рабочая программа по истории 6 кл

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.09.2016).
2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019) "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067)
3. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования"
4. Проект историко-культурного стандарта, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.
Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334. 30 октября 2013 г.
5. Учебный план МБОУ Школы-интерната г.Моздока.
Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных
учреждений Российской Федерации отводит 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. При разработке программы учтены особенности линейной
системы обучения.
Программа расcчитана на 2 часа в неделю, 68 часов.
УМК по истории России состоит из комплекта учебников известных авторов, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.— 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2018 г.
УМК по истории Средних веков является частью линии УМК по всеобщей истории А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа.
Агибалова Е.В., Донской Г.М. .История Средних веков:6 класс.—/М.: «Просвещение», 2018
В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие
особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной
и всеобщей истории XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на
основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории
XVI века.

Цели и задачи курса:


воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе
осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных
установок, идеологических доктрин;









развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную
позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через
самоорганизацию своей жизнедеятельности;
обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
История Средних веков ( 28 часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное
устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания.
Ранние славянские государства. Просветители славян — Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства — православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и
монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город.
Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало
Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи
Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословнопредставительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские
государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы.
Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское
движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский
фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного
подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами
деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для
миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения
событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Календарно – тематическое планирование

№ Дата
п/п

Тема урока

Содержание

Понятия

Универсальные
учебные
действия
(личностные,
регулятивные, коммуникативные, познавательные)

1

Введение.
Живое
Средневеков
ье.

Что
изучает
история.
Понятие «средние века».
Хронологические
рамки
Средневековья.
Место
истории средних веков в
истории
человечества.
Источники
знаний
об
истории Средних веков.

Исторические

Предметные: научатся определять термины: архивы, хроники,
фрески.
Получат возможность научиться: работать с учебником
Метапредметные УУД: познавательные: самостоятельно
выделяют
и
формулируют
познавательную
цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и
позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера
высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не
известно.
Личностные УУД: осмысливают гуманистические традиции и
ценности современного общества

источники
Средние века
Феодализм
Традиционное
общество
цивилизация

Тема 1. Становление средневековой Европы (6-11 века) -4 часа
2

Образован
ие
варварских
королевств.
Государств
о франков
и
христианск

Великое переселение народов.
Германские племена. Падение
Запад. Римской империи.
Королевская
власть
при
Хлодвиге.
Принятие
христианства. Законы франков

Варвары Готы
Кельты
Германцы
Гунны
Родовая
община Род
племя,
династия,

Предметные: научатся определять термины: племенные союзы,
свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение,
дружинники,
Великое
переселение
народов.
Получат
возможность научиться: называть германские племена,
определять роль и значение переселения народов в
формировании современной Европы Метапредметные УУД:
познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
познавательную цель, используют общие приемы решения задач.

ая церковь
в 6-8 веках

3

Возникнов
ение
и
распад
империи
Карла
Великого.
Феодальна
я
раздроблен
ность.

король,
ополчение,
граф, феодал,
сборник
законов,
штраф

Карл Великий. Франкская
Император
империя. Распад государства
империя
Каролингов.
Сеньоры
и
вассалы.
Феодальная Феодализм
лестница.
Феодал
Феодальная
лестница
Междоусобн
ые войны
Вассалы
Сеньоры

Коммуникативные: допускают возможность различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и
ориентируются на позицию партнера в общении и
взаимодействии
Регулятивные:
ставят
учебную
задачу,
определяют
последовательность промежуточных целей с учётом конечного
результата,
составляют
план
и
алгоритм
действий.
Личностные
УУД:
Проявляют
устойчивый
учебнопознавательный интерес к новым общим способам решения
задач
Предметные:
Научатся
определять
термины:
король,
коронование,
королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная
лестница, сеньор, вассал.
Получат
возможность
научиться:
давать
личностную
характеристику Карлу Великому, анализировать причины
распада империи Карла Великого
Метапредметные
УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока,
самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении
проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и
сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом

4

Феодальна
я
раздроблен
ность
в
Западной
Европе в
IX – XI вв.

Образование государств во англы
Франции, Германии, Италии.
Англия
в
раннее саксы
Средневековье. Англосаксы норманны
и норманнское завоевание.
викинги
«круглый
стол»

учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур и религий
Предметные:
Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры,
датские деньги.
Получат возможность научиться: анализировать причины
слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и
вымысел в легендах о короле Артуре
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока;
осознанно и произвольно строят сообщения в устной и
письменной форме, в том числе творческого характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне
положительного отношения к образовательному процессу;
понимают необходимость учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний

5

Англия в
раннее
Средневеко
вье

Англия в 9-11 веках. Легенды
об
английском
короле
Артуре.Норманны и их образ
жизни. Объединение в единое
государство.Прекращение
норманнских завоевательных
походов

Книгопечатан
ье

Предметные:
Научатся
определять
термины:
король,
коронование,
королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная
Пергамент
лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную
Хроники
характеристику Карлу Великому, анализировать причины
Житие
распада империи Карла Великого
Метапредметные
УУД:
Эпические
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока,
поэмы
самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении
проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач (задают
вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и
сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии народов, культур и религий
Тема 2.Византийская империя и славяне в 6-11 веках. -2 часа

6

Византия
при
Юстиниане
. Культура
Византии

Преемственность с античной
цивилизацией.
Власть
императора
в
Византии.
Церковь и светские власти.
Города Византии и жизнь в
них.
Эпоха
Юстиниана:
реформы
и
укрепление
империи. Борьба Византии с
врагами.

