РП История 9 Арсентьев Юдовская

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:


Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г.)


Рабочая программа предназначена для изучения курса «История России, Всеобщая история» в 9 классе, составлена в соответствии с
положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по
истории для 5-9 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и
др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы), программы «Всеобщая история. История Нового времени 8 класс»
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин
2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).


Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.


Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ
Школы-интерната.


Учебного плана МБОУ Школы-интерната на 2020-2021 учебный год.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».
Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России. Всеобщая история, История Нового времени» (8 класс).
Программа предполагает использование учебников:
1.«История России. 9 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. М., «Просвещение», 2018 г.
2. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Автор: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др./Под ред. Искендерова
А.А. «Просвещение» - 2019г.
Цели:
1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления
ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин;
2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную
позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими
мировоззренческими системами;
3. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе;
4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
5. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.

2.

Общая характеристика учебного курса

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также
принципов и содержания Историко-культурного стандарта.
В результате изучения курса Всеобщей истории учащиеся 9 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития
индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период XIX в.: периодизация Нового времени;
особенности ментальности человека Нового времени; преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным; причины
революций и реформы как альтернативный путь развития общества; дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы
различных континентов и стран перед необходимостью модернизации; бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к

зарождению и развитию империализма; новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству
разрешения социальных противоречий; дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование
гражданских обществ, где личность может реализовать свои прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»; использование
индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй; международные конфликты, приводившие
к войнам; особенности духовной жизни народов, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости; важнейшие достижения
мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека; изменения в повседневной жизни человека.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве
общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории.
Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических
подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции
является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба
России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов,
обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского
государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет
способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего
края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и
выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и
неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностные результаты изучения истории включают:
1. освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историкокультурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в., а так же на основе знания истории и основ культурного
наследия человечества эпохи Нового времени;
2. уважение к другим народам России и мира и принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному
сотрудничеству;
3. эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
4. уважение к истории родного края, его культурным и историческим памятникам;
5. гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в
изучаемый период;
6. устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

7. уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к
любым видам насилия и готовность противостоять им;
8. внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
9. развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому
России и своего края;
10. формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия;
11. освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод общества через знакомство с
политической историей Европейских государств, США, Латинской Америки, стран Азии и Африки, процессами формирования
либерального, консервативного и демократического общественных движений, борьбы за всеобщее избирательное право;
12. понимания культурного многообразия культурного мира; уважения мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей
своего и других народов на основе изучения различных типов цивилизаций, культур и этносов эпохи Нового времени;
13. готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.
Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:
1. самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с
новым учебным материалом;
2. планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства
достижения целей;
3. самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
4. адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце
действия, так и по ходу его реализации;
5. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций путём сотрудничества;
6. работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
7. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
8. выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;
9. осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;
10. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной и письменной речью,
строить монологические контекстные высказывания;
11. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы
взаимодействия, планировать общие способы работы;
12. осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
13. оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

14. в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир
для построения действия;
15. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
16. проводить сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
17. выявлять проблему, аргументировать её актуальность;
18. выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под
руководством учителя);
19. делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
20. структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий.
Предметные результаты изучения истории включают:
представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы,
народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
7. установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
8. определение и использование основных исторических понятий периода;
9. установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений; установление синхронистических связей истории
России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
10. целостные представления об историческом пути народов и государств Нового времени;
11. исторические знания о территории государств и мира и их границах, об их изменениях на протяжении XIX – начале XX в., анализ
описания военных действий, процессов объединения Италии и Германии, колониальной политики европейских государств и США.
12. понимание процессов промышленной революции, индустриализации, монополизации, миграции населения, произошедшие в Европе и
США;
13. представление о достижениях в культуре Европейских стран, США, Латинской Америки, стран Азии и Африки;
14. составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
15. поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с
использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
16. анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы
декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
17. анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I,
Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П.
Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного

1.
2.
3.
4.
5.
6.

движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие
Российского государства;
18. сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
19. определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные
особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной
Европы);
20. систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с
использованием наглядных средств;
21. приобретение опыта историко-культурного, историкоантропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
22. представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом
культурном наследии.

3. Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
"История России. Всеобщая история" в учебном плане. На изучение истории в 9 классе отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю. Курс
«История России» в 9 кл. в объеме 46 ч., «Всеобщая история. История Нового времени» – 22 ч. в соответствии с Примерной программой по
истории, авторской программой по Всеобщей истории и Истории России.

