Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в следующих документах: Декларация прав ребенка, 1959; Декларация о правах умственно отсталых, 1971; Декларация о правах инвалидов, 1975; Конвенция о правах ребенка, 1975; Закон Российской Федерации "Об образовании" №273, статья 79; Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года; Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"; Письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами». Пояснительная записка Содержание 1. Актуальность проблемы социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ 2. Дети с ОВЗ как адресаты инклюзивного образования 3. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ 4.Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования 5. Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования 6. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в МБОУ Школе-интернате; подходы и способы его реализации 7. Содержание образования детей с ОВЗ в условиях МБОУ Школы-интерната 8. Результаты освоения основной образовательной программы 9. Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ 10. Организационные формы интеграции детей с ОВЗ в МБОУ Школе-интернате 11. Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в МБОУ Школе-интернате 1.Актуальность проблемы социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенкаинвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно- функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний. 2.Дети с ограниченными возможностями здоровья как адресаты инклюзивного образования Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития. Вследствие этого часть детей с ОВЗ, наиболее близких по своему развитию к нормативному, закономерно перераспределяется из специального образовательного пространства - специальных (коррекционных) школ - в общеобразовательное пространство массовой школы. Дети с нормальным интеллектом, поэтому обучаются по программе общеобразовательной школы, приспособленной для особенностей их развития. В школе они получают психолого- педагогическую помощь специалистов, с тем, чтобы их отставание от нормально развивающихся сверстников сокращалось. Основная причина –общеобразовательное учреждение является основным институтом социализации ребенка. 3. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его «социальным вывихом» (метафора Л.С.Выготского). Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом и культурой как источником развития человека. В то же время обычный взрослый носитель культуры, как правило, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения в среде сверстников, в социуме, в мире культуры. В силу этого дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют специфические – особые – потребности обучения. Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: начать специальное – коррекционное – обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению; индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения. Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности инклюзивного обучения. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию. 3.1 Возможные коррективы при работе с учебником, образовательными программами, возможные изменения на уроке в классе и заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями. Особенности подачи информации Некоторые учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. Под «изменением способов подачи информации» понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Изменение способов подачи информации не влияют на результаты, полученные в ходе тестирования. Например, некоторым учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе. Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями. Учебники: Обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения. Обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст. Предоставление краткого содержания глав учебников. Обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня. Использование маркеров для выделения важной информации. Использование предложений с пропущенными словами. Обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий. Использование учетных карточек для записи главных тем. Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста. Указание номеров страниц для нахождения верных ответов. Учебная программа: Сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий. Сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов. Альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.). Акцентирование внимания на задании (например, «Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны»). Четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся. Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например,напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме). Работа в классе: Наличие индивидуальных правил для учащихся. Оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся. Поддержание тишины во время интенсивных занятий. Отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов). Обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ. Близость учеников к учителю. Наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг). Использование альтернативы кроссвордам. Сохранение достаточного пространства между партами. Обучение и задания: Использование указаний как в устной, так и письменной форме. Поэтапное разъяснение заданий. Последовательное выполнение заданий. Повторение учащимся инструкции к выполнению задания. Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения. Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача). Близость к учащимся во время объяснения задания. Перемена видов деятельности: Подготовка учащихся к перемене вида деятельности. Предоставление дополнительного времени для завершения задания. Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания. Обеспечение помощи при передвижении. Письменные задания: Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями. Обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя. Дополнение печатных материалов видео и диафильмами. Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске. Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися. Оценка знаний: Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами изатраченными усилиями. Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки. Оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями. Акцентирование внимания на хороших оценках. Разрешение переделать задание, с которым он не справился. Оценка переделанных работ. Использование системы оценок достижений учащихся. Тесты: Устное объяснение заданий. Обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени навыполнение каждой секции теста). Обеспечение учащихся списком слов с определениями. Неограниченное время для выполнения теста. Проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке). Чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов. Разграничение тестов на секции по сходным проблемам. Использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа. Разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качествеальтернативы тесту. Оценка правописания отдельно от содержания работы. Сообщения о достижениях учащихся вместо оценки. Обеспечение напечатанными учебными материалами. Разрешение выполнить тест дома или использованием учебников. Предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами. Написание первой буквы пропущенного слова. Математика: Разрешение использовать калькулятор. Группирование сходных проблем. Размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице). Использование малого количества заданий для получения оценки. Использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы. Предоставление стола с математическими предметами для справочной информации. Обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом. Поэтапное представление проблемных заданий. Использование визуальных пособий (картинок, графиков). Дополнительная информация: Маркирование заданий в учебниках. Обеспечение обратной связи по каждому заданию. Использование линейки во время чтения для его облегчения. Обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях, чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания. Ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение, с ежедневной проверкой и частым оцениванием. Возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед всем классом. Одновременная раздача листов с упражнениями. Последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части. Использование вспомогательных вопросов при выполнении теста. Практика записи заданий в тетради. Использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями. Поведение: Организация учебного дня. Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один изучеников мог подать пример другому. Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать. Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах. Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например,похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши). Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное. Составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника. Предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом «безопасном месте», когда этого требуют обстоятельства. Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент. Игнорирование незначительных поведенческих нарушений. Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, котороеявляется непреднамеренным. Знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимостиприменения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями. 4. Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме. Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи: создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающейудовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов; построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами; интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций; обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграциидетей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам; разработка специализированных программно-методических комплексов дляобучения детей с ОВЗ; координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования; повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросахобучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности; формирование толерантного восприятия и отношения участниковобразовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ. Ожидаемые результаты: выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества; реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование всоответствии с их возможностями; получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями; реализация себя в обществе; повышение качества жизни; улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ. 5. Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования Инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики, в значительной степени затрагивающее основы образования.Поэтому на этапе проектирования необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски и ресурсы, дабы заложить основы по-настоящему действенного инклюзивного образования и избежать перекосов и срывов в его реализации. Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ. Согласование интересов участников инклюзивного образования с позиции учеников, педагогов, администрации общеобразовательного учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом. В основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения, которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это противоречия: - между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками; - между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся; - между объективной оценкой результатов освоения учебной программы индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям; и - между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях; - между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны - и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой; и т.п. Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия: - между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие; - между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам; генеза; - между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного - между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии; и др. Следует отметить, что противоречия, присущие инклюзивному образованию, будучи диалектическими по своей природе, не суть препятствия на пути его осуществления, а скорее – имманентные рычаги созидания и развития. Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативноправового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства. Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативноправовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня. В настоящий обсуждаются проекты Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами - как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение их квалификации. Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуальнотипологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно- воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования. Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение. Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества. В связи со всей сложностью, противоречивостью и ограниченностью инклюзивное обучение детей с ОВЗ сопряжено со многими рисками. Целесообразно различать риски реализации инклюзивного образования и риски нереализации, бездействия. Риски реализации: - так называемая «поверхностная» или формальная инклюзия – реализация права на общее образование детей с ОВЗ формально, поверхностно, на словах, когда детей с ОВЗ принимают в общеобразовательные учреждения, не подготавливая этих учреждений, участников образовательного процесса, не создавая условия для инклюзии; - так называемая «волевая» инклюзия – массовый переход к инклюзивному обучению по единому плану и принципам, без учета специфики образовательного учреждения, без подготовки участников образовательного процесса; - так называемая «гипертрофированная» инклюзия, акцентированная на ограничениях и сложностях обучения и социализации детей с ОВЗ, при которой осуществляется чрезмерная, инфантилизирующая забота о детях с ОВЗ, создается сильная инфраструктура специального образования, усложняющая процесс общего образования, социализации учащихся. Риски нереализации, бездействия: - так называемая «дикая», «стихийная», неуправляемая инклюзия – обучение детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в соответствии с Конституцией РФ и Законом об образовании – в образовательных учреждениях по выбору родителей, по месту жительства, но без создания специальных условий, т.е. без учета их индивидуальности, возможностей. Как следствие - низкое качество обучения, неудовлетворительная социализация, нарушения психического и физического здоровья детей с ОВЗ, других участников образовательного процесса; - неадекватное, неполноценное познавательное и личностное развитие детей с ОВЗ в условиях сегрегации (домашнее обучение, индивидуальное образование с элементами дистанционного обучения, специальное (коррекционное) образование); - нарушения психического и физического здоровья детей с ОВЗ, в том числе грубые, вследствие невозможности их самореализации в обществе в настоящем и будущем; - неудовлетворительное социально-экономическое положение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, вынужденных сегрегировать своих детей от общества и сверстников. 6. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в МБОУ Школеинтернате; подходы и способы его реализации Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном (массовом, неспециальном) учреждении – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоциональноволевом развитии. Как стратегическое направление развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. Ориентиры перестройки системы образования в направлении инклюзии детей с ОВЗ задаются основными принципами инклюзивного образования, предусматривающими реализацию равных прав на образование и социализацию при неравных возможностях. 6.1.Основные принципы инклюзивного образования: по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обученияадекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи; по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь); по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно- воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе; по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивноеобразование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса учреждения; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово- экономического обеспечения процесса обучения и социализации. 6.2. Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах : индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программаучащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций; социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его ; психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации; психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения; индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ; портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ; компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации; повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования; рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами; тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения; адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещенийучреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная средаобучения и социализации; адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха,восстановления работоспособности; сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействияориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитиеи взаимопомощи; толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса. 7. Содержание образования детей с ОВЗ в условиях МБОУ Школы-интерната Освоение основной образовательной программы должно обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Введение такого ребенка в контекст культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе. Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны быть отражены обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса, например: Знания о языке – речевая практика и речевое творчество; Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество; Естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром; Знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружением; Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества; Обществознание – практика жизни в социуме В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов – академического и жизненной компетенции отражает специфику образования для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой общеобразовательное учреждение готовит ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях. Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие. 8. Результаты освоения основной образовательной программы Результаты овладения ребенком образовательных областей представляются на основе освоения им содержательных линий, в которых заложены оба компонента – «академический» и «жизненной компетенции». При этом характеристика ожидаемых результатов должна быть целостной, т.е. отражающей взаимодействие этих компонентов образования: что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования; что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; насколько активно, свободно и творчески он их применяет. Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. У части детей могут быть вполне закономерные локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но такого рода неудачи ребенка не должны рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности перехода на следующую ступень образования. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту сохраняется в его традиционном виде. Вместе с тем, учет особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ предполагает использование специальных оценок продвижения ребенка в достижении ориентиров, заданных стандартом, и оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом, что принципиально для построения и корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в различных областях образования. «Академические» достижения ребенка отражают степень его оснащенности тем запасом знаний и умений, из которых в будущем он сможет выбрать потребные ему для социального развития и личной реализации. Эти достижения рассматриваются как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого ребенком с ОВЗ. Для оценки другой составляющей - результатов развития жизненной компетенции ребенка используется метод экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребенком, включая членов его семьи, и может быть реализована на основе ПМП - консилиума учреждения. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни. Количественная оценка служит не столько для характеристики самого ребенка, сколько для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции. Результаты проведенного экспертной группой анализа могут быть обобщены в индивидуальном профиле развития жизненной компетенции ребенка по основным образовательным областям. 9. Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ На первый план выходит нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ, включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей. Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и специальной педагогики), а также кадров, осуществляющих психологопедагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в МБОУ Школе-интернате. Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Должно быть предусмотрено подушевое финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду. Финансово-экономическое обеспечение устанавливается с учетом необходимости индивидуальной специальной поддержки ребенка с ОВЗ. Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно- образовательной среды. Материально-техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должно быть: организация пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ; организация временного режима обучения; организация рабочего места ребенка с ОВЗ; · технические средства обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства и технологии); · технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей); специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования. Материально-техническое обеспечению должно быть ориентировано не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализации процесса инклюзивного образования. Специфика этого состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ОВЗ. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования. Информационное обеспечение включает необходимую информационно- методическую базу образования детей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса. Инклюзивное обучение требует координации действий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего и специального образования, специалистов системы сопровождения. Специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей. 10. Организационные формы интеграции детей с ОВЗ в МБОУ Школе-интернате В МБОУ Школе-интернате эффективно осуществляется интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, то есть одну из моделей. речевого Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и развития, соответствующим или близким к возрастной норме, обучаются в общеобразовательных классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов. Данная модель инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе предполагает включение нескольких детей с ОВЗ в обычный класс или класс компенсирующего обучения и отработку индивидуального подхода к обучению по стандартной программе. Индивидуальный подход учителя предполагает обстоятельное знакомство ребенка с образовательной средой; изучение индивидуальных особенностей ребенка и подходов работы с ним; персональное обращение и четкое инструктирование; индивидуальный темп, стиль взаимодействия и специальные задания; подключение помощников и посредников из среды одноклассников; сотрудничество со специалистами сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, тьютором), тесное взаимодействие с семьей и др. Такой педагогический подход осуществим при условии методической обеспеченности и творческого поиска учителя, поддержки в педколлективе. Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием освоения этой модели является систематическая специальная психолого- педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить программу общего образования. Частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных создоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках, элективных курсах). Временная интеграция, при которой обучающиеся с ОВЗ вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства детей- инвалидов и детей с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью. Такое объединение способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а для нормально развивающихся детей создают среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой "единое сообщество людей, включающее людей с проблемами". При решении вопроса об интеграции ребенка с отклонением в развитии в образовательную среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показателей, которые условно можно разделить на "внутренние" и "внешние". К внешним показателям относится система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, к внутренним уровень его психофизического и речевого развития. К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся: выявление нарушений в дошкольный период и проведение коррекционной работы , так как в этом случае можно достичь больших результатов в желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и ихразвитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении; желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения; наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь; создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения. К "внутренним" показателям относятся: уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастнойнорме или близкий к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; психологическая готовность к интегрированному обучению. 