РП География 8

Рабочая программа составлена на основе:

Пояснительная записка


Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (2010 г.) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015
г.)

Примерной основной образовательной программы основного общего образования, внесенной в реестр образовательных
программ (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) по
географии и программы Е.М. Домогацких Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост.Е.М. Домогацких.- М: ООО «Русское слово –
учебник», 2015.- 128 с. – (Иновационная школа)

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 –
10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(зарегистрированного в Минюсте России 03.03 2011 года, регистрационный номер 19993).


интерната.


Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Школы-интерната г.Моздока.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ ШколыУчебного плана МБОУ Школы-интерната на 2020 - 2021 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса
полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие
географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной
страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и
навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Цели и задачи изучения предмета
. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о
своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального
использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую
карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической
культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное
значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных
географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей.
Поскольку в учебном плане МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы изучение географии своего региона вынесено в отдельный курс, на рассмотрение
разделов «Общая физическая география России» и «Крупные природные районы России» выделено больше часов для более детального
рассмотрения материала.
Место предмета в учебном плане:
В учебном плане на изучение учебного предмета «география» в 8 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
-3-

Наименование
разделов и тем

Учебно-тематический план
Количество часов

Раздел I. Общая физическая география России

в т.ч. практических работ
оценочных/тренировочных

39

Тема 1. Географическое положение
Тема 2. Исследование территории России.
Тема 3. Геологическое строение и рельеф
Тема 4. Климат и погода
Тема 5. Моря и внутренние воды
Тема 6. Почвы
Тема 7. Природные зоны

Раздел 2. Крупные природные районы России (34 часа)
Тема 1. Островная Арктика
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина
Тема 3. Кавказ
Тема 4.Крым
Тема 5. Урал
Тема 6. Западно-Сибирская равнина
Тема 7. Средняя Сибирь
Тема 8. Северо-Восток Сибири
Тема 9. Горы Южной Сибири
Тема 10. Дальний Восток
Раздел 3. Природа и человек
Обобщающее повторение

Всего
-4-

4
3
6
8

2/0
0/1
1/1
3/0

9
3
6
29
1
4
2
2
3
4
2
2
3
4
2
1
68

3/4
0/2
1/1
0/1
0/3
0/2
0/1
0/3
0/3
0/2
0/1
0/3
0/3
0/2
0/1
10/35

Итого

68 часов

Содержание программы.
Часть I. Природа России
Раздел I. Общая физическая география России (39 часов)
Тема 1. Географическое положение (4 часа)
Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые
зоны. Крайние точки.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор
Арктики, государственные границы.
Тема 2. Исследование территории России (3 часа)
Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея.
Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического
общества.
Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.
Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н.
Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.
Тема 3. Геологическое строение и рельеф (6 часов)
-5-

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы.
Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование
рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и
вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и
проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита,
складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.
Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.
Тема 4. Климат и погода (8 часов)
Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы
климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля,
осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование
аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и
неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические
явления. Агроклиматическая карта.
Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков.
Тема 5. Моря и внутренние воды (9часов)
Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.
Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой
сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота.
Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления,
связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота,
многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.
Тема 6. Почвы (3часа)
-6-

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные
(зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы
России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению
плодородия почв.
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 7. Природные зоны (6часов)
Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные
компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс.
Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни.
Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира.
Особо охраняемые территории.
Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.
Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.
Раздел 2. Крупные природные районы России (29 часов)
Тема 1. Островная Арктика (1час)
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная
Земля, остров Врангеля.
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (4часа)
Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта
рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медноникелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие
почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические
проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра,
полесье, ополье.
Тема 3. Кавказ (2часа)