Содержание учебного предмета
Всеобщая история
Глава II. Страны Европы и США в первой половине XIX в.
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика
консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в
период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский
конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Англия сложный путь к величию и процветанию. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного
парламентского режима. Чартистское движение. Англия — «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революция 1848 г. Вторая империя. Революции
1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г. Германия: на пути к единству Вильгельм I и Отто фон
Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование
Северогерманского союза. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Камилло Кавур. Революционная деятельность
Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини*. Национальное объединение Италии. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка
реформ. Поражение коммуны.
Глава III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в.
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации.
Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к
национализму. Колониальная политика. Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в
жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в
полуколонию индустриальных держав. Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного
общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и
«крайние». Балгангадхар Тилак. Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел
Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность
колонизации Южной Африки. Создание ЮАС.
Глава IV. Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX в.
Германская империя в конце 19-начале 20 в. Борьба за место под солнцем. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе
империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон
против социалистов». Политика «нового курса» — социальные реформы. Вильгельм II — «человек больших неожиданностей». От «нового
курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне. Великобритания конец Викторианской эпохи. Английский
парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности
экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во
имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной
конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические
реформы. Франция — первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса».
Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне. Италия: время реформ и колониальных захватов.
Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция — плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра
либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны. США в XIX в. Увеличение территории
США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус
Маккормик. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение
негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам
Линкольн — президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа
северян. США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя

покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы.
Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя
политика США. Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки.
Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский
плавильный котел».
Глава V. Международные отношения: обострение противоречий.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи. Политическая карта мира к началу
XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз.
Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства.
Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны. Пацифистское движение. Второй
интернационал против войн и политики гонки вооружений.
История России
Глава I. Россия в первой четверти XIX в.
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Революция во Франции, империя Наполеона I и изменение расстановки сил в Европе. Революции в Европе и
Россия. Россия на рубеже XVIII—XIX вв.: территория, население, сословия, политический и экономический строй. Император Александр I.
Конституционные проекты и планы политических реформ. Реформы М. М. Сперанского и их значение. Реформа народного просвещения и её
роль в программе преобразований. Экономические преобразования начала XIX в. и их значение. Международное положение России.
Основные цели и направления внешней политики. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение
Абхазии в состав России. Война со Швецией и включение Финляндии в состав Российской империи. Эволюция российско-французских
отношений. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.: причины, основное содержание, герои. Сущность и историческое значение войны.
Подъём патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад народов России в победу. Становление индустриального
общества в Западной Европе. Развитие промышленности и торговли в России. Проекты аграрных реформ. Социальный строй и общественные
движения. Дворянская корпорация и дворянская этика. Идея служения как основа дворянской идентичности. Первые тайные общества, их
программы. Власть и общественные движения. Восстание декабристов и его значение. Национальный вопрос в Европе и России. Политика
российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии 1809 г. и Польская конституция 1815 г. —
первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России. Начало Кавказской войны. Венская система
международных отношений и усиление роли России в международных делах. Россия — великая мировая держава.
Глава II. Россия во второй четверти XIX в.
Император Николай I. Сочетание реформаторских и консервативных начал во внутренней политике Николая I и их проявления.
Формирование индустриального общества, динамика промышленной революции, индустриализация в странах Западной Европы. Начало и
особенности промышленного переворота в России. Противоречия хозяйственного развития. Изменения в социальной структуре российского

