РП Обществознание 8 Боголюбов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:

Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря
2014 г., 31 декабря 2015 г.)

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта основного общего образования (2004 г.) на основе примерной программы основного общего
образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание, 6-9 классы» (авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И.
Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев) – М., Просвещение, 2011.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин
2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).


Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.


Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ
Школы-интерната.


Учебного плана МБОУ Школы-интерната на 2020-2021 учебный год.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для

8-го класса предусматривает обучение

обществознанию в объеме 1 часа в неделю (34 часа за год).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
- Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой. – М.,
Просвещение, 2012- 2013гг г.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов,
критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и
самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе;
основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и
защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания
гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в
рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных
реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст 9 и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных
положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и
правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям со- временной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой
на эти понятия; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками
основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным
явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения
в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной
жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в
современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; 10
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности
; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и
коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую
информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к чело- веку, его правам и
свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на
осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и
грядущими поколениями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
1.Человек в социальном измерении. Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни.
Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями
и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление
человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно
зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста.
Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная
принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные
граждане России: какие права человек получает от рождения.
2.Ближайшее социальное окружение. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и
воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический
коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

3.Общество — большой «дом» человечества. Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии
общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни
людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления.
Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается
духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
4.Общество, в котором мы живём. Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные
средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. 12 Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в
современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей
страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего
Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
5.Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции
и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло.
Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор.
Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние
моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки
права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения,
субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах
и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические
права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского
гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и
обязанность.
6. Основы российского законодательства. Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные
правоотношения. Права и обязанности родителей и
детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые
правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в
трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание.
Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

7.Мир экономики. Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность
экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности.
Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её
формы. Рыночное регулирование
экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в
экономике. Роль
государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии
востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности
экономического развития России.
8.Человек в экономических отношениях. Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого
фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая
этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное
потребление. Права потребителя.
9. Мир социальных отношений. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие
индивидов и групп. Многообразие
социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с
переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная
справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного
российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика
межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА
10. Политическая жизнь общества. Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства.
Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация.
Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей.
Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы
законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные
отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические
события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
11. Культурно-информационная среда общественной жизни. Информация и способы её распространения. Средства массовой
информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль
религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации.
Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

12. Человек в меняющемся обществе. Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное
образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся
молодыми.

Планируемые результаты
В результате изучения обществознания в курсе 8 класса ученик должен
Знать/понимать
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь

 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное
существо; основные социальные роли;
 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и
природы, сфер общественной жизни);
 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в
различных сферах деятельности человека
 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный
текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;







общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию
8 класс ФГОС

№

Тема раздела,
урока.

Даты
Кол проведения

УУД (универсальные учебные действия)

Формы
контроля

Дом/задани
е

иче
ств
о
час
ов.
1

2

Введение.
Знакомство с
курсом.

1

Урок 2. Что делает
человека
человеком?

1

3

Урок 3. Человек,
общество,
природа.

1

пла
н

факт

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с
основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу
совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся.
Глава 1. Личность и общество (6 часов).
Выявлять отличия человека от животных. Объяснять человеческие
качества. Различать биологические и природные качества человека.
Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и
социальное в человеке. Определять своё отношение к различным
качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью.
Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать
примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить
примеры основных видов деятельности
Уметь высказывать своё мнение, работать с учебником, отвечать на
поставленные вопросы, давать определения, Характеризовать качества
человека, личности. Понятия: мышление, речь, творчество, человек,
самореализация, социальное, биологическое
Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи
природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать
возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных

Стр.4

§1

Беседа.
Вопросы

§2

норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на
людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы
4

5

Урок 4. Общество
как форма
жизнедеятельност
и людей.

1

Урок 5. Развитие
общества.

1

6

Урок 6. Как стать
личностью.

1

Выделять существенные признаки общества. Называть сферы
общественной жизни и характерные для них социальные явления.
Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер
Беседа.
общественной жизни
Вопросы
Знать основные положения урока: нужда человека, потребности
человека, поступки связанные с потребностью.
Понятия: потребность, ценностные ориентации, материальное, духовное
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в
постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной
действительности, связанные с изменением структуры общества.
Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить
примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.
Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни Выполнять
перемены, происходящие в современном обществе (ускорение проблемные
общественного
развития).
Использовать
элементы
причиннозадания
следственного анализа при характеристике глобальных проблем
Многообразие
современного
мира.
Глобальные
проблемы
современности. Пути решения.
Понятия: глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная
катастрофа
Раскрывать
на
конкретных
примерах
смысл
понятия
«индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного Контрольное
анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять тестировани
и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида,
е
индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации,

§3

§4

§5

7

8

Урок 7.
Практикум по
теме «Личность и
общество».

оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные
практические ситуации, в которых проявляются различные качества
личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

1

Глава2. Сфера духовной культуры (8 часов).

Урок 8. Сфера
духовной жизни.
1

9

Урок 9. Мораль.

1

10

Урок 10. Долг и
совесть.