-7-

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их
природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона.
Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и
растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.
Тема 4 Крым (2 часа)
Крым – полуостров на юге умеренного пояса. Крымские горы – часть альпийско-гималайского пояса. Северная равнинная часть и южная
горная. Разнообразие полезных ископаемых. Различия в климате равнинной и горной частей. Крым – часть Причерноморского артезианского
бассейна. Степной и горный Крым. Растительность средиземноморского типа. Южный берег Крыма – крупный курортный район.
Основные понятия: Степной Крым, горный Крым, Южный берег Крыма, яйла.
Тема 5. Урал (3часа)
Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на
стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские
самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы
Урала. Заповедники Урала.
Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.
Персоналии: А.Е. Ферсман.
Тема 6. Западно-Сибирская равнина (4часа)
Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из
крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом
количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до
степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения
природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
Тема 7. Средняя Сибирь (2часа)
Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским
плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного
угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их
-8-

притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две
природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.
Тема 8. Северо-Восток Сибири (2часа)
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы;
среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс
холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и
половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.
Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.
Тема 9. Горы Южной Сибири (3часа)
Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и
межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения.
Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.
Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.
Тема 10. Дальний Восток (4часа)
Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил.
Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и
наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений.
Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.
Раздел 3. Природа и человек (2часа)
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия,
рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение
природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.
Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.
Обобщающее повторение 1 час
-9-

Календарно-тематический план
Сроки
проведения

составляющие качества образования

№

Тема урока

Тип урока

Элементы
обязательного
минимума
образования

предметноинформационая
(просвещенность)

деятельностнокоммуникативна
я (обученность)

ценностно ориентационная
(использование
приобретённых знаний
и умений в
повседневной жизни)

мультимедийное
сопровождение

Формы
работы

Практические
работы

домашнее
задание
План
(нед,
месс)

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (39 ЧАСОВ)

1

Россия на карте
мира

Урок
изучения
нового
материала

2

Россия на карте
мира

Практикум

географическое
положение.
Виды и уровни
географического
положения.
Особенности
географического
положения
России.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ (4 ЧАСА)
Знать: факторы,
Пограничные
Россия на карте
Уметь:
определяющие
государства,
мира
показывать на
географическое
отношения с соседями
карте крайние
положение
1 и 2 порядка
точки страны,
России,
показывать
границы России
и пограничные
страны,

Анализ карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт

Сотавление
картосхемы

- 10 -

№1
Характерист
ика
географическ
ого
положения
России.
Сравнение
географическ
ого
положения
России с ГП
других стран.

§ 1, нанести
на к/карту
границы
страны,
пограничны
е
госдарства,
крайние
точки

Выучить
номенклату

факт

3

Часовые зоны
страны

4

Часовые пояса
страны

5

Русские
землепроходцы XIXVII вв.

Урок
изучения
нового
материала

6

Географические
открытия в России
XVIII - XIX вв.
Географические
исследования XX в.

Путешествие

8

Геологическое
летоисчисление и
геологическая карта

Урок
изучения
нового
материала

9

Тектоническое
строение

Практикум

10

Общие черты
рельефа

Исследование

11

Основные формы
рельефа

7

Практикум

Часовые пояса,
часовые зоны
Местное,
поясное,
декретное,
летнее время

Знать: Различные
виды времени на
территории
страны

История
освоения и
изучения
территории
России

Знать:
результаты
географических
открытий
Имена
исследователей,
маршруты
прохождения
территории

Уметь
определять
разницу во в
времени по карте
часовых поясов,

воздействие разницы
во времени на жизнь
населения

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (3 ЧАСА)
Уметь: находить Значение открытий и
История
в разных
исследований России в исследований
источниках и
мире
России
анализировать
информацию

Путешествие

Практикум

Особенности
геологического
строения.
Устойчивые и
подвижные
участки земной
коры. Основные
этапы
геологической
истории
формирования
земной коры на
территории
страны.
Основные
тектонические
структуры.
Распространение
крупных форм
рельефа.