Складывание православного
мира. Направления движения
славян. Занятия и образ жизни
славян.
Образование
государств
Славянские
государства
Византия
и
славянский мир.

7
Образован
ие

Икона
Иконопись
Мозаика
Фреска
Смальта

Праславяне
Славянская

Предметные:
Научатся определять термины: евразийское государство,
скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески,
канон.
Получат возможность научиться: определять специфику
государственного устройства Византии и анализировать
причины ослабления Византийской империи
Метапредметные УУД:
Познавательные: используют знаково-символические средства,
в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.
Коммуникативные:
аргументируют
свою
позицию
и
координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других
людей и сопереживание им

Предметные:
Научатся определять термины: вече
Получат возможность научиться: называть важнейшие
достижения византийской культуры и ее вклад в мировую
культуру, определять влияние христианства на развитие

славянских
государств.

письменность

византийской культуры
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
познавательную цель, используют общие приемы решения
поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении
проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают
правильность выполнения действия
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и
сопереживание им

Тема 3. Арабы в 6-11 веках- 1 час
8

Возникнов
ение
ислама.
Арабский
халифат и
его распад.
Культура
стран
Арабского
халифата

Расселение и занятия арабских
племен.
Мухаммед
и
зарождение
ислама.
Завоевания арабов в Азии,
Сев.
Африке,
Европе.
Распространение
ислама.
Культура арабов

Ислам
Коран
Мусульмане
Халиф
Халифат
экспансия
Арабески
Медресе
Мечеть
Минарет
Арабески
Медресе
Мечеть

Предметные:
Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат,
халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние
природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов,
объяснять причины их военных успехов
Метапредметные УУД:
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы
решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и
ролей в совместной деятельности
Регулятивные: адекватно воспринимают предложение и оценку
учителей, товарищей, родителей и других людей
Личностные УУД:
Определяют
свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

Минарет
Тема 4.Феодалы и крестьяне-2 часа
9

В
рыцарском
замке.
Работа

Феодальное
землевладение. Сословия
Европейское рыцарство.
Сеньоры
Феодальная знать. Жизнь и

Предметные:
Научатся определять термины: замок, донжон, палица,
кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение

над
быт феодалов.
проектами
в
рамках
темы года

Вассалы
Феодальная
лестница
феод

10

Средневеко
вая деревня
и
ее
обитатели

Жизнь, быт, труд крестьян. Повинности
Феодальные
повинности.
Крестьянское
хозяйство. Оброк
Натуральное
хозяйство. Барщина
Община.

рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских
девизов
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
познавательную цель, используют общие приемы решения
задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и
ориентируются на позицию партнера в общении и
взаимодействии
Регулятивные:
ставят
учебную
задачу,
определяют
последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм действий.
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к
новым общим способам решения задач
Предметные:
Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина,
оброк, натуральное хозяйство.
Получат возможность научиться: анализировать фрагмент
исторического источника и выявлять характерные черты образа
жизни земледельцев и ремесленников
Метапредметные УУД:
Познавательные:
самостоятельно
создают
алгоритмы
деятельности при решении проблем различного характера
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве,

формулируют собственное мнение и позицию
Регулятивные:
учитывают
установленные правила в
планировании и контроле способа решения, осуществляют
пошаговый контроль.
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха
учебной деятельности
Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе – 2 часа
11

Формирование
средневековых
городов.
Горожане и их
образ
жизни.
Работа
над
проектами
в
рамках темы года

Возникновение
Гильдии
городов.
Борьба
с
сеньорами.
Облик цехи
городов.
Города
–
центры
торговли,
ремесла и культуры.
Цехи
и
гильдии.
Городские
сословия.
Городское управление,
зарождение
демократических
порядков. Жизнь и быт
горожан. Торговля и
ярмарки

Предметные:
Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи,
гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки,
самоуправление, подмастерье.
Получат возможность научиться: составлять план рассказа
«Путешествие по средневековому городу», называть функции и
правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и
«товарное» хозяйство
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока,
самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении
проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач
(задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают
помощь и сотрудничество)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,

12

Торговля
Средние века

в

Торговля и ярмарки.
Оживление торговых
отношений. Торговые
пути.
От
ростовщичества
к
банкам

Ярмарка
Торговля,
банки,
ростовщики

учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир
в единстве и разнообразии народов, культур, религий
Предметные:
С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание
изученной главы учебника
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели
урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной
форме, в том числе творческого и исследовательского
характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства
для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач
Регулятивные:
определяют
последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата,
составляют план и алгоритм действий.
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне
положительного отношения к образовательному процессу;
понимают
необходимость
учения,
выраженного
в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний

Тема 6.Католическая церковь в 11 -13 веках. Крестовые походы – 2 часа
13

Могущество
папской власти.
Католическая
церковь
и
еретики.

Разделение
Ереси
христианства
на
католицизм
и Еретики
православие. Светские Инквизиция
правители и церковь.
Объединяющая
роль
католической церкви.
Источники богатства.

14

Крестовые
походы.

Крестовые походы и их крестовый
последствия. Ересь и поход
преследование

Предметные:
Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии,
мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики,
инквизиция, монашеские ордена
Получат возможность научиться: излагать подготовленную
информацию,
называть
основные
различия
между
православной и католической церковью
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
определяют
последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата,
составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов
решения
познавательных
задач,
выбирают
наиболее
эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; задают вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
Личностные УУД:
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и
ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой
жизни
Предметные:
Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые
походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.

