РП Общество 7 класс

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с
изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019) "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
01.10.2013 № 30067)
3. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) "О федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования"
4. Учебный план МБОУ Школы-интерната г.Моздока.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Концепции преподавания обществознания, Программы развития и формирования универсальных
учебных действий (УУД), реализация которых позволяет обеспечить формирование российской гражданской идентичности,
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно
содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию
способности
к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтроля;
повышению
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной
2

по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению обучающимися тех знаний об
основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
• овладению обучающимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового
государства;
• формированию у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в
общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и
общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению
школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Обществознание» в основной школе базируется на научных знаниях о человеке и обществе, о влиянии социальных
факторов на развитие личности и различные аспекты жизни каждого человека. Их раскрытие, интерпретация и оценка
соотносятся с совокупностью общественных наук (социологией, экономикой, политологией, культурологией,
религиоведением, правоведением, социальной психологией), а также социальной философией. Такая научная база учебного
предмета «Обществознание», многоаспектность изучения общественной жизни обусловливают интегративный характер обществознания, который сохранится и в старшей школе. При этом курс «Обществознания» акцентирует внимание
обучающихся на современных социальных явлениях, тенденциях развития российского общества.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку обучающихся в
начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир», а также «Основ религиозной культуры и светской
этики». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на данном этапе обучения ограничены
3

познавательными возможностями обучающихся младшего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты
общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Основные отличительные характеристики курса:
• учебное содержание определяется педагогическими целями курса, а также возрастными познавательными
возможностями обучающихся; педагогически обоснован отбор знаний из всего комплекса ныне существующих
социальных и гуманитарных наук;
• направленность на формирование позитивных ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации обучающихся;
• учебное содержание раскрыто на базе современных научных взглядов;
• в содержании курса представлены все основные сферы жизни общества, типичные виды человеческой деятельности;
• создаётся максимально целостная система знаний, отвечающая потребностям, интересам и возрастным возможностям
формирующейся личности и учитывающая необходимость определённой полноты обществоведческой подготовки в
основной школе;
• в курс включён актуальный материал о современном российском обществе, основах конституционного строя
Российской Федерации, правах и обязанностях гражданина, тенденциях социально-экономического развития России,
её роли в современном мире;
• практико-ориентированный характер;
• ориентация на применение современных, в том числе информационнокомпьютерных технологий;
• возможность проведения внеклассной воспитательной работы, исследовательской деятельности и проектирования в
образовании;
• акцент на компетентностный подход и ориентированность на универсальные учебные действия школьников на занятиях
— личностные, регулятивные, общеучебные, логические, коммуникативные;
возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса, в том числе с учётом возрастных
и индивидуальных психолого-педагогических особенностей школьников;
• наличие системы заданий, последовательно готовящих к государственной (итоговой) аттестации (ГИА).
Роль учебного предмета «Обществознание» в социализации обучающихся 6-9 классов в значительной мере связана с
4

освоением социальных норм и выработкой позитивных ценностных ориентаций, получением базовых знаний о важнейших
социальных институтах и процессах социального развития для ориентирования в социуме и квалифицированного исполнения
свойственных подростку социальных ролей.
В курсе основной школы даются наиболее общие представления о человеке и обществе, экономике и государстве, о
социальных нормах, регулирующих жизнь общества и человека, о российском обществе и государстве, а также знания
прикладного характера, необходимые для организации взаимодействия подростка с окружающими людьми и социальными
институтами.
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для общей ориентации в актуальных событиях и
процессах развития российского общества; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей и собственных
действий подростка; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения и
противодействия его проявлениям.
Изучение курса должно осуществляться во взаимосвязи с деятельностью различных общественных организаций и
объединений, программами дополнительного образования, реальной жизнью школьного коллектива. Важным результатом
работы должны стать: толерантное отношение к проявлениям иной культуры; умение делать ответственный выбор; умение
соотносить личные интересы с общественными, понимание необходимости сотрудничества и кооперации при решении
общезначимых проблем.
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года
обучения составляет 140 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения
обществознания1
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Примерная программа основного общего образования. Обществознание, 6-9 классы; одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию, (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
1

5

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему
многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность
человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на
территории современной России); интериори- зация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества
и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформи- рованность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
6

взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию
процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в
качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого»
как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии
изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения
на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том
числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
7

художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия.
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез
является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией,
участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников
будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в
готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде
таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы
учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют
умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных
решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
8

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы
основного общего образования образовательной организации в зависимости от материальнотехнического оснащения,
кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их
выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной
задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им
задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать сред- ства/ресурсы для решения задачи/достижения
цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
9

• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их
устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач
определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей
учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках
предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии
планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для
получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и
по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся
сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
10

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств,
различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с
целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной. Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к
получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта
успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления;
11

• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств
выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки
достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные
последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией
или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач. Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью
знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик
объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного
12

(символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе
имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и
нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
• определять свое отношение к природной среде;
• анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
• проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
•
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
• распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
13

• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной
коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно
таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой
14

группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего
выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, под- готовленные/отобранные под руководством
учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного
контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
• использовать
компьютерные
технологии
(включая
выбор
адекватных
задаче
инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том
числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
•
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену
и правила информационной безопасности.
7 класс
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
15

• характеризовать основные нормы морали;
• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и
жизни современного общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения;
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;
16

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на
практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и
развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Содержание курса обществознания
7 класс
Тема V. Регулирование поведения людей в обществе
По каким правилам живёт общество. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Как
усваиваются социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.
Общественные ценности и общественное сознание. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм.
Уважение социального многообразия.
Как мораль влияет на жизнь человека и общества. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные
нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро
и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.
Как право регулирует жизнь общества. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки
права. Право и мораль: общее и различия. Источники права.
Нормы и отрасли права. Система российского законодательства. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоотношения. Субъекты права.
Тема VI. Права и свободы человека и система их защиты
Основные права и свободы человека и гражданина РФ. Основные международные документы о правах человека и
правах ребенка. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Презумпция
невиновности.
Правоохранительные органы РФ. Правоохранительные органы.
Как осуществляется правосудие в РФ. Судебная система Российской Федерации.
Способы защиты прав человека в РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права ребенка и их защита. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
17

Международная система защиты прав человека. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская
система защиты прав человека.
Тема VII. Гражданские правоотношения в РФ
Дееспособность и правоспособность гражданина РФ. Правоспособность и дееспособность. Особенности правового
статуса несовершеннолетнего. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Какие права и законные интересы человека защищает гражданское право. Гражданские правоотношения. Основные
виды гражданско-правовых договоров. Право собственности.
Как решаются гражданско-правовые споры. Способы защиты гражданских прав.
Тема VIII. Семейные правоотношения в РФ
Заключение и расторжение брака. Семья под защитой государства. Порядок заключения брака. Условия заключения
брака. Брачный возраст. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Основания и порядок расторжения брака.
Права и обязанности супругов. Семья под защитой государства. Личные неимущественные права. Законный режим
имущества супругов. Договорный режим имущества супругов.
Права и обязанности родителей и детей. Права несовершеннолетних детей. Права и обязанности родителей.
Тема IX. Трудовые правоотношения в РФ
Право на труд и трудовые отношения в РФ. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его
значение в регулировании трудовой деятельности человека. Порядок приёма и оформления на работу.
Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой
деятельности человека. Стороны трудовых правоотношений. Права, обязанности и ответственность работника и
работодателя. Порядок прекращения трудового договора.
Особенности трудоустройства несовершеннолетних. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18
лет. Рабочее время и время отдыха. Условия труда.
Тема X. Юридическая ответственность в РФ
Правонарушение. Признаки и виды правонарушений.
18

Что такое юридическая ответственность. Понятие, виды и функции юридической ответственности.
Административные правонарушения и виды административных наказаний. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Преступления и наказания в уголовном праве. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Возраст, с которого наступает юридическая
(гражданско-правовая, административная, уголовная) ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних.