11. Развитие понятия инклюзивного образования в группах и класса Многие молодые люди, которые не признают расизм, тем не менее высмеивают инвалидность, обзываются или издеваются над людьми, имеющими инвалидность. В школе и классе необходимо создать атмосферу, где все дети чувствуют, что им рады и они в безопасности, способствовать их равенству. Педагогам следует способствовать созданию доброжелательной атмосферы во всех классах, где дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа. Презрение к может быть объяснено и обсуждено, так, чтобы у детей развилось сочувствие (сопереживание), и они смогли бы осудить дискриминацию и привлечь к себе тех, кто чувствует себя изгоями, поддерживая их в классе и вне школы. Маленьких детей можно обучить этому, опираясь на их чувство справедливости. Важно понимание раздражения, которое может принимать множество форм (от того, чтобы слегка отодвинуться от ребенка на ковре, до физического насилия), то есть нежелания сидеть рядом с ребенком, который выглядит, действует или ведет себя по- другому. Следует обсуждать и на первый взгляд, более мелкие прецеденты и делать это следует открыто, так, чтобы тому, кто пострадал от них, была оказана поддержка, и весь класс оценил значение этого. Следует понимать, что дети обучаются по-разному, и они разные по своему развитию, следовательно, и стиль обучения в классах должен быть разнообразным. Следует придавать значение обучению изобразительному искусству, музыке, драматическому искусству, танцам и физкультуре не меньше, чем другим предметам, так как навыки и достижения в этих областях, и как следствие этого, самооценка, ведут к достижению больших успехов по всем предметам. Педагоги должны избегать использования стереотипов и не комментировать предрассудки на уроках и даже после уроков при детях. Они не должны допускать обзывания, объясняя детям, почему это обидно, а также стирать оскорбительные надписи. Следует оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями, понимая, что дети, которые живут в страхе, не могут учиться. Необходимо отмечать достижения ребенка относительно его прошлых успехов, нестандартные достижения. Следует использовать возможности внешкольной работы, например, во время занятий в кружках, игровых занятий, обсуждать СМИ и фильмы, приглашать в гости людей из организаций инвалидов. Следует демонстрировать работы учеников и их достижения в любых областях, как в школе, так и вне стен школы. Подготавливая материалы к урокам, можно сделать хороший обзор различных культур и людей. Используя такие ресурсы как книги, плакаты и программное обеспечение, следует убедиться, что эти материалы способствуют инклюзивному образованию. Необходимо, чтобы школы были доступными, чтобы ученики, родители и педагоги могли общаться. Как это сделать? Учителя должны стараться ежедневно находить возможность говорить с детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят. Более эффективно выносить подобные вопросы на открытое обсуждение и коллективно рассматривать их, чем встречаться с отдельным ребенком во время перемены, хотя в некоторых случаях именно это бывает лучшим вариантом. Во всех группах и классах, если кого-то обидели (даже слегка), педагог может остановить занятие и обсудить это. Группа может обсуждать вопрос, и целью обсуждения является развить позитивное отношение. Ребенок, который подвергся унижению, на первый взгляд, небольшому, должен знать, что учитель на его стороне, и что весь класс/группа знает об этом. Педагоги должны использовать свой авторитет для того, чтобы разобраться в происшедшем. Следует рассаживать класс/группу таким образом, чтобы дети, насколько это возможно, могли работать автономно, имея легкий доступ к оборудованию. У педагогов должен быть гибкий подход к выполнению заданий, которые обязательны в определенных учебных планах. Следует разбить класс на группы, по парам, и по маленьким группам, дать индивидуальные задания. Убедитесь в том, что состав групп варьируется (принимая во внимание интересы детей) – необходимо присутствие в группах людей с инвалидностью и без, разного социального и этнического происхождения и пола. Учитель должен показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти достижения. Так следует поступать во всех областях – творческой, физической, социальной и академической – давая понять, что соревнование между детьми неприемлемо. Это создаст в классах большой моральный комфорт. Особенности организации класса: Убедитесь, что дети с трудностями по зрению и слуху сидят на ковре или за столом в таком месте, где они могут принимать полное участие в деятельности класса. Убедитесь в том, что дети, которые имеют трудности в обучении, могут принять участие в играх, а также использовать все возможности обучения. Убедитесь, что все дети с любыми медицинскими проблемами, которым необходимоесть, пить или ходить в туалет более часто, чем другим детям, могут делать это, не чувствуя себя неловко. Если ребенок не может долго стоять, убедитесь, что он не стоит в очереди, например, во время обеда, и садится хотя бы с одним другом (это можно варьировать), так чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким или не находился бы только со взрослым. Если детям трудно сконцентрироваться или сидеть спокойно из-за невидимой инвалидности, такой как недостаток внимания вследствие гиперактивности, позвольте им заняться тем, чем они хотят заниматься, даже если остальная группа делает что-то другое. 12. Основные мероприятия Программы «Инклюзивное образование в МБОУ Школе-интернате» № 1 Мероприятия Сроки Организационная работа Определение статуса ребёнка, Август- сентябрь оформление картотеки личных дел на детей – инвалидов, обучающихся в ОУ Ответственные отв. по инклюзии 2 Заседание ПМПк по утверждению плана работы с детьми – инвалидами на 20152016 уч.год Август- сентябрь Комиссия ПМПк 3 Обновление документации детей – инвалидов. Коррекция списков В течение года отв. по инклюзии 4 Вовлечение детей – инвалидов и учащихся с ОВЗ в секции и кружки с целью организации досуга подростков. В течение года отв. по инклюзии 5. Заседание ПМПк по обращению родителей, классных руководителей. По мере необходимости педагог-психолог. 