РП история 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.09.2016).
2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019) "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067)
3. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования"
4. Проект историко-культурного стандарта, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.
Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334. 30 октября 2013 г.
5. Учебный план МБОУ Школы-интерната г.Моздока.
На изучение курса истории в 9 классе отводится 68 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 26 часов, история России 42 часов (по 2 часа в неделю). Курсы изучаются последовательно: сначала новая история XIX век, затем история России XIX век.
Планируемые результаты освоения учебного предмета всеобщая история в 9 классе.
Личностные результаты изучения истории включают:

• освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных
традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в
изучаемый период;
• устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к
любым видам насилия и готовность противостоять им;
• внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
• развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому
России и своего края;
• формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия;
• готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым
учебным материалом;
• планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства
достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце
действия, так и по ходу его реализации;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций путём сотрудничества;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью, строить
монологические контекстные высказывания; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
• выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под
руководством учителя);
• делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий.

Предметные результаты изучения истории включают:
• представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
• знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
• представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
• умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
• представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
• знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы,
народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
• установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
• определение и использование основных исторических понятий периода;
• установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с
использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы
декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
• анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений;
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные
особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с
использованием наглядных средств;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом
культурном наследии.
Обучающийся, окончивший 9 класс, получит возможность научиться:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечествен
ной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах
социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов,
завоеваний, колонизации и др.; анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материал
ьной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Н
ового времени; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития
России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм»,
«социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений,
реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства
разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических
событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать
описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов

исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об
экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов,
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям
отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и
исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии
народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и
традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Основное содержание
Тема I. Начало Индустриальной эпохи
Завершение промышленного переворота. достижения Англии в развитии машинного производства. Изобретения Ж. М.
Жаккара. дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии
аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное
строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г. Форда. дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж.
Шарль: создание аэростата. Ф. фон Цеппелин и его изобретение. Военная техника. Новые источники энергии. Открытие
электрической энергии и способы её использования. Революция в средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило
пространство и время. Интеграция мира в единую экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм,
его черты.
Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизации. Индустриальная революция
и изменение социальной структуры общества. Изменение политической и экономической сущности аристократии. Развитие
новых основных классов капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Гримасы капитализма:

эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек в системе капиталистических отношений.
Технический прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати. Газета в городе.
Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта. дальнейшее развитие и совершенствование
средств связи. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца.
Изменения в моде. Новые развлечения.
Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в ХIХ в. Социальный эффект
научных открытий и достижений. Социальный эффект открытия электрической энергии. Роль учения Ч. Дарвина для
формирования нового мировоззрения. Микробиология. достижения медицины. Роль и развитие образования в
капиталистическом обществе. Кризис традиционных форм культуры, поиск новых. Утрата значимости идей и ценностей эпохи
Просвещения. Рационализм и критический реализм. Натурализм. Романтизм. Новое поколение «наследников» Робинзона в
произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя.
Промышленный переворот в Англии и революция во Франции формируют новую эпоху в европейской художественной
культуре. Реализация идеи раскрытия трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Нарастание
скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи: Ф. Гойя как преддверие
реализма. Т. Жерико и Э. Делакруа. Карикатура и графика О. Домье. Реализм: Ж. Милле. Критический реализм: Г. Курбе.
двенадцать лет истории французского импрессионизма: Э. Мане, К. Моне, К. Писарро, О. Ренуар, Э. Дега, Ж. Сер и П. Синьяк.
Конец импрессионизма. Скульптор О. Роден. Постимпрессионизм: П. Сезанн, П. Гоген, Ван Гог. Музыка: Ф. Шопен, Д. Верди,
Ж. Бизе, К. Дебюсси. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света.
Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм:
альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины ХIХ в.: Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье.
Утопический социализм о путях преобразования общества. К. Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества.
Революционный социализм — марксизм. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. Анархизм.

