РП История 7 класс Юдовская Арсентьев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу
с 01.09.2016).
2.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067)
3.
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования"
4. Проект историко-культурного стандарта, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от
21 мая 2012 г. № Пр.-1334. 30 октября 2013 г.
5. Учебный план МБОУ Школы-интерната г.Моздока.
Рабочая программа для 7 класса ориентирована на использование следующих учебников:
1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800. 7 класс: учебник общеобразовательных организаций/ А.Я.Юдовская,
П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред А.А.Искендерова – М.: «Просвещение», 2020.
2. Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 7 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2 ч./ М.,
«Просвещение», 2017 г
Рабочая программа расчитана на 34 учебные недели, __68_ часов в год, из них контрольных работ__4___ часа.
Технологии обучения: обучение развитию критического мышления, игровое обучение, дифференцированное обучение, развивающее обучение.
Задача курса:
- показать пути развития европейского общества от Средневековья через Возрождение, Реформацию, эпоху Просвещения, революции к
парламентской демократии и реформам. В основу программы положено сочетание проблемно - тематического, хронологического, цивилизационного,
культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности,
«лоскутности» представлений о событиях и процессах.
Цели курса:
В результате изучения курса Новой истории учащиеся 7 класса должны получить знания:
 о периодизации Нового времени,
 о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации;
 об особенностях ментальности человека Нового времени;
 о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным;
 о причинах революций и о реформах как альтернативном пути развития общества;

 о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий;
 о дальнейшем развитии правовых государств, где личность может реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»;

 о международных конфликтах, приводивших к войнам;
 об особенностях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации сознания, о религиозной терпимости;
 о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие личности человека;
 об изменениях в повседневной жизни людей.
Формы организации учебного процесса:
 коллективная;
 групповая;
 индивидуальная.
Используемые виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.
Формы уроков: лекция, практикум, беседа, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, урок-презентация творческих работ.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
—
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
—

познавательный интерес к прошлому своей страны

—

освоение гуманистических традиций и ценностей совре¬менного общества, уважение прав и сво-бод человека;

—

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

—
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понима-ние исторической
обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
—
уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в
процессе формирования древнерусской народности;
—

следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

—

формирование коммуникативной компетентности;

—

обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

—

расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

—
осмысление социально-нравственного опыта предше¬ствующих поколений, способность к определению своей по¬зиции и
ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
—

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, обще-ственную и др.;

—

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятель-ности;

—
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель-ности в процессе достижения
результата;
—
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро¬вать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современ¬ные источники
информации, в том числе материалы на элек¬тронных носителях;
—

привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

—

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

—

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

—
решать творческие задачи, представлять ре¬зультаты своей деятельности в различных формах (со-общение, эссе, презентация,
реферат и др.);
—
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе;
—

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

—
активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать
с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
—
критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и
второстепенную.
Предметные результаты:
—

определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра,

тысячелетие, век);
—

установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

—

составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

—
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого и совре¬менности в курсах всеобщей истории;
—
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале
исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
—
использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом
процессе в изучаемый период;
—
использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху
первобытности, расположении древних народов и государств;
—
описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней
истории;
—

понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;

—

высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

—
описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей,
положения основных групп общества, религиозных верований людей;
—

поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;

—

анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;

—

использование приёмов исторического анализа;

—
понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебнопознавательной работы с этими источниками;
—
оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из
гуманистических ценностных ориентаций, установок;
—

сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

—

систематизация информации в ходе проектной деятельности;

—
поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении
описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
—

личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

—
уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в
изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Выпускник научится:
• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей
истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социальноэкономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций
и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и
художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового
времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции
политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения
(«консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового
времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных
движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.