общества. Особенности социальных движений в России в условиях начавшегося промышленного переворота. Общественная мысль и
общественные движения. Россия и Запад как центральная тема общественных дискуссий. Особенности общественного движения 30—50-х гг.
XIX в. Национальный вопрос в Европе, его особенности в России. Национальная политика Николая I. Польское восстание 1830—1831 гг.
Положение кавказских народов, движение Шамиля. Положение евреев в Российской империи. Религиозная политика Николая I. Положение
Русской православной церкви. Диалог власти с католиками, мусульманами, буддистами. Россия и революции в Европе. Политика
панславизма. Причины англо-русских противоречий. Восточный вопрос. Крымская война и её итоги. Парижский мир и конец венской
системы международных отношений. Развитие образования. Научные открытия и развитие национальных научных школ. Русские
первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. Русское географическое общество. Особенности и
основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение
культур. Российская культура как часть европейской культуры. Динамика повседневной жизни сословий.
Глава III. Россия в эпоху Великих реформ
Европейская индустриализация во второй половине XIX в. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве ведущих стран.
Новые источники энергии, виды транспорта и средства связи. Перемены в быту. Император Александр II и основные направления его
внутренней политики. Отмена крепостного права, историческое значение реформы. Социально-экономические последствия Крестьянской
реформы 1861 г. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы.
Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации и урбанизации.
Формирование буржуазии. Рост пролетариата. Нарастание социальных противоречий. Политические реформы 1860—1870-х гг. Начало
социальной и правовой модернизации. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания.
Движение к правовому государству. Особенности развития общественной мысли и общественных движений в 1860—1890-е гг. Первые
рабочие организации. Нарастание революционных настроений. Зарождение народничества. Рабочее, студенческое, женское движение.
Либеральное и консервативное движения. Национальный вопрос, национальные войны в Европе и колониальная экспансия европейских
держав в 1850—1860-е гг. Рост национальных движений в Европе и мире. Нарастание антиколониальной борьбы. Народы Российской
империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Национальная политика самодержавия.
Польское восстание 1863—1864 гг. Окончание Кавказской войны. Расширение автономии Финляндии. Народы Поволжья. Особенности
конфессиональной политики. Основные направления и задачи внешней политики в период правления Александра II. Европейская политика
России. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Отношения с США, продажа Аляски. Подъём российской
демократической культуры. Развитие системы образования и просвещения во второй половине XIX в. Школьная реформа. Естественные и
обще- ственные науки. Успехи фундаментальных естественных и прикладных наук. Географы и путешественники. Историческая наука.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература.
Глава IV. Россия в 1880-1890-е годы.
Император Александр III и основные направления его внутренней политики. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего
законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций
дворянства. Ограничение местного самоуправления. Особенности экономического развития страны в 1880—1890-е гг. Положение основных
слоёв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период. Общественное движение в 1880—1890е гг. Народничество и его эволюция. Распространение марксизма. Национальная и религиозная политика Александра III. Идеология

консервативного национализма. Новое соотношение политических сил в Европе. Приоритеты и основные направления внешней политики
Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Глава V. Россия в начале XX в.
Мир на рубеже XIX—XX вв. Начало второй промышленной революции. Неравномерность экономического развития. Монополистический
капитализм. Идеология и политика империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание
противоречий между ведущими странами. Социальный реформизм начала ХХ в. Место и роль России в мире. Территория и население
Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в. Урбанизация. Политическая система Российской империи
начала XX в. и необходимость её реформирования. Император Николай II. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических
преобразований. Национальная и конфессиональная политика. Экономическое развитие России в начале XX в. и его особенности. Роль
государства в экономике. Место и роль иностранного капитала. Специфика российского монополистического капитализма. Государственномонополистический капитализм. Сельская община. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества
начала XX в. Аграрный и рабочий вопросы, попытки их решения. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки
формирования и особенности генезиса политических партий в России. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в.
Многообразие политических форм объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты.
Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские в имперском
сознании. Поляки, евреи, армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы Средней Азии, Сибири и Дальнего
Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX вв. Этническое многообразие внутри православия. «Инославие», «иноверие» и
традиционные верования. Международное положение и внешнеполитические приоритеты России на рубеже XIX—XX вв. Международная
конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русскояпонская война 1904—1905 гг., её итоги и влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. Революция 1905—1907 гг. Народы России в
1905—1907 гг. Российское общество и проблема национальных окраин. Закон о веротерпимости. Политические реформы 1905—1906 гг.
«Основные законы Российской империи». Система думской монархии. Классификация политических партий. Реформы П. А. Столыпина и их
значение. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свёртывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Национальные политические партии и их программы. Национальная политика властей. Внешняя политика России после Русско-японской
войны. Место и роль России в Антанте. Нарастание российско-германских противоречий. Духовное состояние российского общества в начале
XX в. Основные тенденции развития русской культуры и культуры народов империи в начале XX в. Развитие науки. Русская философия:
поиски общественного идеала. Литература: традиции реализма и новые направления. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм.
Изобразительное искусство. Русский авангард. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и
исполнительское искусство. Русский балет. Русская культура в Европе. «Русские сезоны за границей» С. П. Дягилева. Рождение
отечественного кинематографа. Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и деревне в начале ХХ в.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по истории 9 класс, 68 часов
История нового времени. (22 часа)

№

Дата

Тема урока

Кол- Тип
во
урока
часов

Элементы
содержания

Требования к уровню
подготовки учащихся

Вид
контроля

Дом.
задан
ие

Глава 2. Строительство новой Европы ( 8 ч)

1

Образование
наполеоновс
кой империи

1

Комбин.

Наполеон. Французский
гражданский кодекс.
Наполеоновская империя.
Наполеоновские войны

2

Падение
империи
Наполеона

1

Комбин. с
элементам
и
дискуссии

Итоги наполеоновских войн.
Венский конгресс. Священный
союз и европейский порядок.
Решения Венского конгресса как
основа новой системы
международных отношений.

3

Англия в
первой
половине
XIX в.