Время на
территории
России

Учебное
исследовани
е по картам,
решение
географичес
ких задач
Решение
географичес
ких задач

№2
Определение
поясного
времени для
разных
городов
России

§2

Учебное
исследовани
е по картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт
Анализ карт

§3

Анализ карт

§5

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ , РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ( 6 ЧАСОВ)
Знать: основные
Влияние рельефа
Геологическое
Анализ карт,
Уметь: читать
этапы
на жизнь людей,
летоисчисление
составление
тектоническую,
геологического
примеры
таблицы по
геологическую
летоисчисления,
карты, выявлять
изменений в
результатам
основные формы
рельефе под
сравнения
взаимозависимость
тектонического
тектонических
влиянием
карт
строения,
структур и форм
различных
Тектоническое
Анализ карт,
крупные формы
рельефа, полезных
факторов, меры
строение
составление
рельефа,
ископаемых на
безопасности при
таблицы по
основные
основе
стихийных
результатам
закономерности
сопоставления карт,
явлениях
сравнения
размещения
показывать на
карт
полезных
карте основные
Рельеф России
Эвристическ
ископаемых,
формы рельефа,
ая беседа с
основные
выявлять
использован
месторождения
особенности
ием карт
полезных
рельефа страны,
атласа
ископаемых.
определять, как
Рельеф России
Составление
показывать
картосхемы
месторождения

- 11 -

ру
§2

§4

§6

§7

§ 8, нанести
на к/карту
формы
рельефа

№3
Установлени

Выучить
номенклату
ру

12

Человек и
литосфера

Практикум

13

Литосфера

Урок
повторения и
обобщения

14

Факторы,
определяющие
климат России.

Урок
изучения
нового
материала

15

Закономерности
распределения тепла
и влаги на
территории России

Исследование

Влияние
внутренних и
внешних
процессов на
формирование
рельефа.
Движение
земной коры.
Природные
условия и
ресурсы.
Закономерности
размещения
месторождений
полезных
ископаемых.
Минеральные
ресурсы страны
и проблемы их
рационального
использования
Факторы
формирования
климата.
Циклоны и
антициклоны.
Закономерности
распределения
тепла и влаги на
территории
страны.
Сезонность
климата. Типы
климатов
России. Степень
благоприятности
природных
условий. Климат
и человек.

полезных
ископаемых,
оценивать
значимость
полезных
ископаемых для
развития хозяйства

Литосфера и
рельеф.

Знать :
закономерности
распределения
суммарной
солнечной
радиации,
осадков,
основные
атмосферные
процессы, типы
климата на
территории
страны

КЛИМАТ (8 часов)
Влияние климата
Уметь: давать
на быт, жилище,
оценку
одежду, здоровье
климатических
человека.
особенностей
Неблагоприятные
России, объяснять
климатические
влияние разных
условия.
типов воздушных
масс, постоянных и
переменных ветров
на климат
территории.
называть и
показывать
климатические
пояса, давать
краткое описание
типов погоды

- 12 -

Климат России

Индивидуаль
ный устный
опрос.
Фронтальная
письменная
работа
Тестировани
е

Эвристическ
ая беседа с
использован
ием карт
атласа
Анализ карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт

е связи между
тектонически
м строением,
формами
рельефа и
полезными
ископаемыми

§ 9, нанести
на к/карту
полезные
ископаемые
§ 6-9

§ 10

№4
Определение
по картам
закономернос
тей
распределени
я солнечной
радиации,
радиационно
го баланса,
выявление
особенностей
распределени
я средних
температур
января и
июля,
годового
количества

§ 11

16

Типы климатов
России

Урок
актуализации
знаний и
умений

17

практикум

18

Характеристика
климатов России
Погода

19

Атмосферные вихри

Исследование

20

Атмосфера и
человек

21

Климат и
климатические
ресурсы

Климат России

Урок
актуализации
знаний и
умений

Практикум

Климат и
человек

Урок
повторения и
обобщения

- 13 -

Учебное
исследовани
е по картам,
решение
географичес
ких задач
Составление
картосхемы
Групповая
работа.
Беседа по
результатам

