РП история 5 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2016).
2.
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067)
3.
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования"
4. Проект историко-культурного стандарта, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21
мая 2012 г. № Пр.-1334. 30 октября 2013 г.
5. Учебный план МБОУ Школы-интерната г.Моздока.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и
традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном
обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего
мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2018.
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в
истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего
образования.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
— формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на
основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
— овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной
сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
— воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и
культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
— формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей
Древнего мира;
— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их
в разных ситуациях;

— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции,
Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях
современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими
культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
1. Описание места учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане.
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача,
которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для
изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у обучающихся компетентностей – социальноадаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся,
позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной
общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в
том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с
другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:
— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и
познания современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную
принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и
человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
3.Содержание учебного предмета.
Введение
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о
прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах.
Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет).
Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1 . Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина
человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их
изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение
пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение
сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество
сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек
«заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие.
Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей.
Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении
рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало
обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине
земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации
(неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов,
государств, письменности).
Тема 3. Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества
Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в
Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в
Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов.
В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце
фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и
завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта —
Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные
животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия,
гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса.
Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов.
Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила
ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж,
Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности.
Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса
— древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения
инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства,
письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва
умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное)
земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей.
Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые
башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные
знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо
Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от
бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона.
Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и
оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская
торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин.
Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и
его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог
даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и
предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве.
Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником.
Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран.
Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала.
Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в
Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской
державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система
налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах
Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди
природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое
общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги.
Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины.
Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские
иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории
государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение
наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый
путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и
открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности.
Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик городакрепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война.
Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором.
Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове
циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон
олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание
греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики.
Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе.
Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства.
Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и
илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление
Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей.
Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения
колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался
завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр.
Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды
победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона.
Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную
службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил.
Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль
Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины
победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское
население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига
посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни
древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра.
Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся
палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и
комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная
роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V B . ДО Н . э. Выборы на общественные должности в Афинах.
Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных
должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление.
Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей.
Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница.
Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией
независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и
Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник.
Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога
Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию
мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на
территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший
порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская

библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен,
Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление
обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его
обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ
римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои
права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление
господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов.
Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над
Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами.
Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом.
Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном
Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и
властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии.
Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники.
Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян.
Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья.
Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками.
Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее
разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском.
Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность
римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины
поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей.
Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног
Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за
единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение
Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи.
Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования.
Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне.
Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме.
Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников.
Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором
пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего
избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна —
«лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской
империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях
империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон.
Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство
повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как
инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть
императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства.
Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы
за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую
армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство
легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима
вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских
регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.

Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении
государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад
народов древности в мировую культуру.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и
умениями:
1 . Знание хронологии, работа с хронологией:
— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического
объекта в разные эпохи, века, периоды;
— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.),
отбирать её, группировать, обобщать;
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п.
составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как
основу диалога в поликультурной среде;
— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
— способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
— способность выделять главное в тексте и второстепенное;
— способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
— способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
— способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
— способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в
соответствии с целью;
— способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
— способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
— способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
— способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
— способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами.
Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и
учащихся.
Календарно-тематическое планирование
№

1

Темы разделов
и уроков

Колво ч

Введение.
1ч.
Что
изучает
наука история.
Источники
исторических
знаний.

Тип урока

Вид
контроля

Урок
индивиду
«открытия» альный
нового
знания;
формирован
ия
первоначаль
ных

личностные
Устанавливать
связь
между
целью
учебной
деятельности и ее
мотивом.
Участвовать
в
обсуждении
вопроса о том, для

Планируемые результаты
метапредметные
предметные
Самостоятельно
Раскрывать
значение
анализировать
терминов
история,
век,
условия
исторический источник.
достижения цели
на основе учета
выделенных
учителем
ориентиров

Дата
проведения

2

Раздел
I. 6 ч
Жизнь
первобытных
людей.
Тема
1. 3 ч
Первобытные
собиратели и
охотники.
Древнейшие
1
люди.
Историческая
карта.

предметных
компетенци
й

чего нужно знать действия в новом
историю.
учебном материале.