1

Комбин.

Социально-экономические
отношения и государственный
строй. Общественные движения:
чартисты, тред-юнионы

Знать основные черты режима Наполеона. Уметь называть причины
завоевательных войн (показывать на
карте), высказывать оценочные
суждения исторической личности,
работать с историческим документом
Знать причины ослабления империи
Наполеона, основные решения и
последствия Венского конгресса
Уметь описывать условия в жизни
империи, называть (показывать на
карте) основные военные сражения,
составлять таблицу
Знать цели и результат чартистского
движения; уметь называть и показывать на карте основные направления внешней политики; работать
с историческим документом

сравнительн
ый
анализ

§11

вопросы

§12

Проблем
ная
беседа:
почему
чартистское
движение не
переросло в
революц
ию?

§13

4

5-6

7

8

Франция в
1
1800-1870 гг.

Комб.

Германия и
Италия в
первой
половине
XIX в.

Комб.

2

Война,
изменившая
карту
Европы.
Парижская
Коммуна
Строительст
во новой
Европы

1

1

Июльская монархия. Революция
Знать характер политического
1848 г. Вторая республика. Режим устройства; причины политического
Второй империи
кризиса, причины европейских
революций, уметь устанавливать
причинно-следственные связи;
решать познавательные задания
Знать общие черты и различия
Вильгельм I и Отто фон
Бисмарк. Соперничество
национального объединения ГерПруссии с Австрией за
мании и Италии; уметь устанавлидерство среди немецких
ливать причинно-следственные
государств. Война с Австрией и связи; делать выводы и обобщения.
победа при Садове. Образование Называть правителей и государстСеверо-Германского союза. К.
венных деятелей
Кавур. Революционная
деятельность Д. Гарибальди и
политика Д. Мадзини.
Национальное объединение
Италии.

Познават
ельное
задание

§14-15

Проблем §16; 17
ная
беседа:
как
следует
оценивать
чувство
вернопод
данничес
тва?

Комбин.

Франко-прусская война. Падение
Второй империи. Третья
республика во Франции.
Завершение объединения
Германии и провозглашение
Германской империи.Парижская
Коммуна

Знать причины и последствия
войны для Франции и Германии,
мира в целом. Уметь делать
выводы и прогнозы возможного
развития международных
отношений

Алгорит
м
военных
действий

Повтобобщ

Социально-экономические
отношения и государственный
строй стран Европы ,причины изменений в политическом строе
стран Европы

Знать основные понятия и термины
темы, уметь обобщать и
систематизировать изученный
материал

тест

§18

С.146

Глава 3. Европа: время реформ и колониальных захватов (5 ч)

9

Германия во
второй
половине
XIX в.

1

Урок
изучения
нового
материала

Особенности индустриального
развития. Либеральные реформы

Знать государственное устройство;
особенности индустриализации; основные черты национализма; характер
внешней политики. Уметь
аргументировать и высказывать свою
точку зрения, показывать на карте колонии

Познав.з
адания

§19

10

11

Великобри
тания:
конец
Викториан
ской эпохи
Франция:
Третья
республик
а

1

Комб.

Особенности экономического
развития. Колониальные захваты

Знать особенности развития капитализма в Англии; уметь
показывать на карте колонии, называть правителей и государственных
деятелей

сравнит
ельная
таблица

§20

1

Комб.

Франция – светское государство.
Коррупция государственного
аппарата. Дело Дрейфуса. Движения протеста

Знать особенности развития
капитализма; основные реформы.
Уметь показывать на карте колонии.
Называть правителей и государственных деятелей

Задан
ия с
кратк
им
ответ
ом

§21

Реваншизм
12

13

Италия во
второй
половине
XIX в.
Формирован
ие австровенгерского
государства

1

Комб.

Комб.

1

Конституционная монархия.
«Национальное возрождение»
славянских народов Австрийской
империи. «Весна народов» в
империи Габсбургов.
Политическое устройство
Австро-Венгрии. Национальный
вопрос. Начало промышленной
революции. Внешняя политика.
«Лоскутная империя»

Знать особенности развития и
таблица
характер внешней политики Италии,
особенности развития АвстроВенгрии. Уметь составлять таблицы,
показывать на карте колонии.
Называть правителей и государственных деятелей
Задания
с
кратким
ответом

§22

§23

Глава 4. Две Америки ( 2 ч)

1415

16

США в XIX
в.

Латинская
Америка

2

1

Урок
изучения
нового
материала

Гражданская война. Отмена
рабства. Особенности экономического развития. Внешняя
политика

Знать особенности промышленного
вопрос
переворота, основу хозяйства Юга,
ы
основные этапы и итоги гражданской
войны, выявлять причины и последствия социальных противоречий;
определять характер внешней политики
США. уметь показывать на карте
места военных сражений

§24-25

Комб.