Фронтальная
письменная
работа
Эвристическ
ая беседа с
использован
ием карт
атласа
тестирование

осадков по
территории
страны

№5
Определение
по
синоптическо
й карте
особенностей
погоды для
различных
пунктов.
Составление
прогноза
погоды

§ 12

§ 12
повторить
§ 13

§ 14
§ 15

№6 Оценка
основных
климатическ
их
показателей
одного из
регионов
страны для
характеристи
ки условий
жизни и
хозяйственно
й

§ 10-15

22

Моря России

Урок
изучения
нового
материала

23

Моря России

Урок
изучения
нового
материала

24

Характеристики
реки

25

Реки России

Урок
актуализации
знаний и
умений
Практикум

26

Озёра и болота

Практикум

27

Природные льды

28

Великое оледенение

Урок
актуализации
знаний и
умений
Урок
актуализации
знаний и
умений

Особая роль
воды в природе и
хозяйстве. Виды
вод суши на
территории
страны. Моря,
омывающие
территорию
России. Главные
речные системы,
водоразделы,
бассейны.
Распределение
рек по бассейнам
океанов.
Питание, режим,
расход, годовой
сток рек,
ледовый режим.
Роль рек в
освоении
территории и
развитии
экономики
России.
важнейшие
озера, их
происхождение.
Болота.
Подземные
льды. Ледники.
Многолетняя
мерзлота.
Водные ресурсы,
возможность их
размещения на
территории
страны.
внутренние воды
и водные
ресурсы,
особенности их
размещения на
территории
страны.

МОРЯ И ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ, ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (9 ЧАСОВ)
Знать: моря
Уметь: показывать
Роль воды для
Моря России
,омывающие
моря , реки России
жителей своего
на карте, приводить
региона,
территорию
примеры
использование
России, основные
использования
местных вод для
характеристики
жизни и
реки, особенности морей рек в
хозяйственных
хозяйственной
питания, режима,
Моря России
целях, показывать
деятельности
расхода, годового
на карте озера,
пензенцев, охрана
стока рек,
вод области
ледового режима. артезианские
бассейны, области
Основные типы
озёрных котловин распространения
вечной мерзлоты,
и озёра России.
приводить примеры
особенности
хозяйственного
размещения вод
использования
на территории
поверхностных вод,
страны.
давать
характеристику
крупных озер
Реки России
страны и области,
показывать на карте
и объяснять
значение каналов и
водохранилищ

- 14 -

деятельности
населения.
Анализ карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт
Анализ карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт

§ 16
Подготов
ить
сообщени
я
Выполнит
ь
мультиме
дийную
презентац
ию или
буклет о
морях
России
§ 17

Анализ карт

Анализ карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт

№7
Составление
характеристик
и одной из рек
с
использование
м
тематических
карт и
климатограмм,
определение
возможностей
ее
хозяйственного
использования

§ 18

Озёра и болота

Анализ карт

§ 19

Природные
льды

Анализ карт

§ 20

Анализ карт

§ 21

29

Гидросфера и
человек

Урок
актуализации
знаний и
умений

30

Гидросфера

Урок
повторения и
обобщения

31

Формирование и
свойства почвы

Урок
изучения
нового
материала

32

Зональные типы
почв

Практикум

33

Зональные типы
почв

Урок
повторения и
обобщения

34

Природные
комплексы России

Урок
изучения
нового
материала

35

Безлесные
природные зоны
Арктики и
Субарктики

Урок
актуализации
знаний и
умений

36

Леса умеренного
пояса

Урок
актуализации
знаний и
умений

Гидросфера и
человек

тестирование

Почвы и
почвенные
ресурсы. Почвы
- основной
компонент
природы.
В.В. Докучаев основоположник
почвоведения

Растительный и
животный мир
России: видовое
разнообразие,
факторы,
определяющие
его облик.
Особенности
растительности и
животного мира
природных зон
России.
Природные
территориальные
комплексы.
природные и
антропогенные
ПТК.

ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ 3 ЧАСА)
Плодородие почв
Почва.
Уметь: Объяснять
своей местности
понятия: земельные
как условие для
ресурсы,
сельскохозяйственн
занятия
ые угодья, называть
земледелием.
факторы
Меры по
Основные типы
почвообразования,
сохранению
почв
называть свойства
свойств почвы
Изготовление
основных типов
почвенного
почв, давать
монолита
оценку типов почв с
Почва. тест
точки зрения их
хозяйственного
оценивания,
объяснять
необходимость
охраны почв,
анализировать
почвенную карту
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ЧАСОВ)
Знать:
Уметь: описывать
Природные
Природа России
особенности
природные условия
ресурсы зон, их
растительного и
и ресурсы
использование,
животного мира
природноэкологические
страны,
хозяйственных зон
проблемы.
зависимость
на основе чтения
Особенности
Природные
облика ПТК от
тематических карт,
природы своей
зоны России
взаимодействия
объяснять и
местности,
компонентов
охраняемые
приводить примеры
природы.
территории
рационального и
Что такое
Пензенской
нерационального
природноприродопользования области
Природные
хозяйственные
, описывать виды
зоны России
зоны?
хозяйственной
Характеристика
деятельности людей
природных зон.
в природных зонах
Высотная
поясность. От

Знать: понятия
«почва», факторы
почвообразования
, основные
свойства почв

- 15 -

№ 8 Оценка
обеспеченности
водными
ресурсами
крупных
регионов
России

§ 22

§ 16- 22

Эвристическ
ая беседа с
использован
ием карт
атласа
Индивидуаль
ный устный
опрос

§ 23

тестирование

Повторить
§ 23- 24

Эвристическ
ая беседа с
использован
ием карт
атласа
Учебное
исследовани
е по картам,
решение
географичес
ких задач
тестирование

§ 25

§ 24

§ 26

№9 Анализ
физической
карты и карт
компонентов
природы для
установления

§ 27

37

38

39

Безлесные
природные зоны
умеренного пояса.
Субтропики.
Высотная поясность
Ресурсы
растительного и
животного мира
России

Урок
актуализации
знаний и
умений

Растительный и
животный мир.
Биологические
ресурсы

Урок
повторения и
обобщения

Урок
актуализации
знаний и
умений

Физикогеографическое
районирование
России.
Природные и
антропогенные
ПТК.
Природная зона
как природный
комплекс. Роль
В.В. Докучаева и
ЛС Берга в
создании учения
о природных
зонах.
Высотная
поясность
Изменение
природы под
влиянием
человека

40

Природа
арктических
островов

Урок
изучения
нового
материала

Состав Арктики.
Особенности
природы

41

Рельеф и
геологическое
строение

42

Климат, внутренние
воды и природные

Урок
изучения
нового
материала
Урок
актуализации

Европейская
Россия – основа
формирования
территории
Российского
государства.

чего зависит
набор высотных
поясов.

Природные
зоны России

Природные
зоны России

Природные
зоны России

КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ ( 29 ЧАСОВ)
ОСТРОВНАЯ АРКТИКА (1 ЧАС)
Уметь: давать
Значение Арктики
Арктика
Знать:
оценку ГП,
для перспектив
особенности
природных условий
развития страны
природы и
и ресурсов, уметь
причины,
составлять прогноз
обусловившие
использования
суровость
территории в
региона
хозяйстве
Знать: состав
территории,
особенности
природы,
Природный и
экологический

Уметь: давать
оценку ГП,
природных условий
и ресурсов для
жизни и
деятельности

- 16 -

правила
природоохранного
поведения, участие
в мероприятиях по
охране природы

Эвристическ
ая беседа с
использован
ием карт
атласа
Анализ карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт
тестирование

взаимосвязей
между ними в
разных
природных
зонах.