6. Координация мер, направленных на достижение толерантного отношения к детям – инвалидам и детям с ОВЗ. зам. директора по ВР В течение года 7. Выявление детей с ограниченными Постоянно возможностями здоровья Рабочая группа 8. Проведение совещаний, семинаров, По плану работы курсов повышения квалификаций педагогических работников Руководитель ОУ отв. по инклюзии Нормативно-правовое обеспечение 1. Формирование нормативно-правовой По мере Руководитель ОУ базы. Издание распорядительных необходимости документов(распоряжений, приказов), локальных актов(положений, инструкций), регламентирующих порядок организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении 2. Создание рабочей группы по реализации Май 2014 г. экспериментального проекта Администрация школы 3. Заседания рабочей группы по реализации проекта Администрация 4. Соблюдение санитарно-гигиенических Постоянно условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья По мере необходимости Руководитель ОУ Методическое 1. 2. Лекции на родительских собраниях о воспитании в семье толерантного отношения к людям с ОВЗ. кл. руководители, Накопление банка данных на основе изучения опыта школ, работающих в системе инклюзивного образования. Зам.директора по УР В течение года отв. по инклюзии В течение года Организация образовательного процесса 1. Обучение основам работы на персональном компьютере детей с ограниченными Рабочая группа В течение года Зам.директора по УР По ситуации возможностями здоровья, подлежащих инклюзивному обучению 2. Обеспечение оперативного доступа к консультативным услугам по вопросам образовательного процесса 3. Включение детей начальных классов в Зам.директора по УР, уроки музыки, ИЗО, технологии в классах учителя По расписанию 4. Вовлечение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в проекты воспитательной системы школы В течение года Зам.директора по ВР Психолого-педагогическое, коррекционное 1. Логопедическое и дефектологическое обследование учащихся и формирование группы для индивидуальных занятий. 2. Психологическое обследование детей – инвалидов. Учитель-логопед, Сентябрь, октябрь Педагог-психолог Сентябрь, октябрь 3. Обследование эмоционально – волевой сферы несовершеннолетних. Педагог-психолог Октябрь, январь, апрель. 4. Проведение диагностических обследований с целью выработки рекомендаций педагогам и родителям. Педагог психолог, В течение года по мере необходимости Индивидуальное консультирование по возникшим проблемам. Учитель-логопед, Мониторинг успеваемости детей – инвалидов и детей с ОВЗ с целью оказания психолого – педагогической помощи в обучении. Кл. руководители, Консультативная помощь родителям. Отв. по инклюзии 5. 6. 7. учитель-логопед. педагог-психолог завучи школы учителя, специалисты. В течение года по ме ре необходимости Перед окончанием каждой четверти По мере необходимости Медицинское 1. Изучение медицинских карт. Мед. работник 2. Мониторинг состояния здоровья детей – инвалидов и учащихся с ОВЗ. Мед. работник Август-сентябрь В течение года Материально-техническое 1. Обеспечение условий для детей – инвалидов и детей с ОВЗ. Директор, В течение года зам.директора по АХЧ Социальное партнёрство 1. Посещение семинаров, совещаний, Зам. директора по УР В течение года отправление отчётов. Участие в методических секциях, семинарах, конференциях. 2. Зам. директора по УР В течение года Работа с родителями Проведение разъяснительной и консультационной работы среди родителей Зам. директора по УР, 2. Проведение родительских собраний, семинаров, диспутов, тренингов, мониторингов, круглых столов для родителей Администрация ОУ, педагог-психолог По мере необходимости 3. Проведение анализа готовности родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья к переходу на инклюзивное образование Зам.директора по УР До 01.09.2015 1. Постоянно Педагог-психолог 13. Основные направления реализации программы 1.Раннее выявление и коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья; 2 Интеграция коррекционно- развивающего и общего образования; 3. Кадрово- методическое обеспечение программы; 4.Управление реализацией программы; 5.Мониторинг реализации программы. 14. Показатели и индикаторы выполнения программы: Динамика развития обучающихся; Динамики здоровьяобучающихся; Динамика качества знаний учащихся; Сохранение контингента обучающихся; Наличие/отсутствие не посещающих; Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, участвующих в деятельности детских объединений, в жизни класса, школы (в % от общего числа учащихся); Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, занятых дополнительным образованием; Наличие социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья; Распределение детей с ОВЗ по классам. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ Безопасная образовательная среда – образовательная среда, которая удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов, обеспечивает диалогичность взаимодействия, обучение сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии, развитие и формирование психологически здоровой личности. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Коучинг – это тренинг самореализации в форме бесед(ы), во время которой тренер (коуч) несёт ответственность за ход сессии (беседы), а клиент (игрок) за её содержание. Моделирование – построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Образовательная программа (ОП) – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией, и препятствующие получению образования без специальных условий. Психодиагностика – совокупность приемов и методов, направленных на получение диагноза психологических особенностей индивида. Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе или организации. Психологическое просвещение – раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Психолого-медико-педагогическая комиссия – создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Комиссия может быть центральной или территориальной. Социальный педагог – это педагог, который изучает социальное воспитание ребенка в контексте его социализации. Тайм-менеджмент – это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Учитель-дефектолог – специалист в области дефектологии. Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) – специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Дефектолог (в узком понимании этого термина) – коррекционный педагог. Учитель-логопед – специалист в области дефектологии. Логопед – коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. Фокус-группа – групповое фокусированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников "субъективной информации" по их восприятию самых различных объектов. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)