РП ОБЖ 8 класс

1

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 8 класса составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17. 18. 2010г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта
основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
2. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3. Примерной основной образовательной программе основного общего
образования;
4. Авторской образовательной программы под общей редакцией А.Т.
Смирнова
(программа
по
курсу
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
для
5-11
классов
общеобразовательных
учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов //
Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности
жизнедеятельности. 5-11 классы / под общей редакцией А.Т. Смирнова.М.: Просвещение, 2011г.);
5. Учебного плана МБОУ «СОШ № 108» на 2020-2021 учебный год
6. Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 31 марта 2014 г. № 253";
7. Настоящего положения.
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год
рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебно-методический комплекс:
Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов Б.О. Хренников; под ред. А.Т.
Смирнова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015г
2

2. Программа по ОБЖ «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9
классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий
Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В.
Издательство: Просвещение, 2011 г)
Цели и задачи учебного предмета:
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной
общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
 освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных
ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
 развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа
жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
 воспитание чувства ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
 овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и
правильно действовать в случае их наступления, использовать средства
индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую
медицинскую помощь.

3

Планируемые результаты изучения предмета
Основы комплексной безопасности
Ученик научиться:
 Квалифицировать и описывать потенциально опасные бытовые
ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания,
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,
наиболее вероятные для региона проживания;
 Анализировать и характеризовать причины возникновения различных
опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе
возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных
происшествий (ДТП), загрязнение окружающей природной среды, ЧС
природного и техногенного характера;
 Выявить и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в
возникновении опасных ситуаций; обосновать необходимость
повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности
населения страны в современных условиях;
 Формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению
правил пожарной безопасности в повседневной жизни, по поведению
на дорогах в качестве пешехода, пассажира или водителя велосипеда,
по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной
окружающей среды;
 Руководствоваться рекомендациями специалистов по безопасному
поведению в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Ученик получит возможность научиться:
 Систематизировать основные положения нормативно-правовых актов
Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их
значение для обеспечения национальной безопасности России в
современном мире;
 Раскрывать на примерах влияние последствий ЧС природного и
техногенного характера на национальную безопасность Российской
Федерации;
 Прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций по их характерным признакам;
 Характеризовать роль образования в системе формирования
современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у
населения страны;
 Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры
безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненно
важных интересов от внешних и внутренних угроз.
4

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Ученик научиться:
 Характеризовать в общих чертах организационные основы по защите
населения РФ от ЧС мирного и военного времени;
 Характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по
защите населения от ЧС мирного и военного времени;
 Анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
 Описывать основные задачи системы инженерных сооружений,
которая существует в районе проживания для защиты населения от ЧС
природного и техногенного характера;
 Описывать существующую систему оповещения населения при угрозе
возникновения ЧС;
 Характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов
защиты населения от ЧС мирного и военного времени; различать виды
эвакуаций; составлять перечень необходимых личных предметов на
случай эвакуации;
 Моделировать свои действия по сигналам оповещения о ЧС в районе
проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте
(театре, библиотеке и др.), дома.
Ученик получит возможность научиться:
 Формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным
учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий ЧС
мирного и военного времени;
 Подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи
гражданской обороны по защите населения от последствий ЧС
мирного военного времени»;
 Различать инженерно-технические сооружения, которые используются
в районе проживания для защиты населения от ЧС техногенного
характера, классифицировать их по предназначению и защитным
свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
Ученик научиться:
 Негативно относиться к любым видам террористической и
экстремистской деятельности;
 Характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление,
представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и
национальной безопасности России;
5

 Воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые
способствуют формированию антитеррористического поведения и
анти экстремистского мышления;
 Обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в
противодействии идеологии терроризма и экстремизма.
Ученик получит возможность научиться:
 Формировать личные убеждения, способствующие профилактике
вовлечения в террористическую деятельность;
 Формировать
индивидуальные
качества,
способствующие
противодействию экстремизму и терроризму;
Основы здорового образа жизни
Ученик научиться:
 Характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие
как индивидуальную систему поведения человека в повседневной
жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и
физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом
образе жизни как средства физического совершенствования;
 Анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его
сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для
сохранения и укрепления личного здоровья;
 Систематизировать знания о репродуктивном здоровье, как единой
составляющей здоровья личности и общества.
Ученик получит возможность научиться:
 Использовать здоровье сберегающие технологии (совокупность
методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального
здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной
составляющих.
Основы медицинских знаний
Ученик научиться:
 Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто
встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
 Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим;
классифицировать средства, используемые при оказании первой
помощи; соблюдать последовательность действий при оказании
первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее
часто случающихся в быту; определять последовательность оказания
первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
 Выполнять в паре/втроем приемы оказания само- и взаимопомощи.
Ученик получит возможность научиться:
6

 Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания самои взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту
повреждениях и травмах.

7

Требования к результатам обучения и воспитания
Личностные:
 усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни;
 усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
 формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
8

 формирование
анти
экстремистского
мышления
и
антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы
здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности.
Метапредметные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её
решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных
ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности),
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
9

согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
 освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе
оказание первой помощи пострадавшим;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности
на основе понимания необходимости защиты личности, общества и
государства посредством осознания значимости безопасного поведения
в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
 формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового
образа жизни;
 понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
 понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
 формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда
здоровью;
 понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды
для полноценной жизни человека;
 знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и
терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
 знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций;
 умение оказать первую помощь пострадавшим;
 умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой
из различных источников;
10

 умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной
ситуации для минимизации последствий с учётом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

11

Содержание учебной программы
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Тема 1. Пожарная безопасность.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия.
Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных
зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения
пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и
обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном
здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах.
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного
движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и
пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения
на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах.
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года.
Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и
необорудованных местах.
Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность.
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно
допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия,
проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой.
Раздел
II.
Защита
чрезвычайных ситуаций.