§ 28

§ 29

№10
Прогнозиров
ание
изменения
одного из
компонентов
природнотерриториаль
ного
комплекса
при заданном
изменении
другого

Анализ карт

§ 30

Восточноевропейская
равнина

Учебное
исследовани
е по картам

§ 31

Восточноевропейская

Учебное
исследовани

§ 32

зоны
43

ПТК ВосточноЕвропейской
равнины

44

ПТК ВосточноЕвропейской
равнины

знаний и
умений
Урок
актуализации
знаний и
умений
Урок
актуализации
знаний и
умений

Специфика
природы и
ресурсный
потенциал.
Влияние
природных
условий,
ресурсов на
жизнь и
хозяйственную
деятельность
населения.

потенциал
территории.
Географический
фактор в развитии
общества.
Антропогенное
воздействие на
природу.
Рациональное
природопользова
ние.

населения, уметь
составлять прогноз
использования
территории в
хозяйстве
анализировать
карты России

Состав района.
Особенности ГП,
этапы
формирования
района,
Специфика
природы района:
геологическое
строение и
рельеф, климат,
природные зоны,
ресурсы

Знать: состав
района, факторы
формирования
района,
своеобразие
природы
Западной Сибири

Уметь: по карте
определять ГП
района,
Называть и
показывать
природные ресурсы,
объяснять
особенности
природы Западной
Сибири

45

Геологическое
строение, рельеф и
полезные
ископаемые

Урок
актуализации
знаний и
умений

46

Климат и
гидрография

Урок
актуализации
знаний и
умений

47

Природнотерриториальные
комплексы

Урок
актуализации
знаний и
умений

48

Сравнение двух
природных районов

Урок
актуализации
знаний и
умений

49

Геологическая
история и рельеф

Практикум

Состав района.
Особенности ГП
и его влияние на
природу,
хозяйственное
развитие района
и
геополитические
интересы
России.
Историко-

Знать:
природные
условия и
ресурсы.
Природный и
экологический
потенциал
России.
Географический
фактор в развитии
общества.

Значение нефти и
газа как
важнейшего
ресурса Западной
Сибири для страны
и мира

КАВКАЗ (2 ЧАСА)
Уметь: объяснять
Правила
уникальность
природоохранного
района, достоинства поведения,
и сложности ГП,
правила
роль Европейского
толерантности по
Юга в
отношению к
геополитических
представителям
интересах России
различных
народностей.

- 17 -

равнина

е по картам

Восточноевропейская
равнина

Учебное
исследовани
е по картам

§ 33

Восточноевропейская
равнина

Учебное
исследовани
е по картам

§ 34

Западная
Сибирь

Учебное
исследовани
е по картам,
решение
географичес
ких задач

§ 40

Западная
Сибирь

Учебное
исследовани
е по картам,
решение
географичес
ких задач

§ 41

Западная
Сибирь

Учебное
исследовани
е по картам,
решение
географичес
ких задач
Анализ карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт

§ 42

Кавказ

Сопоставлен
ие карт
атласа

Выучить
содержание
таблицы

§ 35

50

Климат, внутренние
воды и высотная
поясность

практикум

Геологическое
строение, рельеф и
полезные
ископаемые
Климат, внутренние
воды и природные
зоны

Практикум

53

Геологическое
строение, рельеф и
полезные
ископаемые

Урок
изучения
нового
материала

54

Климат и
гидрография

Практикум

55

Природнотерриториальные
комплексы

Практикум

51

52

Практикум

географические
этапы развития
района
Специфика
природы
района(природн
ый амфитеатр),
природные
ресурсы,
причины их
разнообразия и
влияние на
жизнь и
хозяйственную
деятельность
населения

Антропогенное
воздействие на
природу.
Рациональное
природопользова
ние.