комбиниров
анный

Изображать
в Показывать
на
карте
места
фронталь рисунке
собственное
расселения
ный
представление о древнейших людей.
первобытном
Устно описывать
человеке и его первые
орудия
образе жизни.
труда. Сравнивать
первобытного
и
современного
человека.
Характеризовать
достижения
первобытного
человека,
его
приспособление к
природе.
индивиду Знание о своей Разрабатывать
сценарии охоты на
альный и этнической
принадлежности,
крупного
зверя.
фронталь
уважение
к Выделять признаки
ный
ценностям семьи, родовой общины.
любовь к природе.

3

Родовые
1
общины
охотников
и
собирателей.
Знать
своих
предков – знать
историю.

комбиниров
анный

4

Возникновение 1
искусства
и
религии.

комбиниров
анный

индивиду Освоение
альный и общемирового
культурного

Охарактеризовать
первобытные
верования людей.

Комментировать
и
формулировать
понятия:
первобытные люди, орудие
труда, собирательство.

Называть и охарактеризовать .
новые изобретения человека
для охоты. Характеризовать
новые способы охоты.
Исследовать
на
исторической карте и в
мультимедиа
ресурсах
географию
расселения
первобытных людей
Рассказать о наскальной
живописи,
версиях
её
происхождения. Работать с

Археология
помощница
истории.

5

6

–

фронталь
ный

Тема
2. 2 ч
Первобытные
земледельцы и
скотоводы.
Возникновение 1
земледелия
и
скотоводства.

Появление
неравенства
знати.

и

1

Урок
«открытия»
нового
знания

комбиниров
анный

фронталь
ный

индивиду
альный и
фронталь
ный

наследия.

Уважение к труду,
ценностям семьи,
любовь к природе.
Ориентация
в
системе
моральных норм и
ценностей.

текстом
учебника
по
заданиям учителя в малых
группах. Объяснить, как
учёные разгадывают загадки
древних художников.

Охарактеризовать
изменения
в
социальнохозяйственной жизни
людей
с
появлением
земледелия и скотоводства.
Обозначить
последствия
появления
гончарного
и
ткацкого ремёсел в
жизни
общины.
Охарактеризовать
религиозные
верования древнего
человека.

Рассказать о переходе от
собирательства к мотыжному
земледелию.
Выделить и
прокомментировать
промыслы
(лесные)
и
освоенные
древним
человеком ремёсла.
Исследовать
географию
районов
первичного
земледелия на исторической
карте.
Схематически
изобразить
и
прокомментировать
управление
родовой
общиной и племенем.

Ориентация
в Находить на карте
особенностях
районы,
где
социальных
предположительно
отношений
и появилась
взаимодействий,
металлургия.
установление
взаимосвязи
между
общественными и
политическими
событиями.

Выделять
и
сравнивать
признаки
родовой
и
соседской общин.
Раскрывать смысл понятий:
ремесло,
ремесленник,
гончарный
круг,
металлургия,
плужное
земледелие,
соседская
община,
вождь,
соплеменники,
дружина,
знать, города, святилища,

7

8

9

Повторение по 1
теме
«Жизнь
первобытных
людей»
Как работать с
учебным
материалом по
истории.

Тема 3. Счёт 1ч.
лет в истории.
Измерение
1
времени
по
годам.

Раздел
II. 20ч.
Древний
Восток.
Тема
4. 8ч.
Древний
Египет.
Государство на 1
берегах Нила.

Урок
развивающе
го контроля

взаимоко
нтроль

Решать
проблемные
и
развивающие
задачи
с
использованием
мультимедиаресу
рсов.

Урок
применения
метапредме
тных
и
предметных
знаний

индивиду
альный и
фронталь
ный

Решать
Уметь определять
исторические
историческое время
задачи и проблем- по ленте времени.
ные ситуации на
счёт времени.

Урок
«открытия
» нового
знания

фронтальн
ый

Самостоятел
ьно
подготовить
тематическое
сообщение к
уроку
по
выбору.

Осуществлять
познавательную
рефлексию
в
отношении
действий
по
решению учебных
и познавательных
задач.

Устанавлив
ать
причинноследственн
ые
связи
природы и
занятий
древних

государства.
Характеризовать изменения
отношений в общине с
выделением в ней знати.
Использовать электронные
ресурсы для виртуального
исторического путешествия.
Осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов решения задач,
обобщать понятия, создавать
и преобразовывать модели и
схемы для решения задач.
Делать умозаключения и
выводы
на
основе
аргументации.
Понимать относительность .
мнений и подходов к
решению проблемы.
Осмыслить
различие
понятий: год, век, столетие,
эра, эпоха, исторический
период

Характеризовать
местоположение
государства с помощью исторической
карты и её легенды.
Раскрывать значение понятий и терминов:
государство, папирус, дельта, оазис, ил,
рельеф, фараон.