еретиков.

Получат возможность научиться: называть причины и
последствия крестовых походов, давать им собственную
оценку
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
планируют свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем
плане
Познавательные: используют знаково-символические средства,
в том числе модели и схемы для решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и
координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности
Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других
людей и сопереживание им
Тема 7.Образование централизованных государств в Западной Европе(11-15 века) – 6 часов
15

Как происходило Усиление королевской
объединение
власти. Сословно Франции.
представительная
монархия. Генеральные
штаты.
Образование
централизованного
государства.

крестоносцы

Генеральные
штаты
Сословная
монархия
Парламент

Предметные:
Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои,
Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная
монархия.
Получат возможность научиться: называть группы
населения, которые выступали за усиление королевской власти;
объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к
участию в работе Генеральных штатов
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с

16

Что
англичане Нормандский
герцог Парламент
считают началом Вильгельм.
«Книга
закон
своих свобод
Страшного
суда».Историческое
значение реформ.

поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают
правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
познавательную цель, используют общие приемы решения
поставленных
задач.Коммуникативные:
участвуют
в
коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во
взаимодействии
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач.
Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
Предметные: Научатся определять термины: суд присяжных,
хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента.
Получат возможность научиться: извлекать полезную
информацию из фрагмента исторического источника,
аргументировано объяснять, почему англичане считают
Великую хартию вольностей началом своих свобод
Метапредметные УУД:
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку
учителей, товарищей, родителей
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы
решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении функций
и ролей в совместной деятельности
Личностные УУД:
Определяют свою личностную позицию, адекватную

дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

17

Столетняя война

Возвращение
французских
территорий. Причины и
итоги столетней войны.
Жанна д Арк.

18

Усиление
королевской
власти в конце 15
века во Франции

Завершение
объединения Франции.
Война Алой и Белой
розы.
Установление
сильной центральной

Предметные:
Научатся определять термины: партизанская война
Получат возможность научиться: назвать причины,
важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать
личностную характеристику Жанны д’Арк
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
ставят
учебную
задачу,
определяют
последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
познавательную
цель,
используют
общие
приемы
использования задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и
ориентируются на позицию партнера в общении и
взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к
новым общим способам решения задач
Предметные:
Научатся определять термины: централизованное государство,
диалект.
Получат возможность научиться: определять цели, средства и
итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать

и Англии

власти в Англии.
Последствия процесса
централизации.

19

Реконкиста
и
образование
централизованны
х государств на
Пиренейском
полуострове

Мусульманская
Халифат
Испания. Образование
и распад Кордовского Ислам
халифата
кортесы

их личностную характеристику
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока,
самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении
проблем
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач
(задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают
помощь и сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир
в единстве и разнообразии народов, культур, религий
Предметные:
Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе
Получат возможность научиться: называть слои населения
Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские
государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать
оценку политике испанских королей
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе
во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели
урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и

20

Государства
оставшиеся
раздробленными:
Германия
и
Италия в 12 – 15
веках

Подъем
хозяйства.
Причины сохранения
раздробленности
страны.
Образование
централизованных
государств в Германии.
Священная
Римская
империя.
Расцвет
торговли и достижение
независимости.
Гор.
респ. в Ит.;
Гвельфы и гибелл.;
Правление Медичи во
Флор.

Раздробленнос
ть
Централизован
ное
государство
Гвельфы
Гибеллины
Чомпи
Тирания

письменной
форме,
в
том
числе
творческого
и
исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства
для эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне
положительного отношения к образовательному процессу;
понимают
необходимость
учения,
выраженного
в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний
Предметные:
Научатся определять термины: булла
Получат возможность научиться: объяснять причины
раздробленности Германии и анализировать обстоятельства,
ставшие причиной упадка власти императоров
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
определяют
последовательность
промежуточных целей с учетом конечного результата,
составляют план и алгоритм действий. Познавательные:
ориентируются
в
разнообразии
способов
решения
познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из
них. Коммуникативные: договариваются о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
Личностные УУД:

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и
ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой
жизни
Тема 9. Славянские государства и Византия в 14 -15 веках-2 часа
21

Гуситское
движение
Чехии.

Чешское государство.
в Национальное
движение в Чехии. Ян
Гуси
Ян
Жижка.
Гуситские войны и их
значение.

Паны
Церковный
собор
Патриот
Табориты
Умеренные
Сейм
Гуситское
движение

Предметные:
Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты,
сейм
Получат возможность научиться: называть причины, по
которым Ян Гус критиковал католическую церковь;
анализировать причины побед гуситов и определять причины
их поражения и итоги гуситского сражения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают
правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
познавательную цель, используют общие приемы решения
поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении
проблем, проявляют активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и познавательных задач
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и
сопереживание им

22

Завоевание
туркамиосманами
Балканского
полуострова

Балк.
страны
перед
завоев.;
Завоевания
турокосманов;
Битва на Косовом поле;
Гибель Византии;
Осман. Империя

Турки-османы

Предметные:
Научатся определять термины: турки-османы
Янычары
Получат возможность научиться: называть причины падения
Подушный
Византийской империи и последствия османского завоевания
налог
Метапредметные УУД:
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку
учителей, товарищей и родителей
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы
решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и
функций в совместной деятельности
Личностные УУД:
Определяют свою личностную позицию, адекватную
дифференцированную самооценку своих успехов в учебе
Тема 10.Культура Западной Европы в 11 – 15 веках – 3 часа

23

Образова
ние,
философи
я,
литератур
а в XIXV
вв.
Работа
над
проектам
и
в
рамках
темы
года

24

Средневе
ковое
искусство
.
Культура
раннего

Наука
и
образование.
Технические
открытия
и
изобретения. Средневековый
эпос. Фольклор. Архитектура,
скульптура, живопись.Новое
учение
о
человеке.
Представители
Раннего
Возрождения.