населения

Российской Федерации

от

Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.

12

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и
видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных,
химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их
возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических
объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в
различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Обеспечение радиационной безопасности населения
Обеспечение химической защиты населения
Обеспечение
защиты
населения
взрывопожароопасных объектах

от

последствий

аварий

на

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических
сооружениях
Тема6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера.
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного
характера.
Организация защиты населения
химически опасных объектах.

при

авариях

на

радиационных

и

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера.
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Тема 7. Основы здорового образа жизни.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное
здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное
здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый
образ жизни и безопасность - основные составляющие здорового образа
жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и
укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности.
Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные
привычки и их профилактика.
13

Тема 8.
помощи.

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для
здорового человека.
Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой
медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс
№
п/п

Название раздела

1.

Основы
комплексной
безопасности

Колво
часов
15

Темы раздела

Пожарная
безопасность

Колво
часов
3

Безопасность на 3
дорогах

Безопасность на 2
водоемах

Экология
безопасность

2.

Защита населения 7
Российской
Федерации
от
чрезвычайных
ситуаций

и 2

Чрезвычайные
5
ситуации
техногенного
характера
и
возможные
последствия
Обеспечение
4
безопасности
населения
от
чрезвычайных
ситуаций
Организация
3
защиты
населения
от

Формы
контроля
Самостоятельная
работа
Контрольная
работа
Устный опрос
Практические
задания
Контрольная
работа
Устный опрос
Практические
задания
Контрольная
работа
Устный опрос
Практические
задания
Контрольная
работа
Устный опрос
Практические
задания
Контрольная
работа
Устный опрос
Практические
задания
Контрольная
работа
Устный опрос
Практические
задания
15

3.

Основы здорового 7
образа жизни

4.

Основы
5
медицинских
знаний и оказание
первой помощи
Итого:

чрезвычайных
ситуаций
техногенного
характера
Здоровый образ 8
жизни
и
его
составляющие

Первая помощь 5
при неотложных
состояниях

Контрольная
работа

Устный опрос
Практические
задания
Контрольная
работа
Устный опрос
Практические
задания
Контрольная
работа

34

16

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЖ 8 класс
№

1.
2.
3.

4.
5.
6.

Тема урока

Раздел I. Обеспечение личной безопасности в
повседневной жизни
1.Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их
причины и последствия
Профилактика пожаров в повседневной жизни и
организация защиты населения
Права, обязанности и ответственность граждан в
области пожарной безопасности. Обеспечение личной
безопасности при пожарах
2.Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и
травматизма людей
Организация дорожного движения, обязанности
пешеходов и пассажиров
Велосипедист - водитель транспортного средства

8.

3. Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных
условиях.
Безопасный отдых на водоемах
Оказание помощи терпящим бедствие на воде

9.

4.Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

7.

10.

11.
12.
13.
14.
15.

Правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановке
5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера
и защита населения
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного
характера
Аварии на радиационно опасных объектах и их
возможные последствия
Аварии на химически опасных объектах и их
возможные последствия
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах
экономики и их возможные последствия
Аварии на гидротехнических сооружениях и их
последствия
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации
от чрезвычайных ситуаций
1.Обеспечение безопасности населения от

Кол-во
часов

Дата
проведения
план
факт

15

1
1
1

1
1
1

А
Б
А
Б
А
Б
А
Б
А
Б
А
Б

1

А
Б

1

А
Б

1

А
Б
А
Б

1

1
1
1
1
1

А
Б
А
Б
А
Б
А
Б
А
Б

7

17

Примечан
ие

16.

чрезвычайных ситуаций
Обеспечение радиационной безопасности населения

1

17.

Обеспечение химической защиты населения

1

18.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий
на взрывопожароопасных объектах
Обеспечение защиты населения от последствий аварий
на гидротехнических сооружениях
2.Организация защиты населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных
ситуациях техногенного характера
Эвакуация населения

1

Мероприятия по инженерной защите населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни
1.Здоровый образ жизни и его составляющие
Общие понятия о здоровье как основной ценности
человека
Индивидуальное здоровье человека, его физическая,
духовная и социальная сущность
Репродуктивное здоровье -составляющая здоровья
человека и общества
Здоровый образ жизни как необходимое условие
сохранения и укрепления здоровья человека и
общества
Здоровый образ жизни и профилактика основных
неинфекционных заболеваний
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Профилактика вредных привычек
Здоровый образ жизни и безопасность
жизнедеятельности
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи
1.Основы медицинских знаний и оказание первой
медицинской помощи
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее
значение
Первая медицинская помощь при отравлениях
аварийно химически опасными веществами
Первая медицинская помощь при травмах и ранениях

1

Первая медицинская помощь при утоплении

1

Всего за учебный год

34

19.

20.
21.
22.

23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.

30.
31.
32.
33
34.

1

1
1

А
Б
А
Б
А
Б
А
Б
А
Б
А
Б
А
Б

7

1
1
1
1

1
1
1

А
Б
А
Б
А
Б
А
Б
А
Б
А
Б
А
Б

5

1
1
2

А
Б
А
Б
А
Б
А
Б

18

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».