10

Как
жили 1
земледельцы и
ремесленники.
Наука
о
народах и наука
о прошлом.

комбинир
ованный

11

Жизнь
египетского
вельможи.

1

комбинир
ованный

12

Военные
походы
фараонов.

1

комбинир
ованный

13

Религия
древних
египтян.

1

комбинир
ованный

египтян.
Оценивать Находить и группировать информацию по
достижения данной теме из текстов учебника,
культуры.
дополнительных источников к параграфу,
дополнительной литературы, электронных
изданий.
Комментировать понятия: вельможи,
писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно
формулировать их.
Характериз Учиться работать в малой группе над обфронтальн Ориентация
в
овать
щим заданием.
ый
особенностя особенност Выделять главное в части параграфа, во
х
и и
власти всём параграфе.
Выделять ключевые
ценностей и фараонов и понятия, которые раскрывают тему урока.
их
порядок
иерархизаци управления
и.
страной.
отношений и
взаимодейст
вий,
в
системе
моральных
норм
индивидуал Подготовить Анализиро Работать с картой в малых группах по
сообщение о вать
единому заданию. Исполнять роль в
ьный и
военных
завоевание соответствии
со
своеобразием
фронтальн
походах
египтян и исторического персонажа в инсценировке.
ый
Тутмоса III. давать им Показывать на карте территорию и
соответству центры древнеегипетского государства и
ющую
территории походов фараонов.
оценку.
индивидуал Творчески
Характериз Устанавливать связи между пантеоном .
ьный
и разрабатыват овать
богов и занятиями древних египтян.
фронтальн
ь
сюжеты религию
Объяснять, в чем заключалась роль
ый
для
древних
религии, жрецов в древнеегипетском
инсценирова египтян.
обществе
ния на уроке
по
теме
параграфа.
фронтальн
ый

Экологическ
ое сознание.

14

Искусство
древних
египтян.

1

комбинир
ованный

15

Письменность и 1
знания древних
египтян.

комбинир
ованный

16

Повторение по 1
теме «Древний
Египет»
Географические
названия
свидетели
прошлого.

Урок
развиваю
щего
контроля

Тема
5. 7ч.
Западная Азия
в древности

индивидуал
Освоение
ьный
и общекультур
фронтальн
ного
ый
наследия
древних
египтян.

Описывать
предметы
материальн
ой
культуры и
произведен
ия
древнеегип
етского
искусства,
высказыват
ь суждения
об
их
художестве
нных
достоинств
ах.
Рассказыва
ть
о
внутреннем
устройстве
пирамиды.
индивидуал Составлять
Осуществл
ьный
и короткое
ять
фронтальн
сообщение о познавател
ый
древнеьную
египетских
рефлексию.
иероглифах.
взаимоконт Понимание
Анализиро
роль
культурного вать
многообрази достижения
я
мира, в
уважение к земледелии
культуре
.
других
народов.

Искать в сети Интернет информацию о
находках
археологов
в
гробницах
древнеегипетских фараонов.
Подготовить презентации в Power Point по
самостоятельно
выбранной
теме
(совместно с родителями).

Осуществлять поиск информации в .
Интернете о процессе изготовления
папируса.
Характеризовать знания из разных
областей наук, известные древним
египтянам
Сравнивать
образ
жизни
фараона,
вельможи и простого земледельца.
Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в
сотрудничестве с соседом по парте).

17

Древнее
Двуречье.

1

Урок
«открытия
» нового
знания

индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

18

Вавилонский
1
царь
Хаммурапи и
его законы.

комбинир
ованный

фронтальн
ый

19

Финикийские
мореплаватели

комбинир
ованный

фронтальн
ый

1

Экологическ
ое сознание,
признание
высокой
ценности
жизни
во
всех
проявлениях
жизни.
Ориентация
в
системе
моральных
норм
и
ценностей и
их
иерархизаци
и. Уважение
к личности и
ее
достоинства
м,
доброжелате
льное
отношение к
окружающи
м
Формироват
ь уважение к
истории
других
народов,
культурным
и
исторически
м
памятникам.

Характериз
овать
природноклиматичес
кие
условия
Древнего
Двуречья.

Использовать электронное издание с
целью виртуального путешествия по
музею.
Прокомментировать
письменность
Двуречья и выделить её особенные
признаки.

Объяснять
почему
законы
Хаммурапи
были
объявлены
как законы
богов.