Тема II. Страны Европы и США в первой половине XIX в.
От Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская
империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс.
Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход в Россию. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта.
Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто
дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система
международных отношений.
Англия в первой половине ХIХ в. Противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Парламентская
реформа 1832 г. и её социальные последствия. Чартизм: неоднородность идей, требований. Предотвращение революции в 40-е гг. ХIХ в.
«Эпоха Викторианского компромисса». Окончательное утверждение парламентского режима. Англия — «мастерская мира». Тред-юнионы и
их роль в создании основ социального государства. Направления и особенности внешней политики Англии. Величие и достижения
внутренней и внешней политики Британской империи.
Промышленная революция продолжается. Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов.
Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии. Упрочение
парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Бланкизм. Политический кризис накануне революции
1848 г.
Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики. Вооружённое восстание и победа революции над Июльской
монархией. Требование провозглашения республики. Временное правительство и его попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание.
Социальное недовольство. Вторая республика, Лун Бонапарт Наполеон. Режим Второй империи Наполеона III. Завершение промышленного
переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции. Внешняя политика Второй империи
Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую
ситуацию в Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение революции. дальнейшая
модернизация страны во имя её объединения. Вильгельм 1 и «железный канцлер» Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за
лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза
Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное
объединение Италии. Мировой промышленный кризис и Италия. Начало революции. Национальные герои Италии — Дж. Гарибальди и д.
Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. Усиление Сардинского королевства. К. Кавур. Сицилия и Гарибальди.
Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта.
Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Седанская

катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и конец франко-прусской войне. Завершение объединения
Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи. Восстание в Париже. Парижская коммуна. Попытка реформ.
Поражение Коммуны: бунт или подвиг парижан?
Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии.
Австро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство
Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие
национальных культур и самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
США — страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная и «золотая» лихорадка — увеличение потока переселенцев.
Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине ХIХ в. С. Маккормик. Фермер — идеал американца.
Плантаторский Юг. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам
Линкольн. Отмена рабства. Закон-о гомстедах. Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна.
Тема III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.
Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С. Боливар.
Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности развития независимых государств в Латинской Америке. «Век
каудильо» — полоса государственных переворотов и нестабильности. Инерционность развития экономики. Латиноамериканский
«плавильный котёл» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.
Смена торговой колонизации на империалистическую. Нарастание неравноправной интеграции стран Запада и Востока. Кризис
традиционализма. Слабость противостоять натиску западной цивилизации. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами.
Начало эры «просвещённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии. Реформы управления
государством. Новые черты экономического развития и социальной структуры общества. Изменения в образе жизни общества. Поворот к
национализму. Внешняя политика.
Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов
и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния.
Кан Ю-вэй: «Сто дней реформ» и их последствия. Восстание ихэтуаней. Новая политика императрицы Циси. Превращение Китая в
полуколонию индустриальных держав.
Индия — «жемчужина Британской короны». Влияние Ост-Индской кампании на развитие страны. Колониальная политика Британской
империи в Индии. Методы насильственного разрушения традиционного общества. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок.
Гибель ручного ремесленного производства в Индии. Индустриализация индийской промышленности. Социальные контрасты Индии.
Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857—1859). Индийский Национальный Конгресс. (ИНК). Балгангадхар Тилак.

Таинственный континент. Культы и религии. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Раздел Африки
европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Успехи
Эфиопии в борьбе за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация
Африки.