Содержание программы
От Средневековья к Новому времени. Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Мир в начале нового времени. Великие географические открытия и их последствия. Эпоха Возрождения. Реформация.
Утверждение абсолютизма.
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в
Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало
создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство
Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе
в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение
мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И.
Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в
Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война
и Вестфальская система.
Первые буржуазные революции. Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях
Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война.
Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Традиционные общества Востока. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение
Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.
Россия в XVI веке. Мир после Великих географических открытий.
Территория, население и хозяйство России в начале XVI века. Формирование единых государств в Европе и России. Российское
государство в первой трети XVI века. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI века. Начало правления Ивана IV
Грозного. Реформы Избранной Рады. Народы Сибири, Поволжья, Северного Причерноморья в середине XVI века. Внешняя политика
России во второй половине XVI века. Российское общество в XVI веке. Народы России во второй половине XVI века. Опричнина. Россия
в конце XVI века. Церковь и государство в XVI веке. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке.
Смутное время. Россия при первых Романовых.

Внешнеполитические связи с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII века. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного
времени. Экономическое развитие России в XVII веке. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.
Изменения в социальной структуре Российского общества. Народные движения в XVII веке. Россия в системе международных
отношений. Вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Народы России в XVII веке. Русские путешественники и первопроходцы XVII века. Культура народов России в XVII веке. Сословный
быт и картина мира русского человека в XVII веке. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в
XVII веке.
Календарно-тематическое планирование
Новая история (19часов)
№
ур
п/п

Тема раздела,
урока

Планируемые результаты

Характеристика
деятельности
обучающихся

Дата
проведения

От Средневековья к Новому времени (1 час)

1

2

Знать
Фронтальная
От
Мир
к
началу
Нового
времени
Ответы
на вопросы
Средневековья к
Уметь
Новому времени
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов
Научится
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет)
Мир в начале нового времени. Великие географические открытия и их последствия. Эпоха Возрождения. Реформация. Утверждение абсолютизма (
Знать
Технические
Групповая
Новые
изобретения
и
усовершенствования.
Источники
энергии.
Книгопечатание.
Новое
в
Работа
в паре,
открытия и выход
военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли.
взаимоопрос
к Мировому
Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель.
океану
Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Уметь

часов)

3

Встреча миров.
Великие
географические
открытия и их
последствия

4

Усиление
королевской
власти в XVIXVII
вв.
Абсолютизм
в
Европе.

5

Усиление
королевской
власти в XVIXVII
вв.
Абсолютизм
в
Европе.
Борьба

с

определение исторических процессов, событий во времени,
Научится
применение основных хронологических понятий и терминов
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет)
Знать
Путешествие Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго
Веспуччи о Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Значение
Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о
мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция
цен.
Уметь
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого; Научится
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого
общества в древности
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет)
Знать
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для
социального, экономического, политического и культурного развития. Короли и
парламенты. Судебная и местная власть под контролем короля. Общество и личность в
условиях абсолютизма. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Создание
национальных государств.
Уметь
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории; Научится
овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого
общества в древности,
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет)

Фронтальная
Пересказ по плану

Индивидуальная
Составление плана и
глоссария

6

коррупцией
мелких феодалов,
как
одна
из
важнейших
причин
становления
абсолютизма.
Дух
предпринимательства преобразует
экономику

Новые ценности
преобразуют
общество

Повседневная
жизнь

Знать
Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от
ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур.
Уметь
изучать, систематизировать информацию из различных источников,
Научится
формулировать и обосновывать выводы
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет)
Знать
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи
Нового времени. Новое дворянство. Рост числа лиц, работающих по найму.
Бродяжничество. Законы о нищих.
Уметь
изучать, систематизировать информацию из различных источников,
Научится
формулировать и обосновывать выводы приобретение опыта историко-культурного,
цивилизационного подхода к оценке социальных явлений
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет)
Знать
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды европейского
населения — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена.
Изменения в структуре питания.
Уметь
изучать, систематизировать информацию из различных источников,
Научится
формулировать и обосновывать выводы

Фронтальная
Составление плана

Индивидуальная
Работа с
историческими
источниками

Групповая
Взаимоопрос

7

Идеи гуманизма в
литературе и
музыке
Высокое
Возрождение.

8

Гуманистические
традиции в
изобразительном
искусстве
Западной Европы
(XV-XVII вв.)