Выделять основные понятия параграфа, .
раскрывающие его суть. Характеризовать
свод законов Хаммурапи
Работа в группах по изучению законов
вавилонского
царя
Хаммурапи
с
дальнейшим объяснением их значения.

Использова
ть
историческ
ую карту,
определять
причины
развитой
торговли в
городах
Финикии:
Библ,
Сидон,
Тир.

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её
жителей
Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

20

Библейские
сказания.

1

комбинир
ованный

21

Древнееврейско 1
е царство.

комбинир
ованный

22

Ассирийская
держава.

комбинир
ованный

1

Формироват
ь уважение к
истории
других
народов,
культурным
и
исторически
м
памятникам.
индивидуал Формироват
ьный
и ь уважение к
фронтальн
истории
ый
других
народов,
культурным
и
исторически
м
памятникам.
индивидуал формировать
ьный и
отрицательн
фронтальн
ое
ый
отношение к
любому
проявлению
грубости,
жестокости,
насилия.
Работать в
малых
группах по
дифференци
рованным
заданиям на
понимание и
осмысление
нового
фронтальн
ый

Изучать по
карте
и
тексту
учебника
территори
ю
расселения
древнеевре
йских
племен
Дать
оценку
поступков
Давиду и
Самсону

Объяснять значение принятие единобожия
древнееврейскими племенами Проводить
аналогию и устанавливать какому народу
Бог дал такие же законы, как и древним
евреям

Уметь обобщать информацию и делать
выводы о том, каким представляли своего
царя иудеи Выделять в дополнительном
тексте
к
параграфу
главное
и
второстепенное (работа в группах)

Уметь
Определять
причины
самостояте Ассирийской державы
льно
находить
аргументы
к крылатой
фразе
«Рукописи
не горят»

падения

материала

23

Персидская
1
держава «царя
царей».

24

Тема 6. Индия 4 ч.
и Китай в
древности
Природа
и
люди Древней
Индии.
1

25

Индийские
касты.

1

комбинир
ованный

индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

Урок
«открытия
» нового
знания

индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

Урок
«открытия
» нового
знания

Составить
свое личное
отношение к
изучаемым
событиям,
рассказывать
кратко
легенды
о
персидских
царях

Работать с
историческ
ой картой и
дополнител
ьным
источникам
и
по
вопросу
расширени
я
территории
державы

Установить
причины
возникновения
Персидской державы
Систематизировать учебную информацию
о достижениях персидских царей.

Формироват
ь уважение к
истории
Индии
культурным
и
исторически
м
памятникам
индийского
народа
индивидуал Формироват
ьный
и ь уважение к
фронтальн
истории
ый
Индии
культурным
и
исторически
м
памятникам
индийского

Показывать
на
карте
основные
географиче
ские
объекты
Древней
Индии

Выделять
ключевые
понятия,
характеризующие индийскую историю и
культуру Выяснить, каких животных
почитали индийцы и почему( работа в
группах)

Дать
собственну
ю оценку
буддисткой
религии;
составлять
простой
план
пунктов
параграфа

Подготовить сообщение о жизни Будды
Доказывать, что брахманы – хранители
знаний, сравнивать основные положения
брахманизма и буддизма

26

Чему
учил 1
китайский
мудрец
Конфуций.

Урок
«открытия
» нового
знания

27

Первый
властелин
единого Китая.

Урок
«открытия
» нового
знания

28

Повторение по 1ч
теме
«Вклад
народов
Древнего
Востока
в
мировую
историю
и
культуру»

1

Раздел
III. 21 ч
Древняя
Греция.
Тема
7. 5ч.
Древнейшая
Греция.

Урок
развиваю
щего
контроля

народа
Формироват
ь уважение к
истории
Китая
культурным
и
исторически
м
памятникам
китайского
народа
индивидуал Формироват
ьный
и ь уважение к
фронтальн
истории
ый
Китая
культурным
и
исторически
м
памятникам
китайского
народа
взаимоконт Формироват
роль
ь уважение к
другим
народам
и
принятие их
культуры,
традиций и
обычаев
индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

по плану
Работать по
специально
разработан
ным
рабочим
картам
в
соответств
ии
с
регламенто
м

Вести поиск по карте и комментировать
местоположение Китая
Определять и формировать особенности
китайской религии

Дать
собственну
ю оценку
своеобрази
ю древней
китайской
цивилизаци
и

Рассказывать об отношениях Китая с
соседями, объяснять причины возведения
Великой Китайской стены
Составлять кроссворды по тематике урока

Перечислят
ь наиболее
известные
сооружения
, называть
материалы
для письма
в Египте,
Индии,
Китае

Выполнять задания на понимание,
осмысление изученного материала по
группам
Искать дополнительную информацию,
используя ресурсы библиотек и Интернета

29

Греки
критяне.