Тема IV. Страны Европы и США во второй половине XIX– начале XX в.
Германская империя: борьба за «место под солнцем». Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединённой
Германии. Ускорение темпов экономического развития. Направления модернизации экономики. Юнкерство и крестьянство.
Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция. «Исключительный закон против
социалистов». Политика «нового курса» О. Бисмарка — прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в
стремлении личной власти. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Национализм. Подготовка войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи.
Реформирование — неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Бенджамин
Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического
развития Великобритании. Создание Британской империи: «единый флаг, единый флот, единая империя, единая корона». Рождение
лейбористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Монополистический капитализм поанглийски. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты. Франция: Третья республика. Последствия Франко-прусской
войны для Франции. Замедление темпов экономического развития. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к
монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. Третья республика и её политическое устройство.
Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция — колониальная
империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития
капитализма. Роль государства в индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное
экономическое проникновение». Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам.
Внешняя политика. Колониальные войны. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Господство старых
порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австровенгерское соглашение: преобразование империи Габсбургов в двуединую монархию Австро-Венгрию. Политическое устройство АвстроВенгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие национальных
культур и самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и

сохранение республики. США — страна
от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадки — увеличение потока переселенцев. Особенности промышленного
переворота и экономическое развитие в первой
половине XIX в. С. Маккормик. Фермер — идеал американца. Плантаторский Юг.Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт
между Севером и Югом. Начало
Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян
над Югом. Значение Гражданской войны и политики А. Линкольна. США: империализм и вступление в мировую политику. Причины
быстрого экономического развития США после
Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Расслоение фермерства.
Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая олигархия. США —
президентская республика. Структура неоднородного американского общества. Расизм.
Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ на
укрепление гражданского общества и правового государства. Доктрины: Монро, «открытых
дверей», «дипломатии большой дубинки», «дипломатии доллара». Империалистическая внешняя политика США на континенте и за его
пределами.

ИСТОРИЯ
№
п/п

Раздел, тема урока

1

От традиционного
общества к обществу
индустриальному.

Тип

Д/З

урока

§

Вводный
урок

С.3-5

Требования к уровню подготовки
учащихся

Осознание
цели
своей
работы,
определение
длительности,
последовательности и синхронности
исторических событий

Виды учебной
деятельности

Кол-во

Учебнопознавательная
(прослушивание
лекции)

1

часов

Глава 1: Становление индустриального общества.
2

Индустриальная
революция.

Урок
изучения
нового
материала

1-2

Признаки традиционного и
индустриального общества. Развитие
техники. Новые технологии.
Модернизация — процесс разрушения
традиционного общества. Основные
черты индустриального общества
Промышленный переворот, капитализм,
монополистический капитализм,
экономический кризис перепроизводства.
Называть основные черты капитализма.
Объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства.

Учебнопознавательная
(прослушивание
лекции)

1

Дата
проведения

3

Индустриальное
общество: новые
проблемы и новые
ценности.

Урок
изучения
нового
материала

3

4

Материальная
культура и
повседневность.

Урок с
применение
м ТСО

4

5

Наука: создание
научной картины
мира.

Творческая
лаборатория

5

Литература в XIX
веке.

Творческая
лаборатория

6

7

Искусство XIX века.

Творческая
лаборатория

7-8

8

Политические
течения в XIX веке.

Комбиниров
анный

9-10

6

Рост городов. Изменения в структуре
населения индустриального общества.
Миграция и эмиграция населения.
Аристократия старая и новая. Новая
буржуазия. Средний класс. Рабочий
класс. Женский и детский труд. Женское
движение за уравнение в правах.

Называть основные черты новой научной
картины мира, представителей науки

Самостоятельное
составление
таблиц, схем
планов

1

Применение знаний
в процессе анализа
документов, доп.
литературы,
археологических
данных.

1

Исследовательская

1

Исследовательская

1

Исследовательская

1

постановка и
решение
практических задач

1

Создание научной картины мира.
Развитие образования
Литература и искусство Нового времени
Романтизм, критический реализм, натурализм, импрессионизм постимпрессионизм, карикатура. Называть основные
направления художественной культуры,
представителей культуры
Консервативное и либеральное течения в
общественно- политической жизни.
Социалистические учения, марксизм
Либерализм, консерватизм, утопический

социализм,
марксизм,
анархизм.
Называть особенности консервативных
и радикальных учений в обществе.
Указывать причины их возникновения.
Глава 2: Строительство новой Европы.
9

Консульство и
образование
наполеоновской
империи.