9

Рождение новой
европейской
науки

применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет)
Знать
От Средневековья — к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные
черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о
совершенном государстве. Музыкальное искусство в Западной Европе. Развитие светской
музыкальной культуры
Уметь
изучать, систематизировать информацию из различных источников,
Научится
формулировать и обосновывать выводы
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Знать
Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы.
Уметь
способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений
прошлого
Научится
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Знать
Развитие науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание
человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг
Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о
бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание
Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого
организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники философии Нового времени.
Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Уметь
характеризовать условия и образ жизни деревенских жителей, занятия людей населявших

Индивидуальная
Практическая работа

Групповая
Защита минипроектов

Фронтальная
семинар

10

11

Начало
Реформации в
Европе.
Обновление
христианства.
Борьба Мартина
Лютера против
индульгенций,
как формы
поборов и взяток
в пользу
католической
церкви.
Начало
Реформации в
Европе.
Народные
движения против
поборов
католической
церкви.
Взяточничество,
как одна из
основных причин
раскола западном
христианском
мире.

средневековую деревню
Научится
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Знать
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее
распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные
положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь
народной Реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события,
значение.
Уметь
характеризовать условия и образ жизни горожан, занятия людей населявших города
Научится
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Знать
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации.
Игнатий Лойола и орден иезуитов, использовать элементы источниковедческого анализа
при работе с историческими материалами.
Уметь
Характеризовать особенности религиозных верований католической церкви
Научится
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации

Фронтальная
Самостоятельная
работа
с историческими
документами

Фронтальная
Практическая работа

12

13

14

Королевская
власть и
Реформация в
Англии. Борьба за
господство на
морях

Религиозные
войны и
укрепление
абсолютной
монархии во
Франции

Нидерландская
революция и
рождение
свободной
республики
Голландии

Знать
Королевская власть и реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор».
Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских
дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Уметь
работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
Научится
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Знать
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и
гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король,
спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик.
Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Уметь
работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
Научится
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Первые буржуазные революции (
часа)
Знать
Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и
политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия
с Испанией. «Кровавые»
Уметь
развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о
причинах, последствиях, борьбы за свободу
Научится
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия
сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей
истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации

Индивидульная
Работа с
историческими
источниками.
Составление плана
Групповая
Взаимоопрос

Фронтальная
Работа с
историческими
источниками.
Составление плана
Индивидуальная
Составление
глоссария по теме

Индивидуальная
Практическая работа

15

Парламент против
короля. Революция
в Ан-глии

16

Английская
революция. Путь к
парламентской
монархии

17

Международные
отношения в XVI –
XVII вв.

Знать
Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни.
Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с
парламентом.
Уметь
работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками
Научится
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в
курсах всеобщей истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть
Интернет) для подготовки сообщения / презентации
Знать
Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые
реформы парламента. Казнь короля и установление республики; внутренние и
международные последствия
Уметь
умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во
Франции и Англии
Научится
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в
курсах всеобщей истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть
Интернет) для подготовки сообщения / презентации
Знать
Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война —
первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные
действия. Альбрехт Валленштейн и его военная «система».
Уметь
умение работать с разными источниками информациями;
Научится
применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для
раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в
курсах всеобщей истории;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть

Индивидуальная
Работа с
историческими
источниками

Индивидуальная
Работа с
историческими
источниками

Индивиуальная
Самостоятельная
работа
Работа с картой и
историческими
источниками

Интернет) для подготовки сообщения / презентации

18

19

Традиционные общества Востока (
часа)
Индия. Государство Знать
и культура.
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Уметь
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур
Научится
Характеризовать государство и культуру среневековой Индии
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть
Интернет) для подготовки сообщения / презентации
Государства
Знать
Маньчжурское завоевание Китая. Русско-китайские отношения. Япония в эпоху
Востока. Начало
правления династии Токугавы. Русско-японские отношения.
европейской
колонизации
Уметь
формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур
Научится
Характеризовать государства доколумбовой америки
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть
Интернет) для подготовки сообщения / презентации

Индивидуальная
Самостоятельная
работа
Работа с
историческими
источниками
Составление
глоссария

Групповая
Защита проекта

История России (49 часа)

№
ур
п/п

Тема раздела,
урока
Мир и Россия в
начале
эпохи
Великих географических
открытий.ведение
..