и 1

Урок
«открытия
» нового
знания

30

Микены и Троя. 1

Урок
«открытия
» нового
знания

31

Поэма Гомера 1
«Илиада».

Урок
«открытия
» нового
знания

32

Поэма Гомера 1
«Одиссея».

комбинир
ованный

индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

Формироват
ь уважение к
истории
древней
Греции
культурным
и
исторически
м
памятникам
греческого
народа
индивидуал Определить
ьный
и вклад
микенской
фронтальн
культуры в
ый
развитие
греческой
цивилизации
индивидуал Развивать
ьный
интерес к
истории
Древнего
мира, к
памятникам
античной
литературы,
греческой
цивилизации
.

Работать с
картой,
заданиями
рабочей
тетради

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и
выявлять его нравственный контекст (
работа в группах)
Называть
отличительные
признаки
критской культуры

Показывать
по
карте
местополо
жение
Микен

Работать
в
малых
группах
по
дифференцированным заданиям, на ленте
времени обозначать разные события и
даты
Выделять различия между микенской и
критской культурой

индивидуал
ьный

Последоват
ельно
рассказыва
ть о всех
приключен
иях
Одиссея и

Воспитывать
уважительно
е и бережное
отношение
ко
всей
античной
литературе

Характериз Раскрывать кратко суть поэмы Гомера
овать
образы
основных
героев
«Илиады»
Принимать
участие в
ролевой
игре.

Читать текст, выделяя основные понятия,
определения и события
В группах соотносить с картой путь
Одиссея домой, в Итаку, выделяя
основные вехи пути Одиссея домой

33

34

35

Религия
древних греков.

1

Тема
8. 7ч
Полисы
Греции и их
борьба
с
персидским
нашествием.
Земледельцы
1
Аттики теряют
землю
и
свободу.

Зарождение
демократии
Афинах.

в

1

комбинир
ованный

Урок
«открытия
» нового
знания

Урок
«открытия
» нового

на примере
поэмы
Гомера
«Одиссея»
индивидуал Дать оценку
ьный
и влияния
фронтальн
греческой
ый
мифологии
на культуру
античного
мира,
средневековь
я, нового и
новейшего
времени.

фронтальн
ый

Сформирова
ть
личностное
отношение
учащихся к
событиям,
происходящ
им в Древней
Греции

составить
план
его
путешестви
я
Давать
нравственн
ую оценку
героически
м
поступкам
героям
древних
мифов
(работа в
группах)

Дать
собственну
ю оценку
борьбе
земледельц
ев Аттики
за
собственно
е
благополуч
ие
и
нормальну
ю жизнь
индивидуал Выразить
Дать
ьный
и свое
собственну
фронтальн
собственное ю оценку
ый
отношение к поступкам
демократиче Солона

Объяснять связь с явлениями природы и
греческими богами
Выполнять задания по технике диалога:
«лесенка», «микрофон», «вертушка»

Выделять признаки греческого полиса,
характеризовать
греческий
демос,
общество
в
целом
Перечислять
преимущества греческого алфавита по
сравнению с финикийским (работа в
группах)

Показывать на примере реформ Солона
смысл понятия «демократия», ее роль в
улучшении жизни основной массы
населения Вести диалог с товарищем по
заданию, предложенному учителем

знания

ским
процессам,
происходящ
им в древней
Греции
индивидуал Определять
ьный
и роль
фронтальн
дисциплины
ый
в воспитании
и обучении
спартанцев,
определять
свое
отношение к
спартанском
у
воспитанию
индивидуал Осознавать
принадлежно
ьный и
сть греков к
фронтальн
единой
ый
культуре

36

Древняя
Спарта.

1

Урок
«открытия
» нового
знания

37

Греческие
1
колонии
на
берегах
Средиземного и
Черного морей.

комбинир
ованный

38

Олимпийские
1
игры
в
древности.

Урок
«открытия
» нового
знания

индивидуал
ьный и
фронтальн
ый

39

Победа греков 1
над персами в

Урок

индивидуал

Показывать
на
карте
расположен
ие Спарты

Сравнивать
общественно-политическое
устройство Афин и Спарты
Составлять рассказ о жизни спартанского
мальчика.
Анализировать ответы одноклассников.