Антич. Наследие;
Нов. уч. о чел-ке;
Гуманизм;
Иск. раннего Возрождения;

Готический
и Предметные:
романский стили Научатся определять термины: корпорации, университет,
декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры,
Гуманизм
труверы, минизингеры, ваганты, готика
Получат возможность научиться: называть выдающихся
Возрождение
деятелей культуры XI-XV вв, основные жанры литературы,
особенности изобразительного искусства и архитектуры
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют
последовательность промежуточных целей с учетом
конечного результата, составляют план и алгоритм действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют
познавательные цели, используют общие приемы решения
задач
Коммуникативные: допускают возможность различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и
ориентируются на позицию партнера в общении и
взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к
новым общим способам решения задач
Трубадур
Ваганты
Арка
Свод

Предметные:
Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.
Получат возможность научиться: называть различные
подходы (феодальный и гуманистический) к понятию

Возрожде
ния
в
Италии.
Работа
над
проектам
и
в
рамках
темы
года

25

Научные
открытия Разв. науки и тех;
Изобр.книгопеч
и
изобретен
ия.
Работа
над
проектам
и
в
рамках
темы
года

Готич. стиль
Химеры

Ректор
Факультет
Гуманизм

«благородство», основные идеи гуманистов
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные правила в
планировании и контроле способа решения, осуществляют
пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы
деятельности при решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают различные мнения и
стремятся
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве, формулируют собственное мнение и
позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха
учебной деятельности
Предметные:
Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.
Получат возможность научиться: называть различные
подходы (феодальный и гуманистический) к понятию
«благородство», основные идеи гуманистов
Метапредметные
УУД:
Регулятивные:
учитывают
установленные правила в планировании и контроле способа
решения,
осуществляют
пошаговый
контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы
деятельности при решении проблемы различного характера.
Коммуникативные: учитывают различные мнения и
стремятся
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве, формулируют собственное мнение и

позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха
учебной деятельности.

Тема 11.Еароды Азии, Африки и Америки в средние века -2 часа

26

Среднев
ековая
Азия:
Индия,
Китай,
Япония.

27

28

Итогово
е
повторе

Китай: распад и
восстановление
единой державы.
Крестьянские
восстания,
нашествия
кочевников.
Индийские
княжества.
Создание
государства
Великих
Моголов.
Делийский
султанат.

брахманизм
буддизм
индуизм
ислам

Предметные:
Научатся определять термины: Великий шелковый путь,
раджа, Варны
Получат возможность научиться: называть народы
Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока,
самостоятельно создают алгоритм деятельности при
решении проблем
Коммуникативные:
проявляют
активность
во
взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач (задают вопросы, формулируют
свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на
мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий

Неравномерность
развития народов
Африки.

Предметные:
Получат возможность научиться: называть народы
Африки и Америки, особенности их цивилизаций

Средние века в
истории. Народы
и государства на

Предметные:
Научатся определять термины, изученные в курсе
«Средние века».

ние.
Наследи
е
средних
веков в
истории
человече
ства.

исторической
карте.
Достижения
производства
техники.
Культурное
наследие.

и

Получат возможность научиться: называть главные
события древней истории, основные достижения
культуры и значение средневековых цивилизаций в
мировой истории
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том
числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели
урока; осознанно и произвольно строят сообщения в
устной и письменной форме, в том числе творческого и
исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые
средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на
уровне положительного отношения к образовательному
процессу; понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний

История России
Глава I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII В. 9 часов
29 Наша Родина - Россия

Урок
изучен
ия
нового
матери
ала

2

Предметные:
Проблемный, частично-поисковый,
Научатся определять термины: городище, дань, объяснительно-иллюстративный
колонизация, каганат, рось.
Получат возможность научиться: называть
соседей славян, показывать на карте Тюркский
и Аварский каганат, давать сравнительную
характеристику Волжской Булгарии и
Хазарского каганата
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм
действий.
Познавательные: ориентируются в
разнообразии способов решения
познавательных задач, выбирают наиболее
эффективные из них
Коммуникативные: договариваются о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; задают вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
Личностные УУД:
Выражают устойчивые эстетические
предпочтения и ориентации на искусство, как
значимую сферу человеческой жизни

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)
30 Древние люди и их
Комби 2
Предметные:
стоянки на территории
нирова
Научатся определять термины: индоевропейцы,
31 современной России
нный
подсечно-огневое земледелие, борона, серп,
урок
бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники,
народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать
на карте расселение восточных славян, называть
восточнославянские племена, их занятия и
верования
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу, планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе модели и
схемы для решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою
позицию и координируют ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности
Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание
чувств других людей и сопереживание им
32 Неолитическая
революция. Первые
скотоводы, земледельцы,
ремесленники

Урок
изучен
ия
нового

1

Предметные:
Научатся определять термины: государство,
народ, народность
Получат возможность научиться: показывать