10

Разгром империи
Наполеона. Венский
конгресс.

11

Англия: сложный
путь к величию и
процветанию.

Урок
изучения
нового
материала

11

Наполеон Бонапарт.
Наполеоновская империя.
Наполеоновские войны
Итоги наполеоновских войн. Венский
конгресс. Священный Союз.

Урокпрактикум

12

Комбиниров
анный

13

Плебисцит, амнистия, авторитарный
режим, рекрутский набор, Венский
конгресс, Священный союз. Называть
основные черты режима Наполеона.
Называть причины завоевательных
войн.
Работать
с
историческим
документом. Знать причины ослабления
империи Наполеона. Называть (показывать на карте) основные военные
сражения. Знать основные решения и
последствия
Венского
конгресса,
составлять таблицу
Социально-экономические отношения и
государственный строй. Общественные
движения: чартисты, тред- юнионы

Применение знаний
в процессе анализа
документов, доп.
литературы,
археологических
данных.

1

наблюдение и
анализ
исторических
событий

1

Самостоятельное
составление
таблиц, схем,

1

планов
12

Франция Бурбонов и
Орлеанов.

Комбиниров
анный

14

Июльская монархия
Революция 1848 г.
Вторая республика.

13

Французская
революция 1848
года.

Урок
изучения
нового
материала

15

Режим Второй империи
Финансовая аристократия,
Авторитарный режим

Самостоятельное
составление
таблиц, схем,
планов

1

Учебнопознавательная
(прослушивание
лекции)

1

постановка и
решение
практических задач

1

Работа с
историческими
документами и
картами

1

Определять характер политического
устройства; объяснять причины
политического кризиса.
Объяснять причины и итоги европейских
революций
14

15

Германия на пути к
единству.
Объединение
Италии.

Комбиниров
анный

16

Урок
изучения
нового
материала

17

Образование Северогерманского союза. О. фон Бисмарк.
Национальное объединение Италии
Канцлер,
Северо-германский
союз.
Называть правителей и государственных
деятелей Выделять общие черты и
различия национального объединения
Германии и Италии; уметь устанавливать причинно-следственные связи;
делать выводы и обобщения.

16

Франко-прусская
война. Парижская
коммуна.

Урокпрактикум

17

Тестирование по
теме:
Строительство
новой Европы.

Урок
обобщения и
повторения

18

Франко-прусская война.Парижская Комму
Оппозиция,
коммунары,
версальцы,
реванш.
Называть
причины
и
последствия войны для Франции и
Германии, мира в целом. Делать выводы
и прогнозы возможного развития
международных отношений на

наблюдение и
анализ
исторических
событий

1

Анализировать исторические факты,
раскрывать
причинно-следственные
связи, сравнивая события, определяя их
основные характеристики. Работать с
исторической картой

Предметнопрактическая

1

Глава 3: Страны Западной Европы на рубеже XIX-XXвв.
18

Германская империя
в конце XIX- начале
XX века.

Комбиниров
анный

19

Особенности индустриального развития.
Социальный реформизм
Милитаризация, лицензия, пангерманизм,
шовинизм Знать государственное
устройство; особенности индустриализации;
основные черты национализма; характер
внешней политики. Показывать на карте колонии

19

Великобритания.
Конец
Викторианской

Урок
изучения
нового

20

Особенности экономического развития.
Колониальные захваты
гомруль, лейбористская партия, Антанта

Работа с
историческими
документами и
картами

1

Учебнопознавательная
(прослушивание

1

империи.

20

Франция: Третья
республика.

материала

Комбиниров
анный

Называть особенности развития капитализма
в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных
деятелей
21

Франция - светское
Государство. Реваншизм
Конституционная монархия. «Лоскутная
империя»

лекции)

Самостоятельное
составление
таблиц, схем,
планов

1

Самостоятельное
составление
таблиц, схем,
планов

1

Называть особенности развития
капитализма; основные реформы.
Показывать на карте колонии. Называть
правителей и государственных деятелей
21

Италия в конце XIXначале XX века.