Описывать
места
возникнове
ния
греческих
колоний,
используя
легенду
карты
Описывать
основные
правила
проведения
Олимпийск
их игр

Объяснять
причины
и
значение
возникновения колоний Составлять план
«Причины переселения греков»

Пробудить
желание
заняться
каким-либо
видом
спорта,
осознавать
положительн
ое влияние
спорта
на
человека
Понимать
Описывать
причины
ход боевых

Раскрывать значение Олимпийских игр в
жизни Греции С опорой на текст учебника
составлять рассказ от имени участника
или зрителя

Объяснять причины победы греков в
Марафонской битве Делать выводы о

Марафонской
битве.

40

41

42

Нашествие
персидских
войск
Элладу.

1
на

Тема
9. 5ч.
Возвышение
Афин в V в. до
н.э. и расцвет
демократии.
В
гаванях 1
афинского
порта Пирей.

В
городе 1
богини Афины

«открытия
» нового
знания

ьный и
фронтальн
ый

комбинир
ованный

индивидуал
ьный и
фронтальн
ый

Урок
«открытия
» нового
знания

взаимоконт
роль

. Урок
«открытия
» нового
знания

индивидуал
ьный и
фронтальн
ый

героических
усилий
греков
отстоять
независимос
ть
своего
государства
Описывать
чувства
человеказащитника
своего
государства

действий
значении победы греков в Марафонской
между
битве
персами и
греками

Составлять
рассказ об
одном
из
сражений
греков
с
персами от
имени
участника
сражения

Объяснять причины и итоги войн,
которые
вели
древнегреческие
государства
Доказывать
сложность
положения греков, используя текст
учебника

Высказывать
собственное
мнение
о
понятии
«гражданин»
,
«граждански
й поступок»
Объяснять за
что афиняне
любили свой
город,
какими
постройками
и статуями
гордились

устно
описывать
торговый
порт Афин

Сравнивать положение различных слоев
афинского общества, на основе анализа
документа Делать выводы о роли Афин в
истории Древней Греции

Объяснять
в
чем
состоит
вклад
древнегреч
еского
общества в
мировое
культурное
наследие

Описывать произведения древнегреческой
архитектуры
Характеризовать
особенности
городской
застройки,
основные занятия жителей

В
афинских 1
школах
и
гимнасиях.

Урок
«открытия
» нового
знания

индивидуал
ьный и
фронтальн
ый

44

В
театре 1
Диониса.

комбинир
ованный.

индивидуал
ьный и
фронтальн
ый

45

Афинская
демократия
при Перикле.

комбинир
ованный

индивидуал
ьный и
фронтальн
ый

Урок
«открытия
» нового
знания

индивидуал
ьный и
фронтальн
ый

43

46

1

Тема
10. 3ч
Македонские
завоевания в
IV в. до н.э.
Города Эллады 1
подчиняются
Македонии

47

Поход
Александра
Македонского
на Восток

1

комбинир
ованный

48

В Александрии 1

комбинир

Описывать
собственные
представлен
ия
о
важности
образования
Высказывать
суждения о
роли театра в
жизни греков

Описывать
особенност
и
древнегреч
еского
воспитания
Объяснять
отличия
трагедий и
комедий

Объяснять
значение
участия
граждан
в
управлении
государство
м

Рассказыва Характеризовать афинскую демократию
ть
об при Перикле Сравнивать различия в
особенност управлении в Афинах и в Древнем Египте
ях развития
демократии
при
Перикле

Описывать
значение
потери
Грецией
независимос
ти
индивидуал Рассказывать
ьный
и о важности
фронтальн
личных
ый
качеств для
достижения
поставленны
х целей

Показывать Объяснять причины подчинения городов
на
карте Эллады Македонии Характеризовать
места
македонское войско
сражений

индивидуал

Описывать

Показывать
на
карте
направлени
я походов и
территори
ю державы
Александра
македонско
го
Определять

Рассказывать о развитии наук
образовании в Древней Греции
Сравнивать воспитание в Афинах
Спарте

и
и

Рассказывать о развитии древнегреческого
тетра
Сравнивать
современный
театр
и
древнегреческий

Составлять
исторический
портрет(характеристику)Александра
Македонского
Объяснять причины гибели Персидского
царства
и
образование
державы
Александра Македонского

Составлять

рассказ-

описание

города

49

Египетской.