19

20

Тематическое планирование.
Обществознание.
7 класс (34 часа)

21

7 класс (35 ч)
Введение (1 ч)
Введение
Урок 1. Введение. Анализировать личный социальный
Ориентирование в опыт, связанный с исполнением /
информационном нарушением
социальных
норм,
поле учебноучастием в выработке групповых
методического
норм.
комплекта. Повто- Описывать собственные представрение правил работы ления о социальных ценностях, нормах
с учебником и
морали и права, эстетики и т.п.
используемыми
компонентами
УМК.
Тема V. Регулирование поведения людей в обществе (7 ч)
По каким прави- Урок 2. По каким Объяснять роль социальных норм в
лам живёт обще- правилам
живёт общественной жизни.
ство
общество.
Приводить примеры социальных
Социальные нормы норм и общественных нравов, тракак регуляторы
диций и обычаев.
поведения человека Классифицировать по разным осв обществе. Как
нованиям виды социальных норм (в
усваиваются соци- поведении, хозяйственной деятельальные нормы.
ности, политике и т.д.).
Отклоняющееся
Выполнять несложные практиповедение. Соци- ческие задания по анализу ситуаций,
альный контроль. связанных с применением со-

22

Ресурсы урока:
Учебник, с.8-9;
Тетрадь-тренажёр;
Тетрадьэкзаменатор.
Общественное
сознание и общественные
ценности

циальных норм.
Оценивать свою деятельность с
позиций социальных норм; взаимодействовать и сотрудничать с
одноклассниками
при
выработке
групповых норм поведения.

Урок 3. Общественные ценности и
общественное
сознание. Общественные ценности.
Гражданственность
и патриотизм.
Уважение
социального
многообразия.
Ресурсы урока:
Учебник, с. 10-11;
Тетрадь-тренажёр;
Тетрадьэкзаменатор.

Объяснять роль социальных ценностей в общественной жизни.
Приводить примеры общественных
ценностей.
Выражать собственное мнение о
том, кого можно считать достойным
гражданином, о проблемах взаимоотношений народов России, взаимного
уважения
и
толерантности
в
отношениях между представителями
разных культур.
Находить и извлекать социальную
информацию о проявлениях общественного сознания, социальных ценностях из педагогически адаптированных источников различного типа.
Влияние морали Урок 4. Как мораль Характеризовать основные принна жизнь человека влияет на жизнь ципы морали.
и общества
человека
и Анализировать с моральноэтических
позиций
типичные
социальные
общества.
Мораль, ее основ- ситуации; давать нравственные
оценки
собственным поступкам,
ные принципы.
поведению других людей. Объяснять
Нравственность.
конкретизировать
фактами
Моральные нормы и и
социальной жизни роль морали в
нравственный
общества.
Использовать
выбор. Роль морали жизни
в жизни человека и элементы причинно-следственного
общества. Золотое анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие
правило
общества и человека.
нравственности.

23

24

экзаменатор.
Правовое регуУрок 5. Как право Объяснять роль права в жизни челирование обрегулирует жизнь ловека, общества и государства.
щественной жизни общества.
Описывать и конкретизировать
Право, его роль в примерами сущностные признаки
жизни
человека, права.
общества и госу- Сравнивать право с другими видами
дарства. Основные социальных норм.
признаки
права. Различать и анализировать праПраво и мораль: вовые аспекты типичных социальных
общее и различия. ситуаций.
Источники
права. Находить и извлекать информацию о
Ресурсы
урока: роли права в общественной жизни,
Учебник, с. 14-15; признаках права из педагогически
Тетрадь-тренажёр; адаптированных источников различТетрадьного типа (в т.ч. нормативных докуэкзаменатор.
ментов).
Отрасли и нормы Урок 6. Нормы и Иметь представление о строении
права
отрасли права.
права как совокупности отраслей и
Система
россий- норм.
ского
законода- Знать основные отрасли российского
тельства.
Норма- права и сферу их регулирования. На
тивный
правовой основе личного социального опыта
акт. Ресурсы урока: приводить примеры ситуаций,
Учебник, с. 1617; регулируемых различными отТетрадь- тренажёр; раслями права.
ТетСоотносить основные кодексы с отрадь-экзаменатор.
раслями российского права.
Классифицировать правовые нормы
по их принадлежности к отраслям
права.
Правоотноше
Урок 7. Правоот- Раскрывать смысл понятия «праношения.
воотношения».
ния
Правоотношения.
Называть субъектов правоотноСубъекты права.
шений.
Ресурсы урока:
Описывать и конкретизировать
Учебник, с.18-19;