Комбиниров
анный

22

Анализировать исторические факты,
раскрывать причинно-следственные
связи, сравнивая события, определяя их
основные характеристики. Работать с
исторической картой

22

От Австрийской
империи к АвстроВенгрии.

Комбиниров
анный

23

Лоскутная
империя».
Развитие
национальных культур и самосознания
народа. «Национальное возрождение»
славянских
народов
Австрийской
империи. «Весна народов» в империи
Габсбургов. Политическое устройство
Австро-Венгрии.

постановка и
решение
практических задач

1

работы с
видеоматериалами
как специфическим
историческим
источником

1

Работа с
историческими

1

Называть особенности развития и
характер
внешней
политики
особенности развития Австро-Венгрии.
Уметь систематизировать материал,
обобщать, делать выводы
Глава 4: Две Америки.
23

24

США в XIX- начале
XX века.

Латинская Америка
в XIX- начале XX

Урок с
применение
м ТСО

Комбиниров
анный

24-25 Гражданская война.
Отмена рабства
гомстед,
расизм,
реконструкция,
аболиционизм. Называть особенности
промышленного переворота, основу
хозяйства Юга, называть правителей и
государственных деятелей, основные
этапы и итоги гражданской войны,
показывать на карте места военных
сражений
26

Образование независимых государств

века.

Объяснять причины освободительного
движения в колониях; особенности
развития экономики региона; показывать
на карте

документами и
картами

Глава 5: традиционные общества в XIXв.: новый этап колониализма.
25

26

Япония. Китай.

Индия. Африка.

Комбиниров
анный
Комбиниров
анный

27-28 Реформы Мэйдзи
Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности
29-30 экономического развития. Описывать
изменения в образе жизни общества.
Определять причины и характер
внешней политики

постановка и
решение
практических задач

1

постановка и
решение
практических задач

1

«Открытие» Китая Особенности
колониального режима в Индии
Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления. ИНК. Объяснять особенности
развития Китая, Индии, причины
превращения Китая в полуколонию;
составлять сравнительную таблицу
Глава 6: международные отношения в концеXIX- начале XX в.

27

Международные
отношения на
рубеже веков.

Урок
изучения
нового
материала

30

Создание колониальных империй и
начало борьбы за передел мира. Главные
причины и суть «нового империализма».
Завершение территориального раздела мира,
борьба за передел сфер влияния. Локальные
конфликты. Рост националистических
настроений

Учебнопознавательная
(прослушивание
лекции)

1

Предметнопрактическая

1

Тройственный
союз,
Тройственное
согласие,
Называть
основные
международные
противоречияЗнать:
причины мировых воин начала XX в.,
военные блоки Образование военнополитических союзов. Гонка вооружений.
28

Тестирование на
тему: Мир в XIX
веке.

Урок
обобщения и
повторения

Анализировать исторические факты,
раскрывать
причинно-следственные
связи, сравнивая события, определяя их
основные характеристики. Работать с
исторической картой
История России.
Глава 1: Россия в первой половине XIX века

29

Внутренняя
политика
АлександраI в 18011806 гг.

Урок
изучения
нового
материала

1

Знать понятия: либерализм,
самодержавие, реформа, разделение
властей, политические права,
избирательное право.
Называть: годы царствования Александра
I, характерные черты внутренней
политики Александра I. Определять предпосылки и содержание проектов М. М.

Учебнопознавательная
(прослушивание
лекции)

Сперанского; причины их неполной
реализации и последствия принятых
решений
Внутренняя политика Александра I.
Негласный комитет. «Указ о вольных
хлебопашцах».
Учреждение
министерств.
Попытки
проведения
реформы
30

Внешняя политика в
1801-1812 гг.

