РП ИЗО 7 Неменский

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Закона об образовании Российской Федерации, Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и
дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.)

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно –
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированного в Минюсте России
03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).

Основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.

Положения о структуре, порядке разработки и утверждения
рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ Школы-интерната.

Учебного плана МБОУ Школы-интерната на 2019-2020 учебный
год.
Рабочая программа составлена на основе примерных программ для
общеобразовательных

учреждений

«Изобразительное

искусство

и

художественный труд» для 1-9 классов под редакцией Б.М. Неменского М.:
Просвещение, 2010.
Рабочая

программа

составлена

на

основе

общеобразовательного

минимума содержания основного общего образования с учетом новых
государственных стандартов. Рабочая программа отражает модернизацию
основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных
результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных
способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности
учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Нормативными документами для составления рабочей программы
являются:

Нормативными документами для составления рабочей программы
являются:
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №
1897;
 Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования. Москва "Просвещение" 2011;
 Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва
"Просвещение" 2012;
 Санитарно-эпидемиологических

требований

к

условиям

и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного
государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);
 Основная

образовательная

программа

основного

общего

образования (утверждена приказом ГБОУ СОШ с.Исаклы)
Рабочая программа ориентирована на пользование учебно-методическим
комплектом, который входит в список учебников, утвержденных для
использования в образовательном процессе: Изобразительное искусство:
учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 ч. Н.М.Сокольникова. Обнинск: Титул,
1998.
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как
неотъемлемой культуры духовной.
Задачами курса являются:
 формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
 формирование художественно-творческой активности школьника;
 овладение

образным

языком

изобразительного

искусства

посредством формирования художественных знаний, умений и
навыков.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать
школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с
жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта
детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий
материал.
В основе – эмоционально-деятельностный подход: переживание
художественного

образа

в

форме

художественных

действий.

Это

реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность
учащихся строиться на основе собственного наблюдения и переживания
окружающей реальности.
Культуросозидающая
художественной

роль

культуры

своего

программы

состоит

народа,

также

а

в
в

познании
воспитании

гражданственности и патриотизма.
Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой
культуры.
Программа

предусматривает

чередование

индивидуальных

и

коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество
учителя и ученика.
Учебно-методическое обеспечение
Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в школе
осуществляется но основе Федерального перечня учебников, утвержденных
Министерством образования РФ (23 декабря 2009 г., №822).
Учебники
 Питерских А. С., Гуров Г. Е. / Под ред. Неменского Б. М.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни
человека.

7-8

классы.

Учебник

для

общеобразовательных

учреждений. (Школа Неменского). - М.: Просвещение, 2010.
Пособия для учителей

 Гуров Г. Е., Питерских Изобразительное искусство. Дизайн и
архитектура в жизни человека. 7-8 классы. Методическое пособие.
(Школа Неменского)/ Под. Ред. Б.М. Неменского. – М. Просвещение,
2009.
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность
школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в
объеме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений
действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СДпрограмм);

обсуждение

работ

товарищей;

результаты

собственного

коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение
художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору
иллюстрированного
музыкальных

и

материала

литературных

к

изучаемым

произведений

темам;
(народных,

прослушивание
классических,

современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством
приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном
контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих
проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия,
объем, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной
выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.
В программе выделены три способа художественного освоения
действительности:
 изобразительная художественная деятельность;
 декоративная художественная деятельность;
 конструктивная художественная деятельность.
Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности
позволяет

систематически

приобщать

их

к

миру

искусства

в

его

взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на
уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а

навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики
находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники
расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях
искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее
развитие на кружковых занятиях, в группах продленного дня и на
факультативах.
Программа построена на принципах тематической ценности и
последовательности развития курса Изобразительного искусства.
Общая годовая тема 7 класса «Изобразительное искусство в жизни
человека».
7 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства.
Здесь формируются основы грамотности художественного изображения
(рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык
искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории
искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как
будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные
процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в
чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в
иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание
искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль
собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно
сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся:

 воспитание

гражданской

идентичности,

патриотизма и

любви

к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ
культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических
ценностей многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения

к учению, готовности и

способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
 формирование доброжелательного отношения к окружающим людям;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения
к своим поступкам;
 формирование
сотрудничестве

коммуникативной
со

компетентности

сверстниками

и

в

взрослыми

общении
в

и

процессе

образовательной, творческой деятельности; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем понимания;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к
членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащегося, появляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
 умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать
мотивы познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать

наиболее

эффективные

пути

решения

учебных

и

познавательных задач;
 умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения;
 развитие

визуально-пространственного

мышления

как

формы

эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное творчество,
классические произведения, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры Отечества;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах

визуально-пространственных

(живопись,

графика,

скульптура),

искусств:

изобразительных

декоративно-прикладных,

в

архитектуре и дизайне;
 приобретение опыта работы различным художественными материалами и
в разных техниках в различных видах визуально-пространственных
искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том
числе

базирующихся

на

информационно-коммуникационных

технологиях (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика,
др.);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства;
 осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной
самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных

творческих

способностей

обучающихся,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:
Формирование художественно-творческой активности:
 творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на
исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;
 творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ
учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
Формирование художественных знаний, умений, навыков:
3 год обучения (7 класс)
Учащиеся должны знать:
 о процессе работы художника над созданием станковых произведений;
 о месте станкового искусства в познании жизни;
 о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;
 о произведениях агитационно-массового искусства;
 о

произведениях

выдающихся

мастеров

Древней

Греции;

эпохи

итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского
искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского
искусства;
 о выдающихся произведениях современного искусства.

Учащиеся должны уметь:
 связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом
изображения;
 работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
 передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры
пропорции фигуры человека, её движение и характер;
 изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;
 выполнять элементы оформления альбома или книги;
 отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
 вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об
искусстве.
Проверка знаний учащихся
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
Активность участия
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности
следующих компонентов:
1. Владение композицией: правильное решение композиции, предмета,
орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между
собой все компоненты изображения, как выражена идея и содержание).
2. Владение

техникой:

как

ученик

пользуется

художественными

материалами, как использует выразительные художественные средства в
выполнении задания.
3. Общее

впечатление

от

работы.

Творческий

подход

учащегося.

Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство

меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность
всей работы.
Формы контроля уровня обученности
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных)
работ.

7 КЛАСС (34 ч)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека
1. «Изображение фигуры человека в истории искусства»
2. Пропорции и строение фигуры человека
3. Лепка фигуры человека.
4. Набросок фигуры человека с натуры
5. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
II четверть. «Поэзия повседневности» - 7 ч
1. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
2. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
3. Сюжет и содержание в картине
4. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве
5. Жизнь в моём селе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
6. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)
III четверть. «Великие темы жизни» - 10 ч
1. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох
2. Тематическая картина в русском искусстве XIX века
3. Процесс работы над тематической картиной

4. Библейские темы в изобразительном искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве
Средних веков
5. Монументальная скульптура и образ истории народа.
6. Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание
7. Место и роль картины в искусстве XX века
IV четверть. Реальность жизни и художественный образ - 8 ч
1. Художественно-творческие проекты
2. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
3. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве
4. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
5. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства
6. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Обучающиеся должны знать:


о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания
изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;



о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и
историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);



о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;



о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения,
о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о
значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;



о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников;



о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в пониманиии ощущении
человеком своего бытия и красоты мира;



о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа,
созданного художником, на понимание событий истории;



о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании
культурного контекста между поколениями, между людьми;



о роли художественной иллюстрации;



о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о
разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в
живописи, графике и скульптуре;



наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские
темы в европейском и отечественном искусстве;



понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.

Обучающиеся должны иметь представление:



об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее
выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности
художника;



о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового
изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы обучающиеся должны:


получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по
представлению;



научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;



развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни,
формирующие чуткость и активность восприятия реальности;



получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающих сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её
выражения;



получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
уро
ка

Тема урока

Планируемые результаты

Кол-во
часов

Дата

предметные

метапредметные

личностные

1.

«Изображение фигуры
человека в истории
искусства»

1

Предметные: выполнять зарисовки
фигур человека, характерных для
древних культур.

Метапредметные: выбирать
действие в соответствии с
поставленной задачей.

Личностные:
доброжелательность,
эмоциональнонравственная
отзывчивость.

2,3

Пропорции и строение
фигуры человека

2

Предметные: выполнять зарисовки
схем фигуры человека и основные
движения человека.

Метапредметные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации.

Личностные:
ценностное отношение
к культуре народа

4,5

Лепка фигуры человека.

2

Предметные: выполнять зарисовки
фигуры человека в движении из
пластилина с использованием каркаса.

Метапредметные:
преобразовывать
познавательную задачу в
практическую.

Личностные:
самооценка на основе
критериев успешной
деятельности.

6,7

Набросок фигуры
человека с натуры

2

Предметные: выполнять наброски с
натуры одетой фигуры человека.

Метапредметные: применять
установленные правила в
решении задачи.

Личностные:
ценностное отношение
к природному миру.

8,9

Понимание красоты
человека в европейском и
русском искусстве

2

Предметные: использовать знания на
практике.

10

Поэзия повседневной
жизни в искусстве разных
народов

1

Предметные: выполнять изображения,
мотивы из жизни народов Китая,
Японии, Индии.