Образование независимых
государств. «Век каудильо».
Экономическое развитие.
«Латиноамериканский
плавильный котел».

Знать причины освободительного
движения в колониях; особенности
развития экономики региона;
работать с картой

§26

Задания
с
кратким
ответом

Глава 5. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости ( 4 ч)
1718

Страны
Востока в
XIX в.:
Япония и
Китай

2

Комб.

Реформы Мэйдзи. «Открытие»
Китая. Политическое устройство.
Изменения в образе жизни общества.

1920

Страны
Востока в
XIX в.:
Индия и
Африка

2

Комб.

Особенности колониального
режима в Индии. Колониальные
захваты в Африке

Знать причины реформ и их последствия. Уметь объяснять особенности экономического развития,
описывать изменения в образе
жизни общества, определять причины и характер внешней политики,
; составлять сравнительную таблицу
Знать особенности развития стран
Востока; Уметь делать сообщения,
систематизировать материал,
обобщать, делать выводы

сравните
льная
таблиця

§27-28

план
§29-30
«Социальноэкономические и
политические
последстви
я
колониа
льного
раздела
Африки»

Глава 6. Международные отношения в последней трети XIX в. (1 ч)
21

Международ 1
ные
отношения в
последней
трети XIX в.

Урок
изучения
нового
материала

Нарастание противоречий
между великими державами и
основные узлы противоречий.
Тройственный союз. Франкорусский союз. Англо-германское
соперничество. Антанта.
Империалистические войны.
Балканские войны — пролог
Первой мировой войны.
Пацифистское движение. II
Интернационал против войн и
политики гонки вооружений

Знать основные международные
противоречия, уметь работать с
картой, делать выводы на основе
фактов

вопросы

§31

Повторение (1 ч)
22

Итоговое
повторение
«Мир в XIX
- начале
XX вв.»

Урок
обобщающ
его
повторени
я

1

Модернизация, революции и
национально-освободительных
движения. Империалистические
войны

Знать в чем заключается суть
модернизации, что она стала
главным содержанием этого
времени, XIX век – век революций
и национально-освободительных
движений, но и время развития
национализма, что создало основу
для возникновения войн за передел
мира. Уметь анализировать ист.
явления, процессы, факты,
определять и объяснять понятия

тест

Календарно-тематическое планирование 9 класс (68 часов)
ИСТОРИЯ РОССИИ (46 часов)

№
п/п
уро
ка

1

Тема урока

Россия и мир на
рубеже XVIII – XIX
вв.

Кол-во
часов

1

Требования к результату

Основные виды учебной
деятельности

Глава I. Россия в первой четверти XIX в. 10 часов
Научаться: характеризовать
Слушание рассказа
геополитическое положение
учителя.
России в начале XIX века.
Конспектирование, работа с

Виды и
формы
контроля

Домашнее
задание

Текущий и
комбиниров
анный

§1,
вопросы

Дата
проведения
урока
по
факт
плану

2

Александр I: начало
правления. Реформы
М.М. Сперанского

3

Внешняя политика
Александра I в 1801
– 1812 гг.

4

Отечественная война
1812 г.

5

Заграничные походы
русской армии.
Внешняя политика
Александра I в 1813
– 1825 гг.

6

Либеральные и
охранительные
тенденции во
внутренней
политике

1

1

1

1

1

Находить общее и различия в
историческом развитии России и
других стран Европы,
оказавшихся перед вызовами
модернизации.
Научаться: называть
характерные, существенные
черты внутренней политики
Александра I в начале и во
второй половине его
царствования. Составлять
характеристику
государственного деятеля М.М.
Сперанского. Характеризовать
причины и последствия его
реформаторской деятельности
Научаться: характеризовать
основные направления внешней
политики Российской империи
Научаться: рассказывать,
используя историческую карту и
тексты источников, о ходе,
основных событиях войны 1812
г.
Научаться: объяснять, в чём
заключались последствия
Отечественной войны 1812 г. для
международного положения
России и ситуации в стране.
Характеризовать направления
внешней политики Александра I
Научаться: представлять
характеристику (исторический
портрет) Александра I, объяснять
причины изменения его
внутриполитического курса

текстом учебника.

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§2,
вопросы

Слушание рассказа
учителя. Беседа по
вопросам, самостоятельная
работа с учебником.

Текущий и
комбиниров
анный

§3,
вопросы

Слушание рассказа
учителя. Беседа по
вопросам, работа с
учебником и картой

Текущий и
комбиниров
анный

§4,
вопросы

Слушание рассказа
учителя. Беседа по
вопросам, самостоятельная
работа с учебником.