Урокпрактикум

2

Знать: понятия коалиция, конвенция,
сейм.
Называть основные цели, задачи и
направления

31

Реформаторская
деятельность М.М.
Сперанского

Комбиниров
анный

3

внешней политики страны; показывать на
карте, оценивать ее результативность
Внешняя политика.войны со Швецией,
Турцией, Ираном. Участие России в
антифранцузских коалициях. Тильзитский
мир и русско-французский союз.
Континентальная блокада

32

Отечественная война
1812 года

Комбиниров
анный

4

Отечественная война 1812 г. Причины,
планы сторон, ход военных действий.
Бородинская битва. Народный характер
войны. Изгнание наполеоновских войск
из России

наблюдение и
анализ
исторических
событий
Самостоятельное
составление
таблиц, схем,
планов

постановка и
решение
практических задач

Отечественная война,
Партизаны. Знать хронологические рамки
Отечественной воины 1812 г.; планы сторон, характер войны, основные этапы;
полководцев и участников войны;
называть и показывать по карте основные
сражения
33

Внешняя политика в
1813-1825 гг.

Урокпрактикум

5

Заграничный поход 1812-1914 гг.
Российская дипломатия на Венском
конгрессе. Россия и Священный союз
Битва народов, Восточный вопрос,
Венский конгресс, Священный союз.
Объяснять
цели
и
результат
заграничного похода 1812-1814 гг.;
называть
основные
направления
внешней политики страны в новых условиях

34

Внутренняя
политика в 18151825 гг.

Урок с
применение
м ТСО

6

Противоречивость внутренней политики в
1815-1825 гг. Усиление консервативных
тенденций А. А. Аракчеев.
Аракчеевщина.

35

Социальноэкономическое
развитие после

Урок
изучения
нового

7

Тарифный устав, военные поселения
Гражданские
свободы,
Объяснять причины и

автономия.
последствия

наблюдение и
анализ
исторических
событий

работы с
видеоматериалами
как специфическим
историческим
источником
Учебнопознавательная
(прослушивание

войны 1812 года.

материала

изменения внутриполитического курса
Александра I; давать оценку внутренней
политики Называть характерные черты
социально-экономического
развития;
объяснять причины экономического
кризиса 1812-1815 гг.

36

Общественное
движение при
АлександреI

Комбиниров
анный

8

37

Восстание
декабристов 1825
года.

Урок с
применение
м ТСО

9

38

Внутренняя
политика Николая I

Комбиниров
анный

10

Тайные общества Северное и Южное, их
программы. Движение декабристов.
Восстание на Сенатской площади 14
декабря 1825 г. Восстание Черниговского
полка. Суд над декабристами

лекции)

Самостоятельное
составление
таблиц, схем,
планов

Общественное движение, либерализм,
тайное общество, конституция Называть
причины возникновения общественного
движения; основы идеологии, основные
этапы
развития
общественного
движения. Объяснять цели и результат
деятельности декабристов; оценивать
историческое значение восстания декабристов

работы с
видеоматериалами
как специфическим
историческим
источником

Внутренняя политика Николая I. Усиление
самодержавной власти. Ужесточение
контроля над обществом. III Отделение
полиции. А. X. Бенкендорф.

постановка и
решение
практических задач

Свод законов, государственные крестьяне,
обязанные крестьяне,
жандарм.Кодификация законов. Знать
годы царствования Николая I; называть

характерные черты внутренней политики
Николая I
39

Социальноэкономическое
развитие в 20-50-е
годы

Комбиниров
анный

11

Кризис крепостнической системы,
«капиталистые» крестьяне,
промышленный переворот. Называть
характерные черты социальноэкономического развития; знать
финансовую политику Е. Ф. Канкрина.
Реформа Киселева П.Д.

Работа с
историческими
документами

Противоречия хозяйственного развития.
«Манифест о почетном гражданстве»,
«Указ об обязанных крестьянах»
Внешняя политика
НиколаяI в 18261849 гг.