ованный

Повторение по 1ч
теме «Древняя
Греция»

Раздел

сходство и
различие
между
Александр
ийским
музеем
и
музеями
наших дней
Планирова
ние
последоват
ельности
действий

Александрия
Объяснять причины распада державы
Александра Македонского

Урок
развиваю
щего
контроля

ьный
и значение
фронтальн
распростране
ый
ния
греческой
культуры в
странах
Древнего
Востока
взаимоконт Формироват
роль
ь уважение к
истории
древней
Греции
культурным
и
исторически
м
памятникам
греческого
народа

Урок
«открытия
» нового
знания

индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

Планирова
ние
последоват
ельности
действий

Участие в обсуждении проблем и
сотрудничество со сверстниками
Сравнивать природные условия Греции и
Рима, анализировать и обобщать факты.
Характеризовать общественный строй,
занятия

IV. 18ч

Называть самое известное в древней
Греции: имя поэта, название храма, место
сражения.
Объяснять значение понятий: демократия,
стратег, оратор, спартанское воспитание,
Олимпийские игры.

Древний Рим.

50

Тема 11. Рим: от 3ч
его
возникновения
до установления
господства над
Италией.
Древнейший
1
Рим.

Формирован
ие
готовности и
способности
обучающихс
я
к
саморазвити
ю
и
самообразов
анию

51

Завоевание

1

Урок
«открытия
» нового
знания.

индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

1

Урок
«открытия
» нового
знания

индивидуал
ьный и
фронтальн
ый

Урок
«открытия
» нового
знания

индивидуал
ьный и
фронтальн
ый

Римом Италии.

52

Устройство
Римской
республики.

53

54

Тема 12. Рим 3ч
– сильнейшая
держава
Средиземном
орья.
Карфаген
– 1
преграда
на
пути
к
Сицилии.
Вторая война
Рима
с
Карфагеном.

Установление
1
господства
Рима во всем
Восточном

комбинир
ованный

Формирован
ие
мотивации к
обучению и
познанию

Планирова
ние
последоват
ельности
действий
Организаци
я
и
планирован
ие работы в
группе
Формирован Организаци
ие активной я
позиции
в самоконтро
учебной
ля
и
деятельности самооценив
Овладение
ания
средствами
решения
коммуникати
вных задач

Исследовать по карте территории,
завоёванные Римом. Характеризовать
Римскую республику и причины её
возникновения.

Характеризо
вать цели и
поступки
Ганибала
Анализирова
ть
ответы
одноклассни
ков

Называть
причины
и
характер .
карфагенских
войн.
Формирование
умений работы с исторической картой

Способност
ь
сознательн
о
организовы
вать
и
регулирова
ть
свою
деятельнос
ть
индивидуал Формировани Способност
е
ь
ьный и
осознанного,
сознательн
фронтальн
уважительног о

Сравнивать
устройство
римской
республики с греческим полисом

Работать с картой в процессе изучения
событий.
Формирование
умений
сообщать
отдельные
события,
формулировать

Средиземномор
ье.

55

Рабство

ый

комбинир
ованный

индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

1

Урок
«открытия
» нового
знания

индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

1

Урок
«открытия

в 1

Древнем Риме.

Тема

о
и
доброжелател
ьного
отношения к
другому
человеку, его
мнению,
мировоззрени
ю, культуре,
языку, вере

организовы выводы по теме
вать
и
регулирова
ть
свою
деятельнос
ть

Составлени
е плана и
последоват
ельности
действий

Формирование
умений
работать
с
историческими источниками, текстом
учебника
Определение цели, функций участников и
способы взаимодействия в группах

Умение
создавать,
применять
и
преобразов
ывать
знаки
и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познавател
ьных задач
индивидуал Давать
Участие в
ьный
и характеристи коллективн
фронтальн
ку событиям ом проекте

Формирование умений анализировать
исторические
факты:
распознавать
существенные признаки и интересы
различных групп Умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями

13. 4ч

Гражданские
войны в Риме.
56

Земельный
закон

братьев

Гракхов.

57

Восстание
Спартака.

Оценивать
поступки
братьев
Гракхов во
благо менее
защищённых
римлян

Понимание причин начала восстания
Спартака и причин его поражения
Составлять рассказ от имени Спартака,

» нового
знания

58

Единовластие

1

Урок
«открытия
» нового
знания

1

комбинир
ованный

Цезаря.

59

Установление
империи.

60

Тема 14.
Римская
империя в
первые века
нашей эры.

5 ч.

Соседи

1

Римской
империи.