Состав района.
Основные
историкогеографические
этапы
формирования
района.
Специфика
природы

Знать:
природные
условия и
ресурсы.
Природный и
экологический
потенциал
России.
Географический
фактор в развитии
общества.
Антропогенное
воздействие на
природу.

Урала: рельеф,
климат,
природные зоны
и природные
ресурсы

Знать: состав
района,
особенности ГП,
этапы
формирования,
специфику
природы Урала

Кавказ

Эвристическ
ая беседа по
результатам
групповой
работы:
обсуждение
особенносте
й природы,
природных
богатств и
населения
Европейског
о Юга

§ 36

Крым

Учебное
исследовани
е по картам,
решение
географичес
ких задач

Конспект в
тетради

Урал

Учебное
исследовани
е по картам
Эвристическ
ая беседа по
результатам
групповой
работы:
Учебное
исследовани
е по картам
Эвристическ
ая беседа по
результатам
групповой
работы:
Учебное
исследовани
е по картам

§ 37

Памятники
Всемирного
природного и
культурного
наследия
Достопримечател
ьности региона
КРЫМ (2 ЧАСА)
Уметь: объяснять
Значение Крыма
уникальность
для перспектив
района, достоинства
развития страны
и сложности ГП,
роль Крыма в
геополитических
интересах России

УРАЛ (3 ЧАСА)
Уметь: по карте
Антропогенное
определять ГП
воздействие на
района,
природу.
Рациональное
Называть и
природопользован
показывать формы
ие. Особо
рельефа, объяснять
охраняемые
различия в природе
территории.
Урала

Урал

Урал

- 18 -

§ 38

§ 39

56

путешествие

57

Урок
актуализации
знаний и
умений

58

Геологическое
строение, рельеф,
климат

путешествие

59

Внутренние воды и
ПТК

Урок
актуализации
знаний и
умений

60

Геологическое
строение, рельеф

путешествие

61

Климат, внутренние
воды

Урок
актуализации
знаний и
умений

62

Высотная поясность

Практикум

Состав района.
Особенности ГП,
факторы
формирования
района,
Специфика
природы района:
геологическое
строение и
рельеф, климат,
природные зоны,
ресурсы

Знать: состав
района, факторы
формирования
района,
своеобразие
природы Средней
Сибири

Состав района.
Особенности ГП,
факторы
формирования
района,
Специфика
природы района:
геологическое
строение и
рельеф, климат,
природные зоны,
ресурсы

Знать: состав
района,
особенности ГП и
природы района,

Состав района.
Особенности ГП,
факторы
формирования
района,
Специфика
природы района:
геологическое
строение и
рельеф, климат,
природные зоны,
ресурсы,
особенности
природы в горах

Знать: состав
района,
особенности ГП и
природы района

СРЕДНЯЯ СИБИРЬ (2 ЧАСА)
Уметь: по карте
оценивать ГП
района,
Называть и
показывать
природные ресурсы,
объяснять
особенности
природы Средней
Сибири,
прогнозировать
развитие района
СЕВЕРО – ВОСТОК СИБИРИ (2 ЧАСА)
Уметь: по карте
Особенности
оценивать ГП
условий жизни
района,
людей в районах
крайне
Называть и
неблагоприятных
показывать
природных
природные ресурсы,
условий,
объяснять
сложности
особенности
освоения
природы Северотерритории
Востока Сибири,
прогнозировать
развитие района

ГОРЫ ЮЖНОЙ СИБИРИ (3 ЧАСА)
Уметь: по карте
оценивать ГП
района,
Называть,
показывать и
оценивать
природные ресурсы,
объяснять
особенности
природы СевероВостока Сибири,
прогнозировать
развитие района

Средняя Сибирь
Средняя Сибирь

Северо -Восток

Северо -Восток

Горы Юга
Сибири

Горы Юга
Сибири

Горы Юга
Сибири

- 19 -

Учебное
исследовани
е по картам,
Групповая
работа.
Составление
маршрута
путешествия.
Беседа по
результатам
сравнения
карт