Урокпрактикум

41

Общественное
движение при
НиколаеI

Урок
изучения
нового
материала

13

42

Крымская война

Урок-

14

40

12

«Международный жандарм». Внешняя
политика России.
Россия и революции в Европе.
Вхождение Кавказа в состав России.
Шамиль. Кавказская война
Общественная мысль: государственная
идеология, западники и славянофилы,
утопический социализм. Н. М. Карамзин.
«Теория официальной народности». П.
А. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы
Знать даты, причины, характер войны;
показывать на карте места военных
действий; объяснять значение и итоги

наблюдение и
анализ
исторических
событий

Учебнопознавательная
(прослушивание
лекции)

наблюдение и
анализ

1853-1856 гг.

Парижского мирного договора

практикум

Крымская война. Причины, участники.
Оборона Севастополя, его герои.
Парижский
мир.
Причины
и
последствия поражения

исторических
событий

43

Образование и
наука.

Творческая
лаборатория

15

Называть выдающихся представителей и
достижения российской науки

Исследовательская

44

Русские
первооткрыватели и
путешественники.

Творческая
лаборатория

16

Создание системы общеобразовательных
учреждении. Достижения науки. Н. И.
Лобачевский.Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями Сословность
образования

Исследовательская

45

Художественная
культура.

Творческая
лаборатория

17

46

Быт и обычаи.
Родной край в
первой половине
XIX века.

Творческая
лаборатория

18

47

Тестирование по
теме: Россия в
первой половине

Урок
обобщения и
повторения

Достижения культуры и искусства.
Основные стили в художественной
культуре. «Золотой век» русской поэзии.
Демократические
тенденции
в
культурной жизни на рубеже XIX-XX
вв.
Классицизм,
сентиментализм,
романтизм, реализм, русский ампир,
русско-византийский стиль Называть
выдающихся представителей и достижения российской культуры

Исследовательская

Анализировать исторические факты,
раскрывать
причинно-следственные
связи, сравнивая события, определяя их
основные характеристики. Работать с

Предметнопрактическая

Исследовательская

исторической картой

XIX века.

Глава 2: Россия во второй половине XIX века
48

Накануне отмены
крепостного права

49

Крестьянская
реформа 1861 года

50

51

Урок
изучения
нового
материала

19

Александр II. Накануне отмены
крепостного права. Отмена крепостного
права. Положение 19 февраля 1861 г.
Наделы. Выкуп и выкупная операция.
Повинности временнообязанных крестьян
Временнообязанные крестьяне, отрезки,
уставные грамоты, мировые посредники.
Называть предпосылки отмены
крепостного права; излагать причины
отмены крепостного права; называть
альтернативные варианты отмены
крепостного права; знать основные
положения крестьянские реформы;
объяснять значение отмены крепостного
права

Применение знаний
в процессе анализа
документов, доп.
литературы,
археологических
данных.

Урок
изучения
нового
материала

20

Учебнопознавательная
(прослушивание
лекции)

Либеральные
реформы 60-70 годов

Комбиниров
анный

21

Судебная, земская, военная реформы.
Значение реформ 60-70-х гг. XIX в. в
истории России

постановка и
решение
практических задач

Либеральные
реформы 60-70 годов

Комбиниров
анный

22

Земство, куриальная система выборов,
суд присяжных Называть основные
положения
реформы
местного
самоуправления, судебной, военной
реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и

постановка и
решение
практических задач

значения соц. реформ.
Социальноэкономическое
развитие после
отмены крепостного
права

Комбиниров
анный

53

Общественное
движение: либералы
и консерваторы

Урок
изучения
нового
материала

24

54

Зарождение
революционного
народничества

Комбиниров
анный

25

55

Революционное
народничество
второй половины 60х – начала 80-х гг.