11,
12

Тематическая картина.
Бытовой и исторический
жанры

2

13

Сюжет и содержание в
картине

14.

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
уважительное
отношение к иному
мнению.

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
уважительное
отношение к народным
традициям.

Предметные: разбираться в жанрах
изобразительного искусства.

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Воспитывать любовь к
родным истокам

1

Предметные: работать над
композицией с простым сюжетом.

Метапредметные: применять
установленные правила в
решении задачи.

Личностные:
ценностное отношение
к природному миру.

Жизнь каждого дня –
большая тема в искусстве

1

Предметные: выполнять наброски с
натуры, по памяти и представлению.

Метапредметные: применять
установленные правила в
решении задачи.

Личностные:
Воспитывать уважение
к произведениям
искусства

15.

Жизнь в моём городе в
прошлых веках
(историческая тема в
бытовом жанре).

1

Предметные: создавать композиции
на темы жизни в прошлом.

Метапредметные: применять
установленные правила в
решении задачи.

Личностные:
Воспитывать интерес к
родным истокам

16.

Праздник и карнавал в
изобразительном
искусстве (тема праздника
в бытовом жанре).

1

Предметные: выполнять коллаж.

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Развивать кругозор

17.

Исторические темы и
мифологические темы в
искусстве разных эпох.

1

Предметные: Знать понятия
монументальная и станковая живопись,
фрески, мозаика.
Уметь различать тот или иной вид

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
уважительное
отношение к иному
мнению.

искусства.
18.

Тематическая картина в
русском искусстве XIX
века.

1

Предметные: Знать понятия
тематической картины.
Уметь самостоятельно анализировать
изученные произведения на уроке.

.
Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Развивать интерес к
отечественной
культуре

19.

Процесс работы над
тематической картиной.

1

Предметные: Знать понятия темы,
сюжета и содержания, этапы создания
картины, эскизы, этюды и т. д.
Уметь выбирать интересные темы для
работы над тематической картиной.

.
Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Воспитывать
трудолюбие

20,
21

Библейские темы в
изобразительном
искусстве. Особый язык
изображения в
христианском искусстве
Средних веков

2

Предметные: Знать произведения
искусства по данной теме.
Уметь выполнять композицию на
заданную тему.

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Воспитывать
толерантность

22.

Монументальная
скульптура и образ
истории народа.

1

Предметные: Знать понятие
монументальная скульптура,
памятники.
Уметь выполнять проекты памятника
из выбранного материала.

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Воспитание уважения
к произведениям
искусства

23,
Тема Великой
24, Отечественной войны и её
25
сегодняшнее звучание.

26.

Место и роль картины в
искусстве XX века

3

Предметные: Знать искусство плаката, Метапредметные: составлять
монументальная живопись,
план последовательности
сюрреализм.
действий.
Уметь определять роль и место
картины в искусстве.

Личностные:
Воспитывать
патриотизм

1

Предметные: Знать искусство плаката, Метапредметные: составлять
монументальная живопись,
план последовательности
сюрреализм.
действий.
Уметь определять роль и место

Личностные:
Развивать интерес к
живописи

картины в искусстве.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

27,
28,
29

Художественнотворческие проекты

3

Предметные: Знать алгоритм работы
над проектом
Уметь самостоятельно определять цели
своей деятельности, ставить и
формулировать для себя новые задачи,
формировать мотивы своего обучения

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Воспитывать
трудолюбие,
настойчивость,
упорство

30

Искусство иллюстрации.
Слово и изображение

1

Предметные: Знать что такое
иллюстрация.
Уметь выполнять иллюстрации к
произведениям.

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Развивать
познавательный
интерес

31

Конструктивное и
декоративное начало в
изобразительном
искусстве

1

Предметные: Знать конструктивное
начало – как организующее начало в
изобразительном произведении.
Уметь конструктивно анализировать
произведения изобразительного
искусства.

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Воспитывать
познавательный
интерес

32

История искусства и
история человечества.
Стиль и направление в
изобразительном
искусстве.

1

Предметные: Знать конструктивное
начало – как организующее начало в
изобразительном произведении.
Уметь конструктивно анализировать
произведения изобразительного
искусства.

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Воспитывать умение

33

Личность художника и
мир его времени в
произведениях искусства

1

Предметные: Знать творчество
отдельных художников.

Метапредметные: составлять
план последовательности
действий.

Личностные:
Воспитывать уважение
к людям искусства

34

Крупнейшие музеи
изобразительного
искусства и их роль в
культуре

1

Предметные: Знать крупнейшие музеи Метапредметные: составлять
изобразительного искусства.
план последовательности
Уметь рассказать основную
действий.
информацию о музеях

Личностные:
Расширять кругозор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».