25

26

Регулирование
Урок 8. Регулиро- Рассуждать, высказывать и аргуповедения людей в вание
поведения ментировать свое мнение по прообществе
людей в обществе. блемным вопросам общественной
Обобщение
и жизни.
Выполнять познавательные задания
систематизация
знаний по теме V. различного характера и формы.
Выявление уровня Презентовать результаты выполсформированности нения социальных исследований
основных
видов рубрики «Мои исследования общеучебной
деятель- ства» и других проектных работ.
ности.
Ресурсы урока:
Учебник, с. 20;
Тетрадь-тренажёр;
Тетрадьэкзаменатор.
Тема VI. Права и свободы человека и система их защиты (7 ч)
Основные права и Урок 9. Основные
свободы человека права и свободы Называть и раскрывать основные
и гражданина РФ человека и граж- права и свободы граждан Российской
данина РФ.
Федерации.
Основные между- Называть и раскрывать основные
народные
доку- права ребёнка.
менты о правах Классифицировать основные права
человека и правах и свободы граждан РФ. Объяснять
ребёнка.
Консти- важность гарантии прав и свобод
туционные права и граждан, реализации гражданами
свободы человека и своих прав и свобод. Анализировать
гражданина
в несложные практические ситуации,
Российской Феде- связанные с реализацией гражданами,
рации. Презумпция в т.ч. несовершеннолетними, своих
прав и свобод.
невиновности.
Ресурсы
урока: Находить и извлекать социальную
Учебник,
с.22-25; информацию о правах и свободах
Тетрадь-тренажёр; граждан, предусмотренных законоТетрадьдательством РФ, из педагогически
экзаменатор.
адаптированных источников различ-

27

28

Тетрадь-тренажёр; ческие ситуации, связанные с деяТетрадьтельностью правоохранительных орэкзаменатор.
ганов РФ.
Находить и извлекать социальную
информацию о деятельности правоохранительных органов РФ из педагогически адаптированных источников
различного типа (в т.ч. нормативных
документов).
Судебная система Урок 11. Как
Объяснять роль судебной системы в
РФ
осуществляется
обеспечении правопорядка и стаправосудие в РФ. бильности общественного развития.
Судебная система Описывать структуру судебной
Российской Феде- системы РФ.
рации.
Характеризовать основные принУчебник, с.28-29; ципы деятельности судебной системы
Тетрадь-тренажёр; РФ.
ТетрадьИсследовать несложные практиэкзаменатор.
ческие ситуации, связанные с деятельностью судебной системы РФ.
Находить и извлекать социальную
информацию о деятельности суда в РФ
из педагогически адаптированных
источников различного типа (в т.ч.
нормативных документов).
Способы защиты
прав человека в
Объяснять цели создания специРФ
Уроки 12-13. Спо- альных органов по защите прав чесобы защиты прав ловека, а также прав детей, оставшихся
человека в РФ.
без попечения родителей. Описывать
Механизмы реали- сферу деятельности Уполномоченного
зации и защиты прав по правам человека в РФ,
и свобод человека и Уполномоченного по правам ребёнка
гражданина в РФ. при Президенте РФ и др. омбудсменов.
Права ребенка и их Описывать механизм судебной
защита. Защита ин- защиты прав человека и гражданина в
тересов и прав де- РФ; направления деятельности

29

30

гражданского общества по защите
прав и свобод человека и гражданина.
Международная Урок 14. Между- Объяснять цели деятельности ООН.
система защиты народная система Называть организации, действующие
прав человека
защиты прав че- под эгидой ООН, и сферу их
ловека.
деятельности.
Защита
прав
и Называть европейские органы по
свобод
человека защите прав человека.
средствами
ООН. Находить и извлекать социальную
Европейская
сис- информацию о международной система защиты прав теме защиты прав человека из педачеловека.
гогически адаптированных источников
Ресурсы урока:
(в т.ч. нормативных документов).
Учебник, с.34-37;
Тетрадь-тренажёр;
Тетрадьэкзаменатор.
Права и свободы Урок 15. Права и Рассуждать, высказывать и аргучеловека и сис- свободы человека и ментировать свое мнение по протема их защиты система их защиты. блемным вопросам общественной
Обобщение
и жизни.
Выполнять познавательные задания
систематизация
знаний по теме VI. различного характера и формы.
Выявление уровня Презентовать результаты выполсформированности нения социальных исследований
основных
видов рубрики «Мои исследования общеучебной
деятель- ства» и других проектных работ.
ности.
Ресурсы урока:
Учебник, с. 38;
Тетрадь-тренажёр;
Тетрадьэкзаменатор.
Тема VII. Гражданские правоотношения в РФ (4 ч)
Правоспособность Урок 16. Дееспо-Раскрывать смысл понятий право-