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель

матери
ала

33 Образование первых
государств

Комби
нирова
нный
урок

1

на карте первые русские города, называть
ключевые черты племенного управления,
извлекать полезную информацию из
исторических источников
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, оценивают
правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную цель,
используют общие приемы решения
поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость,
эмпатию, как понимание чувств других людей и
сопереживание им

ноиллюстратив
ный,
развитие
критического
мышления
(фишбоун)

Предметные:
Научатся определять термины: дань, плуг
Получат возможность научиться: составлять
развернутый план изложения темы, показывать
на карте первые государства соседей восточных
славян
Метапредметные УУД:

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Регулятивные: адекватно воспринимают
предложения и оценку учителей, товарищей и
родителей
Познавательные: выбирают наиболее
эффективные способы решения задач,
контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности
Коммуникативные: договариваются о
распределении ролей и функций в совместной
деятельности
Личностные УУД:
Определяют свою личностную позицию,
адекватную дифференцированную самооценку
своих успехов в учебе
34 Восточные славяне и их
соседи

Урок
изучен
ия
нового
матери
ала

1

Предметные:
Научатся определять термины: вече,
колонизация, народное ополчение, язычество
Получат возможность научиться: извлекать
полезную информацию из исторических
источников, характеризовать быт и нравы
восточных славян. Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию, задают вопросы, строят
понятные для партнера высказывания
Личностные УУД:

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Осмысливают гуманистические традиции и
ценности современного общества
35 История заселения
родного края. Модуль
«Проектноисследовательская
деятельность в ходе
изучения краеведения»

Комби
нирова
нный
урок

1

Тема 2. Русь в IX – первой половине XIIв (11 часов)

Предметные:
Научатся определять термины: правда,
посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи,
холопы
Получат возможность научиться: определять
причины междоусобиц, характеризовать
политику Ярослава Мудрого, называть группы
зависимого населения Руси
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу,
определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм
действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательные цели,
используют общие приемы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с их собственной, и
ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный
интерес к новым общим способам решения
задач

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

36 Первые известия о Руси

Урок
усвоен
ия
новых
знаний

1

Предметные:
Научатся определять термины: норманнская
теория происхождения государства
Получат возможность научиться: сравнивать
различные подходы к происхождению
государства у славян
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные
правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при решении
проблемы различного характера
Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин
успеха/неуспеха учебной деятельности,
проявляют устойчивую учебно-познавательную
мотивацию учения

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

37 Становление
Древнерусского
38 государства

Урок
усвоен
ия
новых
знаний
/Комби
нирова
нный
урок

2

Предметные:
Научатся определять термины: монархия, дань,
уроки, погосты, реформа, полюдье, путь «из
варяг в греки»
Получат возможность научиться:
характеризовать политику первых русских
князей, значение реформ княгини Ольги и
внешней политики Святослава
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

учебную задачу, учитывают выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют
проблему урока, самостоятельно создают
алгоритм деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач (задают вопросы,
формулируют свои затруднения, предлагают
помощь и сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве и разнообразии
народов, культур, религий.
39 Правление князя
Владимира. Крещение
Руси

Приме
нение
знаний
и
умений

1

Предметные:
Научатся определять термины: христианство,
единобожие
Получат возможность научиться:
анализировать причины принятия христианства,
характеризовать политику Владимира,
понимать значение принятия христианства дя
дальнейшего развития русских земель
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

проблему и цели урока; осознанно и
произвольно строят сообщения в устной и
письменной форме, в том числе творческого и
исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют
речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию
обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательному процессу;
понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний
40 Русское государство при
Ярославе Мудром

Урок
изучен
ия
нового
матери
ала

1

Предметные:
Научатся определять термины: Русская правда,
династический брак, усобица
Получат возможность научиться:
характеризовать политику Ярослава Мудрого,
извлекать полезную информацию из
исторических источников
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм
действий.
Познавательные: ориентируются в
разнообразии способов решения
познавательных задач, выбирают наиболее

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

41 Русь при наследниках
Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах

Комби
нирова
нный
урок

1

эффективные из них
Коммуникативные: договариваются о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; задают вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
Личностные УУД:
Выражают устойчивые эстетические
предпочтения и ориентации на искусство, как
значимую сферу человеческой жизни
Предметные:
Научатся определять имена выдающихся
владимиро-суздальских князей
Получат возможность научиться:
характеризовать политику Владимира
Мономаха, называть причины политической
раздробленности, извлекать полезную
информацию из исторических источников
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу, планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе модели и
схемы для решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою
позицию и координируют ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание
чувств других людей и сопереживание им
42 Общественный строй и
церковная организация на
Руси. Модуль «Проектноисследовательская
деятельность в ходе
изучения краеведения».