Планируемые результаты
Россия в XVI веке (42 часа)

Знать
Актуализировать знания по курсу истории России с древнейших времен до
начала XVI в Уметь
Характеризовать источники по российской истории.
Научится
Использовать информацию учителя для формирования первичных
представлений об основных этапах истории России.

Характеристика
деятельности
обучающихся
Фронтальный
Работа с
исторической
картой,
хронологией,
историческими
источниками.

Дата
проведения

Территория,
население
и
хозяйство России
в начале XVI
века.
Территория,
население
и
хозяйство России
в начале XVI
века.
Формирование
единых
государств
в
Европе и России.
Российское
самодержавие.
Российское
государство
в
первой трети XVI
века.
Завершение
объединения
русских земель.
Внешняя
политика
Российского
государства

в

Получить возможность научиться
Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках
истории

Составление
глоссария

Знать
Территория, население и хозяйство России в начале XVI века.
Уметь
Учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную.
Научится
анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров
действия в новом учебном материале.
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации

Групповая
Работа в паре,
взаимоопрос

Знать
Формирование единых государств в Европе и России. (используя историческую карту).
Уметь
Описывать жизнь и быт, верования единых государств в Европе и России.
Научится
Анализировать отрывки из источников; составление и анализ генеалогических схем и
таблиц;
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Знать
Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III.
Уметь
использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении
человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и
государств;
Научится
Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети
XVI в. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим».
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Знать
Характеризовать основные направления внешней политики по алгоритму. Делать выводы о ее
результативности.
Уметь

Фронтальная
Обсуждение вопросов
и заданий. Работа с
исторической картой,
хронологией,
таблицей
историческими
источниками.
Составление
глоссария
Индивидуальная
Обсуждение вопросов
и заданий. Работа с
исторической картой,
хронологией,
таблицей
историческими
источниками.
Составление
глоссария
Индивидуальная
Составление плана
Работа с
исторической картой,

первой трети XVI Определять какие задачи и направления внешней политики России стали главными.
Научится
века.
Литва и Балтика.

поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации

хронологией,
историческими
источниками.
Составление
глоссария

На
юговосточных
границах
Знать
Фронтальная
Начало
Характеризовать
социально-экономическое
и
политическое
развитие
Русского
государства
в
проблемные
вопросы,
правления Ивана
середине XVI в. Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления,
тезисный план;
IV.
сравнивать их между собой
Индивидуальная
Боярское
правление.

Уметь
Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI
в.
Научится
составление характеристики (исторического портрета)Ивана IV.
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Готовить сообщение / презентацию

Личность Ивана
IV.
Венчание
на
царствование
Знать
Реформы
Избранной рады. Анализировать события 1547 г.,
Укрепление
центральной
власти.
Военная реформа.
Реформы
местного
управления.
Государства
Поволжья,
Северного

указывать их причины и последствия. Характеризовать «Избранную раду» и Земский собор
как правительственные учреждения
Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов.
Уметь
Объяснять значение понятий:
централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войскосистематизировать
учебный материал при заполнении таблицы «Реформы Ивана IV».
Научится
Обучающиеся участвуют в обсуждении видеоматериалов, воссоздающих образ Ивана
Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правителе и как человеке, учатся задавать
вопросы необходимые для организации собственной деятельности
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Знать
Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на
южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов

Дифференцированны
е задания

Фронтальная
проблемные вопросы,
тезисный план; схема
«Внутренняя
политика Ивана IV»
Индивидуальная
Дифференцированны
е задания

Практическая работа

Причерноморья,
Сибири
в
середине
XVI
века.
Государства
Поволжья,
Северного
Причерноморья,
Сибири
в
середине
XVI
века.
Внешняя
политика России
во
второй
половине
XVI
века.
Присоединение
Казанского
ханства.
Присоединение
Сибирского
ханства.
Ливонская война
Российское
общество в XVI
веке.: "служилые"
и "тяглые".
Российское
общество в XVI
веке.: "служилые"
и "тяглые".
Опричнина.

Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне
Уметь
Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского
государства, хода Ливонской войны, похода Ермака.
Научится
овладевать основами прогнозирования в познавательном вопросе как предвидения будущих
событий и развития процесса. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действий при работе с учебным материалом.
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет) для
подготовки сообщения / презентации
Знать
Внешняя политика России во второй половине XVI века.
Уметь
Использовать историческую карту для характеристики внешней политики России во второй
половине XVI века.
Научится
анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
использование приёмов исторического анализа
Получить возможность научиться
Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Фронтальная
Решение
исторических задач.
Анализ
видеоматериала

Знать
Российское общество в XVI веке
Уметь
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий при работе с
учебным материалом.
Научится
Обучающиеся учатся овладевать основами прогнозирования в познавательном вопросе как
предвидения будущих событий и развития процесса.
Получить возможность научиться
осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет)
Знать
Опричнина

Индивидуальная
Тезисный план,
составление
глоссария

Индивидуальная
Картографический
практикум. Анализ
исторических
источников. Бортовой
журнал (элементы
смешанного обучения
по модели
«перевёрнутый
класс»)

Фронтальная

Расправа царя с
приближенными.
Опричнина
и
опричники.
Поход
на
Новгород
и
Псков.
Итоги
царствования
Ивана IV.
Россия в конце
XVI века.
Политика Федора
Ивановича
. Царь Борис
Годунов.

Церковь
государство
XVI веке.
Иосифляне
нестяжатели.
Церковь
государство

и
в
и
и

Культура
и
повседневная
жизнь
народов
России в XVI
веке.
Культура
и
повседневная

Уметь
Обучающиеся учатся основам изучающего, чтения при поиске ответа на вопрос о том какой
точки зрения на причины и цели опричнины придерживается автор учебника.
Научится
устанавливать причинно-следственные связи. Учатся давать характеристику особенностям
внутренней политики Ивана Грозного, давать свою оценку ее целесообразности. Описывать
внутреннее и внешнее положение страны после смерти Ивана IV.
Получить возможность научиться
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на
вопросы

Работа с
исторической картой,
историческими
источниками,
схемами, таблицами
работа с
дополнительной
литературой и
интернет-ресурсами

Знать
Знать особенности внутренней и внешней политики царя Фёдора Ивановича. Уметь выделять
последствия пресечения династии Рюриковичей.
Уметь
Объяснять причины кризиса власти. Объяснять смысл понятий: заповедные лета, урочные
лета, крепостное право. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать
им оценку
Научится
Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет)
Знать
Объяснять значение учреждения
в России патриаршества
Уметь
Раскрывать причины и последствия учреждения патриаршества
Научится
Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Получить возможность научиться
Осуществлять поиск информации из различных источников (включая сеть Интернет)
Знать
составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем
состояло их назначение, оценивать их достоинства. Составлять описание памятников
материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства.
Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие
в России XVI в.
Уметь

Индивидуальная
Анализ исторических
источников
Тестирование
«Правление Ивана
IV Грозного»

Групповая
работа с
дополнительной
литературой и
интернет-ресурсами

Обсуждение
вопросов, анализ
докладов

жизнь
народов
России в XVI
веке.
Начало
книгопечатания.

Повторительнообобщающий
урок
по теме
"Россия в XVI
веке."
Повторительнообобщающий
урок
по теме
"Россия в XVI
веке."
Внешнеполитиче
ские связи России
с
Европой
и
Азией в конце
XVI
-начале
XVII века.
Внешнеполитиче
ские связи России
с
Европой
и
Азией в конце
XVI
-начале
XVII века.
Смута
в
Российском
государстве.
Лжедмитрий I.

Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в. (используя отрывки из «Домостроя» и записок иностранцев,
изобразительные материалы и др.)
Научится
Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений /презентаций о памятниках
культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона.)
Получить возможность научиться
Собирать информацию и готовить
сообщения / презентации об иконах и храмах XVI в. (используя интернет-ресурсы и другие
источники информации).
Знать
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Уметь
Характеризовать общие черты и особенности развития в XVI в. России и государств Западной
Европы.
Научится
Высказывать суждения о значении наследия XVI в. для современного общества.
Получить возможность научиться
Выполнять контрольные тестовые
задания по истории России XVI в.
Смутное время. Россия при первых Романовых (
часов)
Знать
Знать причины обострения социально-экономических противоречий в начале XVII в. Уметь
Иметь представление о торговых и культурных связях России со странами Западной Европы
на рубеже веков.
Научится
Уметь выделять основные цели, которые преследовали Польша и Швеция, вторгаясь на
территорию России.
Получить возможность научиться
Характеризовать значение Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце
XVI -начале XVII века.