Текущий и
комбиниров
анный

§5,
вопросы

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§6,
вопросы

Александра I в
1815— 1825 гг.
7

Национальная
политика
Александра I

1

8

Социальное развитие
страны в первой
четверти XIX в.

1

9

Общественное
движение при
Александре I.
Выступление
декабристов.

1

Повторение

1

10

11

12

Реформаторские и
консервативные
тенденции во
внутренней
политике Николая I
Социальноэкономическое
развитие страны во
второй четверти XIX
в.

1

1

Научаться: рассказывать о
положении народов Российской
империи, национальной
политике власти
Научаться: характеризовать
особенности экономического
развития России. Составлять
характеристики государственных
и военных деятелей первой
четверти XIX в. (М.М.
Сперанского, А.А. Аракчеева,
М.И. Кутузова, П.И. Багратиона
и др.)
Научаться: раскрывать
предпосылки и цели движения
декабристов.
Анализировать программные
документы декабристов,
сравнивать их основные
положения, определяя общее и
различия.

Слушание рассказа
учителя. Беседа по
вопросам, самостоятельная
работа с учебником.

Текущий и
комбиниров
анный

Стр. 44-49,
реферат

Беседа по вопросам,
самостоятельная работа с
учебником.

Текущий и
комбиниров
анный

§7,
вопросы

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование. Участие
в дискуссии.

Текущий и
комбиниров
анный

§8-9,
вопросы

Текущий и
комбиниров
анный

§10,
вопросы

Текущий и
комбиниров
анный

§11,
вопросы

Глава II. Россия во второй четверти XIX в. 9 часов
Научаться: рассказывать о
Слушание рассказа
преобразованиях в области
учителя.
государственного управления в
Конспектирование. Участие
России во второй четверти XIX
в дискуссии.
в., оценивать их значение.
Научаться: характеризовать
Слушание рассказа
экономическую и финансовую
учителя.
политика в условиях
Конспектирование, работа с
политической консервации.
текстом учебника.
Давать оценку деятельности Е.Ф.

13

Общественное
движение при
Николае I

14

Национальная и
религиозная
политика Николая I

1516

Внешняя политика
Николая I.
Кавказская война
1817-1864 гг.
Крымская война
1853—1856 гг.

2

17

Культурное
пространство
империи в первой
половине XIX в.

1

1819

Контрольная
работа «Россия в 1й половине XIX в.»

1

1

2

Канкрина, П.Д. Киселёва
Научаться: характеризовать
Слушание рассказа
основные положения теории
учителя.
официальной народности,
Конспектирование, работа с
политику в области
текстом учебника.
просвещения.
Научаться: рассказывать о
положении народов Российской
Слушание рассказа
империи, национальной
учителя. Беседа по
политике власти,
вопросам, работа с
характеризовать причины и
учебником.
основные события национальных
движений в империи.
Научаться: рассказывать,
используя историческую карту, о
военных кампаниях — войнах с
Персией и Турцией, Кавказской
Слушание рассказа
войне, характеризовать их итоги.
учителя. Участие в
Систематизировать материал по
дискуссии.
истории Крымской войны 1853—
Конспектирование, работа с
1856 гг. (причины войны,
текстом учебника и картой.
участники, ключевые события,
результаты). Объяснять, в чём
заключались причины поражения
России в Крымской войне.
Научаться: объяснять смысл
понятия «золотой век» русской
Слушание рассказа
культуры,
учителя.
характеризовать достижения
Конспектирование, работа с
отечественной науки и культуры
текстом учебника.
первой половины XIX в., их
место в мировой культуре.
Выполнение
самостоятельной работы
(тестирование)
Глава III. Россия в эпоху Великих реформ 8 часов

Текущий и
комбиниров
анный

§12,
вопросы

Текущий и
комбиниров
анный

Стр.80-86,
реферат

Текущий и
комбиниров
анный

§13-14,
вопросы

Текущий и
комбиниров
анный

Стр. 97-110

Тематически
йи
индивидуаль
ный

Повтор
глав I-II

20

Европейская
индустриализация и
предпосылки реформ
в России

21

Александр II: начало
правления.
Крестьянская
реформа 1861 г.

