адекватно
оценивать
вопросам,
давать
оценку учебнике, слушая учителя.
правильность
выполнения
действиям героев.
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
Воспринимать и анализировать Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
художественный
текст, учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
выражать свое отношение к
учебной
задачи
под
прочитанному.
руководством учителя.
Уметь
анализировать Осваивать выразительное чтение.
Принимать учебную задачу.
поэтический текст по плану
Осуществлять
решение
15

55

Ритмы и образы военной 1
лирики. Урок мужества.

Уметь выразительно читать Осваивать выразительное чтение.
стихотворения патриотической
направленности.

56

Ф.А. Абрамов «О чем плачут 1
лошади».
Эстетические
и
нравственно-экологические
проблемы рассказа.

57

Е.И. Носов «Кукла».

Уметь анализировать небольшое
эпическое
произведение,
объяснять, какими средствами
автору
удается
вызвать
сочувствие и сопереживание у
читателей.
Уметь анализировать небольшое
произведение,
сравнивать
тексты, находя сходство и
различие,
объяснять
роль
пейзажа.
Уметь давать характеристику
героям, оценивать их поступки,
понимать
внутренний
мир
героев, их взаимоотношения.

1

Нравственные проблемы

58

рассказа.
Ю.П. Казаков «Тихое утро». 1
Взаимовыручка как мерило
нравственности человека.

59

«Тихая
моя
Родина». 1
Стихотворения русских поэтов
XX века о Родине, родной
природе.

60

А.Т. Твардовский.
Философские

проблемы

1
в

Находить нужную информацию в
учебнике, слушая учителя.

Осваивать мастерство описаний
психологического
состояния
героев,
драматизма
жизни.
Лаконизм рассказа.

учебной
задачи
под
руководством учителя.
Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.
Адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Осваивать особенности характера Адекватно
оценивать
героев. Лиризм описания природы. правильность
выполнения
Юмор в рассказе.
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
Уметь
воспринимать
и Осваивать анализ лирического Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
анализировать
поэтический произведения.
учебной
задачи
под
текст, чувствовать настроение
руководством учителя.
автора,
определять
художественные
средства:
эпитеты, сравнения, метафоры.
Уметь определять тематику Осваивать выразительное чтение
пейзажной лирики Твардовского, стихотворения,
анализировать
ее главные мотивы, отмечать лирическое произведение.
литературные
приемы,

Адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
16

лирике. Пейзажная лирика.
61

Д.С. Лихачев «Земля родная» 1
(главы)
как
духовное
напутствие молодежи.

62

Смешное
и
грустное
в 1
рассказе Михаила Зощенко
«Беда».

63

Расул Гамзатов «Опять за 1
спиной родная земля», «О моей
Родине», «Я вновь пришел
сюда...».
Особенности
художественной
образности
дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы (4).
Р.Бернс.
Стихотворение 1
«Честная
бедность».
Представления
поэта
о
справедливости и честности.
Дж. Г. Байрон - «властитель 1
дум»
целого
поколения.
Судьба
и
творчество
гениального поэта.

64

65

66

0. Генри «Дары волхвов». 1
Преданность и жертвенность
во имя любви.

особенности лексики

исполнения по ходу его
реализации
Уметь оценивать отношение Выстраивать
устный
и Принимать учебную задачу.
автора к прочитанному.
письменный ответы (рассуждать) Осуществлять
решение
на поставленные вопросы.
учебной
задачи
под
руководством учителя.
Уметь
видеть смешное и Осваивать, что такое юмор и Адекватно
оценивать
грустное
в
произведении, сатира. Смешное и грустное в правильность
выполнения
«сочетание иронии и правды рассказе «Беда».
действия
и
вносить
чувств»,
«пестрый
бисер
необходимые коррективы в
лексикона» (М.Горький).
исполнения по ходу его
реализации
Уметь выразительно читать Осваивать выразительное чтение Принимать учебную задачу.
стихотворения,
анализировать стихотворения,
анализировать Осуществлять
решение
поэтический текст.
лирическое произведение.
учебной
задачи
под
руководством учителя.

Уметь выразительно читать Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
стихотворение, подчеркивая его учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
грустный и шутливый характер.
учебной
задачи
под
руководством учителя.
уметь
анализировать Осваивать анализ лирического Адекватно
оценивать
поэтический
текст,
видеть произведения.
правильность
выполнения
особенности
поэтических
действия
и
вносить
интонаций,
определять
необходимые коррективы в
художественные
средства,
исполнения по ходу его
создающие
торжественный
реализации
настрой в этом стихотворении.
Уметь видеть гуманизм и легкий Находить нужную информацию в Принимать учебную задачу.
юмор в рассказах писателя.
учебнике, слушая учителя.
Осуществлять
решение
учебной
задачи
под
17

67

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». 1
Мечта о чудесной победе
добра.

уметь: объяснять смысл названия
рассказа,
фольклорные
традиции, понимать внутреннее
состояние героев.

68

Итоговый урок «Человек, 1
любящий и умеющий читать, счастливый
человек»
(К.
Паустовский).

Уметь обобщать прочитанное
и изученное.

руководством учителя.
Находить нужную информацию в Адекватно
оценивать
учебнике, слушая учителя.
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые коррективы в
исполнения по ходу его
реализации
Рекомендации для летнего Принимать учебную задачу.
Осуществлять
решение
чтения.
учебной
задачи
под
Выявление уровня литературного
руководством
учителя.
развития учащихся 7 класса.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».