Знать
Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты. Объяснять причины начала
освободительного движения, неудачи
Первого ополчения

Индивидуальное
тестирование

Индивидуальная
Работами с картой и
историческими
источниками.
Составление
глоссария

Групповая
работа в группе по
дифференцированны
м заданиям.

Царь
Василий
Шуйский.
Восстание
И.Болотникова
Лжедмитрий II.
Польскошведская
интервенция.

Окончание
Смутного
времени.
Семибоярщина.
Освобождение
Москвы.
Воцарение
Романовых.
Экономическое
развитие России в
XVII веке.
Экономическое
развитие России в
XVII веке.
Россия
первых
Романовых:

при

Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец
Уметь
Знать причины обострения социально-экономических противоречий в начале XVII в.
Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе
в конце XVI в.
Научится
Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II,
отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого
ополчения. Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России». Получить возможность научиться
Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России».

Фронтальная
Дискуссия о
причинах и характере
Смуты. Кейс
«Феномен
самозванства».
Работа с
историческими
источниками, анализ
видеоматериала.
Составление
картосхемы

Знать
Знать причины установления в России новой династии. Уметь свободно оперировать
основными понятиями раздела.
Уметь
Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения.
Научится
Завершить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное
время в России».
Аргументировать оценку действий участников ополчений.
Получить возможность научиться
Характеризовать последствия Смуты для Российского государства

Индивиуальная
Тестирование
«Смутное время»
Фронтальная
Работа с
историческими
источниками, схемой,
анализ
видеоматериала.

Знать
Знать влияние Смутного времени на социально – экономическое положение страны. Уметь
выделять последствия перехода к мелкотоварному производству.
Уметь
Использовать исторические карты при рассмотрении экономического
развития России в XVII в.Объяснять значение понятий: мануфактура, ярмарка,всероссийский
рынок.
Научится
Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в.
Получить возможность научиться
Объяснять причины и последствия новых явлений в экономике России.
Знать
Иметь представление о возросшей роли государственного аппарата и армии. Уметь свободно
оперировать основными термина раздела.:

Индивиуальная
Работа с
историческими
источниками,
диаграммами
Групповая
Защита проекта

Фронтальная
Схема «Вертикаль
власти в России».

перемены
в
государственном
устройстве.
Россия
при
первых
Романовых:
перемены
в
государственном
устройстве.
Изменения
в
социальной
структуре
российского
общества.
Изменения
в
социальной
структуре
российского
общества.

Уметь
Анализировать отрывки из записок Г. К. Котошихина и использовать их для характеристики
государственного устройства России. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных
органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления
государством.
Научится
Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного.
Получить возможность научиться
Описывать заседания Боярской думы и работу приказов; характеризовать сильные и слабые
стороны
приказной системы. Объяснять причины реорганизации вооруженных сил.
Знать
Знать о процессе постепенного усиления роли дворянства в жизни страны. Знать процесс
усиления самодержавной власти.
Уметь
Начать составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные
для характеристики изменений в социальной структуре общества. Объяснять смысл понятий:
сословие, дворянство, Государев двор.
Научится
Характеризовать требования
дворянства и причины его недовольства. Получить возможность научиться
Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об
окончательном закрепощении крестьян. Объяснять смысл понятий: посадские люди,
черносошные крестьяне. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре
«Путешествие по русскому городу XVII в.»

Народные
движения.

Знать
Знать причины и особенности народных волнений. Характеризовать личность и деятельность
царя Алексея Михайловича; начать составление его исторического портрета. Объяснять
причины и последствия Соляного бунта, Псковского Восстания
Уметь
Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений (используя
историческую карту). Сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия.
Научится
Характеризовать личность и поступки Степана Разина, значение народной войны под его
предводительством. Давать определение понятия крестьянская война
Получить возможность научиться
Раскрывать причины и последст вия народных движений в России XVII в.
Знать
Знать причины, ход и итоги внешней политики России в XVII в. Иметь представление о
процессе освоения Сибири, вхождении Украины в состав России.