22

Реформы 1860—
1870-х гг.:
социальная и
правовая
модернизация

23

Социальноэкономическое
развитие страны в
пореформенный
период

2425

Общественное
движение при
Александре II и
политика
правительства

1

1

1

1

1

Научаться: характеризовать
экономическое развитие
России, привлекая информацию
исторической карты. Раскрывать
предпосылки отмены
крепостного права
Научаться: Характеризовать
предпосылки отмены
крепостного права. Положения
19 февраля 1861 г. Правовой
статус крестьян, наделение их
землёй, выкупная операция.
Научаться: называть основные
положения Крестьянской
реформы, земской, судебной,
военной реформ. Излагать
оценки характера и значения
реформ 1860—1870-х гг.,
объяснять, на чём они
основываются.
Научаться: характеризовать
экономическое развитие России
в пореформенные десятилетия,
привлекая информацию
исторической карты.
Рассказывать о положении
основных слоёв населения в
пореформенной России.
Научаться: раскрывать
существенные черты идеологии
консерватизма, либерализма,
радикального общественного
движения в России в 1860—
1880-е гг. Объяснять, в чём
заключалась эволюция
народнического движения в
1870—1880-е гг.

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§15,
вопросы

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§16,
вопросы

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§17,
вопросы

Слушание рассказа
учителя. Беседа по
вопросам, работа с
учебником.

Текущий и
комбиниров
анный

§18,
вопросы

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§19-20,
вопросы

26

Национальная и
религиозная
политика
Александра II.
Национальный
вопрос в России и
Европе

27

Внешняя политика
Александра II.
Русско-турецкая
война 1877—1878 гг.

1

28

Александр III:
особенности
внутренней
политики

1

29

Перемены в
экономике и
социальном строе

1

30

Общественное
движение при
Александре III

1

1

Научаться: рассказывать,
используя карту, о национальном
Слушание рассказа
составе населения Российской
учителя. Участие в
империи во второй половине XIX
дискуссии.
в.
Конспектирование, работа с
Характеризовать политику
текстом учебника и картой.
самодержавной власти в
отношении народов империи.
Научаться: характеризовать
основные цели и направления
Слушание рассказа
внешней политики России во
учителя. Участие в
второй половине XIX в.
дискуссии.
Рассказывать, используя
историческую карту, о событиях Конспектирование, работа с
текстом учебника и картой.
русско-турецкой войны 1877—
1878 гг., наиболее значительных
военных кампаниях.
Глава IV. Россия в 1880-1890-е годы. 7 часов
Научаться: характеризовать
внутреннюю политику в годы
Слушание рассказа
царствования Александра III.
учителя. Беседа по
Раскрывать цели, содержание и
вопросам, работа с
результаты экономических
учебником.
реформ последней трети XIX в.
Научаться: характеризовать
экономическое развитие России
в пореформенные десятилетия,
Слушание рассказа
привлекая информацию
учителя.
исторической карты. Раскрывать,
Конспектирование, работа с
в чём заключались изменения в
текстом учебника.
структуре российского общества
в последней трети XIX в.
Научаться: Объяснять, в чём
заключалась эволюция
народнического движения в
1880—1890-е гг. Давать

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

Стр. 146151

Текущий и
комбиниров
анный

§21,
вопросы

Текущий и
комбиниров
анный

§22,
вопросы

Текущий и
комбиниров
анный

§23,
вопросы

Текущий и
комбиниров
анный

§24,
вопросы

31

Национальная и
религиозная
политика
Александра III

32

Внешняя политика
Александра III

1

33

Культурное
пространство
империи во второй
половине XIX в

1

34

Повседневная жизнь
разных слоёв
населения в XIX в.

1

35

Россия и мир на
рубеже XIX—XX

1

1

характеристику участников
общественного движения 1880—
1890-х гг.
Научаться: характеризовать
политику самодержавной власти
Слушание рассказа
в отношении народов империи.
учителя. Участие в
Объяснять, какие цели
дискуссии.
преследовали участники
национальных движений, какие
пути их достижения они
выбирали.
Научаться: характеризовать
место и роль России в
Слушание рассказа
международных отношениях
учителя. Участие в
последней трети XIX в.
дискуссии.
Характеризовать важнейшие
итоги внешней политики
Александра III
Научаться: систематизировать
информацию о достижениях
российской науки во второй
половине XIX в.
Характеризовать основные
Беседа по вопросам,
жанры литературы второй
самостоятельная работа с
половины XIX в., крупнейших
учебником и источниками
писателей и их произведения.
Характеризовать особенности
русской живописи второй
половины XIX в.
Научаться: характеризовать
особенности развития городской
Беседа по вопросам,
и деревенской жизни. Выделять
самостоятельная работа с
изменения, которые произошли в учебником и источниками
обществе.
Глава V. Россия в начале XX в. 10 часов
Научаться: давать
Слушание рассказа
характеристику
учителя.

Текущий и
комбиниров
анный

Стр. 25-30

Текущий и
комбиниров
анный

§25,
вопросы

Текущий и
комбиниров
анный

Стр. 36-47

Текущий и
комбиниров
анный

Стр.54-62

Текущий и
комбиниров

§26,
вопросы

вв.; Динамика и
противоречия
развития

36

Социальноэкономическое
развитие страны на
рубеже XIX-XX вв.