31

32

Какие права и
законные интересы человека
защищает гражданское право

малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в граждан.
возрасте от 14 до 18 Называть обстоятельства и порядок
лет.
ограничения и прекращения дееспоРесурсы урока:
собности гражданина РФ.
Учебник, с.40-41;
Анализировать несложные ситуаТетрадь-тренажёр;
ции, связанные с правоспособностью
Тетрадьи дееспособностью граждан РФ.
экзаменатор.
Находить и извлекать социальную
информацию о правовом механизме
эмансипации
несовершеннолетних
граждан РФ из педагогически адаптированных источников различного
типа (в т.ч. нормативных документов).
Уроки 17. Какие Называть, раскрывать сущность
права и законные имущественных и личных неимуинтересы человека щественных прав, конкретизирозащищает
вать примерами их реализацию.
гражданское право. Характеризовать правомочия собГ
ражданские ственности.
правоотношения.
Называть и конкретизировать
Основные
виды примерами основания приобретения
гражданскоправа собственности.
правовых договоров. Анализировать несложные пракПраво
собст- тические ситуации, связанные с
венности.
реализацией имущественных и
Ресурсы урока:
личных неимущественных прав.
Учебник, с.42-43;
Классифицировать по разным осТетрадь-тренажёр;
нованиям гражданско-правовые доТетрадьговоры.
экзаменатор.
Находить и извлекать социальную
информацию об имущественных и
личных неимущественных правах,
гражданско-правовых договорах из
педагогически адаптированных источников различного типа (в т.ч.

33

34

Учебник, с.44-47;
Тетрадь-тренажёр;
Тетрадьэкзаменатор.

разбирательства по гражданскоправовым спорам в РФ.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с защитой имущественных и личных
неимущественных прав.
Находить и извлекать социальную
информацию о механизмах защиты
имущественных и личных неимущественных прав из педагогически
адаптированных источников различного типа (в т.ч. нормативных
документов).
Гражданские
Урок 19. Граж- Рассуждать, высказывать и аргуправоотношения данские правоот- ментировать свое мнение по проношения.
Обоб- блемным вопросам общественной
щение и система- жизни.
тизация знаний по Выполнять познавательные задания
теме VII. Выявление различного характера и формы.
уровня
сфор- Презентовать результаты выполмированности
ос- нения социальных исследований
новных
видов рубрики «Мои исследования общеучебной
деятель- ства» и других проектных работ.
ности.
Ресурсы урока:
Учебник, с.48;
Тетрадь-тренажёр;
Тетрадьэкзаменатор.
Тема VIII. Семейные правоотношения в РФ (4 ч)
Заключение и
Урок 20. Заклю- Раскрывать смысл понятия
прекращение
чение и растор- «брак».
брака
жение брака. Семья Называть условия заключения и
под
защитой расторжения брака в РФ; обстоягосударства.
По- тельства, препятствующие заключерядок
заключения нию брака; основания прекращения