Урок с
применение
м ТСО

26

52

23

Особенности модернизации России.
Кризис самодержавия. Политика
лавирования. М.Т. Лорис-Меликов.
Убийство Александра II
Отработочная система, промышленный
переворот,
класс,
индустриальное
общество.
Называть
основные
направления
эконом.политики
государства;
объяснять
причины
замедления темпов роста промышленного производства

Самостоятельное
составление
таблиц, схем,
планов

Подъем общественного движения после Применение знаний
поражения в Крымской войне.. А. И. в процессе анализа
Герцен, Н. И. Огарев «Полярная звезда»,
документов, доп.
«Колокол» Н. Г. Чернышевский, Н. А.
литературы,
Добролюбов.
«Современник»
археологических
Радикальные
течения.
Теория
данных.
революционного
народничества.
«Хождение в народ», «Земля и воля». М.
А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев
постановка и
решение
Либералы, консерваторы. Либеральные,
консервативные
течения.
Земское практических задач
движение.
Народничество,
революционеры,
разночинцы,
анархисты, «Хождение в народ»,
революционный
террор.
Называть

работы с
видеоматериалами
как специфическим
историческим

существенные черты идеологии и
практики консерватизма и либерализма,
радикального общественного движения

источником

56

Внешняя политика
Александра II

Урокпрактикум

27

Союз трех императоров, «Священная
война»
Называть цель и основные направления
внешней политики 60-70-х гг.

наблюдение и
анализ
исторических
событий

57

Русско-турецкая
война 1877-1878 гг.

Урок с
применение
м ТСО

28

работы с
видеоматериалами
как специфическим
историческим
источником

58

Внутренняя
политика
Александра III

Комбиниров
анный

29

Балканский кризис, национальноосвободительная война Знать даты
русско-турецкой войны, ее причины и
характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и
участников; объяснять значение и итоги
Сан-Стефанского мирного договора;
победы России в войне с Турцией
Называть основные черты внутренней
политики Александра III

Внутренняя
политика
Александра III

Комбиниров
анный

30

59

Александр III. Консервативная политика
Александра III. К. П. Победоносцев.
Контрреформы. Реакционная политика в
области просвещения

Применение знаний
в процессе анализа
документов, доп.
литературы,
археологических
данных.

Работа с
историческими
документами и
картами

60

Экономическое
развитие в годы
правления
Александра III

Комбиниров
анный

61

Положение
основных слоев
общества

Комбиниров
анный

Общественное
движение в 80-90-х
гг.

Комбиниров
анный

62

Завершение промышленного переворота.
Формирование классов индустриального
общества. Промышленный подъем на
рубеже XIX-XX вв. Государственный
капитализм. Формирование монополий.
Иностранный капитал в России.
Обострение социальных противоречий в
32-33 условиях форсированной модернизации.
31

Протекционизм, винная монополия,
сословия,
классы,
имущественное
расслоение. Называть основные черты
экономической политики Александра
III; объяснять в чем состояли цели и результаты деятельности политических
деятелей
34

Распространение марксизма. Г. В.
Плеханов. «Освобождение труда». В. И.
Ленин «Союз борьбы за освобождение
рабочего класса»

Самостоятельное
составление
таблиц, схем,
планов
постановка и
решение
практических задач

Самостоятельное
составление
таблиц, схем,
планов

Марксизм.
Земское
движение.
Идеология народничества Называть
организации
и
участников
общественного движения; называть
существенные черты идеологии и
практики
общественных
движений
(консервативных,
либеральных,
радикальных)
63

Внешняя политика

Урок
изучения

35

Внешняя политика России в конце XIX в.

Учебнопознавательная

Александра III

Присоединение Средней Азии.
Называть цели и основные направления
внешней политики Александра III

64

Просвещение и
наука

Творческая
лаборатория

36

65

Литература и
изобразительное
искусство

Творческая
лаборатория

37

66

Архитектура,
музыка, театр,
народное творчество

Творческая
лаборатория

38

67- Резерв
68

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

нового
материала

Называть выдающихся представителей и
достижения российской науки
Развитие образования, естественных и
общественных
наук.
Российская
культура
XIX
в.Д.И.Менделеев.Художественное
искусство. Архитектура. Живопись.
Театр.

(прослушивание
лекции)

Исследовательская
Исследовательская

Исследовательская


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».