Урок
«открытия
» нового
знания

ый

и
их
участникам.
Познакомить
с
героической
личностью
Спартака
индивидуал Анализирова
ьный
и ть действия
фронтальн
и поступки
ый
Ю. Цезаря
Умение
работать
в
группе
индивидуал Рассказывать
о
судьбах
ьный и
знаменитых
фронтальн
римлян
ый
Организация
и
планировани
е работы в
группе

индивидуал
ьный и
фронтальн
ый

Формировани
е
осознанного,
уважительног
о
и
доброжелател
ьного
отношения к
другим

темы:
«Поход
Спартака в
Альпы»,
«Красс
против
Спартака»
Умения
составлять
рассказ,
делать
самостояте
льные
выводы
Умение
самостояте
льно
строить
рассказ,
правильно
употреблят
ь
историческ
ие термины

Красса. Участвовать в ролевых играх.

Умение
составлять
простой
план

Изучить
особенности
правления
Октавиана Августа. Переработка и
структурирование
информации
Обмениваться в группе результатами
поиска

Подвести
учащихся
к
пониманию
характера власти, установленной Цезарем
в Риме.

Формирование
умений
исторической картой.

работать

с

народам
61

Рим

при 1

императоре
Нероне.

62

Первые

Урок
«открытия
» нового
знания

1

комбинир
ованный

1

комбинир
ованный

1

комбинир
ованный

христиане и их
учение.

63

Расцвет
Римской
империи во II в.

64

«Вечный
город»

во

времена
империи и его
жители.

индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

Развитие
морального
сознания и
компетентно
сти
в
решении
моральных
проблем
индивидуал Комментиро
ьный
и вать
и
фронтальн
оценивать
ый
комплекс
моральных
норм
христиан

Планирова
ние
и
организаци
я
деятельнос
ти

Умение
самостояте
льно
строить
рассказ,
правильно
употреблят
ь
историческ
ие термины
индивидуал Ориентация
Формирова
ьный
и в
ние умений
фронтальн
социальных
работать с
ый
ролях
и учебной и
межличностн дополнител
ых
ьной
отношениях литературо
й,
обобщать
отдельные
факты
индивидуал Развитие
Умения
ьный
и эстетическог составлять
фронтальн
о сознания
рассказ,
ый
Анализирова делать
ть
ответы самостояте
одноклассни льные
ков
выводы

Уметь

самостоятельно

составлять

рассказ, работать с текстом учебника и его
иллюстрациями,

давать

оценку

государственному деятелю Нерону
Планирование учебных действий
Формировать умения составлять рассказ,
работать
с
текстом
учебника
и
историческими документами
Умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями

Постановка
и
решение
проблем.
Самостоятельное
создание
способов
решения творческого характера
Умение слушать и вступать в диалог

Инсценирование выртуальной экскурсии
по Риму с использованием ИКТ,
иллюстраций
учебника,
рассказов
учащихся. Изучение культурной жизни в
Древнем Риме

65

Тема 15.
2ч.
Разгром Рима
германцами и
падение
Западной
Римской
империи.
Римская
1
империя
при
Константине

Урок
«открытия
» нового
знания

66

Взятие
Рима 1
варварами.

Урок
«открытия
» нового
знания

67

Повторение по 1ч.
теме «Древний
Рим»

Урок
развиваю
щего
контроля

68

Итоговое
повторение

Урок
применен
ия

1ч.

индивидуал
ьный
и
фронтальн
ый

Умение
Осознание
выражать и учамися
отстаивать
того,
что
свою
уже
позицию
усвоено и
что
ещё
подлежит
усвоению
Организаци
индивидуал Оценивать
поступки
я
ьный и
Гонория,
самоконтро
фронтальн
Стилихона,
ля
и
ый
Аллариха и самооценив
др.
с ания
позиции
общечеловеч
еских
ценностей
взаимоконт Установлени Осознание
роль
е учащимися учащимися
связи между качества и
целью
уровня
учебной
усвоения
деятельности
и её мотивом
и ради чего
она
осуществляе
тся
индивидуал Формирован Устанавлив
ьный
и ие уважения ать целевые
фронтальн
к
приоритеты

Умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении
Выбор наиболее эффективных способов
решения задач в конкретных условиях

Интегрироваться в группу и продуктивно
взаимодействовать со сверстниками и
учителем
Умение структурировать знания, строить
речевые высказывания

Планирование учебных действий
Рефлексия способов и условий действия

Давать определение науки геральдика.
Планировать общие способы работы.

метапредм ый
етных
и
предметн
ых знаний

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

государствен
ной
символике.

,
уметь
самостояте
льно
принимать
решения в
проблемно
й ситуации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».