Комби
нирова
нный
урок

1

43 Культурное пространство

Урок

1

Предметные:
Научатся определять термины: бояре, вотчина,
духовенство, епископ, закупы, рядовичи,
смерды, резиденция, митрополит.
Получат возможность научиться: свободно
излагать подготовленные сообщения по теме.,
характеризовать положение зависимых слоев
населения, церковную организацию Руси.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, оценивают
правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную цель,
используют общие приемы решения
поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость,
эмпатию, как понимание чувств других людей и
сопереживание им
Предметные:

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Проблемный,

Европы и культура
Древней Руси. Модуль
«Проектноисследовательская
деятельность в ходе
изучения краеведения»

изучен
ия
нового
матери
ала

44 Повседневная жизнь
населения. Модуль
«Проектноисследовательская
деятельность в ходе
изучения краеведения»

Комби
нирова
нный
урок

1

Научатся определять термины: граффити,
житие, миниатюра, мозаика, фреска
Получат возможность научиться:
характеризовать черты культуры стран Европы,
выделять особенности культуры Руси.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: адекватно воспринимают
предложения и оценку учителей, товарищей и
родителей
Познавательные: выбирают наиболее
эффективные способы решения задач,
контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности
Коммуникативные: договариваются о
распределении ролей и функций в совместной
деятельности
Личностные УУД:
Определяют свою личностную позицию,
адекватную дифференцированную самооценку
своих успехов в учебе

частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Предметные:
Научатся определять термины: изба, зипун,
порты, кожух, понёва, онучи
Получат возможность научиться: описывать
жилища, одежду, быт различных слоев
населения
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще неизвестно.

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию, задают вопросы, строят
понятные для партнера высказывания
Личностные УУД:
Осмысливают гуманистические традиции и
ценности современного общества
45 Место и роль Руси в
Европе. Повторительнообобщающий урок.
Модуль «Проектноисследовательская
деятельность в ходе
изучения краеведения»

Урок
1
систем
атизац
ии и
обобще
ния

Предметные:
Научатся определять термины, изученные в
теме
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу,
определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм
действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательные цели,
используют общие приемы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с их собственной, и
ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный
интерес к новым общим способам решения
задач

контроля

46 Урок истории и культуры
родного края в древности.
Модуль «Проектноисследовательская
деятельность в ходе
изучения краеведения»

Урок
актуал
изации
знаний
и
умений

1

Предметные:
Получат возможность научиться: составлять
варианты рассказа о развитии родного края в
древности
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные
правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при решении
проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают разные мнения
и стремятся к координации различных позиций
в сотрудничестве, формулируют собственное
мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин
успеха/неуспеха учебной деятельности.

Проектов,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Предметные:
Научатся определять термины:
раздробленность, кочевники
Получат возможность научиться: давать
общую характеристику отношениям Руси с
другими странами, характеризовать роль церкви
в условиях распада Руси
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу, учитывают выделенные

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч)
47 Политическая
раздробленность в Европе
и на Руси

Урок
усвоен
ия
новых
знаний

1

учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют
проблему урока, самостоятельно создают
алгоритм деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач (задают вопросы,
формулируют свои затруднения, предлагают
помощь и сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве и разнообразии
народов, культур, религий.
48 Владимиро-Суздальское
княжество

Урок
усвоен
ия
новых
знаний

1

Предметные:
Научатся определять термины: аскетизм,
архитектурный ансамбль
Получат возможность научиться:
характеризовать политику владимиросуздальских князей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм
действий.
Познавательные: ориентируются в
разнообразии способов решения
познавательных задач, выбирают наиболее
эффективные из них

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

49 Новгородская республика

Урок
изучен
ия
нового
матери
ала

1

Коммуникативные: договариваются о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; задают вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
Личностные УУД:
Выражают устойчивые эстетические
предпочтения и ориентации на искусство, как
значимую сферу человеческой жизни
Предметные:
Научатся давать определения терминам: вече,
республика, монументальный.
Получат возможность научиться: выделять
особенности управления Новгородской
республикой, формулировать причинноследственные связи влияния географического
положения на занятия населения,
характеризовать особенности республиканского
правления.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу, планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе модели и
схемы для решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою
позицию и координируют ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

общего решения в совместной деятельности
Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание
чувств других людей и сопереживание им
50 Южные и юго-западные
русские княжества

Комби
нирова
нный
урок

1

Предметные:
Получат возможность научиться:
характеризовать особенности истории
Черниговского, Киевского, ГалицкоВолынского, Смоленского княжеств, сравнивать
природно-климатические условия и
особенности развития южных и юго-восточных
княжеств.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, оценивают
правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную цель,
используют общие приемы решения
поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость,
эмпатию, как понимание чувств других людей и
сопереживание им

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

51 Повторительнообобщающий урок по
теме «Русь в сер. XII- сер.
XIII века»

Обобщ
ающее
повтор
ение

1

Предметные:
Научатся определять термины, изученные в
теме.
Получат возможность научиться: определять
причины раздробленности Руси,
положительные и отрицательные последствия
раздробленности, характеризовать личности и
деятельность наиболее значимых правителей
периода раздробленности, извлекать полезную
информацию из исторических источников
Метапредметные УУД:
Регулятивные: адекватно воспринимают
предложения и оценку учителей, товарищей и
родителей
Познавательные: выбирают наиболее
эффективные способы решения задач,
контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности
Коммуникативные: договариваются о
распределении ролей и функций в совместной
деятельности
Личностные УУД:
Определяют свою личностную позицию,
адекватную дифференцированную самооценку
своих успехов в учебе

контроля

Предметные:
Научатся: показывать на карте территорию
Монгольской империи.