§ 43

Учебное
исследовани
е по картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт
Составление
маршрута
путешествия.
Беседа по
результатам
сравнения
карт

§ 45

Учебное
исследовани
е по картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт
Групповая
работа
Составление
маршрута
путешествия.
Беседа по
результатам
сравнения
карт
Учебное
исследовани
е по картам

§ 47

§ 44

§ 46

§ 48

§ 49

63

Геологическое
строение, рельеф

Путешествие

64

Климат, внутренние
воды, природные
зоны

Урок
актуализации
знаний и
умений

65

ПТК, полуостровная
и островная часть

Путешествие

66

ПТК, Приамурье и
Приморье

Урок
актуализации
знаний и
умений

67

Природные ресурсы
и природные
условия

68

Роль географии в
современном мире

Урок
изучения
нового
материала
Урок
актуализации
знаний и
умений

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК (4 ЧАСА)
Особенности
жизни населения в
самом отдалённом
регионе, проблемы
природопользован
ия

Состав района.
Особенности ГП,
факторы
формирования
района,
Специфика
природы района:
геологическое
строение и
рельеф, климат,
природные зоны,
ресурсы,

Дальний Восток

Дальний Восток

Знать: состав
района,
особенности ГП и
природы района,

Уметь: по карте
оценивать ГП
района,
Называть,
показывать и
оценивать
природные ресурсы,
прогнозировать
развитие района

Дальний Восток

Дальний Восток

Природные
условия и
природные
ресурсы.
Природный и
экологический
потенциал
России

Знать: законы об
охране природы,

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2 ЧАСА)
Уметь: объяснять
Соблюдение
значение природы в
природоохранного
жизни и
поведения в
деятельности
природе, участие в
человека, составлять
природоохранных
географические
мероприятиях
прогнозы,
анализировать
экологические
карты России,

- 20 -

Природные
ресурсы

Учебное
исследовани
е по картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт
Групповая
работа
Беседа по
результатам
сравнения
карт
Учебное
исследовани
е по картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт
Групповая
работа
Составление
маршрута
путешествия.
Беседа по
результатам
сравнения
карт

§ 50

Учебное
исследовани
е по картам

§ 54

Учебное
исследовани
е по картам

§ 55

§ 51

§ 52

§ 53

Перечень обязательных практических работ:

Климат и
погода

Геологическое
строение и
рельеф

Географическое
положение

Раздел, тема

Практическая работа, форма ее выполнения
Практическая работа №1 Характеристика географического положения России. Сравнение географического
положения России с ГП других стран.
Практическая работа №2 Определение поясного времени для разных городов России

Практическая работа №3 Установление связи между тектоническим строением, формами рельефа и полезными
ископаемыми

Практическая работа №4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,
радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового
количества осадков по территории страны
Практическая работа №5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов.
- 21 -

Природные
зоны

Моря
и внутренние
воды

Составление прогноза погоды
Практическая работа №6 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для
характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Практическая работа №7 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и
климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Практическая работа № 8 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

Практическая работа №9 Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей
между ними в разных природных зонах.
Практическая работа №10 Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального
комплекса при заданном изменении другого
Требования к уровню подготовки учащихся:

1. Знать (понимать):
- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
- крупнейшие городские агломерации нашей страны;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
- географию народов населяющих нашу страну;
2. Уметь:
- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной
деятельности человека;
- 22 -

- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное,
Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра
Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач,
Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина,
Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз,
Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак,
Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж,
Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье,
Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская
Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы,
Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, ЦентральноЯкутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, ОкскоДонская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, ПриокскоТеррасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский,
Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
- 23 -

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский
нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский,
Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
1. письменные
 тесты
 ответы на вопросы

правильный ответ – 1 балл
0-49% - «2»
50-69% - «3»
70-89% - «4»
90-100% - «5»
2. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая,
приводить свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.

- 24 -

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».