Восстание
Степана Разина

Россия в системе
международных
отношений.

Дневник просмотра
видеоматериалов

Фронтальная
Работа
с текстом учебника,
таблицы: «Основные
формы земельной
собственности
в России XV–
XVI вв.»,
«Социальносословная структура
российского
общества»;
проблемные вопросы,
беседа, понятийный
аппарат, эссе
Индивидуальная
Составление и анализ
резюме
Фронтальная
Дискуссии о
характере
социальных
движений в России во
второй половине
XVII в. Восстание С.
Разина
Фронтальная
Картографический
практикум.

"Под
рукой"
российского
государя:
Вхождение
Украины в состав
России.

Русская
православная
церковь в XVII
веке.
Реформа
патриарха
Никона и раскол.
Протопоп
Аввакум
и
старообрядцы
Русские
путешественники
и первопроходцы
XVII века.
Культура
народов России в
XVII веке.
Народы России в
XVII веке.
Сословный быт и
картина
мира

Уметь
Обучающиеся учатся овладевать основами прогнозирования в познавательном вопросе как
предвидения будущих событий и развития процесса.
Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории);
соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия,
самодержавие.
Научится
Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти в системе управления
государством
на протяжении XVII в.
Получить возможность научиться
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на
вопросы
Уметь
Уметь выделять характерные черты во взаимоотношениях церкви и государства. Давать
определения понятий: церковный раскол, старообрядцы.
Научится
Объяснять причины поддержки светской властью церковных реформ. Раскрывать сущность
конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола.
Получить возможность научиться
Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, используя для
подтверждения своего мнения отрывки из исторических источников

Индивидуальная
Таблица «Расширение
территории
государства в XVII
в.»

Знать
Иметь представление о характерных чертах светской культуры. Раскрывать причины и
последствия продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в.
Уметь
Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным
населением. Объяснять причины заключения Нерчинского договора и уступок России.
Научится
Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе
находящихся на территории края, города), характеризуя их назначение, художественные
достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII
в. Получить возможность научиться
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на
вопросы
Знать
Знать повседневный быт и обычаи крестьян; применение понятийного аппарата и приёмов
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и
современности в курсах всеобщей истории;
Уметь
Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и

Фронтальная
Работа с
исторической картой

Групповая
Работа с
источниками,
документами,
заполнение таблицы,
сравнительная
характеристика.
Анализ
видеоматериала

Индивидуальная
Защита минипроектов

Фронтальная
Работа с
исторической картой
и источниками

русского
человека.
Повседневная
жизнь
народов
Украины,
Поволжья,
Сибири
и
Северного
Кавказа в XVII
веке.
Обобщающий
урок по теме
«Россия в XVII
веке»
Обобщающий
урок по теме
«Россия в XVII
веке»
Итоговое
тестирование

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

новации XVII в.
Научится
Приводить примеры западного и восточного влияния на быт
и нравы населения России в XVII в. Составлять характеристику (исторический портрет) А. Л.
Ордин-Нащокина
Получить возможность научиться
. Готовить сообщение / презентацию о жизни, быте и картине мира отдельных сословий
(используя учебник, рассказы иностранцев о России, опубликованные на интернет-сайте
«Восточная литература»: http://www.vostlit. info/ и другую информацию, в том числе по
истории края)

Проблемные вопросы

Знать
Характеризовать общие черты и особенности развития России и ве-дущих стран Западной
Европы в XVII в.
Уметь
Понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических
источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
Научится
Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Получить возможность научиться
Характеризовать общие черты и особенности развития России и ве-дущих стран Западной
Европы в XVII в. Высказывать суждения о значении
наследия XVII в. для современного общества.
Уметь
систематизация информации;
Научится
личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Московской
Руси; уважение к древнерусской культуре и культуре других народов,
Получить возможность научиться
понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное
осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России

Фронтальная
Работа с
историческими
источниками
Дневник просмотра
видеоматериалов.

Индивидуальная
Тестирование
«Россия в конце
XVII века»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».