Проблемный,
частичнопоисковый,

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках (10 ч)
52 Монгольская империя и
изменение политической
картины мира

Комби
нирова
нный

1

урок

53 Батыево нашествие на
Русь

Комби
нирова
нный
урок

1

Получат возможность научиться:
характеризовать причины военных успехов
Чингисхана, выделять положительные и
отрицательные последствия монгольских
завоеваний и создания Монгольской империи
для народов Евразии.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу,
определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм
действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательные цели,
используют общие приемы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с их собственной, и
ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный
интерес к новым общим способам решения
задач

объяснитель
ноиллюстратив
ный

Предметные:
Научатся определять термины: стан, фураж,
иго, дань
Получат возможность научиться: показывать
на карте направления походов Батыя,

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
но-

54 Северо-Западная Русь
между Востоком и
Западом

Комби
нирова
нный
урок

1

характеризовать последствия монголотатарского нашествия на Русь, выделять
основные события в хронологическом порядке.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные
правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при решении
проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают разные мнения
и стремятся к координации различных позиций
в сотрудничестве, формулируют собственное
мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин
успеха/неуспеха учебной деятельности.

иллюстратив
ный

Предметные:
Научатся определять термины: ополчение,
засадный полк.
Получат возможность научиться: определять
значение победы русских войск в борьбе с
крестоносцами, характеризовать личность и
деятельность А. Невского, работать с картосхемами битв.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Учебник, рабочие
тетради,
презентация
П. 17

55 Золотая Орда:
государственный строй,
население, экономика и
культура

Комби
нирова
нный
урок

1

формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию, задают вопросы, строят
понятные для партнера высказывания
Личностные УУД:
Осмысливают гуманистические традиции и
ценности современного общества
Предметные:
Научатся определять термины: агрессия,
владычество, ярлык, баскак.
Получат возможность научиться: давать
характеристику политики А Невского в
отношениях с Золотой Ордой, описывать
политические и экономические изменения на
Руси после монгольского завоевания.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу,
определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм
действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательные цели,
используют общие приемы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность
различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с их собственной, и
ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

56 Литовское государство и
Русь

Комби
нирова
нный

1

57 Усиление Московского
княжества в СевероВосточной Руси

Комби
нирова
нный
урок

1

интерес к новым общим способам решения
задач
Предметные:
Научатся определять термины: диалект, уния.
Получат возможность научиться: выделять
особенности образования Литовского
государства, характеризовать особенности
религиозной политики литовских князей,
формулировать этапы и особенности
формирования русской, украинской и
белорусской народностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные
правила в планировании и контроле способа
решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при решении
проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают разные мнения
и стремятся к координации различных позиций
в сотрудничестве, формулируют собственное
мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин
успеха/неуспеха учебной деятельности
Предметные:
Научатся определять термины: слобода
Получат возможность научиться:
анализировать причины возвышения
Московского княжества, характеризовать

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
но-

58 Объединение русских
земель вокруг Москвы.
Куликовская битва.

Комби
нирова
нный
урок

1

особенности политики первых московских
князей, понимать значение исторической
личности И Калиты.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу, учитывают выделенные
учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют
проблему урока, самостоятельно создают
алгоритм деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач (задают вопросы,
формулируют свои затруднения, предлагают
помощь и сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в единстве и разнообразии
народов, культур, религий.

иллюстратив
ный

Предметные:
Научатся определять термины: стан
Получат возможность научиться:
характеризовать личность и деятельность князя
Д. Донского, описывать по карте Куликовское
сражение, выделять значение победы на
Куликовом поле для дальнейшего объединения
русских земель вокруг Москвы.
Метапредметные УУД:

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

59 Развитие культуры в
русских землях во второй
половине XIII-XIV вв

Комби
нирова
нный
урок

1

Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют
проблему и цели урока; осознанно и
произвольно строят сообщения в устной и
письменной форме, в том числе творческого и
исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют
речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию
обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательному процессу;
понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний
Предметные:
Научатся: называть самые значительные
памятники литературы, живописи и
архитектуры указанного периода, извлекать
полезную информацию из литературных
источников.
Получат возможность научиться: давать
общую характеристику культуры XIV-XVI вв
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

60 Родной край в истории и
культуре Руси. Модуль
«Проектноисследовательская
деятельность в ходе
изучения краеведения»

Комби
нирова
нный
урок

1

результата, составляют план и алгоритм
действий.
Познавательные: ориентируются в
разнообразии способов решения
познавательных задач, выбирают наиболее
эффективные из них
Коммуникативные: договариваются о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; задают вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
Личностные УУД:
Выражают устойчивые эстетические
предпочтения и ориентации на искусство, как
значимую сферу человеческой деятельности
Предметные:
Научатся определять термины:
административные здания, кафтан, полати,
харчевня
Получат возможность научиться: давать
характеристику русского дома, называть
предметы одежды, составлять рассказ «В
ожидании гостей»
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют
учебную задачу, планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане
Познавательные: используют знаковосимволические средства, в том числе модели и

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

61 Повторительнообобщающий урок по
теме «Русские земли в
сер. XIII-XIV вв»

Урок
1
примен
ения
знаний
и
умений

схемы для решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою
позицию и координируют ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности
Личностные УУД:
Проявляют эмпатию, как осознанное понимание
чувств других людей и сопереживание им
Предметные:
Научатся определять термины, изученные в
главе, получат возможность научиться называть
главные события, основные достижения
истории и культуры.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную цель,
используют общие приемы решения
поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном
обсуждении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, оценивают
правильность выполнения действия.
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость,
эмпатию как понимание чувств других людей и
сопереживание им.

Контроля

Тема 5. Формирование единого Русского государства (8 ч)
62 Русские земли на
политической карте
Европы и мира в начале
XV в.

Урок
усвоен
ия
новых
знаний

1

63 Московское княжество в
первой половине XV в.