35

36

адаптированных источников различРесурсы урока:
Учебник, с.50-51; ного типа (в т.ч. нормативных докуТетрадь-тренажёр; ментов).
Тетрадьэкзаменатор.
Права и обязан- Урок 21. Права и
ности супругов
обязанности супругов.
Называть личные неимущественные
Семья под защитой права супругов. Характеризовать
государства. Личные законный и договорной режимы
имущества супругов.
неимущественные
права.
Законный Оценивать обстоятельства, при корежим имущества торых целесообразен законный или
супругов.
договорной режим имущества супДоговорный режим ругов.
Объяснять сложившееся в общестимущества
венном сознании отношение к разсупругов.
Ресурсы урока:
личным режимам имущества супругов.
Учебник, с.52-53; Исследовать несложные практиТетрадь-тренажёр; ческие ситуации, связанные с
имущественными и неимущественТетрадьными правами и обязанностями
экзаменатор.
супругов, различными режимами
имущества супругов.
Находить и извлекать социальную
информацию о различных режимах
имущества супругов из педагогически
адаптированных
источников
различного типа (в т.ч. нормативных
документов).
Права и обязан- Урок 22. Права и Называть права и обязанности родиности родителей и обязанности
ро- телей и детей.
детей
дителей и детей.
Описывать юридический механизм
Права
несовер- защиты прав и интересов детей, осшеннолетних детей. тавшихся без родителей.
Права и обязанности Исследовать несложные практичеродителей.
ские ситуации, связанные с правами и

37

38

Семейные правоотношения

Рассуждать, высказывать и аргуУрок 23. Семейные ментировать свое мнение по проправоотношения. блемным вопросам общественной
Обобщение
и жизни.
Выполнять познавательные задания
систематизация
знаний по теме VIII. различного характера и формы.
Выявление уровня Презентовать результаты выполсформированное™ нения социальных исследований
основных
видов рубрики «Мои исследования общеучебной
деятель- ства» и других проектных работ.
ности.
Ресурсы урока:
Учебник, с.56;
Тетрадь-тренажёр;
Тетрадьэкзаменатор.
Тема IX. Трудовые правоотношения в РФ (4 ч)
Право на труд и Урок 24. Право на
трудовые
отно- труд и трудовые
шения
отношения в РФ. Называть и конкретизировать
Право на труд и примерами основания возникновения
трудовые правоот- трудовых правоотношений.
ношения. Трудовой Называть документы, необходимые
договор
и
его для заключения трудового договора.
значение в регули- Описывать порядок и условия заровании трудовой ключения трудового договора.
деятельности
че- Исследовать несложные практичеловека.
Порядок ские ситуации, связанные с возникприёма и оформ- новением трудовых правоотношений.
ления на работу. Находить и извлекать социальную
Ресурсы
урока: информацию о возникновении труУчебник,
с.58-59; довых правоотношений из педагогиТетрадь-тренажёр; чески адаптированных источников
Тетрадьразличного типа (в т.ч. нормативных
экзаменатор.
документов).
Права и обязан- Урок 25. Права и Называть и объяснять права, обяности работника и

39

40

отношений. Права,
обязанности и ответственность
ра- прекращения трудового договора,
ботника и работо- разрешения трудовых споров.
дателя.
Порядок Описывать порядок прекращения
прекращения тру- трудового договора, правовой медового
договора. ханизм разрешения трудовых споров.
Ресурсы
урока: Находить и извлекать социальную
Учебник,
с.60-61; информацию о правах, обязанностях и
Тетрадь-тренажёр; ответственности работника и рабоТетрадьтодателя из педагогически адаптиэкзаменатор.
рованных источников различного типа
(в т.ч. нормативных документов).
Особенности
Урок 26. Особентрудоустройства ности
трудоуст- Анализировать мотивацию несонесовершенно
ройства несовер- вершеннолетних работников.
Оценивать риски совмещения
летних
шеннолетних.
Особенности регу- обучения и работы несовершеннолирования
труда летних по трудовому договору.
работников в воз- Описывать порядок заключения
расте до 18 лет. трудового договора с несовершенРабочее время и нолетними работниками. Объяснять
время отдыха. Ус- на конкретных примерах
ловия
труда. особенности правового положения
Ресурсы
урока: несовершеннолетних работников.
Учебник,
с.62-63; Исследовать несложные практичеТетрадь-тренажёр; ские ситуации, связанные с трудоустройством
несовершеннолетних
Тетрадьработников.
экзаменатор.
Трудовые праРассуждать, высказывать и аргувоотношения
Урок 27. Трудовые ментировать свое мнение по проправоотношения. блемным вопросам общественной
Обобщение
и жизни.
Выполнять познавательные задания
систематизация
знаний по теме IX. различного характера и формы.
Выявление уровня Презентовать результаты выполсфор- мированности нения социальных исследований