37

Николай II: начало
правления.
Политическое
развитие страны в
1894—1904 гг.

38

Внешняя политика
Николая II. Русскояпонская война
1904—1905 гг.

1

1

1

геополитического положения и
экономического развития России
в начале XX в., используя
информацию исторической
карты. Характеризовать
политический строй Российской
империи. Выявлять особенности
российской модернизации.
Характеризовать социальную
структуру российского общества
Научаться: объяснять, в чём
заключались особенности
модернизации в России начала
XX в. Характеризовать
положение, образ жизни
основных сословий и
социальных групп в России в
начале XX в.
Научаться: объяснять термины
и понятия: «зубатовский
социализм», большевики,
меньшевики, эсеры, программаминимум, программа-максимум.
Давать характеристику
участников общественного
движения, используя материалы
учебника и дополнительные
источники
Научаться: характеризовать
причины русско-японской войны
(1904—1905), планы сторон.
Рассказывать о ходе боевых
действий, используя
историческую карту. Излагать
условия Портсмутского мира и
разъяснять его значение.
Характеризовать воздействие

Конспектирование. Участие
в дискуссии.

анный

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование. Участие
в дискуссии

Текущий и
комбиниров
анный

§27,
вопросы

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§28,
вопросы

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§29,
вопросы

39

Первая российская
революция и
политические
реформы 1905—
1907

40

Социальноэкономические
реформы П.А.
Столыпина

41

Политическое
развитие страны в
1907-1014 гг.

42

Серебряный век
русской культуры

4344
4546

Итоговая
контрольная
работа «Россия в
XIX»
Итоговое
повторение
Итого

1

1

1

1

2

68

русско-японской войны на
общественную жизнь России.
Научаться: раскрывать причины
и характер российской
революции 1905— 1907 гг.
Рассказывать об основных
событиях революции 1905—1907
гг. и их участниках. Объяснять
значение понятий:
Государственная дума, кадеты,
октябристы, эсеры, социалдемократы.
Научаться: излагать основные
положения аграрной реформы
П.А. Столыпина, давать оценку
её итогов и значения. Составлять
характеристику (исторический
портрет) П.А. Столыпина.
Научаться: характеризовать
работу Государственных дум.
Объяснять причины нарастаний
революционных настроений в
обществе.
Научаться: характеризовать
основные стили и течения в
российской литературе и
искусстве начала XX в., называть
выдающихся представителей
культуры и их достижения.

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§30,
вопросы

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§31,
вопросы

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

§32,
вопросы

Слушание рассказа
учителя.
Конспектирование, работа с
текстом учебника.

Текущий и
комбиниров
анный

Стр. 111117

Выполнение
самостоятельной работы
(тестирование)

Итоговый и
индивидуаль
ный

Повтор
курса

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Учебник История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова;
Учебник Всеобщая история. История Нового времени 8 класс. Юдовская А.Я., Баранов П.А., под редакцией Искандерова А.А.
Рабочие программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 класс, Данилов А.А., 2016;
Справочник История России Л.В. Жуков, 2018;
Наглядный справочник История России «Весь школьный курс» С.И. Кужель, 2018;
Поурочные рекомендации. История России. 8 класс. Журавлева О.Н.
Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
Результаты освоения учебного предмета и система оценки.

Критерии оценок по истории. Рекомендации по оцениванию ответов.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется посредством устных и письменных форм. Устные формы контроля: беседы,
вопрос - ответ, решения заданий у доски по карте с последующим комментарием и другое. Письменные формы: тесты на проверку
понимания и запоминания материала, контрольные работы промежуточной и тематической проверки ЗУН, самостоятельные работы,
дифференцированные задания, индивидуальные карточки, домашние задания.
Оценивание результатов обучения по пятибалльной шкале:
Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:
1. логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их
раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;
2. правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;
3. верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы,
выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
4. объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;
5. обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и
социальных наук;
6. проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
7. показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
8. на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы;
9. на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и
гуманитарного познания.
Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в
процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых
для раскрытия данного вопроса умение.
Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания,
или отвечающий не смог показать необходимые умения.
Оценка «2» ставится, если совсем не знает урока, не ответил ни на один вопрос
Требования к устным ответам.

1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.
2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и
формулирование выводов.
3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.
4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.
5. Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в
контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на
теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана
аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с
корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или
явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при
формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный
социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания
Нормы оценки знаний за выполнение тестовых работ по истории
% выполнения

0-46

46-60

61-85

86-100

Отметка

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

«2»

«3»

«4»

«5»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».