Комби
нирова
нный

1

Предметные :
Научатся определять термины: централизация
Получат возможность научиться: определять
место Руси в развитии истории и культуры
европейских стран.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выбирают наиболее
эффективные способы решения задач,
контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности.
Коммуникативные: договариваются о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают
предложения и оценку учителей, родителей,
одноклассников.
Личностные УУД: определяют свою
личностную позицию, адекватную
дифференцированную оценку своих успехов в
учебе.
Предметные :
Научатся определять термины : поместье,
помещик, служилые люди,
Получат возможность научиться: выделять
изменеия в системе землевладения,
характеризовать развитие ремесла и торговли,
понимать значение политики Василия I для
дальнейшего развития Руси, работать с картой.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно создают

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

64 Распад Золотой Орды и
его последствия

Комби
нирова
нный

1

алгоритмы деятельности при решении проблем
различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию.
Регулятивные: учитывают установленные
правила в планировании и в контроле способа
решения, осуществляют пошаговый и итоговый
контроль.
Личностные УУД: выражают адекватное
понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности, проявляют устойчивую
мотивацию к учению.
Предметные:
Научатся проводить исследования, создавать
иллюстративный текст или электронную
презентацию на заданную тему, давать
определения понятиям: транзитная торговля,
ясак.
Получат возможность научиться выступать с
подготовленными сообщениями, обсуждать
выступления учащихся, оценивать свои
достижения, характеризовать взаимоотношения
государств, образовавшихся после распада
Золотой Орды с Русью.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную цель,
используют общие приёмы решения
поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном
решении проблем, проявляют активность во

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Учебник, рабочие
тетради,
презентации
-П. 25

взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, оценивают
правильность выполнения действия.
Личностные УУД: Проявляют
доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как
понимание чувств других людей и
сопереживание им.
65 Московское государство и Комби
его соседи во второй
нирова
половине XV в.
нный

1

Предметные :
Научатся определять термины: Боярская Дума,
воевода, герб, держава, кормление,
местничество, налоги, скипетр, Шапка
Мономаха.
Получат возможность научиться: выделять
изменения в системе управления государством,
характеризовать внешнюю и внутреннюю
политику Ивана III, понимать значение
политики Ивана III для дальнейшего
объединения Руси, работать с картой.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при решении проблем
различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию.
Регулятивные: учитывают установленные
правила в планировании и в контроле способа

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

66 Русская православная
церковь в XV-нач. XVIвв.

Урок
усвоен
ия
новых
знаний

1

67 Человек в Российском
государстве второй пол.
XV в.

Комби
нирова
нный

1

решения, осуществляют пошаговый и итоговый
контроль.
Личностные УУД: выражают адекватное
понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности, проявляют устойчивую
мотивацию к учению.
Предметные :
Научатся определять термины : автокефалия,
догмат, ересь, митрополит.
Получат возможность научиться:
характеризовать значение русской
православной церкви, давать оценку роли
великих московских князей в укреплении
позиций Русской православной церкви.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при решении проблем
различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное
мнение и позицию.
Регулятивные: учитывают установленные
правила в планировании и в контроле способа
решения, осуществляют пошаговый и итоговый
контроль.
Личностные УУД: выражают адекватное
понимание причин успеха/неуспеха учебной
деятельности, проявляют устойчивую
мотивацию к учению.
Предметные:
Научатся проводить исследования, создавать
иллюстративный текст или электронную

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

Проблемный,
частичнопоисковый,

68 Формирование
культурного пространства
единого Российского
государства. Модуль
«Проектноисследовательская

Комби
нирова
нный

1

презентацию на заданную тему, давать
определения понятиям: казаки, посадские люди,
пожилое, привилегии, чин.
Получат возможность научиться выступать с
подготовленными сообщениями, обсуждать
выступления учащихся, оценивать свои
достижения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную цель,
используют общие приёмы решения
поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном
решении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, оценивают
правильность выполнения действия.
Личностные УУД: Проявляют
доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как
понимание чувств других людей и
сопереживание им.
Предметные:
Научатся: называть самые значительные
памятники литературы, живописи и
архитектуры указанного периода, извлекать
полезную информацию из литературных
источников.

объяснитель
ноиллюстратив
ный

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив

деятельность в ходе
изучения краеведения»

68 Урок истории и культуры
родного края. Модуль
«Проектноисследовательская
деятельность в ходе
изучения краеведения»

Урок
1
компле
ксного
примен
ения
знаний
и
умений

Получат возможность научиться: давать
общую характеристику культуры XIV-XV вв
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм
действий.
Познавательные: ориентируются в
разнообразии способов решения
познавательных задач, выбирают наиболее
эффективные из них
Коммуникативные: договариваются о
распределении функций и ролей в совместной
деятельности; задают вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
Личностные УУД:
Выражают устойчивые эстетические
предпочтения и ориентации на искусство, как
значимую сферу человеческой деятельности
Предметные:
Научатся проводить исследования, создавать
иллюстративный текст или электронную
презентацию на заданную тему.
Получат возможность научиться выступать с
подготовленными сообщениями, обсуждать
выступления учащихся, оценивать свои
достижения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и
формулируют познавательную цель,

ный

Проблемный,
частичнопоисковый,
объяснитель
ноиллюстратив
ный

ИТОГО

68 часов

используют общие приёмы решения
поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном
решении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных
и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, оценивают
правильность выполнения действия.
Личностные УУД: Проявляют
доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость, эмпатию как
понимание чувств других людей и
сопереживание им.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».