41

42

Тема X. Юридическая ответственность в РФ (6 ч)
Правонарушение Урок 28. Правонарушение.
Признаки и виды
Раскрывать смысл понятия "праправонарушений. вонарушение".
Ресурсы урока:
Называть и конкретизировать
Учебник, с.66-67; примерами признаки правонарушения.
Тетрадь-тренажёр; Классифицировать виды правонаТетрадьрушений.
экзаменатор.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с признаками правонарушением и классификацией конкретных правонарушений.
Что такое юри- Урок 29. Что такое
Раскрывать смысл понятия "юридическая
ответ- юридическая
дическая ответственность".
ственность
ответственность.
Понятие, виды и Называть и характеризовать виды
функции
юриди- юридической ответственности,
ческой
ответст- конкретизировать примерами их
реализацию.
венности.
Соотносить виды правонарушений и
Ресурсы урока:
Учебник, с.68-69; виды юридической ответственности.
Тетрадь-тренажёр; Исследовать несложные практические ситуации, связанные с
Тетрадьосуществлением юридической отэкзаменатор.
ветственности.
Находить и извлекать социальную
информацию о различных видах
юридической ответственности из
педагогически
адаптированных
источников различного типа (в т.ч.
нормативных документов).
Административна Урок 30. Админи- Называть административные прая
стративные
пра- вонарушения и виды администраответственность вонарушения
и тивных наказаний, конкретизировиды
админист- вать их примерами.
ративных
нака- Характеризовать особенности ад-

43

44

Уголовная ответственность

Особенности
юридической
ответственности
несовершенно
летних

гически адаптированных источников
Ресурсы урока:
Учебник, с.70-71; различного типа (в т.ч. нормативных
Тетрадь-тренажёр; документов).
Тетрадьэкзаменатор.
Урок 31. Престу- Объяснять основные принципы
пления и наказа- уголовного права.
ния в уголовном
Характеризовать особенности угоправе. Уголовное ловной ответственности.
право,
основные Называть уголовные правонарушепонятия и принци- ния и виды уголовных наказаний,
пы. Понятие и виды конкретизировать их примерами.
преступлений.
Исследовать несложные практиНеобходимая обо- ческие ситуации, связанные с
рона. Цели наказа- осуществлением административной
ния. Виды наказа- ответственности.
ний.
Находить и извлекать социальную
Ресурсы урока:
информацию об административной
Учебник, с.72-73; ответственности из педагогически
Тетрадь-тренажёр; адаптированных
источников
Тетрадьразличного типа (в т.ч. нормативных
экзаменатор.
документов).
Урок 32. ОсобенХарактеризовать особенности
ности юридической юридической ответственности неответственности
совершеннолетних граждан и коннесоверкретизировать их примерами.
шеннолетних.
Объяснять необходимость особого
Возраст, с которого порядка привлечения несовершеннаступает юринолетних правонарушителей к юридическая (граждической ответственности.
данско-правовая,
Исследовать несложные практиадминистративная, ческие ситуации, связанные с осоуголовная) ответбенностями юридической ответстственность. Навенности несовершеннолетних.
значение наказания. Выражать собственное непримириПрименение
мое отношение к противоправным
принудительных
действиям несовершеннолетних.

45

46

Юридическая отв Урок 33. Юриди- Рассуждать, высказывать и аргуетств енно сть
ческая
ответст- ментировать свое мнение по провенность.
Обоб- блемным вопросам общественной
щение и система- жизни.
тизация знаний по Выполнять познавательные задания
теме X. Выявление различного характера и формы.
уровня сформиро- Презентовать результаты выполванное™ основных нения социальных исследований
видов
учебной рубрики «Мои исследования общества» и других проектных работ.
деятельности.
Ресурсы
урока:
Учебник,
с.76;
Тетрадь-тренажёр;
Тетрадьэкзаменатор.
Социальные
Урок 34. Итоговое Рассуждать, высказывать и аргуповторение.
ментировать свое мнение по пронормы
Обобщение и сис- блемным вопросам общественной
тематизация знаний жизни.
по
курсу
об- Выполнять познавательные задания
ществознания
7 различного характера и формы.
класса. Выявление
уровня сформированности основных
видов
учебной
деятельности.
Ресурсы
урока:
Тетрадьэкзаменатор.
Резерв - 1 час

47

48

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».