Стр.44

Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать
и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать
социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из
адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности
российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в
культурном развитии
Знать основные положения раздела.
Понятия: ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение,
истина, самоанализ, самооценка, «образ Я»
Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные
принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных
социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного
анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества
и человека
Уметь высказывать своё мнение, работать с учебником, отвечать на
поставленные вопросы, давать определения. Понятия: мораль, нормы
морали, нравы, человечность
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей

1

§6
Беседа.
Вопросы

§7
Беседа.
Вопросы

§8

11

12

13

14

15

Урок 11.
Моральный выбор
— это
ответственность.
Урок 12.
Образование.

Урок 13. Наука в
современном
обществе.

Урок 14. Религия
как одна из форм
культуры.
Урок 15.
Практикум по
теме «Сфера
духовной
культуры»

1

1

Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки
собственным поступкам, по ведению других людей

Оценивать значение образования в информационном обществе.
Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из
различных источников. Характеризовать с опорой на примеры
современную образовательную политику РФ. Обосновывать своё
отношение к непрерывному образованию.
Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять
возрастание роли науки в современном обществе.

1

1

1

Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной
жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать
сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и
атеизму
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь
применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных
ситуаций. Выделять нравственный аспект поведения. Соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь
строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении
Глава3. Социальная сфера (5 ч).

§9

Контрольное
тестирование

Эссе
§10

§11
Беседа.
Вопросы
§12
Сообщения,
рецензии

Стр.103
Беседа.
Вопросы

16

17

18

19

20

Урок
Социальная
структура
общества.

16.

Урок
17.
Социальные
статусы и роли.

Урок 18. Нации и
межнациональные
отношения.

Урок 19.
Отклоняющееся
поведение.
Урок 20.
Практикум по
теме «Социальная
сфера».

1

1

1

1

1

Выявлять и различать разные социальные общности и группы.
Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры
различных видов социальной мобиль ности. Характеризовать причины
социальных конфликтов, используя межпредметные связи, мате- риалы
СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать
социальную инфор- мацию о структу ре общества и направлениях её
изменения из адаптированных источников различного типа.
Называть позиции, определяющие статус личности. Различать
предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать
примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых
различий по тендерному признаку, показывать их проявление в
различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные
роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие
отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение
к проблеме нарастания разрыва между поколениями.
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия
«этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из
прошлого и современности значение общего исторического прошлого,
традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость
межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины
возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать
возможные пути их разрешения.
Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные
последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Оценивать социальное значение здорового образа жизни
Систематизировать наиболее часто задавае- мые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для
школьников

§13
Беседа.
Вопросы

§14
Выполнять
проблемные
задания

Выполнять
проблемные
задания

Беседа.
Вопросы
Творческое
задание.

§15

§16

Стр.141

Глава4. Экономика (13 часов).

21

22

23

Урок 21.
Экономика и её
роль в жизни
общества.
Урок 22. Главные
вопросы
экономики.

1

1

Урок 23.
Собственность.
1

24

Урок 24.
Рыночная
экономика.
1

25

Урок 25.
Производство —
основа экономики.

1

Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему
ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и
экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе
экономического выбора.
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов
участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы
экономических систем. Характеризовать способы координации
хозяйственной жизни в различных экономических системах.
Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и
конкретизировать примерами формы собственности. Называть
основания для приобретения права собственности. Анализировать
несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой
прав собственности.
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации
экономической жизни. Характеризовать условия функционирования
рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного
механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать
собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования
экономики в жизни общества.
Объяснять решающую роль производства как источника экономических
благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и

Выполнять
проблемные
задания

§17

Беседа.
Вопросы

§18

Выполнять
проблемные
задания

§19

§20
Выполнять
проблемные
задания

Выполнять
проблемные
задания

§21

26

Урок 26.
Предприниматель
ская деятельность.
1

27

28

29

30

Урок 27. Роль
государства в
экономике.
Урок 28.
Распределение
доходов
Урок 29.
Потребление.

Урок 30.
Инфляция и
семейная

1

1

1

1

иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и
извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных
источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные
с использованием различных способов повышения эффективности
производства.
Описывать
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и
недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к
проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.
Оценивать возможности своего участия в предпринимательской
деятельности.
Характеризовать экономические функции государства. Описывать
различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.
Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия
«государственный бюджет». Приводить примеры государственной
политики регулирования доходов и расходов.
Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины
неравенства
доходов
населения.
Объяснять
необходимость
перераспределения
доходов.
Иллюстрировать
примерами
государственные меры социальной поддержки населения.
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи
в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг,
предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав
потребителей.
Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать
влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.
Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан.

§22
Беседа.
Вопросы

Контрольное
тестирование

Выполнять
проблемные
задания
Творческое
задание.
Беседа.
Вопросы

§23

§24

§25

§26

экономика.

31

32

33
34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Урок 31.
Безработица, её
причины и
последствия.
Урок 32. Мировое
хозяйство и
международная
торговля.

Урок 33.
Практикум по теме
«Экономика».
Урок 34.
Заключительный
урок.

1

1

1

1

Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в
стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с
точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль
банков в сохранении и приумножении доходов населения.
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной
экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать
экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль
государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные
возможности на рынке труда.
Описывать реальные связи между участниками международных
экономических отношений. Характеризовать причины формирования
мирового хозяйства. Характеризовать влияние международной торговли
на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать
примерами направления внешнеторговой политики государства.
Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс».
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать
причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. Подвести итоги
учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе.

Творческое
задание.

Выполнять
проблемные
задания

Контрольное
тестирование
Работа над
ошибками

§27

§28

Стр.243


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».